Вопросы экономики в школьном курсе истории в VIII-X классах (Вагин) 1955 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Вопросы экономики в школьном курсе истории в VIII-X классах (Вагин) 1955

Назначение: Книга для учителя (ОЧЕРК МЕТОДИКИ)

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Ленинград • 1955

Авторство: А. А. Вагин

Формат: PDF Размер файла: 4.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

Введение 3

Глава I. Историко-экономический материал школьного курса и основные вопросы методики его изучения в старших классах 7

Глава II. Приёмы и средства конкретизации историко экономического материала 33

Глава III. Формирование историко-экономических понятий 67

Глава IV. Изучение вопросов экономики в разделе «Разложение крепостничества и зарождение капитализма в России» 97

Глава V. Изучение темы «Развитие капитализма в России во второй половине XIX в.» 131

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Вопросы экономики в школьном курсе истории в VIII-X классах (Вагин) 1955 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Введение

Каждый учитель истории знает, как легко и увлекательно проходят обычно уроки, посвящённые героическому военному прошлому, истории революционного движения, вопросам культуры, какой интерес вызывают они у школьников.

При изучении этой тематики учитель, исходя из идейно-воспитательных задач темы, уверенно отбирает наиболее ценный материал, применяет разнообразные наглядные пособия, использует исторический документ, художественную литературу, чтобы сделать уроки более яркими и полноценными.

Иное дело - изучение вопросов экономики.

Этот материал более труден, да и в учебнике он изложен значительно суше: здесь много цифр, отвлечённых формулировок, скучных диаграмм. Изложенный в такой форме, он не вызывает интереса у школьников.

Нередко и сам учитель считает этот материал неинтересным. Его рассказ о хозяйственной жизни прошлого обычно не блещет ни художественными образами, ни яркими характеристиками. Ограничившись пересказом учебника, учитель спешит перейти к более увлекательным темам.

Немало учителей с сомнением отнеслись бы к утверждению, что уроки на тему "Экономическое развитие России в конце XVIII в." или "Развитие капитализма после реформы 1861 г." могут быть проведены столь же увлекательно, живо, доходчиво и с неменьшим идейно-воспитательным результатом, чем уроки о восстании декабристов или о разгроме Деникина.

Безусловно, историко-экономический материал школь* ного курса представляет для учителя ряд трудностей. Методика преподавания этого материала разработана слабо; учитель часто не располагает красочными фактами, чтобы изложить его доступно и интересно.

Не удивительно, что вопросы экономики значительно слабее усваиваются учащимися даже в старших классах. Многие школьники слабо представляют себе закономерный процесс развития первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического строя, недостаточно чётко различают существенные черты, присущие каждой из этих исторических систем общественного хозяйства.

А между тем глубокое усвоение историко-экономического материала в рамках школьной программы является необходимым условием подведения учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории.

При изучении этого материала учащиеся убеждаются в том, что история общества есть прежде всего история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга, история развития производительных сил и производственных отношений.

На историко-экономическом материале прежде всего учитель раскрывает перед учащимися основные объективные законы исторического развития.

Изучение вопросов экономики даёт возможность с наибольшей убедительностью показать роль трудящихся масс как подлинных творцов истории и создателей материальной культуры, показать, что ".. .история общественного развития есть вместе с тем история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс.. ."*.

На этих уроках перед учащимися раскрываются картины труда в различные исторические эпохи. Знакомя школьников с конкретными формами эксплуатации человека человеком в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществе, мы воспитываем в них чувство ненависти к эксплуататорскому строю, ко всем эксплуататорам. Изучение этого материала помогает нам с убедительностью раскрыть перед учащимися всемирно- историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, навсегда уничтожившей в нашей

1 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 116.

стране эксплуатацию человека человеком,, и показать преимущества нашего общественного строя.

Руководствуясь марксистским учением об основных законах капитализма и социализма, мы освещаем историко-экономический материал курса в духе противопоставления социалистического общественного строя капиталистическому, в духе идейного наступления на капитализм и разоблачения его эксплуататорской сущности, показываем учащимся превосходство социалистического строя над капиталистическим.

Объясняя на конкретном материале основные законы и тенденции развития капитализма (концентрацию производства, накопление капиталов, обнищание пролетариата, разорение мелких собственников, обострение классовых противоречий, периодические кризисы), показывая загни-вание капитализма в стадии империализма и углубление кризиса мировой капиталистической системы в результате второй мировой войны, мы подводим учащихся к по- ' ниманию неизбежности краха капитализма, воспитываем уверенность в победе коммунизма.

На материале заключительных разделов курса истории СССР мы знакомим учащихся с историей социалистического строительства в СССР и раскрываем всемирно-историческое значение победы социализма в нашей стране.

Изучение этого материала имеет особо важное значение в воспитании у учащихся чувства советского патриотизма, чувства гордости за наш народ и наше отечество, любви и преданности КПСС и её Центральному Комитету, в воспитании коммунистического отношения к труду и других качеств будущих строителей коммунизма.

Успешное решение этих задач на историко-экономическом материале школьного курса в значительной мере зависит, во-первых, от того, насколько правильно мы отберём конкретный, доступный и убедительный материал, с помощью которого мы разъясним и конкретизируем сжатые формулировки учебника, и, во-вторых, от того, в какой форме, т. е. с помощью каких методов и приёмов, мы доведём этот материал до учащихся.

Настоящая брошюра представляет собой очерк лишь некоторых вопросов методики преподавания историко экономического материала в школьном курсе истории. Её цель - оказать посильную практическую помощь учителю.

В первых трёх главах сделана попытка теоретически обобщить опыт работы самого автора и изученный им опыт ряда ленинградских учителей. При этом основное внимание уделено методам и приёмам конкретизации историко-экономического материала и формирования историко-экономических понятий.

В двух последних главах на материале курса истории СССР в IX классе эти методы и приёмы показаны в их практическом применении, в системе работы учителя над конкретными историко-экономическими вопросами курса.

Глава I

ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ . ШКОЛЬНОГО КУРСА И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

1

Историко-экономический материал, с которым знакомятся в курсе истории учащиеся VIII-IX классов, весьма обширен.

Так, при изучении истории СССР с древнейших времён до конца XVII в. учащиеся знакомятся с техникой палеолита и неолита, с мотыжным и плужным земледелием, с кочевым скотоводством, с первобытно-общинным строем и его разложением, с хозяйством скифов и с экономической жизнью греческих колоний в Причерноморье, с разложением первобытно-общинного строя у восточных славян, с их поземельной общиной, с подсечным земледелием и трёхпольем, с возникновением феодальных отношений в Закавказье, с развитием на Руси феодального землевладения и его различными формами (поместье, вотчина), с различными группами земледельческого населения, начиная от смердов, закупов и холопов и кончая черносошными, владельческими и монастырскими крестьянами XVII в., с различными формами феодальной экс-плуатации, с данями, полюдьем, натуральным и денежным оброком, барщиной, с ремеслом древней Руси и с посадским тяглом XVII в., с натуральным хозяйством, с развитием местных рынков и образованием всероссийского рынка, с основными чертами крепостного хозяйства, с крепостной мануфактурой и т. п.

Ещё более обширен и разнообразен историко-экономический материал курса новой истории и курса истории СССР в IX и X классах, где учащиеся должны усвоить значительно более сложные историко-экономические понятия и разобраться в серьёзных теоретических вопросах (учение о возможности построения социализма в нашей стране, сущность нэпа, задачи индустриализации, значение коллективизации сельского хозяйства и т. п.).

Было бы, однако, ошибкой, исходя из объёма историко-экономического материала в школьном курсе истории, ставить перед собой задачу добиться усвоения школьниками стройной системы основных понятий марксистско-ленинской политической экономии.

На материале школьного курса истории мы не можем дать такой системы знаний по политической экономии. Это пе предусмотрено школьной программой да и непосильно для учащихся VIII-IX классов ни по их возрасту, ни по знаниям: ". . .политическую экономию,-писал В. И. Ленин, - нельзя изучать так себе... без всяких предварительных познаний, без ознакомления с весьма многими и весьма важными вопросами истории, статистики и пр." Ч

Изучение историко-экономического материала в школьном курсе закладывает лишь конкретно-историческую основу, облегчающую учащимся дальнейшее изучение политической экономии в высшей школе или в порядке самообразования.

Но было бы не меньшей ошибкой считать, что в изучении вопросов экономики в школьном курсе истории нет вообще никакой системы и что работа учителя сводится лишь к тому, чтобы от времени до времени на отдельных уроках сообщать отдельные факты из экономической жизни прошлого, не заботясь о внутренней связи и последовательности этого материала.

Нельзя отрицать, что историко-экономический материал школьного курса имеет фрагментарный характер, что он включён в отдельные темы и даже в отдельные уроки в связи с той или иной тематикой курса. И тем не менее в содержании и расположении этого материала в курсе истории в старших классах имеется определённая система и последовательность.

1 В. И. Ленин, Соч., т. 4, стр. 36.

Опираясь на этот материал, учитель имеет возможность создать у учащихся цельное представление об экономической жизни на различных ступенях исторического развития.

Убедиться в этом нам поможет сводная таблица с указанием основных историко-экономических проблем" которые входят в содержание курса истории в VIII-X классах (см. стр. 10).

Таким образом, содержание и структура курса требуют изложения историко-экономического материала в исторической последовательности, в форме характеристики основных типов производственных отношений, а именно: первобытно-общинного строя, рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и социализма.

Конкретно-историческое содержание курса даёт вполне достаточный материал для формирования целостных представлений об этих системах общественного хозяйства и основных понятий о коренных чертах каждой системы. Но решение этих задач требует применения особых методических приёмов.

Прежде всего необходимо учитывать, что при изучении историко-экономического материала учащиеся неоднократно встречаются с различными конкретными формами одного и того же экономического явления, с различным проявлением одной и той же закономерности, с теми же или аналогичными экономическими процессами, но в различных разделах курса - в сочетании с различным конкретно-историческим материалом, в связи с иными историческими событиями и нередко в иной исторической обстановке или на иной стадии развития данного явления. '

Так, об основных чертах феодального хозяйства школьник узнаёт и из курса истории средних веков (VI- VII классы) и из истории СССР (VIII и IX классы); с развитием капитализма, его закономерностями и противоречиями он знакомится и в курсе новой истории в VIII классе и на уроках истории СССР в IX классе; с фактами, характеризующими экономику империализма, он встречается неоднократно при изучении конкретной истории различных капиталистических стран в конце XIX и начале XX в.

Это определяется, во-первых, самим характером историко-экономического материала, отражающего общие закономерные явления и процессы хозяйственного развития в различных странах, далеко не всегда совпадающие хронологически; во-вторых, связью между историей СССР и всеобщей историей, которая отражена в содержании и структуре школьной программы.

И так как повторное ознакомление на новом материале с известным экономическим явлением или с коренными чертами хозяйственного строя нередко отделено значительным промежутком времени от первого знакомства с тем же явлением, мы вынуждены каждый раз вспоминать с учащимися ранее усвоенную характеристику явления или соответствующее определение, а уже затем формулировать то новое, те черты дальнейшего развития или те особенности, которые мы с учащимися открываем путём анализа или путём сравнения с аналогичным явлением, изученным ранее. Сталкиваясь, например, с крепостной мануфактурой XVII в. в России, мы вспоминаем определение мануфактуры, усвоенное из курса средних веков в VII классе. При изучении в IX классе эволюции крепостной экономики XVIII в. в России мы вспоминаем основные черты барщинного хозяйства, с которыми учащиеся знакомы из курса истории СССР в VIII классе, а затем уже выявляем черты начавшегося разложения крепостного хозяйства.

Приступая в X классе к раскрытию понятия "военно феодальный империализм в России", мы вспоминаем признаки империализма, усвоенные учащимися из курса новой истории, а затем уже выясняем своеобразие российского империализма.

При этом имеет место и простое повторение уже изложенного, но это неизбежно- и даже необходимо при изучении вопросов экономики. В. И. Ленин указывал, что при изложении экономических явлений в историческом развитии получаются повторения, ".. .полезные для начинающего, потому что он тверже усваивает себе особенно важные положения" Ч

Только при условии повторения ранее изученного историко-экономического материала мы можем добиться усвоения учащимися прочных- знаний.

Однако повторение в данном случае служит не только задаче закрепления, но, что гораздо важнее, установлению связи между фактическими знаниями, полученными из различных разделов курса, систематизации и углублению усвоенных понятий, выработке умения применять имеющиеся знания к изучению нового материала.

Система работы с учащимися над изучением вопросов экономики требует не только повторения, но и обобщения материала.

Одним из приёмов обобщения историко-экономического материала является обзор ряда изученных ранее фактов с целью их анализа и выявления их закономерности.

Так, при изучении начала промышленного переворота в России полезно вспомнить ранее известные факты о развитии кустарных промыслов, о возникновении капиталистической мануфактуры из крестьянских кустарных промыслов (село Иваново) и на этой основе подвести к пониманию общей закономерности, показав три стадии развития капитализма в русской промышленности

Чтобы показать учащимся периодичность промышленных кризисов при капитализме, мы можем при изучении развития промышленности в России 1861- 1900 гг. вспомнить известные учащимся из курса новой истории факты о кризисах XIX в. в капиталистических странах Запада, сопоставить их с данными о кризисах в России и сделать соответствующие выводы.

Анализируя предпосылки промышленного подъёма в 1890-е годы в России, мы вспоминаем условия, необходимые для развития капиталистической промышленности (накопление капиталов, наличие свободной рабочей силы и рынка сбыта), которые усвоены учащимися ещё при изучении промышленного переворота в Англии. Но на новом материале мы значительно обогащаем понятие о развитии внутреннего рынка, о накоплении капитала и т. д.1 2.

При изучении историко-экономического материала особенно необходимы, и важны повторительно-обобщаю- щие уроки. Больше того, если речь идёт не об отдельных элементах урока, а о целом уроке, посвящённом вопросам экономики, в его содержании всегда имеет место обобщение.

1 См. об этом в главе IV, пункт 5.

2 См. об этом в главе V, пункт 5.

Например, в уроке на тему "Развитие феодально- крепостнического хозяйства в XVII в." мы раскрываем перед учащимися ленинскую характеристику барщинного хозяйства, обобщая, таким образом, все ранее полученные знания о феодальном хозяйстве.

На уроках по истории Англии конца XVIII в., выясняя предпосылки промышленного переворота, мы обобщаем знания учащихся о ремесле, мануфактуре, огораживаниях, ограблении колоний, разорении крестьян и ремесленников.

На уроке "Экономическое развитие Англии в конце XIX в." известные учащимся данные о колониях и колониальной политике Англии мы обобщаем в понятие "колониальный характер английского империализма".

При этом главная, основная функция обобщения историко-экономического материала заключается не столько в том, чтобы выявить некоторые общие признаки, присущие самым различным явлениям экономической жизни, сколько в том, чтобы ".. .представить отдельные стороны и отдельные явления... хозяйственной жизни, как составные части определенной системы общественного хозяйства, как проявления коренных черт этой системы. . ." >.

Только так и можно создать у учащихся цельное представление и отчётливое понятие об определённом экономическом строе, о процессах и закономерностях развития хозяйственной жизни.

Так, отдельные факты и явления, показательные для процесса разложения крепостнического строя, мы обобщаем и раскрываем как признаки разложения крепостнической экономики 1 2.

Хозяйственные явления, о которых учащиеся узнали из истории капиталистических стран конца XIX и начала XX в. в обобщающей теме "Империализм как высшая и последняя стадия капитализма", раскрываются перед ними как признаки империализма, как его ко- р е н н ы е черты.

При изучении экономического развития России во второй половине XIX в. отдельные факты и детали (крестьянское малоземелье, кабальные формы аренды исполу и

1 В. И. Ленин, Соч., т. 4, стр. 34.

2 См. об этом в главе IV, пункт 7.

за отработки, чересполосица и принудительный севооборот, круговая порука и пр.) обобщаются в понятие "пережитки крепостничества", а само это понятие выступает в дальнейшем обобщении как один из признаков военно-феодального империализма.

2

Излагая, обобщая и закрепляя историко-экономический материал курса, раскрывая на этом материале общие закономерности и общую картину исторического развития человеческого общества, мы подводим учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории, к актуальным вопросам современности, к пониманию задач нашей борьбы за построение коммунизма. В этом заключается идейная целеустремлённость курса. Этой задаче служит вся система нашей работы с учащимися над изучением вопросов экономики в курсе истории. Поэтому очень важно при изложении отдельных фактов экономического развития, при освещении отдельных вопросов экономики рассматривать их изучение и усвоение как звено, этап, ступень в раскрытии больших идей курса, в разрешении его основных идейно-образовательных и воспитательных задач. Содержание работы над историко-экономическим материалом программы должно быть продумано в свете этих задач и подчинено их решению. Тогда изучение этого материала явится осуществлением последовательной системы нашего идейно-образовательного воздействия на учащихся.

Попытаемся на экономическом материале курса истории в VIII-X классах наметить идейное единство и связь между ведущими проблемами его основных разделов.

На первых уроках истории СССР в VIII классе мы углубляем и приводим в систему представления учащихся о первобытно-общинном строе, возникновении классов, основных чертах рабовладельческого строя и причинах его крушения на территории СССР.

Материал о восточных славянах даёт возможность впервые в курсе истории вполне конкретно и с глубиной, соответствующей старшему возрасту, показать причины разложения родового строя, образование соседской общины, её дифференциацию и становление феодальных отношений, обусловленное развитием производительных сил

и в первую очередь в области земледелия. Утверждение феодального строя связывается в сознании учащихся с образованием крупного землевладения и закабалением земледельца/

На дальнейшем материале курса раскрывается конкретно-историческая картина феодального способа производства на последовательных ступенях его развития: феодальное хозяйство древней Руси, феодальное хозяйство в Новгородской земле XIII в., феодальная вотчина XIV в. (§ 26), помещики и крестьяне в XV-XVI вв. (§ 36, 39, 44). Изучение этого материала завершается темой "Феодально-крепостническое хозяйство в XVII в." (§ 51), где даётся обобщающая характеристика барщинного хозяйства.

Во втором полугодии, на материале новой истории, учащиеся знакомятся с основными чертами и закономерностями развития капитализма.

Таким образом, на протяжении учебного года учащиеся изучают последовательно четыре общественно-экономических строя, сменяющих один другой. Обобщение этого материала осуществляется в теме "Возникновение научного коммунизма" на материале первой и второй глав "Манифеста Коммунистической партии", где идея революционного свержения капиталистического строя и установления диктатуры пролетариата выступает для учащихся как учение, обоснованное научным анализом всего предшествующего исторического развития. Понятие о закономерной смене исторических систем общественного производства (мы не даём термина формация) и об особенностях каждой из них прочно входит в сознание учащихся.

Если в курсе VIII класса внимание школьников в основном сосредоточивалось на становлении и расцвете феодально-крепостнического хозяйства в России, победе и утверждении капитализма в Западной Европе и США, то в IX классе перед учащимися раскрываются более сложные проблемы: разложение крепостничества в России и загнивание капитализма (в курсе новой истории). Таким образом, дважды в течение учебного года перед учащимися встаёт картина загнивания старого общественно-экономического строя и раскрывается идея необходимости его революционного устранения. В последнем разделе курса истории СССР, на мате

риале пореформенной экономики, завершается изучение развития капитализма (в домонополистической стадии) и даётся обобщающая характеристика его коренных черт. На этом же материале раскрывается понятие о пережитках крепостничества и идея их революционного устранения, идея необходимости буржуазной революции в России.

В курсе новой истории в теме "Империализм" мы даём характеристику последней стадии капитализма и показываем необходимость и закономерность социалистической революции. Здесь же учащиеся впервые знакомятся с учением о возможности победы социалистической революции в одной, при этом не самой развитой, капиталистической стране.

На историко-экономическом материале, изучаемом в VIII-IX классах, учащиеся убеждаются в решающей роли масс и классовой борьбы в развитии общества и в смене одного общественно-экономического строя другим. На примере восстания Савмака мы показываем роль восстаний рабов в крушении рабовладельческого строя, на примере революционной борьбы масс в Англии XVII и во Франции XVIII в. демонстрируем процесс революционной смены феодализма капитализмом.

В курсе IX класса мы показываем роль крестьянских движений в расшатывании крепостнического строя в России.

Идея буржуазной революции, призванной ликвидировать пережитки крепостничества, и идея социалистической революции, ликвидирующей капитализм, - вот две важнейшие идеи, которые мы формируем у учащихся на материале курса в IX классе.

А в первой же теме курса X класса эти две идеи, существовавшие до сих пор раздельно в сознании учащихся, теперь сближаются: характеристика российского военно-феодального империализма, характеристика русского царизма подводит учащихся к ленинской идее перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую: кто хотел бить по царизму, тот неизбежно замахивался на империализм.

Весь историко-экономический материал первых двух разделов курса X класса: и катастрофическое экономическое отставание страны, и рост зависимости российской экономики от иностранного капитала, и результаты стостолыпинской аграрной реформы, и рост монополистического капитализма в России, и экономическая катастрофа, которая осенью 1917 г. угрожала стране в результате им-периалистической войны, - всё это раскрывается как обоснование объективной, закономерной необходимости социалистической революции в России.

История Великой Октябрьской социалистической революции - не только важнейший раздел программы X класса, но и центральная тема всего курса истории в средней школе. В этой теме сходятся ведущие линии идейно-образовательной работы, проводимой советским учителем на всех предшествующих этапах его занятий с классом. Начиная с этой темы, изучение историко-эко-номического материала приобретает совершенно новое идейное содержание и неизмеримо большее воспитательное значение.

До сих пор история хозяйственного развития была историей смены одной формы эксплуатации другой формой. История социалистического строительства в нашей стране, начиная с Великой Октябрьской революции, есть история ликвидации всякой эксплуатации человека человеком.

До сих пор активная роль в укреплении определённого экономического строя принадлежала государству, выражавшему классовые интересы эксплуататоров. Советское государство, созданное Октябрьской революцией, выступает как власть трудящихся масс, строящих под руководством КПСС бесклассовое социалистическое общество.

До сих пор роль народных масс в революционной смене одного общественно-экономического строя другим сводилась в основном к расшатыванию, разрушению старых форм эксплуатации, старой системы хозяйственных отношений. Так, восстания рабов ликвидировали рабовладельческий строй, восстания крестьян нанесли могучий удар крепостническому строю.

История социалистической революции в СССР есть история созидательного творчества трудящихся масс, история создания новых производственных отношений в результате активной деятельности самих трудящихся под руководством Коммунистической партии.

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика