Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (Комарова) 1991 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для воспитателя детского сада
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08 «Дошкольное воспитание»
Авторство: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, В.А. Езикеева, Е. В. Лебедева, А. А. Грибовская, Т. Г. Казакова, О.И. Нерсесова, Л.А. Парамонова
Формат: DjVu, Размер файла: MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Изобразительное искусство
Глава 1. Изобразительное искусство и его виды 7
Глава 2. Изобразительное искусство в детском саду 13
§ 1. Отбор художественных произведений
§ 2. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 16
§ 3. Эстетические требования к оформлению детского сада 18
Педагогические основы обучения изобразительной деятельности
Глава 3. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника 22
§ 1. Задачи всестороннего развития
§ 2. Подготовка к школе 30
Глава 4. Программа обучения изобразительной деятельности 32
§ 1. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета 34
§ 2. Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета 38
§ 3. Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности 39
§ 4. Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации 40
Глава 5. Методы обучения 42
Глава 6. Организация и проведение занятий в детском саду
§ 1. Подготовка к занятиям 55
§ 2. Организация занятий 60
§ 3. Методический кабинет. Подбор материалов по изобразительной деятельности 64
Глава 7. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию 66
§ 1. Общие принципы планирования
§ 2. Усвоение программы по изобразительной деятельности 73
Глава 8. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью 75
§ 1. Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
§ 2. Повышение художественных знаний и практических умений 80
Изобразительная деятельность в детском саду
Глава 9. Рисование 83
Ранний возраст. Развитие рисования от 1 года до 2 лет
Первая младшая группа 84
§ 1. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет
§ 2. Программа воспитания и обучения 86
§ 3. Прохождение программы 88
§ 4. Методы и приемы обучения, руководство рисованием 90
Вторая младшая группа 92
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 96
§ 3. Методы и приемы обучения 100
Средняя группа 103
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 105
§ 3. Методы и приемы обучения 111
Старшая группа 114
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 117
§ 3. Методы и приемы обучения 122
Подготовительная к школе группа 126
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 130
§ 3. Методы и приемы обучения 137
Глава 10. Лепка 142
Первая младшая группа
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 144
Вторая младшая группа 146
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 149
Средняя группа 151
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения —
§ 3. Прохождение программы 152
§ 4. Методы и приемы обучения 154
Старшая группа 157
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения 158
§ 3. Прохождение программы 159
§ 4. Методы и приемы обучения 162
Подготовительная к школе группа 164
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми
§ 2. Задачи обучения 165
§ 3. Прохождение программы
§ 4. Методы и приемы обучения 170
Глава 11. Аппликация 174
§ 1. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства
§ 2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста 175
Вторая младшая группа —
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 176
§ 3. Методы и приемы обучения 178
Средняя группа 180
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 181
§ 3. Методы и приемы обучения 182
Старшая группа - 184
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 185
§ 3. Методы и приемы обучения 186
Подготовительная к школе группа 188
§ 1. Задачи обучения —
§ 2. Прохождение программы 189
§ 3. Методы и приемы обучения 190
Глава 12. Конструирование 198
§ 1. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей 193
§ 2. Виды конструктивного материала
Первая и вторая младшие группы 200
Обучение конструированию
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 202
Средняя группа 204
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 205
§ 3. Методы и приемы обучения 206
Конструирование из бумаги и природного материала 207
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 208
Старшая группа 210
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 211
§ 3. Методы и приемы обучения 212
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 213
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 214
§ 3. Методы и приемы обучения 215
Подготовительная к школе группа 217
Конструирование из строительного материала
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 219
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 220
§ 1. Задачи обучения
§ 2. Прохождение программы 221
§ 3. Методы и приемы обучения 222
Глава 13. Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности 227
§ 1. Организация занятий
§ 2. Методика проведения занятий 230
Глава 14. Изобразительная деятельность вне занятий 236
§ 1. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности
§ 2. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью 238
Глава 15. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности и занятиями 243
§ 1. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы в детском саду
§ 2. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с играми детей 245
§ 3. Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями 248
Литература 251
Скачать бесплатный учебник СССР - Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Для воспитателя детского сада. (Комарова (ред.)) 1991 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Данное учебное пособие поможет в этом.
Основная цель пособия — раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности, развитию творчества.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. В учебном пособии все эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Основная мысль — ома проходит красной нитью через все пособие — процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)
Цель каждого задания, предлагаемого детям, — развивать их творческие потенциальные возможности. И методика руководства изобразительной деятельностью детей предполагает именно такое решение.
Говоря о детском изобразительном творчестве, мы исходим из понимания творчества в советской педагогике как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. (См.: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1983.) Применительно к изобразительному творчеству дошкольника — это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.
Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии — обязательное условие для развития его творчества.
Детям небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.
Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игруйку для брата или сестры и т. п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию общественного характера творчества.
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества — индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что уедается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разумеется, индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их изобразительной деятельности, этим не ограничиваются, и воспитателю надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей. ,
Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться#на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности.Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.
Данное учебное пособие создано в соответствии с ныне действующей программой педагогических училищ. Авторы учли достижения передовой практики, а также результаты научных исследований в области детской изобразительной деятельности.
При подготовке к переизданию пособие обсуждали преподаватели методики изобразительной деятельности педагогических училищ Москвы и Горьковской области. Предложения, советы учтены авторским коллективом в работе.
Структура пособия продиктована требованиями действующей программы и современным уровнем развития науки о детском изобразительном творчестве. Однако пособие несколько отличается от программы логикой изложения, что объясняется необходимостью обоснования методики изобразительной деятельности с позиций реалистического изобразительного искусства. Пособие состоит из трех разделов: «Изобразительное искусство», «Педагогические основы обучения изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду».
Каждый из разделов включает несколько глав. В конце глав даны вопросы для контроля и самоконтроля степени усвоения материала. Каждый раздел и некоторые главы завершаются примерным перечнем заданий. Их можно использовать как для письменных работ, так и для проведения практики в детских садах. В разделе «Изобразительная деятельность в детском саду» даны конспекты занятий с детьми по разным видам изобразительной деятельности. Их структура, как правило, включает основные вопросы занятий: программное содержание, методику проведения, материалы и связь занятий с другими сторонами воспитательно-образовательной работы с детьми. Разумеется, предлагаемая форма составления конспекта не единственно приемлемая. На наш взгляд, полезно познакомиться с разными формами ведения конспекта в зависимости от задач: так, учебный конспект должен быть более развернутым, подробным, а рабочий — более кратким. Иногда конспект может быть планом или наброском хода занятия. Важно творчески подходить к написанию конспектов, планов и других педагогических материалов.
Данное учебное пособие не единственное по методике руководства детской изобразительной деятельностью. И мы советуем нашим читателям по возможности широко использовать различную методическую литературу.
Авторы пособия: доктора педагогических наук Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина; кандидаты педагогических наук, научные сотрудники Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова; заведующая лабораторией дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР, кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова; доцент кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина Н. Б. Халезова; художник-педагог Е. В. Лебедева; преподаватель методики изобразительной деятельности Московского педагогического училища № 3 им. Н. К. Крупской О. И. Нерсесова; методист дошкольного методического кабинета Москвы кандидат педагогических наук А. А. Грибовская.
Предисловие написано Т. С. Комаровой; глава 1 — В. А. Езикеевой, Е. В. Лебедевой; глава 2 — В. А. Езикеевой; глава 3 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 4 — Н. П. Сакулиной; глава 5 — Т. С. Комаровой; глава 6 — А. А. Гри-бовской; глава 7 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; глава 8 — Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 9 — Н. П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой; глава 10 — Н. Б. Халезовой; глава 11 — О. И. Нерсесовой; глава 12 — Л. А. Парамоновой; глава 13 — Т. Н. Дороновой; глава 14 — В. А. Езикеевой, Т. Г. Казаковой; глава 15 — Т. С. Комаровой.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Глава 1
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.
Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.
Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления — одна из главных черт художественного образа.
Вспомним картину художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция полотна направлена на передачу движения толпы, провожающей опальную боярыню, одержимую своей верой и не пожелавшую пойти на компромисс. Художник сумел показать единство людей, восхищенных боярыней, боготворящих ее. Центр картины — одержимое лицо боярыни Морозовой. Совсем иное содержание на картине художника А. Пластова «Сенокос»: радостный летний пейзаж с пронизанными солнечным теплом цветами, травами, березами. Остро чувствуется музыкальность, размеренность движений косарей, та полнота счастья, которую люди получают от любимого труда. Картина Н. Ломакина «Рыбаки Балтики» переносит нас в суровое северное море: огромные волны, вздыбленные холодным ветром. Грозной стихии художник противопоставляет мужество и храбрость рыбаков.
Да, все, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.
Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры — вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.
Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В» Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание — возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!
Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин-освободитель»: памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством.
Автор-учебника - Доронова Т.Н. , Автор-учебника - Езикеева В.А., Автор-учебника - Казакова Т.Г. , Автор - Комарова Т.С., Автор - Лебедева Е.В. , Автор-учебника - Нерсесова О.И. , Автор-учебника - Парамонова Л.А., Автор-учебника - Сакулина Н.П. , Автор-учебника - Халезова Н.Б. , ★Все➙Для воспитателей детсада, Методики преподавания , Педагогическое образование, Автор – Грибовская А.А.