Skip to main content

стр 59-62 - "Наука и Религия" №2 1978 - (ЧЕЛОВЕК ВСЕХ ВРЕМЕН - Томас МОР)

К. ЯМ, кандидат философских наук

500 лет со дня рождения Томаса МОРА

ЧЕЛОВЕК ВСЕХ ВРЕМЕН

ЧЕЛОВЕК ВСЕХ ВРЕМЕН Томас МОР

РОДОНАЧАЛЬНИК утопического социализма, оригинальный представитель гуманистической литературы XVI века, побудивший Эразма Роттердамского написать бессмертную сатиру «Похвала глупости», отец новой английской прозы, автор «Истории Ричарда III», создатель сотен эпиграмм, сатир, миниатюрных комедий, Томас Мор (1478—1535 гг.) открыл эпоху английского Возрождения, породившую Вильяма Шекспира и Фрэнсиса Бэкона.

Уже во время учебы в Кентерберийском колледже Оксфордского университета Мор интересовался античной философией и литературой, особенно его привлекали «коммунистические» идеи Платона, философское наследие Аристотеля и Эпикура, поэмы Гомера, драмы Софокла, сатиры Лукиана. Знакомство с оксфордскими гуманистами, прежде всего с Джоном Колетом, определило круг научных и философских интересов Мора: он изучает древние языки, геометрию, астрономию, переводит на английский биографию итальянского гуманиста и философа Пико делла Мирандола.

Получив юридическое образование, Мор, благодаря незаурядным способностям, честности и трудолюбию, совершил небывалое в истории Англии восхождение до лорда-канцлера королевства.

В мае 1515 года Мор в составе королевского посольства едет во Фландрию с важным дипломатическим поручением Генриха VIII. Именно здесь

он приступает к работе над книгой, принесшей ему славу и признание всего человечества. В 1516 году в городе Лувене выходит «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» Мора, открывшая новое направление в развитии мировой общественной мысли, состоит из двух частей. Основное содержание первой части—разоблачение политических и социальных порядков английской действительности периода первоначального накопления.

В начале XVI века в недрах английского феодального общества зарождаются капиталистические отношения. Развитие сукноделия, овцеводства, повышение цен на шерсть привели к превращению значительной части земель в пастбища и к сокращению хлебопашества, в результате чего бывшие крестьяне, покинув свои разоренные деревни, пополнили толпы нищих бродяг. «Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, — писал Мор, обращаясь к английским лордам, — теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Томас Мор с беспощадной правдивостью нарисовал мрачные сцены огораживания и превращения в пастбища отобранных у английского крестьянства общинных земель. В XXIV главе «Капитала»

К. Маркс, говоря о неизлечимых пороках раннего капитализма — безработице и нищете, продажности властей, преступности и бесчеловечных законах, — ссылается на «Утопию».

Трагическая судьба английского крестьянства эпохи первоначального накопления побудила Мора к поискам новых принципов государственного устройства, где не будет вопиющих социальных контрастов: нищеты и роскоши, подневольного труда и праздности, общенародной придавленности и неограниченного деспотизма. Мор высказал заветную мысль: источник социального зла — частная собственность, необходимой предпосылкой установления справедливого общественного строя является обязательное ее уничтожение. Впервые в истории общественной мысли он создал идеальную модель социалистического общества, основанного на общественной собственности и социальном равенстве.

Определяющей чертой экономического строя «Утопии» (по-гречески — «место, которого нет») является общественное производство, развитием его управляет сенат. Труд обязателен для всех членов общества, в том числе и женщин, распределение жизненных благ производится по потребностям. В результате покончено с нищетой и голодом, установлены справедливые общественные отношения. Труд из средства наживы стал почетным видом добровольного долга. Всем гражданам обеспечено «наибольшее количество времени... для духовной свободы и образования».

Проблема социального освобождения человечества стояла в центре социологической теории Мора, мечтавшего, что придет

Дань этот — рабства конец, этот дань — начало свободы.

Он — и печали предал: радость с наго началась.

Томас Мор подверг уничтожающей критике английскую абсолютную монархию, беспощадно эксплуатирующую своих подданных. Страстно ненавидя тиранию, он был убежденным защитником народовластия. В эпиграмме «Какая разница между тираном и властителем» он вскрыл антиобщественную сущность тиранического правления, основанного на рабском положении народа. В ряде других эпиграмм мыслитель отверг католическую доктрину божественного происхождения королевской власти.

Для родоначальника утопического социализма идеалом государственного устройства общества был республиканский строй Утопии, основанный на периодической выборности и сменяемости должностных лиц. Демократизм политического строя Утопии, возможность действенного контроля граждан над деятельностью государственной власти определялись экономическими основами общественного устройства. Общественное благополучие, подчеркивал Мор, может быть только там, «где нет никакой частной собственности».

На заре развития капитализма писатель сумел увидеть и беспощадно заклеймить эксплуататорскую сущность буржуазного государства: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Доводы просвещенного разума не в состоянии повлиять на монарха, убедить его в необходимости общественных реформ. Между тем заботиться о благе народа — первый долг любого правительства. Развивая эту мысль, Мор формулирует закон, согласно которому честь, безопасность и благополучие государства основываются на благосостоянии народа. Однако государства не хотят следовать такому принципу, и это порождает целый ряд социальных зол: существование «огромного числа знати», живущей, как трутни, в полной праздности; войны, требующие содержания огромных армий.

Коммунистическая утопия Мора была выражением антибуржуазной политической программы европейской гуманистической мысли XVI века, по словам Энгельса, — «первой формы буржуазного просвещения» *. Отдельные его представители стали глашатаями настроений и чаяний того класса, который был предшественником современного пролетариата. Это объясняет, почему социальный идеал «Утопии» близок к сформулированному Марксом идеалу высшей стадии коммунистического общества — от каждого по способности, каждому по потребностям.

В отличие от Мюнцера Мор считал строй без частной собственности не воплощением царства божьего на земле, а наиболее полным отражением естественных потребностей человечества. Атеистическая концепция истории приводит Мора к необходимости подробно изложить свое отношение к религии, и здесь наглядно видна неизбежная историческая и теоретическая связь утопического социализма с конкретными формами атеизма и свободомыслия.

В Утопии принято свободное исповедание нескольких религий. Наиболее распространенным объектом почитания служат небесные тела (Солнце, Луна, планеты) или люди, заслужившие почет и уважение сограждан. С христианством жители Утопии знакомятся в период, когда их исконная культура и религия достигают значительного развития. Таким образом, христианство не является ни всеобщей, ни единственной религией. Каждый член общества может исповедовать любую религию. Атеисты, отвергающие мысль о загробном воздаянии, не подвергаются ни преследованию, ни наказанию. Религия объявляется частным делом каждого жителя Утопии, если, разумеется, она не наносит ущерба общественному благу.

Устранение всякого принуждения в сфере религиозной жизни, обеспечение свободы верований позволяют утопийцам разобраться в сущности религии. В результате большая их часть «верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума». Утопийцы называют его отцом и видят в нем творчески-активное начало мира. Таким образом, жители Утопии приходят к философской религии, содержащей исходные идеи деизма. После Мора эту идею разрабатывали крупнейшие представители европейской философии — Чербери, Локк, Юм, Фонтенель, Фенелон, Маль- бранш, Лейбниц, Вольтер. Здесь уместно вспомнить Марксову оценку деизма: «Не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии».

Непримиримый враг схоластики и догматизма, Мор подверг острой критике католическое духовенство, погрязшее в невежестве, разврате и чревоугодии. Неуч, эксплуататор, сдающий в аренду землю, владеющий городами, сотнями слуг, алчный разбойник, отнимающий у бедняков последние гроши, — таким предстает в эпиграммах Мора служитель церкви. Выступая против религиозного фанатизма, писатель стремился к реформе церковной организации в духе, раннего христианства. Важной частью этой программы была идея выборности священнослужителей тайным голосованием. Демократизм церковной организации, по мнению Мора, поможет церкви избавиться от кастовости и изолированности, приведет к более тщательному отбору священнослужителей.

Мор допускал лишь мирные средства и методы пропаганды религии. Устами своего героя, главы государства Утопия, он провозглашал: истинной может быть только одна религия, но истинность ее должна проявиться без борьбы и вооруженных столкновений. Религиозные войны не только ослабляют силу и единство нации, но могут привести к тому, что «наилучшая и святейшая религия погибнет под пятою смутнейших суеверий».

Видимо, в силу именно этих взглядов Мор оказался принципиальным противником религиозной Реформации XVI века. В полемике с Мартином Лютером и Уильямом Тиндалем он решительно осудил протестантский раскол, так как видел в нем разновидность войны, ведущей к насильственному свержению существующего общественного строя и религии.

Полностью разделяя гуманистическую концепцию социальной ответственности человека за содержание и смысл своей деятельности, идею автономии разума и свободы личности, Мор категорически отверг один из основных догматов протестантизма — учение о предопределении и оправдании верой. Оценивая эту позицию Мора, необходимо помнить, что и в период первоначального накопления, и в позднейшие времена буржуазной истории, лютеранское оправдание верой, принципиальное разделение добрых дел и спасения означало абсолютное, оправдание бесчеловечной эксплуатации и угнетения. «Лютер, — как образно заметил Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению» 3.

Мор, несомненно, понимал, что протестантизм XVI века был враждебен культуре гуманизма и Возрождения. Основные положения протестантского богословия, тяготея к средневековой схоластике, были чужды «естественной религии» создателя «Утопии». Критикуя социальную программу Реформации, Мор писал, что Лютер учит народы покорно сносить самую тяжкую несправедливость. Философская религия Мора существенно отличалась и от ортодоксального католицизма, и от протестантизма.

Особенно резко выступил Мор против стремления протестантских государей возглавить национальные церкви. Когда в 1534 году английский парламент объявил Генриха VIII главой церкви, Мор категорически отказался принести присягу верности королю. Мыслитель понимал, что английский вариант Реформации приведет к усилению монархической власти, а, следовательно, к еще большему обнищанию крестьян.

Настойчивое противодействие новым противо-народным актам, верность принципам веротерпимости и свободомыслия привели Мора на скамью подсудимых. Бывший канцлер Англии, ученый и поэт, горячий поборник равенства и справедливости был обвинен в государственной измене. В заключительной речи на суде Мор пояснил, что его отрицательное отношение к назначению Генриха VIII главой церкви — дело его личной совести. Вместе с тем он подчеркнул, что английская Реформация подрывает христианское единство, завещанное священным писанием, а также противоречит идеалу европейской цивилизации под эгидой католической церкви, сторонником которой, несмотря на критическое отношение к католицизму, Мор оставался до конца жизни.

Королевский суд признал Мора виновным и вынес ему смертный приговор. Убежденный в правильности своей позиции, Мор отверг предложение отказаться от своих заблуждений и просить прощение у короля:

Гавань обрёл я уже. Вы, Судьба и Надежда, прощайте.

С вами я кончил расчет, ныне ловите других.

6 июля 1535 года величайший мыслитель Англии был обезглавлен. Свою смерть он встретил мужественно. За минуту до казни сказал палачу: «Постой, уберу бороду, ее незачем рубить, она не совершала никогда государственной измены».

Трагическая смерть великого гуманиста явилась началом его подлинного бессмертия и немеркнущей славы. «Золотая книга», изданная около ста раз на большинстве европейских языков, стала источником нового направления общественно-политической мысли — утопического социализма. И до сих пор идут споры по поводу исторической роли создателя этой теории. Буржуазные исследователи пытаются представить его прежде всего, как правоверного католика. В этом они опираются на церковных деятелей. Ведь еще в 1886 году Т. Мор был причислен католической церковью к лику блаженных, а в 1935 году канонизирован. Отдавая таким образом «должное» погибшему на плахе мыслителю, Ватикан преследовал свои собственные узкополитические цели. Однако истинный облик писателя-борца не имеет ничего общего с созданным богословами образом «святого».

