Не уроком единым. Развитие интереса к физике (Ланина) 1991 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Библиотека учителя физики
В книге предлагается методика и технология различных внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету, учит применять знания на практике.
© "Просвещение" Москва 1991
Авторство: И.Я. Ланина
Формат: PDF Размер файла: 5.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .3
Глава I. Физические конференции и вечера. .6
§ 1. Научные конференции
Г Конференции, организуемые в традиционной форме
2. Конференции, организуемые в форме диспута, симпозиума 10
3. Конференция «Наука и нравственность». .14
§ 2. Вечера занимательной физики .33
1. Вечера со сборной программой. .34
2. Вечера, проводимые по единому сценарию. .47
§ 3. Конкурсные вечера .... .49
§ 4. Комплексные вечера и конференции .57
§ 5. Конкурсы веселых и находчивых .87
§ 6. Физический хоккей. .94
Глава II. Физические выставки в школе ... . 99
§ 1. Методика подготовки и проведения выставок 1 /ТА
§ 2. Примеры проведения физических выставок 100
Г Физика в твоей будущей профессии.
2. Физика и искусство.
Глава III. Декада физики в школе. 101
§ 1. Организация декады физики —
§ 2. Проведение декады физики .154
§ 3. Физическая кинодекада .161
§ 4. Звездный поход за знаниями .... .168
§ 5. Проведение общественного смотра знаний с целью организации свободного общения учащихся. .172
Глава IV. Школьное физическое общество. .178
§ 1. Организация научного общества —
§ 2. Формы работы физического общества .181
§ 3. Физические газеты .189
Глава V. Возможности осуществления межпредметных связей во внеклассной работе по физике .192
§ 1. Организация Эксперимента «Penta» как коллективного творческого дела
§ 2. Методика проведения Эксперимента «Penta»
Глава VP Нетрадиционные формы внеклассной работы 213
§ 1. Устный журнал
§ 2. Физический «огонек». .217
Скачать бесплатный учебник СССР - Не уроком единым. Развитие интереса к физике (Ланина) 1991 года
СКАЧАТЬ PDF
Предисловие
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.
Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по физике:
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учеб- нойпрограммы.
Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.
Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы т^ля здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы. При этом их надо ставить в условия ис
следователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.
Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Следует особо сказать об организации самоуправления учащихся. Воспитывать — значит прежде всего вовлекать ребят в общественно полезную, в том числе и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь. Но если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей. Стремление к самостоятельности, присущее подросткам и старшим школьникам, должно стать основой самоуправления школьников во внеклассной работе, которое поможет не только организовать деятельность учащихся, но сделать ее желаемой и значимой для них.
Так, при организации любого внеклассного мероприятия по физике необходимо выбрать на общем сборе-старте актива (членов физического кружка, членов УНО или просто друзей физики, пожелавших прийти на сбор) совет дела.
Совет дела — это временный руководящий орган из представителей каждого класса (в классе—звена или бригады), созданный для организации данного мероприятия. Называться он может по-разному: штаб декады физики, оргкомитет симпозиума (для нечера или конференции, организуемой в виде симпозиума ученых разных специальностей), совет мудрейших (для организации н проведения школьной физической олимпиады) и т. д.
Обязательным условием творческой работы членов совета дела является включение в активную деятельность наибольшего числа учащихся. Задача членов совета дела уточнить тему мероприятия, разработать форму его проведения, если нужно, написать сценарий, дать задания учащимся в классах и проверить вы-полнение этих заданий.
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся. Поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рассчитать необходимое для нее время в часах и календарных сроках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться следующего принципа: лучше меньше, но высокого качества.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные ОПЫТЫ.
Один из самых верных путей повышения качества обучения физике—установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после ее завершения, получить оценку.
В тех случаях, когда учитель не ведет учета выполнения учениками добровольно взятой на себя работы, получается беспорядок: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют ее крайне небрежно. Учет внеклассной работы надо вести систематически. Для этого учителю следует завести специальную тетрадь, в которую он будет записывать поручения, данные учащимся, промежуточные сроки выполнения работы, замечания по каждому этапу работы, относящиеся к ее качеству, и общую оценку работы. Все это дает возможность глубже узнать учеников, целенаправленно руководить их работой и постоянно воспитывать их.
Такую тетрадь может вести староста физического кружка, председатель школьного научного общества или ученик, ответственный за подготовку данного мероприятия.
При составлении доклада, решении задач или конструировании прибора ученик использует дополнительную литературу, изучает важные физические закономерности. Эта его работа должна учитываться при выставлении общей оценки по физике в конце четверти или учебного года. Ведь выполнение внеклассного зада-ния по физике часто требует от ученика гораздо большей самостоятельной работы и затраты времени, чем выполнение очередного домашнего задания, оценку за которое, бесспорно, выставляют в журнал.
Оценка за внеклассную работу будет более значимой, если она явится результатом анализа каждого внеклассного мероприятия на совете дела. Анализ качества проведенного внеклассного мероприятия приучает каждого члена коллектива критически подходить к работе товарища, не повторять отмеченные при обсуждении ошибки. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.
Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
В этой книге описаны различные формы внеклассной работы по физике: физические вечера, конференции, устные журналы, выставки и т. д.; рассказано об организации и методике проведения всех предлагаемых видов внеклассной работы; подобрана литература для подготовки того или иного мероприятия; даны планы некоторых выставок, конференций, отдельные разработки и указания по организации вечеров, экскурсий, декады физики в школе, школьных научных обществ по физике и т. д.
Глава I
ФИЗИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВЕЧЕРА
§ 1. НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
В течение пяти лет изучают физику в средней школе. За это время учитель должен не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, но и раскрыть перед ними поэзию этой важнейшей науки, показать необычайность и подчас кажущуюся невероятность многих ее выводов, красоту и логическую стройность физических теорий, всеобщность ее законов и их практическую ценность.
Итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики или учебного материала года может стать научная конференция учащихся.
Проведение конференции по физике в детском коллективе налагает на ее организацию ряд следующих требований:
1. С целью повышения интереса слушателей и привлечения их внимания необходимо все доклады иллюстрировать, сопровождая их демонстрацией опытов, фрагментов кинофильмов, диапозитивов и т. д.
2. Необходимо как можно более разнообразить методы работы участников конференции: облекать конференции в форму научного симпозиума, совещания специалистов и т. д.; чередовать доклады с выступлениями заранее подготовленных оппонентов; продумать возможность широкого привлечения слушателей к активному участию в работе конференции.
3. Доклады и выступления ведущего должны быть образными и эмоциональными.
Залог успеха конференции, одного из самых трудных видов внеклассной работы, заключается в правильном выборе темы (с учетом ее актуальности для учащихся и их желания), в четком распределении обязанностей в сочетании добровольности в выборе работы самими учащимися с обязательностью ее выполнения, в наличии постоянного контроля и учета работы.
Методика подготовки и проведения конференции может быть различна в зависимости от темы и целей конференции.
1. Конференции, организуемые в традиционной форме
Эти конференции проводят в форме чередующихся докладов учащихся с широким использованием демонстраций, кинофильмов и т. д.
Для таких конференций следует выбирать темы, не только углубляющие знания учащихся и дающие возможность повторить ряд вопросов программы, но и несущие новую информацию.
Подготовку конференции начинают с проведения организационного собрания будущих ее участников, где утверждают тему конференции, распределяют конкретные обязанности.