Skip to main content

Задачи-опыты по физике (Зибер) 1953 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Задачи-опыты по физике 1953

Назначение:ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Издательство:Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР МОСКВА 1953

Авторство:В. А. Зибер

Формат:PDF,Размер файла: 2.61 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения качества знаний учащихся по физике разрешается в средней школе различными путями, в частности, усилением экспериментальной стороны преподавания, организацией самостоятельной работы учащихся. Этим целям прекрасно служат экспериментальные задачи, решение которых находится опытным путем.

Вместе с тем задачи-опыты, содействуя овладению учащимися практически полезными навыками, способствуют выполнению школой директив XIX съезда КПСС о политехнизации обучения в средней школе.

Характерной особенностью задач-опытов являются выставленные для учащихся простые физические приборы, предметы и материалы, собранные или не собранные в экспериментальную установку, причем в последнем случае сами ученики осуществляют сборку нужной для задачи установки.

От учащихся требуется не только теоретическое, но и опытное решение задачи. В условии некоторых задач ставится вопрос только об опытном решении, однако, при этом учащимся говорится и подчеркивается, что решение любой задачи-опыта требует обязательного объяснения тех физических явлений и законов, которые связаны с ней и ее решением.

📜 ОТКРЫТЬ ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Задача-опыт дает возможность ученику проявить в той или иной мере свою творческую самостоятельность и приучает его при решении конкретных вопросов исходить из неразрывной связи теории с опытом. Вследствие этой связи весь ход решения задачи и его физический смысл приобретают особую ясность для учащихся. В итоге задачи-опыты способствуют углублению и закреплению физических знаний учащихся, возбуждают их интерес к физическим явлениям, дают дополнительные навыки, в частности, такие, которые необходимы для подготовки учащихся к практической деятельности. Задачи-опыты, несомненно, воспитывают чувство самостоятельности, развивают инициативу, особенно в проведении опыта, т. е. в конечном счете закладывают семена практического изобретательства. В этом смысле многие задачи-опыты идут навстречу присущей большинству подростков склонности к строительству, их врожденной любви созидать что-то новое, их неизменному интересу к работе с вещью.

Некоторые задачи-опыты, из числа содержащихся в настоящем сборнике, с успехом могут быть использованы на уроках физики, в целом же они могут быть особенно полезны в работе кружка по физике в плане внеклассных занятий. Решение учащимися задач-опытов может идти следующим путем.

1. Учащиеся знакомятся с экспериментальной установкой. Если нужно, делается чертеж, записываются условия задачи, а в необходимых случаях и дополнительные вопросы к ней.

2. Устанавливается физическая сущность явления, закона, которому оно подчиняется. Намечается путь опытного решения задачи.

3. Осуществляется опытное решение задачи и проделываются нужные вычисления, если они предусмотрены данной задачей.

4. Полученные результаты обсуждаются всеми участниками решения задачи.

Задачи легкие, с простым экспериментом, могут быть решены и обсуждены на одном занятии кружка. Осуществление опытного решения более сложных и трудных задач может потребовать от учащихся более длительной подготовки. В этих случаях целесообразно решение задачи и обсуждение его отнести на следующее занятие кружка.

Вообще, следует организацию решения задач варьировать в соответствии с характером каждой данной задачи и особенностями работающей группы учащихся.

Каждая задача имеет название, соответствующее ее основной теме. Название задачи позволяет преподавателю, не читая текста самой задачи, получить предварительное представление о ней. Название задачи во многих случаях является ответом на вопрос задачи или, во всяком случае, подсказывает путь к ее решению, благодаря чему сокращается материал, излагаемый в разделе втором.

Называние задачи, которое подсказывает ее решение или определяет раздел физики, к которому она относится, не должно быть известно учащимся. В тех случаях, когда название задачи не дает учащемуся дополнительных указаний к тем, которые содержатся в условиях задачи, оно может быть доведено до сведения ученика. Это всегда усиливает интерес к задаче, фиксируя мысль на основном поставленном в ней вопросе.

Экспериментальная установка дается в руки учащихся только после того, как преподаватель получил с ее помощью вполне четкие и устойчивые результаты.

Не все учащиеся могут одинаково успешно решить задачу, во всяком случае одни решат ее раньше, другие позже. Было бы неверно считать, что данной группе учащихся можно предлагать задачи, рассчитанные на среднего ученика. Наоборот, если задача интересна большинству, то успехи сильных товарищей в ее решении могут благоприятствовать развитию соревнования всего коллектива.

Если учащимся не удастся самостоятельно найти путь к решению задачи, то преподаватель может подсказать им физическую сущность решения или его первый этап, или напомнить учащимся физическое явление, близкое или аналогичное тому, которое связано с решением задачи, или, наконец, указать на литературу (учебник, задачник, журнал и т. п.), в которой можно найти описание явлений, связанных с решением задачи. Во всяком случае, надо сначала испытать прием наведения на мысль о способе, с помощью которого можно решить задачу, и только, если прием окажется неудачным, решить самому преподавателю. Следует учесть способности и особенности учащихся, чтобы иметь уверенность в том, что предлагаемая задача окажется по силам если не всем, то некоторым ученикам. Однако то обстоятельство, что учащиеся в отдельных случаях не смогут самостоятельно решить задачу, не должно расцениваться как отрицательный момент в педагогической работе учителя. Многое в задаче окажется полезным для учеников даже в том случае, когда почти вся инициатива в отыскании путей к решению перейдет к преподавателю. Очень желательно, чтобы и в этом случае экспериментальная часть задачи проводилась самими учащимися по указаниям преподавателя. •

Почти каждая задача-опыт, кроме основного вопроса, имеет дополнительные, которые выделены в особую группу.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР -Задачи-опыты по физике 1953 года

СКАЧАТЬ PDF

ЗАДАЧИ-РЕШЕНИЯ-УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙Задачи - Решения - Упражнения, Физика - Задачи-Решения-Упражнения

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ФИЗИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ФИЗИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ФИЗИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика