Советский экран №19 Октябрь 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

Читать онлайн, скачать советские журналы

Критико-публицистический иллюстрированный журнал. Орган государственного комитета совета министров ссср по кинематографии и союза кинематографистов ссср. Основан в 1925 году и выходит два раза в месяц.

 Советский экран №19 Октябрь 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

На первой странице обложки рисунок Татьяны ГНИСЮК.

 Джульетта

© Издательство "Правда" 1975 год

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

Современным женщинам, героиням фильмов "Старые стены", "Свой парень", "Еще не вечер", "Ключи от города", посвящается статья Ольги Чайковской.

Стр. 8-9

Актриса Инна Макарова в работах прошлых, нынешних, грядущих... Стр. 4—5

Любовь и кастрюля?!

Об их сложном союзе рассказывает мультфильм Федора Хитрука.

Стр. 10—11

Что они хотят? О чем думают? Чего им не хватает — нашим детям? Стр. 16—17

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

Журнал «Советский экран» №19 - 1975 год. (Октябрьский выпуск). Формат: PDF Размер файла ** Mb 

СКАЧАТЬ PDF

отрывок из журнала...

ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА...

Татьяна ИВАНОВА

ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА...

Любовно внимательное бытописание жизни маленького городив-вот первое, что отметим мы в этой картине. Городок прочно обжит, уютен, радушен к новоприбывшим. Добрая провинциальная патриархальность еще не ушла из его уклада.

Здесь все всех знают, в дни праздничных торжеств на почетной трибуне стоит одна из героинь фильма, Надежда, еще недавно бегавшая здесь босоногой девчонкой, и это принимается как должное. Вчера она же, "член всех комиссий горисполкома", спешила из "Гастронома" с переполненной кошелкой, и это опять-таки принималось как естественное, как привычное. Городской аэропорт сияет неоновыми переливами. В весеннюю распутицу почти "миргородская" лужа возникает на центральной площади. Над ней из громкоговорителя несется новейший шлягер, вполне освоенный местной молодежью. В торговых рядах, построенных со старокупеческой основательностью, продают иллюстрированные журналы в пестрых обложках. Рынок - в заливистых посвистах кустарных петушков, в крепком запахе малосольных огурцов и антоновских яблок - остается островком устойчивости и простоты быта.

Оконца с геранью, с мерцанием лампадок за стеклом. Широко распахнутые для новоселий двери новых панельных домов, еще заляпанные известкой и краской. Пестры и нестройны черты жизни, разнообразен ее неумолкающий гомон.

Здесь есть большой химический завод. Надежда работает на нем технологом. Есть техникум, в нем учится младшая сестра Надежды Люба, в нем преподает доцент Карякин, вдовец и новоиспеченный дед. Карякин (Г. Жженов) давно влюблен в Надежду, но то ли боязнь показаться смешным, то ли многолетняя инерция вдовства мешают ему сделать предложение. А Надежду в этот момент всего более тревожит, кажется, судьба Любы: та с детства растет под влиянием фанатически религиозной бабки, в самой натуре ее есть нечто, обрекающее на внутреннее неблагополучие, на то, чтобы остаться одинокой среди людей. Сестры разительно непохожи друг на друга. Надежда (Г. Польских) - натура сильная, самостоятельная, душевно устойчивая и ясная. В Любе (Е. Сафонова) все колюче и угловато, все в разброде. Вот последнее время Люба стала ходить в церковь... И, бесспорно, одна из сильных сторон картины - внимание авторов к сложной вязи человеческих отношений, понимание того, что каждое, даже простое по виду чувство, по сути, совсем не просто, соткано из многих, часто противоречивых душевных побуждений.

Отсюда ощущение прочной обжитости фильма выведенными на экран лицами.

Постепенно в их многолюдье мы замечаем одну, не сливающуюся с прочими фигуру. Отмечаем ее необычность, ее странность. Все с большим вниманием начинаем следить за ней. Не сразу, но и не слишком интригуя, авторы фильма расшифруют таинственность этой фигуры. Человек с русой бородкой и внимательными глазами- молодой священник. Он-то и станет главным героем всего происходящего.

"Ищу мою судьбу" - антиклерикальная картина, решенная под несколько необычным углом. Здесь есть темная, одичавшая в деспотическом изуверстве старуха Иваниха. Есть безмолвные фигуры богомолок, шмыгающих по углам, подобно летучим мышам. Есть, оставшаяся, впрочем, за рамками фильма, история девушки, отданной в монастырь и покончившей жизнь самоубийством. Однако решающим авторским аргументом, основным доводом в решении темы остаются судьба и образ отца Александра - Александра Григорьевича Дягилева, человека молодого, недюжинного, на наших глазах пережившего глубокий кризис веры и отрекающегося от духовного сана. Эту центральную и труднейшую роль играет Э. Марцевич. Играет роль человека, наделенного умом и талантом, даром внимания к людям. В разговоре с Надеждой он откроет свое прошлое: трудное военное детство, смерть любимой женщины, знакомство с человеком, сумевшим внушить: "Или смерть без веры, или жизнь я боге". Таков был путь героя к религии. Но что совлекает его с этого пути, делает атеистом?

На это фильм дает несколько ответов. Лицезрение мелких, своекорыстных интриг, разыгрывающихся повседневно "за кулисами" церковного алтаря. Встреча с Надеждой, глубоко убежденной в могуществе свободного от оков разума. Встреча с Любой: от ее вопрошающего взгляда нельзя уйти, ее душевная прямота требует не лгущих ответов на все самые серьезные вопросы бытия...

А также встреча Дягилева с Карякиным, их споры, их неожиданное сближение. Именно в этих эпизодах проблематика фильма переключается из бытовой сферы в область философскую. Здесь и заключено его интеллектуальное ядро. На чем зиждется вера?.. Если догматы религии подразумевают веру априорную, то не обрекает ли это человека на жизненную пассивность, на личную несвободу?.. Упование на божий промысел - не дурманит ли живую мысль?.. Если сомнение в религиозном догмате есть ересь, то не оказывается ли тем самым заведомо еретическим любое сомнение?.. Надо отдать справедливость: доводы Дягилева в этих спорах остроумны, его не заставляют "играть в поддавки". Своеобразие, интерес авторского подхода к теме в том-то и состоят, что решить ее они стремятся, имея своим противником не плутоватого попа-мздоимца, не ополоумевшую от молебнов старуху, а человека, стоящего на уровне современных научных представлений, искренне верующего.

Но тогда и сами задачи резко осложняются. На пути разрешения их фильму суждены немалые трудности й потери.

Все дискуссии Дягилева и Карякина достаточно умозрительны. Для своей образной реализации они требовали бы, вероятно, иной драматургии, гораздо более мощного развития сюжета. Такой драматургии в картине нет. И потому все попытки перевести содержание споров в образ, в ринопластику ведут к неминуемым и грубым упрощениям. "Свобода, не посягающая на догматы, подобна свободе в клетке", - утверждает марксист Карякин. Но кадры, где отец Александр мечется в тесном вагонном купе - "как в клетке", - всего лишь прямолинейная иллюстрация этой мысли, а никак не образное претворение ее. Прямолинеен, к сожалению, и финал: герой, бегущий вдаль по ржаному, полю, что символизирует полноту его раскрепощения от религиозных оков. Владея даром внимания к повседневному, авторы фильма, надо признать, не слишком сильны в поисках обобщенной драматически насыщенной образности.

С экрана не раз и не два звучит имя Люцифера. Люцифер, дух сомнения, несущий на своем бледном челе знак отверженности и неприкаянности. Предавшийся гордыне падший ангел, воспетый Мильтоном, Байроном, Лермонтовым. Величавая и мрачная библейская легенда... Но, плененные драматической красотой легенды, уж не покушаются ли авторы на то, чтобы провести некую параллель между Дягилевым и... Люцифером? Иначе зачем бы фильму такие планы: взирающий грозно и непрощающе лик Христа, странно замигавшая, а потом вдруг погасшая лампада, и все это в тот самый момент, когда душу Дягилева обуяли сомнения. Иначе зачем бы фильму это: надвое расколотое огненной молнией, отверзшееся грозовое небо в миг, когда самолет с решившим отказаться от сана Дягилевым поднимается в воздух?.. Думаю, что подобное, не столько даже дерзкое, сколько наивное посягновение идет не на пользу картине, потому что средства, которыми здесь пользуются авторы, выглядят простоватыми, доморощенными. Кроме того, все это входит в противоречие с общей фактурой фильма - бытовой, скромной, но именно в скромности достоверной и привлекательной.

Сценаристы Р. Буданцеаа и Н. Ершов, режиссер А. Манасарова задумали нелегкую для воплощения картину. Одолеть все трудности, возникавшие на пути, им удалось не полностью. Но и при этом картина существует, сохраняя необходимую меру серьезности и глубины.

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика