Советский экран №2 Январь 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР
Читать онлайн, скачать советские журналы
На первой странице обложки актер Расим Балаев Фото В. Кузина Читайте о нем на стр. 9
© Издательство "Правда" 1975 год
В ЭТОМ НОМЕРЕ:
Сегодня мы представляем молодых кинематографистов - киргизского режиссера Болота Шамшиева, азербайджанского актера Расима Балаева и эстонскую актрису Лейлу Сяялик.
Стр. 8-9
Образ нашей современницы, председателя горсовета Елизаветы Уваровой, человека удивительно интересного и цельного, в центре фильма "Прошу слова". Его съемки идут на киностудии "Ленфильм".
Стр. 10-11
Ветеран Великой Отечественной войны В. И. Фурсов сегодня доктор биологически! наук, профессор кафедры дарвинизма и генетики Казахского государственного университета. Он один из героев документальной ленты "Беларусьфильма" "Брестская крепость".
Стр. 12-13
Исполняется 50 лет со дня выхода а свет первого номера "Советского экрана". Предлагаем вам экскурсию по страницам его подшивок 20-х годов. Стр. "18-20
Журнал «Советский экран» №2 - 1975 год. (Январский выпуск). Формат: PDF Размер файла 17.9 Mb
{spoiler=смотреть отрывок из журнала...}
Критический дневник - o фильме "ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА" 1974
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ ДЕТСКИХ ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
Сценарий А. Битова при участии И. Шатрова
Постановка И. Шатрова
Га. оператор - С. Филиппов
Га. художник И. Емельянов
Композитор А. Пахмутова
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
К. РУДНИЦКИЙ
Действие замкнуто в пределах возбужденной, громокипящей чаши стадиона, охвачено азартом мотогонок, герои - мотоциклисты, они мчатся по кругу на своих ревущих машинах, друг друга обгоняв, друг другу мешая, перекрывая сопернику путь, лихо накреняясь на поворотах. Они слились со своими мотоциклами, стали похожи на какие-то одухотворенные механизмы, будто соревнуются не люди, а роботы, одержимые волей к победе: лица закрыты масками, на головы нахлобучены блестящие шлемы.
А зрители на трибунах восприняты оператором таи, словно каждый человек, а толпе - только мазок беспечной кисти художника, одна только капля краски, желтой или синей, красной или зеленой. Мазки наложены плотно, на трибунах тесно, и весь стадион плывет и разворачивается перед нами, как интенсивная солнечная многоцветность сияющего дня. Вечер не наступит, и день не кончится, и солнце не зайдет.
Всегда будут реветь, надрываясь, моторы и волноваться болельщики. Кольцом трибун, их тяготением к гаревой дорожке, по которой летят мотоциклы, ограничен и организован, кажется, весь мир. Дальше, за пределами стадиона, ничего нет и не может быть. Спорт, спорт, спорт) Вся жизнь - тут, посреди этого пространства, вся жизнь - гонки, которые вот сейчас, сию минуту, не завтра и не вчера. Прошлого нет.
Однако же оно было) Вдруг исчезают куда-то и пестрота трибун, и надсадный рев моторов, и знакомый, профессионально-вальяжный голос Сергея Кононыхина, и суматохе боксов, куда "посторонним вход запрещен", где спортсмены готовятся к заездам, прилаживают амуницию, обихаживают свои машины. И прошлое вдруг является нам во всей его медлительной, неспешной обыденности, вовсе и не предвещающей ожесточения спидвея. Отступая в прошлое, повествование меняет ритм, становится прозрачнее и тише. Одна за другой выплывают на жран картинки, дополняя друг друга, постепенно складываются в связную и понятную историю, снова и снова возвращающую нас на стадион, в его сегодняшний шум, в его возбуждение.
Мы уже приучены к ретроспекциям. Едва ли не в каждом фильме ведется нынче прихотливая игра со временем, и прошлое наплывами вторгается, а кадр, то придавая ему назидательный смысл (вот она, первая ошибка! И вот она, нынешняя пропасть!), то как бы укоризненно качая головой (герой говорил одно, а получилось - вот, мы видим же! - совсем другое), то преследуя героя ностальгическими образами утраченной юности и несбывшейся мечты. Авторы фильма
"Закрытие сезона", писатель Андрей Битов и режиссер Игорь Шатров, пользуются приемом ретроспекции без всякого кокетства и без особенных претензий, они обращаются к прошлому просто для того, чтобы содержание сегодняшней коллизии раскрылось полностью и до дна. Чтобы стало ясно, какая победа нужна гонщику Геннадию Климанову и какой приз он жаждет получить.
Трое подростков, трое мальчишек, Генка, Толик и "Архимед" любили одну девочку, Светку. История школьной любви отчетливо обнаружила характеры всех троих. Толик тогда сплоховал, струсил и сподличал. Сейчас, в настоящее время, он расплачивается за свое малодушие, даже не решился прийти на стадион, отсиживается дома и наблюдает гонки по телевизору. Мы с вами видим весь мир в ярких красках, для Толика изображение черно-белое. Ему не дано быть вместе со всеми в этой праздничной толпе на трибунах... "Архимед", самый сообразительный и самый упорный из троих, обнаружил тогда, мальчишкой, и верность дружбе, и преданность в любви, и основательность, так сказать, "прилежность" чувства. По всем законам здравого смысла сердце Светки должен бы завоевать именно "Архимед". Ибо он заслужил, да, заслужил ее любовь. Вот и сейчас "Архимед", внимательный, предупредительный, серьезный, появляется на трибунах вместе с нею. Они сидят рядом. Они как будто скоро должны пожениться. Только почему-то об этой близкой и вроде бы неминуемой свадьбе они оба как-то неуверенно говорят.
Конечно, по здравому-то смыслу рассуди, почему бы им и не пожениться? Они хорошая пара. Вся беда (а может, и не беда, может, великая удача?) состоит в том, что любовь не всегда послушна здравому смыслу и что есть еще на свете Генка Климанов.
Толик сейчас вот дома у телевизора сидит, "Архимед"- возле девушки на трибунах, а внизу, на треке, очертя голову мчится вперед все-таки Генка. В данную минуту они двое, Толик и "Архимед",- оба зрители, а Генка - герой дня. И в этом прямом противопоставлении есть некий, очень для авторов фильма важный смысл.
В прошлом, в школьном отрочестве, Генка был великолепен и невозможен. Дабы развлечь и ошеломить Светку, угнал чужой автомобиль, а пока он катал и удивлял девушку, его уже поджидала милиция. Влюбился во взрослую циркачку и решил с ней уехать куда глаза глядят. И все прочие его "подвиги" были все в том же духе.
Он избирал самые короткие, но и самые дерзкие пути, всегда готовый рисковать, козырять, побеждать. Очень часто его бесспорная смелость
выглядела пижонской, особенно рядом с целеустремленностью и волевой собранностью "Архимеда". Уже тогда легко было бы предугадать в Генке человека, самой судьбой предназначенного для строгих выговоров, взысканий и для разных прочих житейских неприятностей, но и для невероятных свершений. Азартный, из ряда вон выходящий, Генка был - что уж тут скрывать - конечно, неотразим. И красивое личико Светки, едва только появлялся Генка, становилось сияющим, излучало радостное восхищение.
Вот почему всесторонне положительный, достойный и обаятельный "Архимед" мог надеяться на благосклонность Светы и на скорую свадьбу только до тех пор, пока Геннадий Климанов (теперь уже не Генка, Геннадий!) колесил по стране, был только строчкой в газетной спортивной хронике, был далеко. Но Геннадий вернулся. Вернулся, чтобы победить.
Однако две этические преграды, две непростые моральные проблемы стоят перед ним. На гаревой дорожке его главный соперник - Беломоров, который некогда спас его от тюрьмы, который был его наставником. Решится ли молодой чемпион обогнать старого чемпиона, которому всем обязан? На жизненной дорожке перед ним - "Архимед", лучший друг детства. Осмелится ли Геннадий отбить у него невесту? Но это еще не главные вопросы. А главный вопрос вот какой: если он переступит через обе эти преграды, не сочтем ли мы с вами Геннадия просто молодым хищником, действующим по праву сильного и слишком уж уповающим на пословицу, согласно которой победителей не судят? Не согласимся ли с "Архимедом", который в сердцах обругает старого друга "примадонной" и скажет ему: "Я полезен, а ты мотыль"?
Как Геннадий Климанов решает эти проблемы, увидите сами. Скажу только, что решает красиво и благородно и что молодой артист Владимир Пучков играет Генку с редкой естественностью: просто, свободно, но и с мальчишеской лихостью, с острым ощущением поэзии спорта и поэзии риска. Поэтичность актерской манеры вообще становится в этом фильме обязательным условием, непременным требованием режиссера. Этому требованию безупречно верна юная Тамара Трач: ее Светка легка и лукава, в ней чувствуется наивная школьница, пока еще воспринимающая жизнь, как увлекательную и прекрасную игру, но в ней слышна и женственность, уже знающая себе цену. Поэзией неуловимо окрашены и все остальные роли, большие и эпизодические, и все гонщики, и все зрители, заполняющие трибуны. Вероятно, в огромной мере это результат работы оператора Сергея Филиппова, который все время догадывается, куда клонит автор и чего добивается режиссер, и придает каждому кадру свежесть, прозрачность, легкость движения. Кинолента на спортивном материале превращается в ленту жизненную, посвященную воспитанию чувства и созреванию душ. Молодость, своей напористой мажорностью окрашивающая это произведение, многое обещает, внушает доверие и в конечном-то счете заставляет относиться к себе серьезно. Она, оказывается, знает, чего хочет, и умеет себя выразить в поступке. Следовательно, она мужественна. Ведь способность к поступку (это замечено Андреем Битовым давно) - основной признак мужчины. Все остальное можно считать вторичным. Мы расстаемся с героями, сознавая, что Геннадий - не "примадонна", а мужчина и что Светка, которая одна сидит на пустых трибунах стадиона, сама себе улыбаясь, улыбается любви настоящего человека.
{/spoilers}