Живой счёт Часть первая 1923 год скачать Советский учебник

 Живой счёт СБОРНИК АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 

 Часть первая

 Обложка учебника Живой счёт

 

 

Назначение:     Учебники и учебные пособия для трудовой школы 1-й ступени -   для сельских школ

Книгоиздательство:  Государственное издательство Москва Издание второе: 1923

Авторство: Е. Звягинцев, А. Бернашевский, Г. Васильев

Формат: DjVu

Размер файла: 1.35 MB

Научно-педагогической секцией государственного ученого совета допущено для школ первой ступени

СОДЕРЖАНИЕ

 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 

      Арифметика в школе не должна быть чем-то чуждым окружающей ученика жизни, быть чем-то посторонним его внеклассным впечатлениям и его детским интересам; вместе с тем уроки арифметики не должны быть оторванными и от прочих классных занятий в школе. Усилия составителей «Живого счета» были направлены к тому, чтобы содержание задач было по возможности более жизненно, близко детям и связано с прочими уроками. В этом заключается одно из непременных условий успешности обучения арифметике, ее развивающегося практического значения. 

      Бытовые условия, среди которых растут ученики сельских школ, по местностям неодинаковы. Составители «Живого счета» имели в виду условия, главным образом, деревни центрального района; но и в этих условиях их задачник не предназначен служить таким сборником, который надлежало бы перерешать в классе из номера в номер, без всяких изменений в числах, в именах и названиях, без всяких дополнений; подобного универсального задачника и притом удовлетворяющего требованиям современной педагогической мысли; быть не может. «Живой счет» — лишь сборник примерных тем, последовательно построенных и Изложенных применительно к определенным условиям одной местности. Такой сборник арифметических примеров конкретного содержания облегчает каждому учителю возможность задавать ученикам действительно интересные, посильные и развивающие упражнения. Наилучше воспользуется им тот учитель, который значительную часть предложенных здесь задач будет видоизменять сообразно с условиями своей местности и школы, который, по примеру этих задач, будет сам составлять ученикам собственные задачи и собственные вариации задач. Отсюда для него будет естественен переход к привлечению и самих учащихся к активной работе над составлением задач; поэтому в «Живом счете» дано много материала для постепенной выработки у детей уменья разнообразить и даже строить самостоятельные задачи: подобная творческая работа является существенным элементом воспитывающего обучения. 

      Для поддержания того же внутреннего интереса учащихся к арифметическим занятиям нами введены, на ряду с отдельными задачами, также группы задач, объединенных какой-либо общей темой. Не нарушая отделов и группировок задач по числовому материалу, такой подбор задач сообщает последним еще больше реального интереса, возбуждая и развивая в детях устойчивое внимание. С внешней стороны задачи, входящие в состав групп, выделены в первых двух частях задачника особыми черными линиями на полях. 

      Круг умственных интересов и фактических сведений не может быть одинаков у детей различных возрастов даже в пределах 8 — 12 лет. Годы и школьное обучение делают свое дело, раздвигая детский кругозор. Вот почему следует избегать однообразия в содержании материала задач для учащихся различных групп, отделений или классов. Вместе с нарастанием трудности самых вычислений должен повышаться и уровень содержательности задач. В старших группах уместны задачи с содержанием из области начальной географии, естествознания, из жизни сельско-хозяйствен-ной и кустарно-промышленной; в младшей же группе оперирование с подобными задачами было бы преждевременно. Для занятий в этой группе в «Живом счете», на ряду с задачами из домашнего и школьного обихода, составители решились поместить ряд задач на игры. Сделано это отнюдь не с целью внести в классные занятия элемент какой-либо забавы или увеселения, а на том основании, что для детей 8 — 9 лет игры представляют важное и серьезное дело, и уж во всяком случае они имеют в их глазах несравненно большую ценность, чем традиционные казусы с бассейнами, курьерами и барыйшиками. При построении и иллюстрации некоторых задач на игры составители пользовались ценной работой Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские, в связи с историей, этнографией, педагогией и ги гиеной». 

