Skip to main content

"Наука и Религия" №1 1978 год (стр. 72-74)

И. АНИЧАС, доктор исторических наук

1.jpg

КОМУ ОНИ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮТ?

КАТОЛИЧЕСКИЙ КЛЕРИКАЛИЗМ — наиболее влиятельное политическое течение в литовской буржуазной эмиграции, последовательно выражающее и защищающее взгляды литовских буржуазных националистов, которые мечтают об «освобождении» Литвы, то есть о восстановлении капиталистического

строя. Влияние клерикалов в буржуазной эмиграции обусловлено тем, что религия, несмотря на ее закономерный упадок, еще держит в плену своего мировоззрения мелкобуржуазные эмигрантские слои. Они цепляются за религиозные иллюзии, ища в них утешение в своей трагической судьбе.

Литовские клерикалы тесно связаны с международным католическим клерикализмом. Ведь Ватикан, хотя и приспосабливается к современным условиям, пытаясь в какой-то степени модифицировать свою тактику по отношению к коммунизму и странам социализма, весьма нуждается для ведения обострившейся идеологической борьбы на мировой арене в проверенных антикоммунистических кадрах, каковыми и является большинство деятелей литовской клерикальной эмиграции. К тому же она располагает весьма разветвленным аппаратом, основные звенья которого — зарубежные литовские католические приходы. Главная функция таких приходов и других центров «пастырской деятельности» — воспитание эмигрантов в духе клерикального антикоммунизма и антисоветизма.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год 

Подавляющее большинство церковных и светских клерикальных организаций литовской буржуазной эмиграции находится в США. Их деятельность координирует американская федерация литовцев католического вероисповедания.

Некоторые организации литовской клерикальной эмиграции находятся в Италии. В Риме, например, с 1954 года действует так называемая Литовская католическая академия наук, выпускающая «труды», пропитанные духом клерикального антикоммунизма. Созданная в 1945 году при Ватикане коллегия святого Казимира систематически ведет идеологическую подрывную деятельность против нашей республики. Там же обосновались центры литовских монашеских конгрегаций салезианцев и марианцев.

Всестороннее изучение состояния упомянутых и многих других организаций литовской клерикальной эмиграции дает основание утверждать, что они переживают глубокий кризис. Большинство этих организаций немногочисленны, их

личный состав почти не обновляется за счет молодежи. Различные группы клерикалов ожесточенно соперничают между собой. В их печати все чаще появляются пессимистические высказывания о кризисе основных клерикальных институтов. Только антикоммунистическая миссия, которую взяли на себя литовские клерикалы, еще в какой-то мере объединяет их основательно поредевшие ряды.

Клерикальные круги литовской буржуазной эмиграции всегда отличались самым оголтелым антикоммунизмом. Особо активно они поддерживают все акции международного империализма, направленные против мира и безопасности народов, против борьбы за социальный прогресс. Литовские клерикалы находились среди тех, кого международная реакция широко использовала в целях нагнетания психоза «холодной войны». И сегодня они вкупе с другими политическими силами международной реакции, заинтересованными в сохранении духа «холодной войны», пытаются клеветать на миролюбивую, подлинно интернационалистическую внешнюю политику СССР, направленную на разрядку международной напряженности, всячески стремятся помешать благоприятному развитию отношений между социалистическими и капиталистическими странами.

Существуют, однако, и некоторые специфические особенности, отличающие идеологическую подрывную деятельность литовской клерикальной эмиграции от других разновидностей антикоммунизма. Эти особенности прежде всего определяются тесными связями литовских клерикалов с Ватиканом, который, несмотря на ряд жестов в пользу разрядки международной напряженности, никогда не отказывался от вмешательства во внутренние Дела социалистических стран под видом «борьбы с безбожным атеизмом» и «защиты свободы религии».

В соответствии с этим курсом клерикальные эмигранты, как и прежде, продолжают фабриковать клеветнические измышления о положении религии, церкви и верующих в СССР. Объективный процесс освобождения общественной жизни и сознания трудящихся нашей республики от влияния религии и церкви они пытаются представить как насильственное искоренение религии. Клерикальные идеологи тщатся доказать, будто «внутренне литовская нация остается католической» и пребывает в идейно-политическом, конфессиональном и этническом антагонизме с советской социалистической системой, с другими нациями, особенно с великим русским народом 1.

Клерикальные идеологи литовской буржуазной эмиграции всячески идеализируют роль католической церкви в истории литовского народа, объявляют ее носительницей национальной культуры, хранительницей нравственности и усиленно муссируют миф о мнимой опасности, которую будто бы несет с собой отход верующих от религии и церкви. Пропаганду атеизма они представляют как борьбу против национальной культуры и самобытности.

Политическая цель подобных измышлений — вызывать недоверие верующих к атеистам в Советской Литве, возбуждать враждебность у литовских эмигрантов, а также у населения капиталистических и развивающихся стран к коммунистическим и рабочим партиям, к СССР и другим социалистическим странам. Интересно, что, стремясь, квк и другие церковники, найти выход из кризиса, переживаемого всеми религиями, и католицизмом в частности, литовские клерикалы признают существование процесса секуляризации в Буржуазном обществе и в то же время отрицают его применительно к обществу социалистическому. Корни такой «непоследовательности», конечно же, в антикоммунистических концепциях. А они, как известно, прямо противоречат объективным процессам, поэтому-то для их обоснования необходимы злобные измышления и фальсификации.

В западном радиовещании на литовском языке, особенно в программах «Радио Ватикана» и «Радио Рима», много внимания уделяется идеологической обработке молодежи. Цель клерикалов — с помощью религии овладеть ее духовным миром, заставить отказаться от материалистического мировоззрения и коммунистических идеалов. При этом всячески муссируется лживая версия о том, будто литовская молодежь безрелигиозна только внешне, а в действительности сохраняет «религиозный дух».

Еще один расхожий миф, созданный клерикально-националистическими деятелями, — это «концепция» о так называемой «ассимиляции» молодых литовцев. Они подгоняют под него факты из жизни нашей молодежи, причем особенную ярость у них вызывает атеистическое воспитание.

1 См.: Я. В. Минкявичюс. Католицизм и нация. М.. 1971, стр. 254—255.

В Программе КПСС подчеркивается, что под черным знаменем антикоммунизма «объединились ныне все враги социального прогресса: финансовая олигархия и военщина, фашисты и реакционные клерикалы, колонизаторы и помещики, все идейные и политические пособники империалистической реакции».

В рядах антикоммунистов — и контрреволюционеры, и военные пресупники, и клерикалы, бежавшие из социалистических стран. На службе антикоммунизма, в частности, пребывают некоторые философы, социологи, историки, литературоведы и другие интеллектуалы из литовской буржуазной эмиграции. Из-под их пера выходит немало антикоммунистических опусов, они же ведут из радиоцентров передачи, направленные против СССР.

В этой статье речь идет в основном о клерикальном течении литовской буржуазной эмиграции, ядром которого стали ксендзы, бежавшие на Запад в 1944 году вместе с отступавшей гитлеровской армией. Это были руководители католической церкви Литвы, часть священнослужителей, а также членов клерикальных организаций, распущенных после свержения буржуазного режима.

Ватикан воздействует не только на содержание пропаганды, ведущейся литовской клерикальной эмиграцией, но и на подбор и расстановку ее руководящих кадров. При этом на высшие посты, как правило, назначаются церковники, проявившие себя на антикоммунистическом поприще. Так, в первые послевоенные годы, в условиях обострения «холодной войны», были особо оценены «заслуги» епископа В. Бризгиса — этот пособник гитлеровцев был назначен духовным пастырем литовцев США и Канады. В 1965 году епископом литовцев-католиков в Западной Европе Ватикан назначил П. Бразиса. Свое политическое кредо сей иерарх изложил в лекции «Наши обязанности по отношению к преследуемой Литве», прочитанной тогда в Вашингтоне на конгрессе католиков-литовцев. Она представляла собой типичный образчик клерикального антикоммунизма, сдобренный грубыми фальсификациями.

После смерти П. Бразиса (1967 г. ) Ватикан препоручил литовскую пеству в Западной Европе А. Декснису, чье политическое кредо не отличалось от взглядов предшественника. Об этом, в частности, свидетельствовала его проповедь на богослужении, устроенном в палате представителей конгресса США 18 февраля 1971 года. В ней он молил бога и своих американских покровителей «вернуть свободу Литве».

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год 

В почете у «святого престола» даже те лидеры литовской клерикальной эмиграции, которые запятнали себя тяжкими преступлениями в годы войны. Так, бывшему капеллану карательного батальона, бесчинствовавшего в Белоруссии в годы гитлеровской оккупации, ксендзу З. Игнатавичюсу (умер в 1975 г. ) Ватикан присвоил звание каноника, а в 1973 году — «камергера двора его святейшества»2. Ярый реакционер Ю. Балкунас, подвизающийся в США, был назначен в 1971 году «апостольским протонотариусом».

Даже II Ватиканский собор (1962— 1965 гг. ), внесший определенный вклад в дело поворота международного католицизма к политической реальности наших дней, по существу, солидаризировался с многолетней линией «святого престола» на поддержку вчерашних гитлеровских пособников в рясах. Хотя на этом форуме и присутствовали представители католического духовенства Литовской ССР, однако из-за различных махинаций деятелей литовской клерикальной эмиграции они не были допущены в качестве полноправных участ

ников на I и II сессии собора. В результате католическую церковь Литвы на соборе представлял пособник гитлеровцев В. Бризгис. Опасаясь, как бы собор не получил объективной информации о положении католической церкви в Литве от истинных ее представителей, он сочинил, вручил Павлу VI и распространил среди делегатов меморандум «Церковь в Литве» — очередной пасквиль на литовский народ, избравший путь социализма, на положение верующих в Советской стране. Папа отнесся с «должным вниманием» к этой фальшивке и даже заявил, что «святой престол» не собирается ослаблять своих усилий по оказанию помощи католикам Литвы в их борьбе за свободу религии.

Чем объяснить такую позицию Ватикана, который, поддерживая нормальные отношения с католической церковью Литвы, не только не отказался от «услуг» ультраправых клерикалов из литовской эмиграции, но и оказывает им всяческую помощь, даже разрешает выступать от имени духовенства и верующих Литвы! Дело в том, что «святой престол», как и прежде, продолжает испытывать нужду в услугах «специалистов» по антикоммунизму и находит их среди клерикальной эмиграции.

Однако, несмотря не это, некоторые позитивные сдвиги в позиции Ватикана по проблемам войны, мира, мирного сосуществования иногда вызывают негодование среди ультраправых кругов литовской клерикальной эмиграции. Они, в частности, резко критиковали попытки сторонников «аджорнаменто» отказаться от методов оголтелого антикоммунизма, которые, по признанию самих защитников религии, нанесли большой ущерб католической церкви. С позиций «холодной войны» литовские клерикалы оценивают и стремление некоторых трезвомыслящих деятелей Ватикана нормализовать отношения с социалистическими странами. Клерикально-националистические организации побуждали эмигрантов посылать в Ватикен «письма разочарования».

При этом литовская клерикальная эмиграция возлагает также надежды на укрепление позиций католической церкви Литвы. По их мнению, это сила, которая способна помешать формированию коммунистического сознания литовского народа. Едва ли не яснее всех такие соображения высказал профессор Мюнстерского университета (ФРГ) Ананас Мацейна. «Разве нет основания бояться, — писал он, — что литовская нация, даже если и останется литовской, однако станет коммунистической? Разве нет основания беспокоиться о том, что влияние религии в Литве ослабевает и, таким образом, ослабевает единственный фактор, способный помешать усилению влияния коммунизма, сначала открывая дверь индифферентности, а потом и коммунизму». Соответствующая направленность деятельности клерикалов показывает, что этому вопросу они придают первостепенное значение3.

С другой стороны, клерикалы бьют тревогу, будто пастырская деятельность в католической церкви Литвы «низведена до положения исчезающего явления», что после «освобождения», на которое они все еще надеются, «некому и не с чего будет начинать восстановление католической жизни». В связи с этим ставится задача готовить предпосылки для возрождения в «будущей Литве» такой системы католического клерикализма, какая была в годы буржуазно-фашистского господства.

Яростный антикоммунизм выветрил из голов ультраправых деятелей литовской клерикальной эмиграции какую бы то ни было способность здравого мышления. Они все еще ждут «переворота» в Литве и не перестают говорить о необходимости должным образом к нему готовиться. «Может быть, очень скоро в Литве многое изменится», — писал епископ В. Бризгис еще в 1969 году и требовал Быть готовыми начать работу по клерикализации Литвы. А клерикалы, основавшие в Риме активно действующий центр литовских салезианцев, одну из своих основных задач видят в воспитании и подготовке деятелей для «воскресающей Литвы».

Как известно, и прежняя, и недавно вступившая в силу новая Конституция СССР, и все наши законы всегда предоставляли и предоставляют равные права действующим в стране, в том числе в каждой союзной республике, религиозным объединениям.

«... В проекте нашей Конституции, — подчеркивал товарищ Л. И. Брежнев в своем докладе «О проекте Конституции (Основного Законе) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения» на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 4 октября 1977 года, — шире, яснее и полнее, чем где-либо и когда-либо, зафиксиро

2 Более подробно об этом см. в ст.:А. Марцинкявичюс. Правда об Игнатавичюсе. «Наука и религия», 1974, №5 (прим. ред.).

3 «Lalsve», Los Angeles, 1971, № 5 (88).p. 21—22.

ваны социально-экономические и политические права и свободы граждан и конкретные гарантии осуществления этих прав». Эта особенность новой Конституции нашла свое выражение в закреплении  и дальнейшей конкретизации ленинских принципов свободы совести.

В недавно вступившем в силу Основном Законе нашей жизни статья 34 подчеркивает равенство всех граждан перед законом, в том числе и «независимо от... отношения к религии», а статья 52 не только —- как и статья 124 прежней Конституции — признает за советскими людьми «право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду» и подтверждает факт отделения в нашей стране церкви от государства и школы от церкви, — но и обеспечивает дополнительные гарантии, исключающие какое-либо нарушение принципов свободы совести на практике. «Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями, — подчеркивается в статье 52, — запрещается».

Католическая церковь Литвы руководствуется установленными Ватиканом канонами, признает папу римского главой церкви. Управляющие епархиями поддерживают непосредственные связи со всемирным центром католицизма. Для осуществления одобренного II Ватиканским собором «обновленческого» курса в литовских католических епархиях создана коллегия ординаров. Для нужд культа издается богослужебная литература. Словом, созданы все необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих.

Такова объективная действительность. Однако специалистам «психологической войны» нет до нее дела, указывал товарищ Л. И. Брежнев в том же докладе. «У них одна цель: помешать росту влияния социализма на умы людей, посеять любыми средствами недоверие и неприязнь к нему. Отсюда шаблонные выдумки, бессовестные фальсификации и прямая ложь о Советском Союзе в расчете на слабую осведомленность аудитории, на легковерных читателей, слушателей, зрителей».

Вот лишь несколько примеров того, как литовская клерикальная эмиграция фальсифицирует положение верующих и духовенства в Советской Литве. «Каждому лицу, не исключая и родителей, — утверждает эмигрантская пресса, — грозят три года тюрьмы за любые старания дать ребенку или юноше религиозное воспитание и обучать религии... Под наблюдением находится и каждый служащий, рабочий, учитель, студент, посещающий костел. Большинству вменено в обязанность следить друг за другом, но существуют и специальные сыщики. Подвергаются наказанию те, у кого в семье кто-нибудь практикует религию» 4. «Проповеди можно произносить, но их слушает коммунистическая милиция и за их произнесение надо платить», — уверяют эмигрантские писаки. «Ксендзы, особенно в городах, часто вынуждены жить на колокольнях и даже просто под навесами» 5. Перечень подобных измышлений можно было бы продолжить, но они столь абсурдны, что даже не нуждаются в опровержении. Вся эта ложь предназначена в первую очередь для дезинформации «свободного мира» и для настраивания верующих западных стран против Советского Союза, социалистического строя, коммунистической идеологии. Другая цель этих фальсификаций — оказывать психологическое давление на духовенство и верующих в нашей республике.

Лишь немногие реакционно настроенные священнослужители старались в угоду международному клерикализму фабриковать «достоверную информацию» о мнимом «преследовании церкви» в Советской Литве. Для этого они незаконно стряпали, размножали и распространяли пасквили, содержащие выдуманные, провокационные слухи и клевету на советский государственный и общественный строй. Часть их пересылалась за границу и публиковалась там в клерикальных изданиях.

Ультраправых деятелей литовской клерикальной эмиграции приводит в бешенство каждый факт участия духовенства в общественной жизни Советской Литвы. Они, например, набросились на поэта Винцаса Стониса (псевдоним ксендза Казиса Житкуса) за то, что он в 1970 году выпустил сборник лирических стихов. Клерикальные издания напечатали клеветнические статьи, порочащие поэта. В. Стонис дал им достойную отповедь через нашу прессу. Клерикальных злопыхателей буквально потрясла статья ксендза Чеславаса Кеваляускаса «Неизлечимый больной и цветущая ветка яблони на родине», которую в 1971 году напечатала газета прогрессивных литовцев а США «Лайсве». «Мы не можем, — писал он, — согласиться с одряхлевшими и безответственными крикунами, которые, прикрываясь про- литовскими лозунгами, хотят вернуть себе довоенную буржуазную Литву. В конце концов, что общего с Литвой наших дней имеют эти господа, давно оторвавшиеся от своей страны и от судеб своего народа? И по какому праву смеют они говорить от имени литовского народа, представляя интересы капиталистической системы чужих стран! » 6.

Жизнь показывает, что усилия литовской клерикальной эмиграции воздействовать иа католическую церковь Литвы с целью превратить ее в антисоциалистическую организацию совершенно бесперспективны. Влияние социалистической действительности сильнее любых попыток идеологических диверсантов. Тем не менее, было бы ошибкой игнорировать вредное влияние зарубежной клерикально-антикоммунистической пропаганды на определенную часть католического духовенства в республике и на некоторых верующих. Дезинформации и клевете клерикального и любого иного антикоммунизма необходимо, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС, давать своевременный, решительный и эффективный отпор.

г. Вильнюс

4 «Draugas». Chicago, 23. III. 1962. «Aldal». Boston. 1963. № 5. p. 219; «Floridas lletuvtal», 1964, № 6—7. p. 25 передача ватиканского радио от 19. XII. 1967 г.

«Laisve*. New York. 31. 10. IX, 1971.

 

ИЗ ИНОСТРАННОГО ЮМОРА

Два шотландца, потерпели кораблекрушение, держатся за спасательный плотик. Одни из них горячо молится богу:

Спасибо тебе, господи, что уберег меня от гибели! Помоги же мне еще и выбраться отсюда живым и здоровым. Клянусь и обещаю тебе, что...

Подожди, ничего не обещай, — останавливает его второй. — На горизонте показался какой-то корабль!..

 — Дети мои, — обращается пастор к прихожанам. — Кто из вас читал 69-й псалом от Матфея!

Поднимается лес рук.

Чудесно! с ядовитой усмешкой говорит духовный отец. — Поскольку псалмов от Матфея вообще не сущест

вует, мне будет о чем сказать а сегодняшней проповеди!

Старушка говорит нищему:

— Я дала вам два пенса. Могли бы по крайней  мере сказать спасибо!

Черт побери! — взрывается нищий. — Прочтите, что здесь  писано! видите! Здесь  написано, что я глухонемой. И вы хотите, чтобы  из-за каких-то паршивых  двух пенсов произошло  чудо! »

 Судно терпит бедствие. Капитан с мостика  кричит столпившимся на  палубе пассажирам:

— Есть среди вас кто-нибудь, кто искренне верит в бога и умеет хорошо молиться!

— Я могу,.. — с некоторым замешательством отвечает один пассажир.

— Отлично! — говорит капитан. — Начинайте немедленно, потому  что у меня не хватает  для пассажиров одного  спасательного пояса!

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год 

Яндекс.Метрика