Skip to main content

Методика изучения пунктуационных правил ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Блинов) 1972 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Методика изучения пунктуационных правил

ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Григорий Иванович Блинов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Ознакомление учащихся с функцией знаков препинания 7

Глава II. Типы правил Группировка пунктограмм 20

Типы правил —

Группировка пунктограмм 39

Глава III. Построение и формулировка правил 50

Условие и норма 51

Построение правил 57

Группировка правил 62

Глава IV. Работа над пунктуационным правилом 71

2 Объяснение правил 78 1 Подготовительная работа учителя 72

Виды правил по особенностям их анализа при объяснении —

Постановка мыслительной задачи 85

Виды работ над правилом 88

3 Применение правил 107

Обнаружение грамматического факта 108

Использование приемов-предписаний 125

Использование графических схем 145

Глава V. Формирование пунктуационного навыка 156

Глава VI. Обобщение и систематизация материала по пунктуации 185

Литература 201

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР - Методика изучения пунктуационных правил ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 1972 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

живут или работают», а комнатный — «находящийся в комнате». Следовательно, комната и комнатный — разные однокоренные слова. Комната — комнату имеют одинаковое строение (корень и окончание) и одно и то же лексическое значение. Значит, это одно и то же слово в разных формах.

Для закрепления предлагается:
1) записать отдельно однокоренные слова и формы одного и того же слова (упр. 330);
2) подобрать однокоренные слова к выделенному слову и изменить формы выделенного слова (упр. 329).
На основе § 49 учитель знакомит четвероклассников с понятиями «нулевое окончание» и «значение окончания».

Важно показать противопоставленность окончания основе слова, а не отдельным ее частям. В начальных классах учащиеся на вопрос, на какие части делится слово, называли приставку, корень, суффикс и окончание. Теперь же они должны понимать, что слово, если оно изменяется, прежде всего делится на основу и окончание, а основа в свою очередь делится на приставку, корень и суффикс.

Особое внимание должно быть уделено также раскрытию новых сведений об окончании — его грамматического значения, которое входит в определение окончания.

На уроке ознакомления с нулевым окончанием новый материал можно сообщить в такой последовательности:
1) грамматическое значение окончания;
2) особенности нулевого окончания;
3) выделение в словах окончаний (в том числе нулевых).

Значимость окончания — новое для учащихся сведение. Знакомятся с ним при анализе материалов для наблюдения (с. 143) по вопросам учебника.

В процессе работы необходимо обратить внимание учащихся на то, что, во-первых, не только слово в целом имеет значение, которое называется лексическим, но и его части имеют значение, в частности, окончание имеет грамматическое значение. Во-вторых, окончание бывает только у изменяемых слов, и поэтому о них следует говорить «имеет окончание», а о неизменяемых—» «оканчивается на...» или «имеет на конце...».

Для закрепления предлагается:
1) составить предложения с данными словами (упр. 331), обозначив окончания и указав их грамматическое значение;
2) определить грамматическое значение окончаний выделенных слов (на опушке, завтра начнем, ясным утром).

При выполнении упражнения 331 одновременно ведется работа: 1) над синонимами (с. 143) помещаться, пристроиться, приютиться (выясняется отличие в значении между ними и роль в получившемся тексте — с их помощью создается лексическое разнообразие и связываются предложения друг с другом) и 2) над словами диван, балкон, кабинет (с. 144) с непроверяемыми орфограммами (слова проговариваются по слогам, обозначаются изучаемые орфограммы).

Далее происходит знакомство с нулевым окончанием: учитель либо сообщает о том, что окончание- может быть выражено звуками, а может быть не выражено, и тогда такое окончание называется нулевым, либо предлагает прочитать сведения о нулевом окончании по учебнику (с. 144). Следует обратить внимание учащихся на то, что нулевое окончание, как и выраженное звуками, тоже имеет конкретное грамматическое значение, например: (без) сапог — в слове сапог нулевое окончание обозначает род. п., мн. число.

Для закрепления полученных знаний предлагается:
1) определить грамматическое значение нулевого окончания (упр. 332);
2) просклонять слова, у которых есть формы с нулевым окончанием (упр. 333).
При выполнении упражнения 333 проводится работа над литературной нормой — правильным образованием форм родительного падежа множественного числа существительных место и дело (с. 144), у которых в род. п. во мн. числе имеется нулевое окончание.

Завершается урок работой, направленной на выделение в словах окончаний и определение их грамматического значения (упр. 334). При выполнении этого упражнения учащиеся называют виды орфограмм на месте пропусков букв (проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова) и определяют в тексте лексическое значение слова одичал, в котором оно употреблено (одичал балкон — «стал запущенным, похожим на дикую местность»—переносное значение слова).

Сведения об основе слова учащиеся получают на следующем уроке. Прежде всего они вспоминают, как выделяется окончание в слове (слово либо склоняется, либо спрягается). Затем учитель знакомит учеников с названием той части слова, которая остается после отделения окончания,— основа слова. Он сообщает, что основой неизменяемого слова является все слово; в основе заключено лексическое значение; на письме основа слова обозначается особым значком, который ставится снизу (с. 145).

Сведения об основе слова закрепляются при выполнении следующих заданий:

1) выделить основы и окончания существительных, прилагательных и глаголов (упр. 335);
2) среди выделенных слов обозначить основы только у изменяемых слов (упр. 336);
3) в левый столбик выписать изменяемые слова, в правый — неизменяемые, обозначив основы и окончания, если они есть: по улице, вчера, делаем, синим (платком), кино.

Понятие о чередовании звуков имеет большое значение как для познания структуры слова, так и для работы по орфографии. Как известно, в русском языке имеют место чередования звуков, т. е. мена их в одной и той же морфеме, не приводящая к изменению лексического значения слова. Одни чередования (фонетические), например: ст[д]л — ст\а\лй,— как правило, не отражаются на письме. Другие чередования, например: дру[г]— дру[ж]ба,— отражаются на письме. Первый тип чередований звуков в школе не изучается, само явление учитывается в практическом плане при овладении правописанием гласных и согласных в разных частях слова. Второй тип чередований изучается в школе. Их наличие приводит к тому, что приставка, корень и суффикс могут иметь разный звуковой (на письме буквенный) состав, например: под-нять, подо-брать; пух, пуш-инка; стерег-у, стереж-ешь; суч-ок, суч-оч-ек. В этих словах одни и те же приставки, корни, суффиксы отличаются звуковым составом. Приставки, корни, суффиксы, в которых имеются чередования, называются вариантными. Следовательно, -пух- и -пуш—это варианты одного корня; под- и подо—варианты приставки; -ок- и -оч—варианты суффикса. При изучении чередований звуков можно сообщить ученикам этот термин, не добиваясь заучивания его определения.

Для изучения чередований звуков (§ 53) целесообразно отвести два урока. На первом из них изучается понятие «чередование гласных и согласных в разных частях основы», а также сообщаются сведения о том, что части слова могут иметь разное звучание при одном и том же лексическом значении.

Ознакомление с чередованием звуков можно начать с анализа состава двух-трех однокоренных слов (например, круг, кружок). Перед учащимися ставится вопрос, чем отличаются корни в обоих словах (у них разные конечные согласные). Учитель добавляет, что,это один и тот же корень, хотя конечные звуки в нем разные. Этот корень, несмотря на некоторое отличие в звучании, в однокоренных словах имеет одно и то же значение круга. Мена звуков в одной и той же части слова называется чередованием.

При чтении первого абзаца § 53 (с. 156) целесообразно поставить вопросы: когда появляется чередование звуков? (При образовании слов и изменении слов, т. е. образовании форм слова.) В каких частях слова бывает чередование звуков?

Затем учитель сообщает названия частей слова, которые имеют чередования звуков, и попутно сообщает, что их называют вариантами: варианты приставки (об-лить, обо-йти), корня (теч-ение, с-тек-ать), суффикса (пиль-щик, лет-чик).

В заключение учитель говорит:
— При разборе слова по составу, при подборе проверочных слов всегда надо помнить о том, что в словах могут быть чередования звуков, и это предупредит ряд ошибок. Например, если не знать, что с может чередоваться с ш, трудно подобрать проверочное слово к слову орошение (им будет слово росы).
Для закрепления полученных знаний предлагается:
1) выявить чередующиеся гласные и согласные (анализ таблицы на с. 157);
2) подобрать слова с чередованием в однокоренных словах и в формах одного и того же слова (упр. 367);
3) выбрать однокоренные слова с чередойанием гласных и согласных в корне слова (упр. 368).

