Не уроком единым. Развитие интереса к физике (Ланина) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Не уроком единым. Развитие интереса к физике (Ланина) 1991

Назначение: Библиотека учителя физики 

В книге предлагается методика и технология различных внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету, учит применять знания на практике.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: И.Я. Ланина

Формат: PDF Размер файла: 5.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие .3

Глава I. Физические конференции и вечера. .6

§ 1. Научные конференции

Г Конференции, организуемые в традиционной форме

2. Конференции, организуемые в форме диспута, симпозиума 10

3. Конференция «Наука и нравственность». .14

§ 2. Вечера занимательной физики .33

1. Вечера со сборной программой. .34

2. Вечера, проводимые по единому сценарию. .47

§ 3. Конкурсные вечера .... .49

§ 4. Комплексные вечера и конференции .57

§ 5. Конкурсы веселых и находчивых .87

§ 6. Физический хоккей. .94

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Глава II. Физические выставки в школе ... . 99

§ 1. Методика подготовки и проведения выставок 1 /ТА

§ 2. Примеры проведения физических выставок 100

Г Физика в твоей будущей профессии.

2. Физика и искусство.

Глава III. Декада физики в школе. 101

§ 1. Организация декады физики

§ 2. Проведение декады физики .154

§ 3. Физическая кинодекада .161

§ 4. Звездный поход за знаниями .... .168

§ 5. Проведение общественного смотра знаний с целью организации свободного общения учащихся. .172

Глава IV. Школьное физическое общество. .178

§ 1. Организация научного общества

§ 2. Формы работы физического общества .181

§ 3. Физические газеты .189

Глава V. Возможности осуществления межпредметных связей во вне-

классной работе по физике .192

§ 1. Организация Эксперимента «Penta» как коллективного твор-

ческого дела

§ 2. Методика проведения Эксперимента «Penta»

Глава VP Нетрадиционные формы внеклассной работы  213

§ 1. Устный журнал

§ 2. Физический «огонек». .217

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Не уроком единым. Развитие интереса к физике (Ланина) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к пред¬мету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуа¬тивной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при форми¬ровании познавательных интересов школьников особое место при¬надлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащих¬ся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Озна¬комившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать ин¬дивидуальные способности своих учеников, выявить среди них ода¬ренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески на¬правлять развитие этого интереса.

Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по физике:

Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учеб- нойпрограммы.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы вне¬классных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуе¬мое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы т^ля здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятель¬ности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике долж¬на не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.

Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы. При этом их надо ставить в условия ис¬

следователя, отыскивающего закономерности, важные в теорети¬ческом или практическом отношении.

Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, груп¬повой и коллективной работы.

Необходимо сочетание добровольности работы с обязатель¬ностью ее выполнения.

Следует особо сказать об организации самоуправления уча¬щихся. Воспитывать — значит прежде всего вовлекать ребят в об¬щественно полезную, в том числе и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь. Но если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей. Стремление к са¬мостоятельности, присущее подросткам и старшим школьникам, должно стать основой самоуправления школьников во внекласс¬ной работе, которое поможет не только организовать деятельность учащихся, но сделать ее желаемой и значимой для них.

Так, при организации любого внеклассного мероприятия по физике необходимо выбрать на общем сборе-старте актива (чле¬нов физического кружка, членов УНО или просто друзей физики, пожелавших прийти на сбор) совет дела.

Совет дела — это временный руководящий орган из предста¬вителей каждого класса (в классе—звена или бригады), создан¬ный для организации данного мероприятия. Называться он может по-разному: штаб декады физики, оргкомитет симпозиума (для нечера или конференции, организуемой в виде симпозиума уче¬ных разных специальностей), совет мудрейших (для организации н проведения школьной физической олимпиады) и т. д.

Обязательным условием творческой работы членов совета де¬ла является включение в активную деятельность наибольшего числа учащихся. Задача членов совета дела уточнить тему меро¬приятия, разработать форму его проведения, если нужно, напи¬сать сценарий, дать задания учащимся в классах и проверить вы-полнение этих заданий.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При ор¬ганизации внеклассных занятий необходимо рационально исполь¬зовать время учителя и учащихся. Поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рас¬считать необходимое для нее время в часах и календарных сро¬ках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы полезно придер¬живаться следующего принципа: лучше меньше, но высокого ка¬чества.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику до¬полнять в классе ответы товарищей, приводить интересные при¬меры или выполнять трудные ОПЫТЫ.

Один из самых верных путей повышения качества обучения физике—установление тесной связи между классными и вне¬классными занятиями.

Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после ее завершения, получить оценку.

В тех случаях, когда учитель не ведет учета выполнения уче¬никами добровольно взятой на себя работы, получается беспоря¬док: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют ее крайне небрежно. Учет внеклассной работы надо вести систе¬матически. Для этого учителю следует завести специальную тет¬радь, в которую он будет записывать поручения, данные учащим¬ся, промежуточные сроки выполнения работы, замечания по каж¬дому этапу работы, относящиеся к ее качеству, и общую оценку работы. Все это дает возможность глубже узнать учеников, целе¬направленно руководить их работой и постоянно воспитывать их.

Такую тетрадь может вести староста физического кружка, председатель школьного научного общества или ученик, ответст¬венный за подготовку данного мероприятия.

При составлении доклада, решении задач или конструирова¬нии прибора ученик использует дополнительную литературу, изу¬чает важные физические закономерности. Эта его работа должна учитываться при выставлении общей оценки по физике в конце четверти или учебного года. Ведь выполнение внеклассного зада-ния по физике часто требует от ученика гораздо большей само¬стоятельной работы и затраты времени, чем выполнение очеред¬ного домашнего задания, оценку за которое, бесспорно, выстав¬ляют в журнал.

Оценка за внеклассную работу будет более значимой, если она явится результатом анализа каждого внеклассного мероприя¬тия на совете дела. Анализ качества проведенного внеклассного мероприятия приучает каждого члена коллектива критически под¬ходить к работе товарища, не повторять отмеченные при обсуж¬дении ошибки. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.

Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его органи¬заторские способности, заставляет быть в курсе последних дости¬жений науки и техники, творчески работать над собой.

В этой книге описаны различные формы внеклассной работы по физике: физические вечера, конференции, устные журналы, вы¬ставки и т. д.; рассказано об организации и методике проведения всех предлагаемых видов внеклассной работы; подобрана литера¬тура для подготовки того или иного мероприятия; даны планы некоторых выставок, конференций, отдельные разработки и ука¬зания по организации вечеров, экскурсий, декады физики в шко¬ле, школьных научных обществ по физике и т. д.

Глава I

ФИЗИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВЕЧЕРА

§ 1. НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

В течение пяти лет изучают физику в средней школе. За это время учитель должен не только сообщить учащимся определен¬ную сумму знаний, но и раскрыть перед ними поэзию этой важ¬нейшей науки, показать необычайность и подчас кажущуюся не¬вероятность многих ее выводов, красоту и логическую стройность физических теорий, всеобщность ее законов и их практическую ценность.

Итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики или учебного материала года может стать научная конференция учащихся.

Проведение конференции по физике в детском коллективе на¬лагает на ее организацию ряд следующих требований:

1. С целью повышения интереса слушателей и привлечения их внимания необходимо все доклады иллюстрировать, сопровождая их демонстрацией опытов, фрагментов кинофильмов, диапозити¬вов и т. д.

2. Необходимо как можно более разнообразить методы ра¬боты участников конференции: облекать конференции в форму научного симпозиума, совещания специалистов и т. д.; чередовать доклады с выступлениями заранее подготовленных оппонентов; продумать возможность широкого привлечения слушателей к ак¬тивному участию в работе конференции.

3. Доклады и выступления ведущего должны быть образными и эмоциональными.

Залог успеха конференции, одного из самых трудных видов внеклассной работы, заключается в правильном выборе темы (с учетом ее актуальности для учащихся и их желания), в четком распределении обязанностей в сочетании добровольности в выбо¬ре работы самими учащимися с обязательностью ее выполнения, в наличии постоянного контроля и учета работы.

Методика подготовки и проведения конференции может быть различна в зависимости от темы и целей конференции.

1. Конференции, организуемые в традиционной форме

Эти конференции проводят в форме чередующихся докладов уча¬щихся с широким использованием демонстраций, кинофиль¬мов и т. д.

Для таких конференций следует выбирать темы, не только углубляющие знания учащихся и дающие возможность повторить ряд вопросов программы, но и несущие новую информацию.

Подготовку конференции начинают с проведения организа¬ционного собрания будущих ее участников, где утверждают тему конференции, распределяют конкретные обязанности.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика