Skip to main content

Советский экран №18 Сентябрь 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

Читать онлайн, скачать советские журналы

Критико-публицистический иллюстрированный журнал. Орган государственного комитета совета министров ссср по кинематографии и союза кинематографистов ссср. Основан в 1925 году и выходит два раза в месяц.

 Советский экран №18 Сентябрь 1975 год – актриса Нина УРГАНТ в фильме «Премия»

На первой странице обложки - Актриса Нина УРГАНТ в фильме "Премия" (см. стр. 6-7)

Дорогами дружбы 

© Издательство "Правда" 1975 год

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

Дороги войны... О них рассказывают в фильме "Шел солдат..." кавалеры ордена Славы всех трех степеней. Писатель Григорий Бакланов рецензирует фильм. Стр. 2

Добрый талант или талантливая доброта? В разговоре об актрисе Нине Ургант этот вопрос ставит кинодраматург Александр Марьямов и отвечает на него.

Стр. 6-7

Образной публицистике, документальным фильмам IX Международного кинофестиваля в Москве посвящена статья кинокритика Юрия Ханютина.

Стр. 8-9

Журнал «Советский экран» №18 - 1975 год. (Сентябрьский выпуск). Формат: PDF Размер файла 17.9 Mb 

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=отрывок из журнала...}

НА ГЛАВНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии", со дин выхода которого в свет прошло три года, сосредоточило внимание деятелей кино нашей страны на многих важнейших проблемах современности, требующих творческого решения, определило главное направление развития советского кинематографа.

"Киноискусство призвано активно способствовать формированию у широчайших масс марксистско-ленинского мировоззрения,- указывалось в Постановлении ЦК КПСС,- воспитанию людей в духе беззаветной преданности нашей многонациональной социалистической Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, утверждению коммунистических нравственных принципов, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали, мелкобуржуазным пережиткам, ко всему, что мешает нашему продвижению вперед".

Советские кинематографисты восприняли этот партийный документ как программу действия. В лучших своих работах советские кинематографисты выступают последовательными и верными хранителями гуманистических и демократических традиций великого искусства жрана. Сегодня нельзя представить существование мирового кино без советского кинематографа. Наши мастера талантливо и увлеченно выполняют задачу, возложенную на них историей, - показывают на экране преимущества советского образа жизни, новаторский дух, гармонически развитую личность, торжество истинно братских отношений между народами страны социализма.

 

Партия требует от деятелей кино правды. И постоянная связь с жизнью, с созидательным трудом строителей коммунизма становится для художников экрана залогом верного постижения жизненных проблем. Сегодня зрителя не увлечешь мелкой, незначительной темой. Приблизительность, нечеткость в изображении сложных жизненных коллизий сразу становятся заметными. Наш зритель, эстетический уровень требований которого непрерывно растет, ждет от кино глубокого художественного исследования важнейших вопросов современности.

Отличительная черта прожитого киноискусством трехлетия - энергия в освоении современной темы, активный творческий поиск. Особенность наших лучших фильмов в том, что социальную проблематику они раскрывают путем показа живых и сложных характеров в реальном противоборстве отживающего и нового. Человек социалистического мировоззрения - хозяин сяоей судьбы и страны. Именно поэтому на экране все чаще утверждается концепция личности, мыслящей широко и смело, способной к активному действию с чувством ответственности перед партией, перед народом и историей.

Современная тема всегда была неразрывно связана в нашем киноискусстве с темой героического прошлого советского народа, совершившего Октябрьскую революцию и защитившего ее бессмертные завоевания в великой битве с фашизмом. К знаменательной дате - 30-летию Победы были созданы новые значительные кинопроизведения о ратном подвиге советских людей. В этих работах кинематографисты исследуют историю военных лет стремясь полнее

всестороннее показать наш народ в годы тяжелых испытаний, вскрыть историю ю массового героизма. Эпические полотна в кино-летописи Великой Отечественной войны органично сочетаются с лирическими лентами об отдельных солдатских судьбах.

Удовлетворяя растущие запросы зрителей, кинематографисты постоянно работают над расширением тематического и жанрового диапазона своего. Стилистика многих фильмов отличается новизной и оригинальностью, свежестью творчески* приемов, силой художественных образов.

Три года, прошедшие со дня публикации Постановления ЦК КПСС, были плодотворны. Однако нельзя закрывать глаза на недостатки, нерешенные задачи, которые еще имеются в нашем большом и сложном кинематографическом хозяйстве. Сценаристами и режиссерами не преодолена еще тенденция к поверхностной описательности. Многие фильмы уходят в сторону от правды жизни, не содержат глубокого конфликта на актуальную тему. Возникает схема взамен характера, тягучий "поток жизни" на месте динамического сюжета.

В своем обращении и участникам и гостям Всесоюзного фестиваля в г. Кишиневе Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, отметив определенные успехи советских кинематографистов, призвал к дальнейшему и решительному подъему художественного качества фильмов:

"Чтобы быть на уровне требований жизни, чтобы не отстать от растущих духовных запросов наших зрителей, деятели кино должны решительнее бороться за повышение идейно-художественного уровня всего киноискусства, за высокий уровень каждого кинопроизведения".

Кинематографисты нашей страны, идя навстречу XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, готовы претворить в жизнь задачи, поставленные перед ними партией и народом. Достойное выполнение этих задач прямо связано с дальнейшим повышением профессионального мастерства художников кино, их эстетической проницательностью, активной гражданственностью, неослабевающей требовательностью к себе.

Вряд ли кто будет спорить, что доменные печи и станки не должны заслонять людей и плохо, когда показ производства становится самоцелью. С этим общим положением все согласны. Согласна и я с А. Александровым *. Но достаточно ли упомянутые станки и мартены изъять из кадра, чтобы персонажи заставили нас волноваться и сопереживать? А я не склонна видеть корень зла именно в наличии на экране станков и извергающих пламя печей. И меня вовсе не убеждает Александров, что такой, например, фильм, как "Возврата нет", хорош, потому что он о людях сельского хозяйства без сельского хозяйства. Рассказать о труде человека, сам этот труд не показывая, вполне возможно. Но разве нельзя, наоборот, узнать о человеке через его труд?

Так что я вовсе не разделяю сарказма А. Александрова по поводу информации о съемках нового фильма, в которой говорится, что в фокусе кинокамеры будет не личная жизнь людей, а ширь степей и просторы цеха. Ну что криминального в этой информации? А если "просторы цеха" вместят такие драмы и страсти, что зрителю и в голову не придет заинтересоваться так называемой личной жизнью работающих там людей?

Сколько бы ни смеялись над тем, что, а наших фильмах мужья с женами и дети с родителями спорят о производстве, в жизни - это так и есть. Разве мы все - дома, в гостях, в поезде - не твердим о том, что волнует нас больше всего, - о своей работе и тех, кто ей мешает? Или, наоборот, помогает?

И фильм "Твой современник" мне нравится прежде всего не тем, что там производство без производства. И даже не тем, что там дан образ руководителя нового типа, а анализом сложных, выдвигаемых жизнью проблем. Я осмелюсь также утверждать, что интерес, вызванный спектаклями "Сталевары" и "Человек со стороны" и поставленными на основе этих пьес фильмами "Самый жаркий месяц" и "Здесь наш дом", в первую очередь

определяется опять-таки постановкой в них волнующих социальных проблем, а уж во вторую - характерами героев, борющихся за их . И мне не кажется ошибкой введение производства в драматургию. Дело не в самом приеме, а в его исполнении. Пусть себе льется металл и размахивают лопатами сталевары, если в процессе этого накаляются страсти, работой и вызванные.

Александров уверяет, что стоит только попристальнее вглядеться в человека, показать его характер поподробнее, как попутно, сами собой решатся и производственные и шире - всякие социальные проблемы. О, как загипнотизированы мы словами "характер", "индивидуальность".

как верим в их могущество! Разве не бывает таких случаев, когда люди с самыми различными характерами в определенных ситуациях действуют, подчиняясь обстоятельств всегда ли человек, даже самый волевой, способен изменить сломившиеся производственные, экономические или любые другие общественные отношения?

Выдвигая героя, сильную личность, взрывающую положение дел на одном конкретном, своем участке, не уклонялся ли порой экран от анализа самого явления? Наш киногерой часто благотворно влиял на события и обстоятельства. Почему же порой не верилось в его быстрые победы? Пожалуй, прежде всего из-за его высокомерной запрограммированной по- бдительности, взгляда на окружающих сверху вниз: вы все, дескать, или не знаете, как нужно, или не смеете сломать вредную практику, а я вот знаю и смею.

Даже если предположить, что самоуверенность его внешняя, что внутренне он выстрадал свои решения и поступки, но я-то этого не вижу, оттого душою не с ним. Чтобы сопереживать, нужно почувствовать, какой ценой досталась герою его непоколебимость. Вспомним, например, Нико Нижарадэе из фильма "Листопад". И он инженер на заводе, продукция которого, правда, вызывает скорее снисходительную улыбку, чем почтительное удивление: в цеху Нико льется вино, а не сталь. Но и у него привыкли к штурмовщине. И ему приказывает директор выпустить для плана недозревшее вино. А милый чудак Нико только всего и делает, что отвечает "нет". Но мы-то знаем, как в иных обстоятельствах трудно бывает сказать это "нет".

Сокрушительную силу такого "нет" показала недавно выпущенная студией "Ленфильм" картина "Премия". Со спокойной, усталой даже простотой произносит его рабочий Потапов, объясняя парткому, почему его бригада отказалась получать выписанную премию. Заседание парткома и занимает все время действия фильма. Куда уж более производственный сюжет! И без всяких отвлечений в так называемую личную жизнь. А мы, зрители, затаив дыхание боимся упустить хоть слово из споров о том, как должна быть организована работа на строительстве. В отличие от Чешкова и Лагутина совершенно лишенный победительной самоуверенности Потапов открывается как истинный борец, которого никакая сила не заставит поступить против совести. И виден он нам и в человеческих глубинах души, и в будущей крутизне поворотов судьбы своей и тех, с кем вступает в спор Причем если на Нико Нижарадзе кое-кто смотрел с сочувственной ус мешкой, то Потапов - герой в полном смысле этого слова драматический. Заметим, что блистательный комедийный актер Евгений Леонов, одно появление которого на экране обычно вызывает у зрителя улыбку, в роли Потапова не дает ни малейшего повода для веселья. И в том и в другом случае мы слышим тишину подвига.

Остротой реальных и общезначимых конфликтов "Премия" в ряду фильмов последних лет выглядит явлением значительным. Но ведь не на голом месте она появилась. Есть у нас традиции социального анализа, о которых мы так часто и непростительно забываем.

В прошлом году в "Литературной газете" был опубликован рассказ Василия Шукшина, который он сам назвал документальным. История, рассказанная так, как она случилась с писателем, - это и крик души, и мучительная тревога о нравственных качествах современника. Событие - одно из многих, на каждом шагу встречающихся: больничная вахтерша не пустила на разрешенное врачом свидание жену писателя с детьми, а потом и его издалека и по деду приехавших товарищей. Не пустила из чистой злобности, из сладострастного сознания своей маленькой, минутной, но власти. Нет, не данная вахтерша и не личные свойства ее характера заставили взяться Шукшина за перо. "Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость... что с нами происходит?" - горестно восклицал писатель. Я убеждена, что многие недостатки нашего сегодняшнего кинематографа, е том числе и его недостаточное внимание к острым социальным вопросам, проистекают оттого, что ослабли его связи с литературой, имеющей более давние и прочные реалистические и гражданские традиции. В одном из последних интервью Шукшин очень точно сказал о скованности кинематографа в решении проблем: "Как проблема, так непременно ответ тут же. Как вопрос, так ответ. А не всегда и жизнь-то дает ответы".

Так вот, по-моему, мы этот ответ часто и спешим давать, вводя в сюжет героя, на наших глазах решающего проблему и устанавливающего справедливость, порядок. Хотя бы на том же производстве. Очень привлекательно, конечно, найти такого героя, но не слишком ли порой романтично? Нет, я вовсе не против человека, личности, характера. Но я хочу видеть его в реальных обстоятельствах, в том числе и на производстве.

 

{/spoilers}

Яндекс.Метрика