      Кроме задач на числовые выкладки, в сборнике помещено также и ограниченное количество примерных заданий на самостоятельное зарисовывание и практическое измерение. Развитие мышления ученика достигается полнее, когда оно предваряется и сопровождается муг ульной работой, самостоятельным посильным наблюдением и исследованием окру жагощего 

      Той же цели достижения большей полноты умственной работы учащихся на уроках арифметики служат и те немногочисленные картинки, которые помещены здесь: одни из них поясняют текст задач и облегчают их решение; другие могут дать ученикам тему для составления задач; третьи — натолкнут на самостоятельную иллюстрацию той или иной задачи. На ряду с настоящим сборником, предназначенным для сельских школ, нами составлен особый задачник для городских училищ под названием «Живой счет в городской школе». 

Скачать учебник  СССР - Живой счёт Часть первая 1923 года  

Скачать

     Скачать....  

 

 Перейти к второй части..........................

 

 

Первые уроки

 

А Ивашка опять принялся тащить редьку

 

 

 Умножение.

121. Ты, Сеня, и ты, Петя, возьмите в правую

руку по 2 палочки. Сколько палочек у вас двоих

вместе?

Возьми и ты, Алеша, в правую руку 2 палочки.

Сколько у вас троих палочек вместе?

122. Пара ла-

сточек сидит да

пара летит. Сколь-.

ко всего ласточек

нарисовано?

123. Сколько

пар сапог нужно

для того, чтобы

обуть Сеню, Колю

и Петю? Сколько

это сапог?

124. Пошла семья Еремеевых в поле работать, а мать приказала Маше сварить к полднику молочную кашу из 2 кувшинов молока и на каждый кувшин положить по 2 чашки пшена. Сколько чашек пшена надо положить Маше на всю кашу?

125. Печет мать блины, а Матреша с Мишей стоят и просят. Дала мать каждому по 2 блина и говорит: «Бегите играть, больше до обеда не дам». Сколько блинов дала мать Матреше и Мише вместе?

Image

 

128. Дядя Алексей занимается извозом. У него 2 тройки. Сколько лошадей у дяди Алексея?

127. Ездил дедушка Савелий ловить рыбу, попал под дождь и вымок. Приехал он и просит заварить ему малины. Положила Маша малину в чайник и заварила 3 стаканами кипятку. На каждый стакан клала она 2 ложки малины. Сколько ложек малины взяла Маша на заварку?

128. Немного привез рыбы дедушка Савелий: окуни у него были на одной веревке, лещи на другой, на каждой веревке по 4 штуки. Сколько штук рыбы поймал дедушка?

129. Был дядя Семен в городе, купил всем трем дочерям серьги. Сколько штук серег купил дядя Семен?

130. Сколько ведер помещается в 2 трехведерных кадках?

131. В каждой сажени 2 метра. Митя отмерил по земле 2 сажени. Сколько это метров?

132. Сколько колес надо для 2 телег?

133. Сколько надо подков для 2 лошадей.

134. Сколько крыльев у двух пар гусей?

135. Дедушка Василий чинил кадушки: скоро надо будет солить огурцы. Он набил на каждую из двух кадушек по 3 обруча. Сколько обручей набил дедушка Василий? Нарисуйте 2 кадушки и на каждой по 2 обруча.

136. У коровы на каждой ноге по 2 копыта. Сколько копыт у коровы на всех четырех ногах? Сколько лап у 2 собак?

137. Сидел Ваня около школы. Мимо шли 4 коровы. Ваня стал считать у них рога. Сколько оказалось рогов у всех коров?

138. Скажи, Катя, сколько у тебя пальцев на одной руке? на 2 руках?

139. Был болен Сеня зимой, и дал ему доктор горькие капли, сказал пить капли с водой дважды в день утром и вечером по 4 капли каждый раз. Сколько капель в день велел принимать доктор Сене?

 

140. Бабушка Дарья дала трем внучатам каждому

по 3 ореха. Сколько орехов она дала всем трем

внучатам?

141. Бабушка связала 2 пары чулок. Каждый чу-

лок она вязала 2 дня. Сколько дней она вязала все

чулки?

142. Сколько глаз у 3 мальчиков?

143. У паука с одной сто-

роны 4 ноги да с другой 4.

Сколько ног у паука?

144. Мать велела Сене

привезти ей на санках дров

из сарая. Полена были тол-

стые, и Сеня каждый раз

накладывал на санки только

по 4 полена. Привез он дро-

ва 2 раза, а мать говорит:

Сколько полен привез Сеня?

145. У хищной птицы ястреба на каждой ноге 4

острых когтя. Сколько когтей у ястреба?

146. Дедушка Савелий начал разво-

дить пчел, и пока у него

только 2 улья. В начале

осени он достал из каж-

дого улья по 2 килограмма

меду. Сколько килограм-

мов меду достал дедушка?

147. Едет дядя Семен

в город, а ребята обсту-

пили его и просят при-

везти гостинца. «Ладно, —говорит дядя Семен, — всем

пятерым привезу». Вернулся дядя Семен и вправду

всем ребятам дал по 2 баранки. Сколько баранок

роздал детям дядя Семен?

148. Был дядя Семен с Васей в городе на базаре.

Увидал, там Вася большие весы и попросил отца

взвесить его. Встал Вася на весы, а отец положил

2 пудовых гири и говорит: «Весу в тебе, Васька, 2

пуда, а для меня надо положить гирь вдвое больше».

Сколько весил дядя Семен?

Image

Image

 

Image

149. Сорвала Поля 2 цветка неза-

будки и стала обрывать лепесточки.

Сколько лепесточков она оборвала?

150. Марья Васильевна с Сеней рас-

саживала в школьном саду малину.

Сеня посадил три куста, а Марья Ва-

сильевна вдвое больше. Сколько кустов

посадила Марья Васильевна?

151. У тетки Марьи хорек в одну ночь утащил 3 цыпленка, а на другую—вдвое больше. Сколько он утащил цыплят во вторую ночь?

152. У маленькой Оли во рту уже есть 3 зуба, а дедушка Пахом посмотрел на ее зубы и говорит: «И у меня зубов немного, — только вдвое больше, чем у Оли». Сколько зубов у дедушки Пахома?

153. У Еремеевых стригли овец. Тетка Арина с белых овец настригла 4 килограмма шерсти, а с черных—вдвое больше. Сколько килограммов черной шерсти собрала тетка Арина?

154. Костя пасет гусей и уток. Гусей у него 4, а уток вдвое больше. Сколько уток он пасет?

155. Дядя Семен посеял рожь на двух полосах. На одной полосе он посеял 2 меры, а на другой втрое больше. Сколько он посеял на другой полосе?

156. Миша поставил в бутылку с водой 2 веточки березы; вскоре на одной из них распустилось 2 почки, а на другой — втрое больше. Сколько почек распустилось на другой ветке?

157. Поспела у Мироновых репа, и послала мать Матрешу за репой. Бежит Матреша, несет в каждой руке по 3 штуки. Сколько реп несет Матреша?

158. Дядя Петр посеял 2 меры гороху. Пришло время, поспел горох, собрали его и обмолотили. Смерил дядя Петр, сколько у него вышло гороху, и говорит: «Нынче урожай у меня сам-пят». Сколько мер гороху собрал дядя Петр.

159. Испекла тетка Арина ржаные лепешки на масле и яйцах. Всегда кладет тетка Арина в лепешки 3 яйца, а тут положила втрое больше. Сколько яиц положила тетка Арина в лепешки?

 

160. Много было бабок у Коли и Сени. Коля проиграл 4 бабки, а Сеня вдвое больше. Сколько проиграл Сеня?

Придумай, Миша, сколько бабок проиграл Коля; а ты, Петя, — сколько проиграл Сеня; а ты, Федя, скажи всю задачу; а ты, Гриша, реши эту задачу.

161. Отмерил Митя по земле 3 раза по 2 метра и еще 1 метр. Сколько это всего метров?

162. Читали ильинские ребята в классе про иволгу и синицу, и Марья Васильевна, учительница, сказала, что иволга кладет в гнездо 5 яиц, а синичка— вдвое больше. Сколько яиц кладет синичка?

 


РАЗНЫЕ СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика