Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве (Одноралов) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР
Авторство: Николай Васильевич Одноралов
Формат: PDF, Размер файла: 5.28 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Материалы для рисунка 5
Выбор бумаги 5
Требования, предъявляемые к бумаге — 6. Основные правила подготовки бумаги для акварельной живописи — 7. Обработка бумаги для сохранения ее белизны — 10. Придание шероховатой бумаге гладкости — 11. Альбомы для рисования — 11.
Карандаши для рисования 11
Карандаши графитовые — 12. Итальянский карандаш — 14. Уголь рисовальный — 14. Уголь рисовальный прессованный — 15. Соус — 16. Сангина — 16. Пастель — 16. Основания для работы пастелью — 17.
Вспомогательные материалы 18
Растушевки — 18. Фломастеры — 18. Резинки для стирания — 19. Фиксативные лаки — 20. Другие виды фиксативов — 20. Доски для рисования (чертежные) — 21.
Материалы для рисунка пером 22
Перо — 22. Тушь — 25. Чернила орешковые — 25. Бистр — 27. Сепия — 27.
Материалы для акварельной живописи 28
Акварельные краски 28
Характерные особенности акварельных красок — 29. Наборы акварельных красок — 33.
Особенности работы акварельными красками 36
Вспомогательные материалы и инструменты для акварели 38
Палитры для акварели 38
Стиратор для работы акварельными красками 39
Мольберты и этюдники для акварельной живописи 40
Оформление акварельных и графических работ 41
Материалы для живописи гуашью 45
Гуашевые краски флуоресцентные 46
Основные правила при работе гуашью 48
Материалы для темперной живописи 50
Казеиново-масляная темпера 50
Яичная темпера 53
Поливинилацетатная темпера 55
Материалы для масляной живописи 58
Свойства и характерные особенности некоторых масляных красок 58
Белые краски — 58. Кадмиевые краски — 59. Кобальтовые краски — 61. Марганцевые краски — 62. Хромовые краски — 63. Крап-лаки — 65. Железоокисные краски — 66. Черные краски — 69.
Смешение красок 74
Основные характеристики и свойства цветов — 74. Наблюдаемые
цвета — 74. Характеристика и классификация цветов — 75. Виды смешения красок — 76. Некоторые правила при смешении и нанесении красок — 77. Влияние искусственного освещения на тон красок — 79.
Живописные масла, лаки и разбавители 80
Масла — 80. Способы очистки, отбеливания и сгущения масел — 82. Лаки — 83. Разбавители масляных красок — 84. Покрытие картин лаком — 85.
Дефекты масляной живописи и их исправление 86
Пожухание — 87. Почернение — 87. Кракелюр — 87. Отслоение —
88. Меление красок — 88. Сседание — 89. Помутнение живописи —
89. Покоробленность (деформация) — 89. Вмятины — 89. Удаление загрязнений с поверхности картин — 90. Холсты, грунтованные для живописи — 90. Правила сшивания холста — 90.
Грунты для живописи 92
Грунты для масляной живописи 92
Проклейка холста — 92. Приготовление эмульсионного грунта для холста — 92. Грунты тонированные — 93. Эмульсионный грунт для картона — 93. Приготовление эмульсионного грунта для картона — 94. Грунты для бумаги — 95.
Основания и грунты для живописи гуашью 95
Клеевой грунт для гуаши — 95.
Основания и грунты для темперной живописи 97
Технология приготовления и нанесения левкасного грунта — 97. Левкасный грунт для поливинилацетатной темперы — 99.
Подрамники 100
Натягивание холста на подрамник — 101. Овальные подрамники — 102.
Кисти для живописи 104
Выбор кистей — 106. Мойка кистей — 106. Хранение кистей — 106. Изготовление кистей — 106.
Мастихины 109
Клей 111
Клей животного происхождения 111
Костный клей — 111. Мездровый клей — 112. Желатиновый клей — 112. Рыбий клей — 112. Казеиновый клей — 113. Казеиново-цементный клей — 114.
Клеи растительные 115
Клей из крахмала и муки для бумаги — 115. Клей из муки и желатина для плотной бумаги — 115. Клейстер для наклеивания гравюр — 115. Клей для наклеивания гравюр — 116. Клей для окантовок — 116. Клей для реставрации графических работ — 116. Назначение компонентов, входящих в клейстеры — 116. Размягчитель для бумаги — 117.
Синтетические клеи И7
Клей поливинилацетатный (ПВА) — 117. Эмульсия поливинилацетатная, пластифицированная — 118. Латексный клей — 118. Клей БФ-2 — 119. Клей «Марс» — 119. Эпоксидные клеи ЭД-5 и ЭД-6 — 119.
Оборудование и вспомогательные материалы 121
Мольберты 121
Этюдники 123
Палитры 123
Багеты для картин 125
Выбор багета — 126. Определение длины багета — 126. Изготовление рамы из багета — 127. Пропиливание углов багета в стусле —
127. Отделка багета — 128. Изготовление форм для орнаментов на багете из специальных пластических масс — 129.
Застекление картин 130
Навеска картин в экспозиции 130
Краски специальные 131
Краски бронзовые и алюминиевые — 131. Окрашивание бронзового порошка — 131. Краски рельефные — 133. Краски для раскрашивания фотографий — 134. Краски для ретуширования фотопозитивов — 134. Краски для офортов — 135.
Предупреждение отслоения живописного слоя 135
Состав для матовой живописи масляными красками 135
Снятие засохшей масляной краски — 136.
Материалы для плакатов 137
Выбор бумаги для работы 139
Нанесение шрифта 139
Общие правила построения шрифта 140
Материалы и техника настенной живописи 142
Материалы 142
Приготовление раствора 142
Подготовка стены 142
Приготовление раствора 144
Живопись по старой штукатурке 146
Из истории живописных материалов 147
Основы 147
Подрамники 149
Рамы 150
Грунты 152
Пигменты 153
Темперная живопись 154
Масляная живопись 155
Покрывные лаки 156
Приложение 158
Рекомендуемая литература 169
Скачать бесплатный учебник СССР - Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве (Одноралов) 1988 года
СКАЧАТЬ PDF
ОТ АВТОРА
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» открывает самые широкие возможности учителю изобразительного искусства по совершенствованию художественного воспитания детей и молодежи. Для реализации этих возможностей современный учитель должен по-новому, творчески подойти к своей работе, постоянно повышать свои педагогические знания и заново переосмыслить методику преподавания. Учитель изобразительного искусства не просто учит основам, технике искусства, но самым непосредственным образом участвует в эстетическом воспитании школьников, учит их видеть и понимать прекрасное и в искусстве и в жизни. Однако начинать обучение изобразительному искусству необходимо именно с технических основ — с изучения тех материалов, инструментов, которыми пользуются художник в своей работе и ученик в классе. Именно эти знания являются условием успешного овладения различными видами изобразительного искусства.
Однако, к сожалению, на художественно-графических факультетах пединститутов и в общеобразовательных школах вопросам материаловедения, оборудования изобразительного процесса уделяют незаслуженно мало внимания.
Настоящая книга имеет своей целью восполнить этот пробел, подробно ознакомить с материалами, инструментами, оборудованием, применяемыми в изобразительном искусстве, и тем самым расширить творческие возможности в технике и технологии живописи. Знание свойств материалов во многом может способствовать совершенству работы.
После того как учащиеся усвоят основы технических знаний в этой области, художник-педагог может обучать их рисунку и живописи.
При описании материалов и их свойств автор опирается на научные исследования, ГОСТы на краски, а также на опыт выдающихся художников-живописцев, практические знания которых представляют большой интерес.
Технология создания живописных материалов развивается на основе прикладной химии и носит научный характер, проверенный практическими работами живописцев, а также специальными исследованиями Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации музейных художественных ценностей и центральной лабораторией Ленинградского завода художественных красок. Особое внимание в этой книге уделено материалам, применяемым в рисунке и живописи.
Кроме наиболее широко используемых в практике школы материалов — карандаши, акварель, гуашь, в книгу включены менее распространенные материалы, как, например, пастель, темпера, материалы масляной живописи. Они, на наш взгляд, смогут заинтересовать учителей, ведущих занятия в художественных кружках, а также учащихся, занимающихся изобразительной деятельностью вне школы.
Новое издание книги дополнено некоторыми главками, касающимися инструментов и оборудования. Введены главы «Материалы для плакатов», «Материалы и техника настенной живописи», которые помогут учителю в организации внеклассной работы с детьми по оформлению кабинета изобразительного искусства и интерьеров школы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСУНКА
ВЫБОР БУМАГИ
Работать акварельными красками следует на белой плотной бумаге, например на чертежной, ватманской, полуватманской и торши-рованной соответствующей зернистости. На такой бумаге хорошо писать кистью, ее легко подчищать ножом, процарапывать, выскабливать в нужных местах и т. п.
Торшированная зернистая бумага лучше, чем гладкая. На гладкой бумаге краска ложится ровным тоном; положенная на шероховатую зернистую поверхность краска как бы дополняет свой оттенок в зависимости от того, где ляжет: на освещенной стороне выпуклости она светлее и ярче, в углублении — темнее и несколько меняет оттенок. Это чередование светотеней на зернистой бумаге создает игру цвета, дает зрительное разнообразие, и цвет становится более насыщенным.
Выбор бумаги должен быть сделан правильно и соответствовать характеру изображаемого. Так, мелкозернистая бумага подходит для мелкомасштабных изображений, затененных форм или для изображения воздушных и нежных предметов. Крупнозернистая бумага применяется для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм.
Самой распространенной бумагой для акварельной живописи в настоящее время является чертежная бумага.
Рисовальная бумага в зависимости от назначения и качества выпускается следующих марок: В, Ф, О (ГОСТ 7277 — 88).
В — для выставочных художественных работ;
Ф — для работы тушью, изготовления гравюр;
О — для школьных работ.
Марки бумаги и масса в граммах 1 м2...
Бумага может быть в листах и рулонах. Листовая бумага производится следующих размеров (в мм): 297X210, 297X420, 594X420,
594X841, 1189X841*. Рулонная бумага выпускается по соглашению между изготовителем и потребителем.
Вся бумага выпускается машинной гладкости. По соглашению между изготовителем и потребителем она может быть торшированная, мелко-, средне- и крупнозернистой поверхности, а также тонированная**.
* По специальным заказам выпускается листовая бумага других размеров.
** Кроме рисовальной бумаги, выпускается бумага офортная, гладкая финская для черных гравюр и для автолитографии, карточная для литографии, офсетная для литографии, которая успешно применяется в акварельной живописи.
Кроме чертежной бумаги, имеется эскизная бумага, которая пригодна для работы акварельными красками, а также для рисования карандашом и углем. Эскизная бумага по своим качествам идентична чертежной бумаге, так как изготовляется из ее отходов. Бумага выпускается двух размеров (в мм): 130X 190 и 190X270.
Для акварели может быть также рекомендована фильтровальная бумага, выпускаемая листами различных номеров, и эстампная.
Работать тушью следует на фотобумаге, тушь ложится на ней особенно хорошо. При этом фотобумага легко процарапывается, что дает возможность решить те или иные графические задачи (подробно о бумаге см. главку «Тушь»). Прежде чем использовать фотобумагу, ее проявляют и закрепляют в гипосульфите, стабилизируя эмульсию и высокую белизну.
Лучшей для графических работ является также хорошо проклеенная (имеющая подложку), как глянцевая, так и матовая, фотобумага.
Но фотобумага со временем может покоробиться или стать ломкой, поэтому ее следует наклеивать на плотный картон.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУМАГЕ
К бумаге для рисования и живописи предъявляются следующие основные требования:
1. Бумага для акварели, смоченная водой, не должна деформироваться после высыхания.
2. При покрытии бумаги акварелью на ее поверхности после высыхания не должны выступать пятна.
3. Бумага после неоднократных промывок губкой, смоченной водой, не должна размягчаться и ворситься и должна сохранять свою первоначальную плотность.
4. Красочный слой должен легко удаляться — смываться и соскабливаться специальным ножом без нарушения поверхности бумаги.
5. Цвет бумаги должен быть белый, и он не должен изменяться неограниченно долго.
6. Бумага должна слегка, только поверхностным слоем, впитывать акварельную краску.
7. Поверхность бумаги должна быть матовой четырех видов: мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой или гладкой.
8. Бумага для рисования карандашом* не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой.
* При испытании бумаги резинкой линии наносят карандашом М.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ БУМАГИ ДЛЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Поверхность подобранной по фактуре и качеству бумаги должна быть совершенно чистой. С нее должна быть удалена мелкая, часто невидимая пыль, мелкие загрязнения. При этом пользоваться резинкой не следует. Для удаления пыли и загрязнений бумагу промывают мыльным раствором, который готовят из слабощелочного мыла, например детского. Наструганное мыло растворяют в теплой воде до получения жидкости, напоминающей снятое молоко.
Мыльный раствор наносят на бумагу мягкой кистью, осторожно промывая всю поверхность.
На бумаге, очищенной от пыли, краски будут ложиться равномерно и мягко, в то время как на непромытой бумаге краски будут собираться в капли.
В процессе работы нужно следить за чистотой бумаги, с тем чтобы на ней не образовывались пятна от прикосновения рук. Образовавшиеся пятна (даже незаметные для глаза) мешают равномерному нанесению красок. Поэтому перед началом работы руки следует тщательно вымыть.
Второй стадией подготовки бумаги к живописи является крепление и натяжка бумаги на подрамник.
Подрамник лучше всего изготовить из мягкой древесины, например липы, к которой легко крепить бумагу кнопками4. Подрамник должен быть глухим — с наложенной и прибитой к нему фанерной филенкой. Для устранения гигроскопичности и исключения деформации и вспучивания фанерной филенки желательно подрамник и филенку покрыть с двух сторон горячей олифой или лаком, применяемым для наружных работ. Такой подрамник пригоден для письма по сырому, когда под увлажненную бумагу подкладывают тонкий слой смоченного поролона, увлажненную тряпку, фильтровальную или промокательную бумагу.
На непродолжительное время бумагу на подрамнике крепят кнопками.
При длительной работе бумагу натягивают на планшет. Для этого ее смачивают с двух сторон. Это позволяет натягивать ее более равномерно. Бумага должна быть большего размера, чем планшет, на 2,5 — 3 см. Для закрепления листа бумаги на планшете края листа смазывают столярным клеем или клеем из густо заваренной муки.
При креплении смоченной бумаги к подрамнику ее растягивают вначале посередине вдоль длинных сторон, затем натягивают середины коротких сторон листа; после этого бумагу натягивают к углам — по диагоналям листа — и поправляют, подтягивая, если это требуется, промежутки сторон бумаги, чтобы не осталось складок по краям. Последовательность натягивания бумаги на планшете показана на рис. 1.
Перед натягиванием бумаги на планшет ее замачивают в холодной воде в течение 10 — 15 минут и тщательно протирают сухой тряпкой ее тыльную сторону, досуха вытирают приклеиваемые края. Если при приклеивании на планшет бумага ложится волнами, то это признак того, что она недостаточно была пропитана водой.
Для смачивания бумаги пользуются губкой, в которую набирают небольшое количество воды. Бумага протирается губкой так, чтобы края ее с тыльной стороны оставались сухими*.
* Бумагу пригибать к подрамнику следует мокрыми руками. После нанесения клея его излишки выжимаются из-под бумаги кисточкой или расческой.
Затем смачивают лицевую сторону бумаги, увлажняя и края. Большие листы смачивают целиком, после их натяжки.
Если бумагу не приклеивать к планшету, а прикреплять к нему кнопками, то в этом случае нужно смачивать ее с двух сторон, включая и края на тыльной стороне.
Для облегчения работы красками рекомендуется лицевую сторону бумаги смочить смачивателем № 1 (препаратом из бычьей желчи), выпускаемым Ленинградским заводом художественных красок. Смачиватель № 1, который равномерно разносится по бумаге, не дает краске скатываться в капли.
Сушку натянутой бумаги следует производить при умеренной температуре без каких-либо дополнительных источников тепла, например солнца, рефлекторов и т. п., при этом не подвергая натянутую бумагу сквознякам, иначе ее может повести или даже разорвать. Сушку бумаги следует производить в вертикальном положении, что будет способствовать равномерному испарению влаги.
Для натягивания бумаги больших размеров подрамник недостаточно прочен — бумага, высыхая, может деформировать подрамник. В этом случае бумагу наклеивают в сухом виде и смачивают водой только тогда, когда клей хорошо просохнет.
Кроме обычного натягивания бумаги на планшет, иногда живописцы пользуются статором, представляющим собой рамку с прижимом (рис. 2). Смоченную бумагу накладывают на прижим, сверху накладывают рамку и прижимают ее так, чтобы она плотно натягивала бумагу. Обычно статором пользуются при работе с натуры на пленэре.