Заключительная глава «Утопии» ясно показывает, что Мор принципиально отрицал за христианством способность утвердить общечеловеческие этические ценности. Его коммунистические гуманистические идеалы не имели ни теоретической, ни этической опоры в христианстве. Как отмечал известный советский историк И. Н. Осиновский, ренессансное религиозное свободомыслие Мора, по существу враждебное католицизму, Реформации и Контрреформации, не было формой гуманизации христианства, а представляло собой этап буржуазного религиозного свободомыслия, сыгравшего важную роль в истории европейского атеизма.

Рисунки Е. Катыша.

Благородные идеи Мора оказали влияние на развитие общественно-политической мысли от Кампанеллы и идеолога диггеров (пролетаризирующейся английской бедноты XVII в.) Д. Уинстэнли до эпохи французского Просвещения XVIII века. Мировоззрение Вераса, Руссо, Мабли, Морелли, Гаспара Борье, Юпея, Ретифа де ла Бретона, Марешаля формировалось под заметным воздействием коммунистических идей Томаса Мора. Через французских просветителей XVIII века идеалы «Утопии» восприняли представители утопического социализма XIX века Кабе, Вильгардель, Дезами, Сен-Симон, Оуэн, идеи которых, по определению В. И. Ленина, стали одним из источников марксизма.

В России первое известное упоминание о Томасе Море принадлежит В. К. Тредьяковскому. В 1764 году в «Предуведомлении от трудившегося в переводе» к 11-му тому «Римской истории» Ш. Рол- лена он характеризует Мора как «славного и мудрого человека». В 1786 году в восьмой части журнала «Детское чтение для сердца и разума» был напечатан краткий очерк жизни Мора, в котором неизвестный литератор сочувственно описал его трагическую гибель.

Первый русский перевод «Утопии» (с французского оригинала) появился в 1789 году. В 1791 году в мартовском номере «Московского журнала» Н. М. Карамзин опубликовал рецензию на первое русское издание «Утопии», где Мор охарактеризован как «один из величайших политиков и ученейший из людей своего века». Рецензент особо подчеркнул осуществление на чудесном острове Утопии принципа религиозной веротерпимости.

В XIX веке в России растет интерес к идеям утопического социализма. В 1837 году статью о Море напечатал журнал «Библиотека для чтения». Анонимный автор охарактеризовал его как самого величайшего представителя эпохи Возрождения, привел мысль Мора об уничтожении частной собственности как основе разумного управления обществом. Статьи об английском гуманисте появляются в других журналах. В 1891 году В. И. Яковенко в серии «Жизнь замечательных людей» напечатал первую в России книгу о Томасе Море. В 1901 году историк Е. В. Тарле издает новый перевод «Утопии» в качестве приложения к своей магистерской диссертации. Познакомившись с этой работой, Л. Н. Толстой поблагодарил автора за прекрасную книгу.

Современный перевод «Золотой книги» Мора принадлежит советскому ученому-латинисту А. И. Малеину. После двух изданий (1935 и 1947 гг.) перевод был улучшен Ф. А. Петровским и издан в 1953 году. В 1971 году «Утопия» вышла в серии «Библиотека всемирной литературы». Общий тираж этой книги в СССР превысил триста тысяч экземпляров.

«Человеком всех времен» назвал Томаса Мора его современник английский ученый-филолог Роберт Уиттингтон. Основоположник утопического коммунизма, Мор заложил фундамент учения, сыгравшего выдающуюся роль в классовой борьбе пролетариата против эксплуатации и угнетения. Провозглашенная Мором необходимость уничтожения частной собственности получила научное обоснование в марксизме-ленинизме и была практически осуществлена Октябрьской революцией.

Читать советские журналы онлайн

 

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год

 

Яндекс.Метрика