Изобразительное искусство в школе (Виноградова) 1990 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Сборник содержит программно-методические материалы по организации преподавания изобразительного искусства в школе.
Авторство: Галина Георгиевна Виноградова
Формат: PDF, Размер файла: 6.95 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Изобразительное искусство
Глава 1. Изобразительное искусство и его виды 7
Глава 2. Изобразительное искусство в детском саду 13
§ 1. Отбор художественных произведений
§ 2. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 16
§ 3. Эстетические требования к оформлению детского сада 18
Педагогические основы обучения изобразительной деятельности
Глава 3. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника 22
§ 1. Задачи всестороннего развития
§ 2. Подготовка к школе 30
Глава 4. Программа обучения изобразительной деятельности 32
§ 1. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета 34
§ 2. Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета 38
§ 3. Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности 39
§ 4. Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации 40
Глава 5. Методы обучения 42
Глава 6. Организация и проведение занятий в детском саду
§ 1. Подготовка к занятиям 55
§ 2. Организация занятий 60
§ 3. Методический кабинет. Подбор материалов по изобразительной деятельности 64
Глава 7. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию 66
§ 1. Общие принципы планирования
§ 2. Усвоение программы по изобразительной деятельности 73
Глава 8. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью 75
§ 1. Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
§ 2. Повышение художественных знаний и практических умений 80
Изобразительная деятельность в детском саду
Глава 9. Рисование 83
Ранний возраст. Развитие рисования от 1 года до 2 лет
Первая младшая группа 84
§ 1. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет
§ 2. Программа воспитания и обучения 86
§ 3. Прохождение программы 88
§ 4. Методы и приемы обучения, руководство рисованием 90
Вторая младшая группа 92
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 96
§ 3. Методы и приемы обучения 100
Средняя группа 103
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 105
§ 3. Методы и приемы обучения 111
Старшая группа 114
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 117
§ 3. Методы и приемы обучения 122
Подготовительная к школе группа 126
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 130
§ 3. Методы и приемы обучения 137
Глава 10. Лепка 142
Первая младшая группа
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 144
Вторая младшая группа 146
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 149
Средняя группа 151
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения —
§ 3. Прохождение программы 152
§ 4. Методы и приемы обучения 154
Старшая группа 157
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения 158
§ 3. Прохождение программы 159
§ 4. Методы и приемы обучения 162
Подготовительная к школе группа 164
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми
§ 2. Задачи обучения 165
§ 3. Прохождение программы
§ 4. Методы и приемы обучения 170
Глава 11. Аппликация 174
§ 1. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства
§ 2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста 175
Вторая младшая группа —
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 176
§ 3. Методы и приемы обучения 178
Средняя группа 180
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 181
§ 3. Методы и приемы обучения 182
Старшая группа - 184
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 185
§ 3. Методы и приемы обучения 186
Подготовительная к школе группа 188
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 189
§ 3. Методы и приемы обучения 190
Глава 12. Конструирование 198
§ 1. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей 193
§ 2. Виды конструктивного материала
Первая и вторая младшие группы 200
Обучение конструированию
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 202
Средняя группа 204
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 205
§ 3. Методы и приемы обучения 206
Конструирование из бумаги и природного материала 207
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 208
Старшая группа 210
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 211
§ 3. Методы и приемы обучения 212
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 213
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 214
§ 3. Методы и приемы обучения 215
Подготовительная к школе группа 217
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 219
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 220
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 221
§ 3. Методы и приемы обучения 222
Глава 13. Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности 227
§ 1. Организация занятий
§ 2. Методика проведения занятий 230
Глава 14. Изобразительная деятельность вне занятий 236
§ 1. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности
§ 2. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью 238
Глава 15. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности и занятиями 243
§ 1. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы в детском саду
§ 2. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с играми детей 245
§ 3. Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями 248
Литература 251
Скачать бесплатный учебник СССР - Изобразительное искусство в школе (Виноградова) 1990 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
В сборнике представлены две программы по изобразительному искусству для учебных занятий в I — VII классах: программа, разработанная Академией педагогических наук СССР и Союзом художников СССР и одобренная Президиумом АПН СССР, и программа, разработанная Академией художеств СССР.
В соответствии с существующим порядком разработка и утверждение программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы находятся в компетенции министерств народного образования союзных республик. Следовательно, в республиках с учетом представленных в сборнике программ разрабатываются программы на основе национальных особенностей и сложившихся традиций преподавания. В сборнике помещены типовые программы, с тем, чтобы познакомить учителя с уровнем подготовки детей I — VII классов в области изобразительного искусства.
Преподавание изобразительного искусства требует инициативы и творчества учителей. Учитель сам определяет количество часов, которые надо отвести на изучение отдельных тем утвержденной программы, а также последовательность рассматриваемых вопросов внутри тем. Особенно большие перспективы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса открываются в связи с использованием разнообразных приемов и методов обучения и воспитания.
Перестройка в системе преподавания в первую очередь меняет отношение учителя к ученику. Задача учителя — организовать активную познавательную деятельность ученика и руководить ею.
Ориентиром в работе с учениками служат требования к знаниям и умениям для каждого класса, которые помещены в программе. Соблюдение их, на наш взгляд, позволит в процессе преподавания акцентировать внимание на изучении основных (главных) вопросов, избежать перегрузки школьников на уроках.
Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изобразительному искусству, в школах организуются факультативные аннития. В настоящем сборнике представлено несколько программ факультативных курсов: рисунок и живопись, скульптура и керамика, декоративно-прикладное искусство и дизайн, история изобразительного искусства. Учитель может руководствоваться этими программами, внося в них необходимые коррективы, или разработать оригинальные программы факультативных курсов, которые утверждаются методобъединением, педсоветами школ или органами народного образования.
Большое разв?[тне должны получить занятия по интересам, учитывающие способности и склонности детей. Настоящий сборник содержит Типовое положение о школах (классах) с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов, Типовой учебный план для школ (классов) с углубленным теоретическим и практическим изучением изобразительного искусства, Типовые программы для этих школ: рисунок и живопись, история изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Учителю предоставляется возможность самому составлять программы для этих школ. Отбор материала для изучения в этих школах (классах) зависит от расположения школы, производственного окружения, материальной базы. Так, наряду с историей изобразительного искусства возможно изучение программы по архитектуре или керамике и т. п. Перечень программ, включенных в сборник по декоративно-прикладному искусству, может быть расширен самим учителем; возможна замена видов декоративно-прикладной деятельности.
Трудовое обучение в школах с углубленным изучением изобразительного искусства целесообразно организовать в проектных и архитектурно-строительных мастерских, на базе художественно-промышленных предприятий, комбинатов декоративно-прикладного искусства, в архитектурных и художественных институтах н т, и., что даст возможность учащимся совершенствовать практическое мастерство в различных областях изобразительной, декоративно-прикладной деятельности.
Ориентиром в организации учебно-воспитательного промесса послужат и другие материалы, включенные в сборник: методические рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся, Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования но изобразительному искусству, которые рекомендуется иметь в школе, извлечения из документов. В сборнике приведен перечень программ кружков, которые публикуются в сборниках программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также даны аннотации к кинофильмам н кинофрагмеитам, созданным в последние два-три года.
На наш взгляд, систематическая работа с материалами сборника позволит учителю рационально подойти к вопросам организации различных видов деятельности при подготовке к уроку, работе по оснащению кабинета, к проведению внеклассных и факультативных занятий и т, п.
Составитель
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (таблица)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. I-VII КЛАССЫ»
Разработана Академией художеств СССР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство. I — VII классы», разработанная Академией художеств СССР, ориентирует педагогов на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в школе как комплексный процесс формирования у учащихся духовной культуры, овладения ими основами художественной грамоты.
Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаши даже тогда, когда нх никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11 — 15 дет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается.
Объясняя это положение, Н. К- Крупская указывала, что в переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки правдивого реалистического изображения действительности
Внимательный зритель находит для себя в произведениях реализма не только наслаждение и радость общения с прекрасным,
но и познание жизни. Причем содержание реалистического произведения несет в себе глубокую нравственно-этическую ценность.
С помощью рисования с натуры у школьников необходимо развивать наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования, заложить основы графической грамотности, способствовать развитию образного восприятия.
Рисование — это процесс, в котором учащийся изображает предмет не только как он его видит, но и то, что он знает о предмете, как он его помнит, как он его представляет с учетом прошлом рисовальной практики.
На этом строится рисование с натуры, по памяти и по представлению. В процессе рисования углубляется степень познания предмета и развиваются основы логики изображения.
Этого можно добиться только при стремлении наиболее точно и полно отразить предмет. Изображенный предмет должен быть узнаваем. Учить можно только тому, что можно проверить. Поэтому рисование — это и точное определение ошибки, и точное указание, как ее можно исправить.
В программе основное место отведено рисованию с натуры. Необходимо предметы для рисования подбирать такие, которые были бы доступны для изображения, вызывали бы интерес, эстетически и эмоционально обогащали и чтобы занятие способствовало приобретению школьниками знаний об изображенном предмете, средствах изображения.
При определении содержания курса «Изобразительное искусство» в школе как общеобразовательного предмета программа исходит из общих требований, которые сегодня предъявляются ко всей учебно-воспитательной работе в школе, а именно: развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствовать развитию у школьников материалистического мировоззрения, воздействовать средствами изобразительного искусства на их сознание, чувства, волю в целях формирования эстетических идеалов.
Программой предусмотрено, чтобы каждый урок был направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Эстетическое воспитание учащихся не должно нивелировать индивидуальное восприятие каждого ученика, свойственное ему как личности.
Процесс обучения изобразительному искусству в школе строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Формирование художественных навыков у детей на уроках изобразительного искусства в I — VII классах предполагает использование системы игровых элементов, игровых упражнений, рассчитанных как на активизацию у учащихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения.
Так, игровые приемы при выполнении учебных заданий на уроках изобразительного искусства реализуются в виде выполнения эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на уроках труда и уроках декоративной работы (игрушки-украшения на новогоднюю елку, сувениры в подарок друзьям и близким, посуда и т. д.), в выполнении цикла учебно-творческих заданий по иллюстрированию, созданию коллективных панно, книжек-картинок на темы народных сказок, подвигов любимых литературных героев: народные сказки «Гуси-лс-боди», «Три медведя» (II класс); сказки А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане» — III класс) и т. д.
Игровые приемы необходимо использовать в организации и проведении цикла внеклассных мероприятий, например в оформлении детских праздников, посвященных встрече весны, лета, осени, зимы, праздников народных сказок и песен.
Занятия изобразительным искусством в общеобразовательной школе ставят своей целью:
— формировать нравственное, эстетическое отношение учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности;
— дать учащимся начала основ изобразительной грамоты (формировать навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению), развивать художественный вкус, творческие начала в изобразительной деятельности;
— знакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к реалистическому искусству, помочь учащимся понять роль и значение искусства в жизни людей.
Тематическое рисование, включая иллюстрирование, входит в основные разделы учебной программы и органически связано с ними.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе уроков, предусматривает также беседы об искусстве. Рассказы о выдающихся произведениях изобразительного искусства и их показ (репродукции, диафильмы, слайды) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. В более старших классах (IV — VII классы) при проведении бесед следует обращаться к знаниям школьников, усвоенным ими на уроках истории, литературы, математики и др. Углубляя знакомство с классическим наследием изобразительного искусства, необходимо обращать внимание учащихся на непреходящее значение великих традиций реализма, на продолжение и развитие этих традиций в советском искусстве.
Необходимо знакомить детей с местными и национальными традициями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Целесообразно при наличии соответствующих материалов знакомить учащихся с чеканкой и вышивкой, резьбой по дереву и лаковой живописью, с народными игрушками и лубком и т. д.1
1 При разработке республиканских программ следует значительно шире осветить традиционное народное искусство и современные живопись, скульптуру, графику, архитектуру республик.
При определении содержания учебных занятий по классам программа исходит из логики межпредметных связей. Так, например, занятия по труду в начальных классах содержат в себе некоторые виды художественно-декоративных работ, взаимосвязь изобразительного искусства и труда здесь очевидна. Программа также предусматривает использование межпредметных связей изобразительного искусства и таких учебных предметов, как чтение, литература, музыка, история, природоведение, математика, география, черчение.
Время, отводимое на проведение занятий по предмету, распределяется по годам обучения следующим образом:
Количество часов по классам За весь период обучения
Рисунок Живопись Навыки декоративно прикладной и оформительской работы Беседы об изобразительном искусстве...
Все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводиться в течение учебного года с учетом особенностей времени года, красных дат календаря, интересов учащихся и межпредметных связей.
Рисунок
С рисунка начинается всякое изображение формы на плоскости. Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи.
Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древнего Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения.
Рисунок и в целом умение рисовать являются весьма полезными в жизни каждого человека, способствуют лучшему овладению множеством профессий.
Преподавание рисунка в школе решает целый ряд важных задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. В процессе обучения рисунку необходимо:
— научить пользоваться рисовальными материалами;
— научить правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
— научить передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
— научить выполнять зарисовки и наброски и использовать их и сюжетных композициях.
Живопись
В живописи художник передает не только объем и форму предметов, но и их цвет.
Надо научить школьника различать цвета, их светлоту и насыщенность. Эти качества нужны людям почти всех профессий. Так, например:
— маляр должен уметь подобрать нужный колер;
— рабочий текстильной и полиграфической промышленности должен уметь различать множество тончайших оттенков цвета;
— полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и т. д.
Обучаясь основам живописи, школьник учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в свето цвето воздушной среде), получает необходимые знания, умения, навыки на практических занятиях изобразительным искусством.
Постоянная работа красками поможет развить цветоощущение учащихся, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего мира и глубже понять искусство живописи.
Преподавание живописи в школе решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. При обучении живописи необходимо:
— научить обращаться с художественными материалами;
— научить различным приемам работы акварелью, гуашью;
— дать знания об основном и дополнительном цветах, цветовых гаммах, способах получения различных цветов и их оттенков;
— научить передавать предметы в условиях световоздушной среды тоном и цветом;
— помочь развитию видения цвета.
Задания по рисунку и живописи с натуры выполняются карандашом, пером и кистью. Они могут быть относительно длительными (1 — 3 урока) и кратковременными, выполняемыми за 10 — 20 мин (наброски и зарисовки). Наброски и зарисовки могут выполняться на разных этапах урока в зависимости от его цели и конкретных задач.
Задачи композиции решаются как в работах по рисунку и живописи, так и в сюжетных заданиях.
Сюжетные задания — это рисование на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. Работы по сюжетному рисованию предваряются эскизом (карандаш, один-два цвета). Задания на темы могут выполняться как и чёрно-белом решении, так и в цвете (акварель или гуашь).
Выбор чем проводится как по желанию учащихся, так и по заданию учителя.
Навыки декоративно-прикладной и оформительской работы
Автор - Виноградова Г.Г., ★Все➙ Для Учителей, Методики преподавания , ★ВСЕ➙СБОРНИКИ