Skip to main content

Диалектическая логика - Основные принципы и проблемы (Кумпф, Оруджев) 1979 - старые книги

Советская академическая и специальная литература

 Диалектическая логика - Основные принципы и проблемы (Кумпф, Оруджев) 1979

 

Назначение: Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, на всех, кого интересуют проблемы диалектической логики и логики науки.

Издательство политической литературы Москва 1979

Авторство: Ф. Кумпф, З.Оруджев

Формат: DjVu Размер файла: 14.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ      3

ВВЕДЕНИЕ. Диалектическая логика    и логика науки ...  9

ГЛАВА I. Историко-теоретические предпосылки марксистской диалектической логики   18

1.       Исторические условия возникновения диалектической логики -

2.       Философские источники марксистской диалектической логики  26

ГЛАВА 11. Природа человеческого мышления и логика .  .         50

1.       Отражение и мышление  -

2.       Мышление как функция материальной деятельности человека 53

3.       Действия, мышление, логика    65

ГЛАВА III. Практика - основа формирования и развития логических связей          70

1.       Соотношение материальных и логических связей. Основные типы необходимых связей       -

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

2.       Историческое развитие практики и структура логических связей          85

ГЛАВА IV. Некоторые основные принципы диалектической логики      99

1        Раздвоение единого и познание противоречивых частей его - важнейший принцип теоретического познания .    100

2.       Принцип всесторонности рассмотрения предмета . .         115

3.       Восхождение от абстрактного к конкретному и единство логического и исторического    135

ГЛАВА V. Взаимосвязь форм мышления        149

1.       Что такое форма мышления      -

2.       Понятие - основная форма движения теоретического знания    163

3.       Проблема суждения        168

4.       Умозаключение и восхождение от абстрактного понятия к конкретному 174

5.       Восхождение от абстрактного понятия к конкретному и закон обратного соотношения объема и содержания понятий   186

ГЛАВА VI. Научная теория как система категорий. Развитие теории    189

1.       Объект теории       -

2.       Теоретическая проблема и идея         194

3.       Принципы и основные категории теории      200

4.       Развитие и совершенствование теории         208

ГЛАВА VII. Теоретическое доказательство    215

1.       Постановка вопроса в логике Гегеля  -

2.       Доказательство в марксистской диалектической логике 220

ГЛАВА VIII. Истина и логика     238

1.       Соотношение логического и гносеологического аспектов истины; гносеологический подход и семантическое определение истины         -

2.       Соотношение гносеологического и логических критериев истины          253

3.       Логические критерии истины на теоретическом уровне познания          261

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Социальная функция теоретического мышления          271

Кумпф Ф., Оруджев 3.

К90 Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы,- М.: Политиздат, 1979.- 286 с.

Книга докторов философских наук, профессоров Ф. Кумпфа (Университет им. А. и В. Гумбольдтов, Берлин) и 3. Оруджева (МГУ) - один из первых опытов целостного изложения основных принципов и проблем диалектической логики. Авторы прослеживают становление и развитие ее как теоретической дисциплины, очерчивают круг изучаемых ею вопросов, показывают ее значение для решения проблем, встающих перед современной наукой.

Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, на всех, кого интересуют проблемы диалектической логики и логики науки.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно Академическое и специальное издание времен СССР - Диалектическая логика - Основные принципы и проблемы (Кумпф, Оруджев) 1979 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Диалектическая логика в развитом виде возникла в трудах представителей немецкой классической философии в начале XIX в. и стала наукой в середине XIX в. в философии марксизма. Будучи относительно молодой научной дисциплиной по сравнению, например, с формальной логикой, имеющей более чем двухтысячелетнюю историю, диалектическая логика уже успела продемонстрировать свою большую эвристическую ценность. Свидетельство тому - теоретические результаты, полученные в исследованиях классиков марксизма-ленинизма: в "Капитале" К. Маркса, в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса, в трудах В.И. Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Государство и революция" и др.

Вместе с тем у диалектической логики есть одно "уязвимое место", свойственное большинству молодых дисциплин. Она не получила еще систематического изложения. Однако состояние исследований в области диалектической логики дает весьма большие основания для оптимизма. Здесь плодотворны результаты (хотя и в различной степени) многих советских и зарубежных философов. Специалисты по диалектической логике расходятся между собой по ряду важных вопросов. Как и в любой науке, здесь так же существуют различные воззрения, различные точки зрения по тем или иным нерешенным вопросам, выдвигаемые в их защиту аргументы. Но подобные расхождения не касаются статуса диалектической логики как научной дисциплины в ряду других логических наук. Отказываясь от позитивистского изображения ее предмета как "совокупности методов" наук, ученые рассматривают его как способ мышления,

не сводимый, по существу, ни к формально-логическим процессам, ни к логике научного исследования (логике науки).

Науку нельзя отделить от ее представителей (включая и ее создателей) с выдвинутыми ими положениями и доказательствами. Ученые всегда ссылались на положения своих предшественников, создателей той или иной науки или теории. Это имеет место и в естествознании, и в обществоведении. Не составляет исключения и марксистская наука. Пытаясь лишить последнюю статуса научности, известный антикоммунист И. Бохенский утверждает, будто коммунистическая идеология "противопоставляет науке положения Маркса, Энгельса и Ленина" Г Однако представители коммунистической идеологии вовсе не противопоставляют высказывания Маркса, Энгельса, Ленина науке, тем более что не существует некой безликой, абстрактной науки как символа веры, которой можно прикрыть отсутствие аргументов и слабость своих позиций. Они не могут не опираться на высказывания Маркса, Энгельса, Ленина при рассмотрении тех или иных вопросов, причем видят в них положения, которые обогащаются и развиваются с углублением научного познания.

Среди вопросов, активно обсуждаемых в нашей философской литературе, особый интерес представляет вопрос о месте диалектической логики в системе диалектического материализма.

Широко известны слова В. И. Ленина о том, что в "Капитале" "применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед"1 2. Следует ли понимать это высказывание в том смысле, что не надо различать понятия "диалектика", "диалектическая логика", "теория познания"? Конечно нет.

Диалектика - это то общее, что свойственно диалектике вещей, диалектике понятий и диалектике отношения мышления и бытия, субъекта и объекта. Диалектика, писал Ф. Энгельс,- это "наука о наиболее общих законах всякого движения. Это означает, что ее законы дол

1 J. М. Bochenski. Wege zum philosophischen Denken. Einfiih- rung in die Grundbegriffe. Freiburg - Basel - Wien, 1969, S. 67.

2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 301.

жны иметь силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления" L Характеризуя наиболее общие законы всякого развития, движения, диалектика одинакова как в материальном мире, так и в мышлении. Но субъективная диалектика, будучи отражением объективной, тем не менее отличается от нее. Она совершается в формах мышления, что и обусловливает ее особенности. Логику интересует прежде всего вопрос об отношении форм мышления, познания к их содержанию.

О различии диалектики вообще и диалектики понятий (логики) писал В. И. Ленин, рассматривая гегелевский анализ философии Эпикура: "Верно только указание на незнание диалектики вообще и диалектики понятий. Но критика материализма швах"1 2. Конечно, в мышлении действуют все законы диалектики, но здесь развитие идет от абстрактного понятия к конкретному, чего нельзя сказать об объективном мире.

Что же касается теории познания, то, характеризуя соотношение материального и идеального, она вместе с тем не совпадает целиком с диалектикой как логикой. В. И. Ленин писал: "К Гегелю надо бы вернуться для разбора шаг за шагом какой-либо ходячей логики и теории познания кантианца и т. п."3. И далее: "Единство теоретической идеи (познания) и практики... и это единство именно в теории познания.,."4

Таким образом, слова В. И. Ленина о тождестве диалектики, логики и теории познания означают, что и связи вещей, и связи понятий, и связи материального с идеальным- все это подчиняется законам диалектики. Все есть диалектика, и в этом смысле действительно не надо трех слов. Но отсюда отнюдь не следует, что в различных проявлениях она лишена каких бы то ни было особенностей.

Особенности диалектики как логики и составляют предмет данной книги. Авторы рассматривают законы диалектики в качестве законов диалектической логики. "Единственным содержанием мышления,- писал Ф. Энгельс,- являются мир и законы мышления"5. Он отме

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 582.

2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 267.

3 Там же, стр. 160.

* Там же, стр. 200.

5 Д. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 630.

чал, что "диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания" L Диалектическая логика, как логика теоретического познания, имеет своим содержанием именно законы диалектики.

Излагая основные положения диалектической логики, авторы данной книги рассматривают следующие ее разделы: 1) общее содержание и принципы диалектической логики; 2) субординацию форм мышления, а также их необходимую связь с законами диалектики в структуре теоретического знания; 3) теорию доказательства (последняя относится к области ее основных следствий) 1 2.

В связи с общей характеристикой предмета диалектической логики встает вопрос о ее соотношении с формальной логикой.

Термины "формальная", "формализованная" и "формалистичная" мы понимаем и употребляем следующим образом. Формальная - значит одинаково применимая ко всем трем уровням человеческого мышления (познания) - обыденному, научно-эмпирическому и научно- теоретическому. Формализованная - значит "очищенная" от всякой конкретной специфической привязанности к тому или иному уровню мышления (познания) и связанная главным образом с языковой формой. Таковой является современная формальная логика. Формалистичная- значит бессодержательная, совершенно оторванная от какого бы то ни было конкретного содержания.

Формальная логика не противостоит диалектической логике как содержательной. Гегелевская логика не была формальной, тем не менее К. Маркс справедливо критиковал ее за формализм. Формальная логика формальна в том смысле, что она изучает логические связи, одинаковые для любого конкретного уровня мышления. Классическая формальная логика не была в полном смысле слова формальной, и на это справедливо указывали известные специалисты в области формальной логики - Я. Лукасевич и другие. Причиной тех ее особенностей, которые

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 385.

2 Читатель заметит, что такое рассмотрение в известном смысле воспроизводит структуру книги С. Б. Церетели "Диалектическая логика" (Тбилиси, 1971), где сделана попытка наметить целостный подход к предмету. Книгу отличает глубокая постановка многих вопросов, с решением которых, однако, не всегда можно согласиться (как, например, с ответом на поставленный ее автором вопрос о так называемом "бесконечном умозаключении").

не позволяли ей быть чисто формальной, или формализованной, была ее "привязанность" к определенному уровню мышления (Аристотель логически осмысливал обыденный уровень знания в своей силлогистике, а Ф. Бэкон - эмпирический уровень мышления в своей индуктивной логике). Формальную логику часто характеризуют как науку об истинном мышлении, или мышлении, обеспечивающем истинный результат (вывод). Здесь речь идет о мышлении как таковом не случайно. Законы формальной логики выражают такие логические связи, которые присутствуют на всех уровнях мышления.

Что касается диалектической логики, то она представляет собой логико-методологическое осмысление теоретического уровня познания. Диалектическая логика- это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления.

Теоретическое мышление содержит в себе в "снятом" виде обыденный и эмпирический уровни познания. Поэтому оно не может не включать в себя в качестве подчиненных моментов общие принципы классической формальной логики. Но диалектическая логика отличается от формальной логики подобно тому, как химия отличается от физики, т. е. одна наука о природе от другой науки о природе. Обе логические дисциплины имеют общий объект в самом широком смысле - мышление. То, что делает диалектику логикой, диалектической логикой, - это формы мышления, в которые воплощаются законы диалектики, становясь принципами мышления. Это означает, что они выступают как начала теоретического мышления, сохраняющиеся на всех его этапах и во всех звеньях.

Всякая логика включает в себя теорию доказательства. Научное доказательство отличается от доказательства на обыденном уровне познания. Последнее было осмыслено Аристотелем в составе его силлогистической логики. Теория доказательства в диалектической логике отражает особенности логики теоретического мышления. Ф. Энгельс обращал внимание на то, что "почти все доказательства высшей математики, начиная с первых доказательств дифференциального исчисления, являются, с точки зрения элементарной математики, строго говоря, неверными. Иначе оно и не может быть, если, как это делается здесь (речь идет о Е. Дюринге.- Авт,), результаты, добытые в диалектической области, хотят доказать

посредством формальной логики" Теория доказательства основывается всегда на определенных логических принципах и теории вывода и составляет необходимую завершающую часть (раздел) логики.

Авторы считают книгу всего лишь наброском целостного изложения предмета, охватывающим рассмотрение основных понятий данной научной дисциплины, и будут благодарны за всякую аргументированную критику.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 138.

ВВЕДЕНИЕ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА НАУКИ

Материалистическую разработку принципов диалектической логики и ее основных проблем, как уже отмечалось, дали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Они обо* сновали закономерный характер возникновения диалектической логики в начале XIX в., блестяще применили ее в ряде областей науки - политической экономии, истории и теории государства и права, социологии и т. д. Классики марксизма-ленинизма показали, что диалектическая логика необходимо связана с теоретическим познанием, как наиболее целостным и всесторонним, включающим в себя в качестве подчиненных моментов другие уровни познания. К XIX в., писал Ф. Энгельс, "эмпирическое естествознание достигло такого подъема и добилось столь блестящих результатов, что не только стало возможным полное преодоление механической односторонности XVIII века, но и само естествознание благодаря выявлению существующих в самой природе связей между различными областями исследования (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.) превратилось из эмпирической науки в теоретическую, становясь при обобщении полученных результатов системой материалистического познания природы"

Предметом диалектической логики являются законы диалектики, выступающие в единстве с формами мышления- понятиями (категориями), суждениями и умозаключениями, В то время как формальная логика изучает формы мышления в единстве с законами абстрактного тождества, исключенного противоречия и др" диалектическая логика имеет своим содержанием систему законов диалектики, которая в свою очередь обусловливает систему форм мышления, т. е. способ восхождения мышления от абстрактного понятия к конкретному.

Именно потому, что диалектическая логика имеет дело с формами мышления, она является не просто методом познания, а логикой теоретического мышления. Всякая логика есть метод, т. е. способ перехода от известного к неизвестному, но не всякий метод является логикой, как, например, метод координат или статистический метод. Метод лишь тогда является логикой, когда включает в себя учение о формах мышления. Даже законы диалектики сами по себе еще не имеют статуса логики, пока берутся вне связи с формами мышления.

Логика науки включает также в свой предмет формы мышления - понятия и умозаключения: индукцию, дедукцию, анализ и т. д. Специфика ее в том, что каждая из этих форм в логике науки разрабатывается в самостоятельный метод познания. Логика науки начала формироваться задолго до диалектической логики. Особенно велики здесь заслуги Ф. Бэкона, Р. Декарта. Первый разрабатывает индуктивный метод, второй - дедуктивный метод.

Естественнонаучное познание исходит не просто из непосредственных чувственных данных (в отличие от умозрения, возникшего в древности), а из систематически исследованных фактов, для получения которых требуются разработка и применение соответствующих методов. Поэтому Ф. Бэкон, будучи эмпириком, вместе с тем полностью не доверяет непосредственным чувственным данным и от подобного доверия предостерегает своих читателей. Знание, основывающееся на такого рода анализе исходных данных, А. Сен-Симон называл позитивным, призывая и философию последовать примеру астрономии, физики, химии. "Частные науки,- писал он,- суть элементы общей науки; общая наука, т. е. философия, должна была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали позитивными, а другие оставались еще гадательными; она станет совершенно позитивной, когда все частные науки станут таковыми" L

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, ★Все➙ Для преподавателей ВУЗов, техникумов, ПТУ, ★Все➙ Для научных работников, аспирантов, Логика

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЛОСОФСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЛОСОФСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика