Игры и занятия со строительным материалом в детском саду (Лиштван) 1967 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга предназначена для воспитателей детских садов, учащихся и преподавателей педагогических училищ и факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов.
В книге рассматривается воспитательное значение игр и занятий со строительным материалом при условии руководства этими играми и обучения детей основным приемам конструирования, дана программа обучения, изложено содержание занятий конструированием из строительных материалов во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада
© "Просвещение" Москва 1967
Авторство: Лиштван 3.В.
Формат: PDF Размер файла: 8.76 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Значение игр и занятий со строительным материалом
Особенности игр и занятий со строительным материалом при отсутствии систематического обучения и руководства воспитателя
Обучение конструированию
Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом
Задачи и основные приемы обучения конструированию
Содержание занятий по группам
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе
Руководство конструированием детей
Скачать бесплатный учебник СССР - Игры и занятия со строительным материалом в детском саду (Лиштван) 1967 года
СКАЧАТЬ PDF
В «Программе воспитания в детском саду» конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.
В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место способов осуществления игрового замысла.
Иногда стройка предшествует игре: дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс стройки является собственно игрой: дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих- строителей. Необходимость в постройке может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет. Стройка может быть лишь поводом для развития сюжета игры. Так,, построив из строительного материала сказочный домик, дети начинают игру в сказку.
К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. Пароход, например, должен вмещать играющих, на нем должны быть мостик для капитана, рулевое управление, трап для пассажиров и т. д.
В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий. Например, нужно по ходу игры как можно скорее лететь на самолете, поэтому достаточно руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет детей. В этом случае такая постройка целесообразна.
Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников. В этом случае все внимание играющих сосредоточивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребенок тут же заселяет жильцами новый дом, сажает шофера в автомобиль, дает гудок паровоза и т. д.
Иногда строительство продолжается несколько дней, а сюжет отсутствует. Когда дети строили здание Большого театра, все внимание, умственное напряжение и воображение были направлены на правдивое изображение театра с особенностями его архитектуры. Постройка продолжалась несколько дней. Дети меняли конструкцию театра, стараясь придать ей более правдоподобный вид, но сюжета не развивали.
Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурбаки; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи.
С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими.
Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. «...Дети, — писал К. Д. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии... лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом...»1.
Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.).
Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.
Создание постройки для практического использования в игре, а не только для изображения предметов, значительно лучше удается детям при наличии у них конструктивных умений, которые появляются у детей при обучении их основным приемам стройки.
В тех детских садах, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер.
Так, при рассматривании моста через реку необходимо обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки). Они красивы своим симметричным построением.
Для более полного представления о конструктивных особенностях моста нужно рассказать детям о том, что существенной частью в нем являются опорные части (устои, быки), так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенности их скрепления с полотном моста. После такой предварительной работы детям будет понятно, почему при сооружении игрового моста для опорной части нужны наиболее устойчивые детали.
Когда детей обучают способам стройки из игровых строительных материалов, обогащается их опыт, расширяются представления о постройках. Игры со строительным материалом становятся ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.
Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж — для автомобилей, дом — для кукол, при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной.
Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко) Антон Семенович писал, что один из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру» *.
Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».
Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления, как анализ и синтез, умение сравнивать, еще очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в наблюдаемых сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки воспитателя (на первоначальном этапе овладения конструированием из строительного материала) заставляет ребенка прибегать 'к сравнению, к анализу и синтезу, установлению сходства и различия, приучает не удовлетворяться случайным решением конструктивной задачи, а находить более целесообразное.
В дальнейшем, когда ставятся более сложные задачи— не только воспроизведение построек по образцу, но и самостоятельное создание их на основе представлений, полученных ранее в процессе наблюдения, — перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования полученных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом.
При строительной деятельности ребенок должен считаться с расположением постройки в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными местоимениями {туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т. д.). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как «высокий — низкий», «большой — маленький», «длинный — короткий» и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность из строительного материала дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.
Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например, брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.
Рассматривая вопрос о подготовке детей младшего школьного возраста к политехническому обучению, Н. К. Крупская указывала, что эта подготовка должна состоять в воспитании интереса к технике, к труду на основе непосредственных наблюдений детей, а также их самостоятельной деятельности. Подготовка детей к политехническому обучению, говорила Н. К. Крупская, должна состоять также в воспитании некоторых умений и навыков в области рисования, лепки и работы с разными материалами, в воспитании умения наблюдать и проверять свои наблюдения в практической деятельности.
Н. К- Крупская считала также необходимым научить ребят осмысливать свой труд, научить их дружной, коллективной работе.
★Все➙ Конкурсы-Викторины, Дошкольное - ВОСПИТАТЕЛЮ ДЕТСАДА, ☆ДОШКОЛЬНОЕ➙ИНТЕЛЛЕКТ_КОНКУРСЫ-ВИКТОРИНЫ, Автор – Лиштван 3.В.