Для правильного выполнения упражнения 368 надо, прочитав слово, найти далее либо однокоренное слово, либо одну из форм этого слова. Например, слову сидеть (оно первое) соответствует его форма сижу (чередование д||дас).

На втором уроке учащиеся знакомятся с чередованием гласных с нулем звука, т. е. с беглыми гласными. При анализе таблицы (с. 158) выясняется, что беглые гласные могут быть в приставках, корнях и в суффиксах.

— Знание беглых гласных,— добавит учитель в заключение,— поможет в дальнейшем овладеть правописанием гласных в суффиксах существительных.
Для закрепления полученных знаний используются следующие виды заданий:
1) подобрать формы слова или однокоренные слова с беглой гласной (упр. 369);
2) определить части слова, в которых есть беглая гласная (упр. 370).

Завершается работа на уроке обобщающим упражнением, при выполнении которого учащиеся к выделенным словам подбирают однокоренные или другие формы тех же слов с чередованием звуков. Для этой цели используется упражнение 371. Работа над текстом позволяет поупражняться в определении средств связи между предложениями.

Работа над новыми сведениями об известных понятиях. Известными являются понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание» (об окончании уже говорилось выше). Эти понятия в начальных классах учащиеся характеризовали только со структурной стороны. В IV классе прибавляется функциональная и семантическая характеристика частей основы, т. е. даются сведения об их роли в слове и о значении в одноструктурных словах (например: баянист, гитарист—ист- обозначает лицо по роду занятий).

Знакомство со значением корня, суффикса или приставки можно проводить в такой последовательности:
1) повторение определения изучаемой части слова;
2) выяснение роли (функции) части слова в слове;
3) ознакомление со значениями, выражаемыми данной частью слова;
4) формулирование определения изучаемой части слова;
5) тренировочные упражнения, направленные на закрепле
ние полученных знаний о значениях рассматриваемой части слова.

Для повторения целесообразно поставить такие вопросы: какие части входят в основу слова? Что называется корнем? (Общая часть однокоренных слов.) суффиксом? (Часть слова, стоящая после корня.) приставкой? (Часть слова, стоящая перед корнем.)

Далее учитель, подводя учащихся к пониманию того, что каждая часть слова значима, сообщает им следующие сведения:

— Части слов отличаются друг от друга не только местом в слове, но и своей ролью в слове и значениями, которые они выражают. На этом уроке мы узнаем, какую роль выполняют в слове корень, суффикс, приставка и какие значения они могут выражать.

Затем используются материалы для наблюдения (с. 147; 150; 153 и 154), в результате анализа которых учащиеся выясняют роль и значение каждой из частей основы. Новые сведения о них входят в определение корня, суффикса и приставки.

В заключение учитель говорит о том, что каждая часть слова имеет два основных признака: место и назначение в слове. Их необходимо указывать при определении каждой из частей слова (в том числе и окончания).

Для закрепления полученных знаний используются следующие виды упражнений:
1) подбор слов с данной частью слова;
2) определение значения, выражаемого указанной частью слова;
3) подбор слов с названным значением данной части слова.
Для каждого из этих заданий в учебнике имеются соответствующие упражнения.

Разбор слова по составу. Умение разбирать слово по составу, т. е. определять его реальную структуру, важно для овладения орфографией. Это умение должно в дальнейшем систематически совершенствоваться. На данном этапе необходимо вооружить школьников приемом разбора слов по составу.

При обучении разбору слов по составу необходимо преодолеть такой подход к расчленению слов на части (нередко имеющий место в школе), когда учащиеся опираются только на зрительный образ слова. Например, в слове гвоздика выделяют -ик- в качестве суффикса, так как аналогичное буквосочетание имеется в словах столик, лобик и т. д.

Приступая к обучению учащихся разбору слова по составу, целесообразно поставить следующие вопросы: на какие две части делится изменяемое слово? Из каких частей состоит основа самостоятельного слова?

Русский язык - ПУНКТУАЦИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Методики преподавания , Автор - Блинов Г.И., Пунктуация

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика