ФИЗИКА 6—7 КЛАСС (Пёрышкин, Родина) 1978 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: Этот учебник физики 1978 года издания предназначен для учащихся 6-7 классов советских школ. Авторы - известные советские педагоги Александр Васильевич Пёрышкин и Надежда Александровна Родина создали фундаментальный труд, который охватывает все базовые разделы школьной физики: от механики до электромагнетизма.
Классический учебник по физике для средней школы, охватывающий все базовые разделы: механику, термодинамику, электричество и магнетизм. Содержит подробные объяснения, практические примеры, лабораторные работы и задачи для закрепления материала.
Авторство: Александр Васильевич Пёрышкин, Надежда Александровна Родина
Формат: DjVu, Размер файла: 77.4 MB
СОДЕРЖАНИЕ
6 КЛАСС
Введение 3
1. Природа и люди
2. Чем занимается физика 4
3. Тело, материя, вещество
4. Наблюдения и опыты 5
5. Физические величины. Измерение физических величин 6
6. Физика и техника 7
Первоначальные сведения о строении вещества 12
7. Для чего нужно знать строение вещества
8. Строение вещества
9. Молекулы 13
10. Явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах 15
Броуновское движение 17
11. Скорость движения молекул и температура тела 18
12. Взаимное притяжение и отталкивание молекул 19
13. Три состояния вещества 20
14. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 22
Движение и силы 24
15. Механическое движение —
16. Равномерное и неравномерное движения 25
33. Единицы силы 50
Сила тяжести на других планетах 51
34. Динамометр
35. Сила — векторная величина 54
36. Сложение сил. Равнодействующая сил 55
37. Сложение двух сил, направленных по одной прямой —
38. Сила трения 57
39. Как измерить силу трения 58
40. Трение покоя 59
41. Трение в природе и технике 60
42. Силы взаимодействия молекул 62
43. Явление смачивания 63
44. Давление 64
45. Давление в природе и технике 66
46. Давление газа 68
47. От чего зависит давление газа 69
Давление жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) 71
48. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. —
49. Гидравлическая машина 73
50. Гидравлический пресс 74
Пневматические машины и инструменты 77
51. Свободная поверхность жидкости 78
52. Давление в жидкости и газе 79
53. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 80
54. Гидростатический парадокс.
Опыт Паскаля 83
Давление на дне морей и океанов. 85
Исследование морских глубин —
55. Сообщающиеся сосуды 87
56. Атмосферное давление 91
57. Существование воздушной оболочки Земли 92
58. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли 93
59. Барометр-анероид 96
60. Атмосферное давление на различных высотах 97
61. Манометры 99
62. Поршневой жидкостный насос 101
История открытия атмосферного давления 102
63. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 104
64. Архимедова сила 105
Легенда об Архимеде 107
65. Плавание тел 108
66. Плавание судов 111
67. Воздухоплавание 113
Работа и мощность. Энергия 115
68. Механическая работа. Единицы работы —
69. Мощность. Единицы мощности 117
70. Простые механизмы 119
71. Рычаг. Равновесие сил на рычаге 121
72. Применение рычагов в технике и быту 124
73. Применение рычага в устройстве весов 126
74. Применение закона равновесия рычага к блоку 127
75. Равенство, работы при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики 128
76. Коэффициент полезного действия механизма 131
77. Энергия 132
78. Потенциальная энергия 133
79. Кинетическая энергия 135
80. Превращение одного вида механической энергии в другой —
Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели 137
7 КЛАСС
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Теплопередача и работа 139
81. Тепловое движение —
82. Превращение механической энергии во внутреннюю энергию 140
83. Внутренняя энергия 141
84. Способы изменения внутренней энергии тела 142
85. Теплопроводность 144
86. Конвекция 146
87. Примеры конвекции в природе и технике 148
88. Излучение 150
89. Примеры использования теплопередачи на практике 152
90. Количество теплоты 153
91. Единицы количества теплоты 155
92. Удельная теплоемкость 156
93. Расчет количества теплоты, сообщенного телу при его нагревании или выделяемого при его охлаждении 157
94. Энергия топлива. Теплота сгорания топлива 159
95. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 161
Использование энергии Солнца на Земле 163
Изменение агрегатных состояний вещества 164
96. Агрегатные состояния вещества —
97. Плавление и отвердевание кристаллических тел 165
98. График плавления и отвердевания кристаллических тел 166
99. Плавление и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества 167
100. Удельная теплота плавления 168
101. Выделение энергии при отвердевании вещества 169
102. Примеры на расчет количества теплоты 170
Литье металлов 171
103. Испарение и конденсация 172
104. Поглощение энергии при испарении жидкости 173
105. Конденсация пара 174
Холодильник 175
106. Кипение —
107. Удельная теплота парообразования и конденсации 177
108. Примеры на расчет количества теплоты 179
Тепловые двигатели 180
109. Работа газа и пара при расширении —
110. Двигатель внутреннего сгорания 181
111. Паровая турбина 184
112. КПД теплового двигателя 185
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Строение атома 186
113. Электризация тел при соприкосновении. Электрический заряд —
114. Два рода зарядов. Взаимодействие тел, имеющих заряды 187
115. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества 188
116. Электрическое поле 190
117. Делимость электрического заряда 191
118. Опыты Иоффе и Милликена. Электрон 192
119. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома 194
120. Строение атомов 196
121. Объяснение электризации тел 197
Сила тока, напряжение, сопротивление 200
122. Электрический ток —
123. Источники тока 201
124. Гальванические элементы и аккумуляторы 202
125. Электрическая цепь и ее составные части 204
126. Электрический ток в металлах 205
127. Электрический ток в электролитах 207
128. Действия электрического тока 208
129. Направление электрического тока 210
130. Количество электричества и сила тока 211
131. Единицы силы тока и количества электричества 212
132. Амперметр. Измерение силы тока 214
133. Электрическое напряжение 215
134. Единицы напряжения 217
135. Вольтметр. Измерение напряжения 218
136. Зависимость силы тока от напряжения 220
137. Сопротивление проводников. Единицы сопротивления 221
138. Закон Ома для участка цепи 224
139. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление 227
140. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения 230
141. Реостаты 232
142. Последовательное соединение проводников 233
143. Параллельное соединение проводников 236
144. Работа электрического тока —
145. Мощность электрического тока 241
146. Выражение работы электрического тока через мощность 242
147. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля — Ленца 243
148. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы 245
149. Короткое замыкание. Предохранители 247
Электромагнитные явления 249
150. Магнитное поле —
151. Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии 251
152. Направление тока и направление магнитных линий его магнитного поля 252
153. Магнитное поле катушки с током 253
154. Электромагниты 254
155. Электрический телеграф 256
156. Электромагнитное реле 258
157. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов 259
158. Магнитное поле Земли 261
159. Телефон 263
160. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Вращение рамки 264
161. Электродвигатель. Применение электродвигателей 267
162. Явление электромагнитной индукции 269
163. Генератор электрического тока 272
164. Электрификация СССР 275
Лабораторные работы 278
Ответы к упражнениям 297
Задачи для повторения 298
Ответы к задачам для повторения 314
Предметно-именной указатель 315
Скачать учебник СССР - ФИЗИКА 6—7 КЛАСС 1978 года
СКАЧАТЬ DjVu
6 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДА И ЛЮДИ
Воздух, вода, земля, растения, животные, Солнце, планеты, Вселенная, весь окружающий нас материальный мир, называется природой.
Природа никем не создана, всегда была и будет. Она находится в непрерывном изменении, или движении: движутся планеты и звезды, вода на Земле совершает круговорот, реки меняют русла, растения и животные растут и развиваются.
Человек вносит в природу изменения благодаря своему уму и труду. Он построил города и селения, фабрики и заводы, распахал и засеял поля, изобрел различные машины. В результате познания человеком природы возникли науки.
Изучая изменения, происходящие в природе, ученые установили, что все они происходят закономерно, т. е. всегда существует какая-нибудь. причина явления. Причиной падения на Землю различных предметов, например, является притяжение их Землей; смена дня и ночи на Земле объясняется движением Земли вокруг своей оси (рис. 1); одна из причин возникновения ветра — неравномерное нагревание воздуха.
Цель наук о природе — открыть, изучить ее законы и использовать их для нужд людей.
Науки о природе все время развиваются. Мы все полнее и глубже познаем явления природы и находим им все больше практических применений. Научные объяснения явлений природы дают
возможность успешнее бороться с религиозными заблуждениями — с верой в несуществующего бога и религиозными обрядами.
Одной из наук о природе является физика.
2. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЗИКА
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природ а». Физика — одна из наук о природе.
В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение камня, свечение раскаленного волоска лампочки, молния — все это различные физические явления.
Существуют и другие науки, которые изучают природу, такие, как астрономия, химия, география, ботаника, зоология. Все эти науки используют законы физики. В географии, например, их применяют для объяснения климата, течения рек, образования ветров.
Физика — одна из самых древних наук. Первыми физиками были греческие ученые, жившие за несколько сотен лет до начала нашей эры. Эти ученые впервые пытались объяснить наблюдаемые явления природы.
Величайшим из древних ученых был Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.), который и ввел в науку слово «физика». В русский язык это слово ввел великий русский ученый М. В. Ломоносов.
Все, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих ученых разных.стран и народов.
Многие важные открытия, благодаря которым развивалась физика, сделали ученые: Г. Галилей, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, М. Фарадей, Д. И. Менделеев, Пьер и Мария Кюри, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, И. В. Курчатов и другие.
Среди выдающихся русских ученых особое место в науке занимает Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский академик. Проявив огромное трудолюбие, М. В. Ломоносов достиг выдающихся успехов в различных областях науки. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
1. Что такое физика? 2. Что изучает физика? 3. Приведите примеры физических явлений 4. Почему физику считают одной из основных
наук о природе? 5. Кто ввел в науку слово «физика»?
3. ТЕЛО, МАТЕРИЯ, ВЕЩЕСТВО
В физике; кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь, например, такие, как «электричество», «энергия», «космос». А некоторые слова из разговорной речи используются в физике, но они иногда
здесь имеют иное содержание. Так, например, в обыденной жизни словом «тело» называют тело человека или животного. В физике же физическим телом называют и дом, и трактор, и луну, И’песчинку, т. е. всякий предмет. Несколько физических тел изображены на рисунке 2 — это карандаш, водопроводный кран, капля воды, резиновый шарик, наполненный воздухом.
Словом «материя» в науке называют все, что существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания.
Один из видов материи называют веществом. Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Железо, вода, соль, воздух — это все вещества. Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, а алюминиевая ложка — физическое тело. Всякое тело имеет форму и занимает некоторый объем. На рисунке 3 изображены тела разной формы, но одинакового объема, на рисунке 4 — тела разного объема, но одинаковой формы.
1. Что в физике понимают под словами «физическое тело»? 2. Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.
4. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
Каждый знает, что тела падают на землю, лед в теплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо и т. д.
Откуда появились эти знания? Многие знания добыты людьми из собственных наблюдений. Так, например, каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Именно благодаря наблюдениям накопились многие знания о природе.
Ученые тоже добывают знания из наблюдений. Кроме того, они проделывают специальные опыты. Научные опыты всегда ставят обдуманно, с определенной целью. Например, итальянский ученый Галилей, чтобы изучить, как происходит падение тел, ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5), измерял и сравнивал время их падения. Проделав такие опыты, он открыл законы падения тел.
Наблюдения и опыт — источники физических знаний.
Чтобы получить научные знания, надо еще обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений.
Для выполнения опытов нужны различные физические приборы. Одни приборы очень просты и предназначены для несложных измерений. К ним относятся, например, измерительная линейка (рис. 6), груз, подвешенный на нитке, который может служить отвесом (рис. 7), мензурка (рис. 8), применяемая для измерения объёма жидкости, весы и другие приборы. Есть и более сложные измерительные приборы: амперметры, вольтметры (рис. 9), секундомеры, термометры (рис. 10) и другие.
По мере развития физики и техники приборы совершенствовались и усложнялись.
В наше время совместными усилиями ученых, инженеров, техников и рабочих созданы сложнейшие приборы, при помощи которых современные физики изучают строение вещества. Так, в подмосковном городе Дубне с этой целью сооружены громадные приборы — установки с очень сложным устройством. Один из них — синхрофазотрон — имеет диаметр, равный примерно 60 м; на изготовление магнитов, входящих в его устройство, пошло 36 000 т стали. На этом синхрофазотроне работают ученые из всех социалистических стран.
1. Какими путями мы получаем знания о явлениях природы? 2. Чем отличаются наблюдения от опыта? 3. Какие физические приборы вы знаете?
5. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Чтобы получить возможно более точные знания о физических явлениях, нужно во время опыта производить измерения. Например, чтобы узнать, как зависит объем воды от ее температуры, нужно, нагревая воду, измерять обе эти величины.
Объем и температура — примеры физических величин.
Физическими величинами являются также длина, площадь, время, скорость, сила и другие.
Физическую величину всегда можно измерить. Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Так, например, измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром. В результате измерения величины получаем ее числовое значение, выраженное в принятых единицах.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
Автор - Перышкин А.В., ★Все➙ Учебники 6 класс, ★Все➙ Учебники 7 класс, Автор - Родина Н.А., Для учащихся средних классов