Skip to main content

Рисование - ИЗО

Как рисовать лошадь (Лаптев) 1953 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Как рисовать лошадь (Лаптев) 1953

Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

© Издательство  "Искусство" Москва 1953

Авторство: Алексей Михайлович Лаптев

Формат: PDF, Размер файла: 47.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительная статья 3 

Некоторые сведения по анатомии лошади 

Скелет — 

Мускулатура 7 

Экстерьер лошади 9 

Стати лошади — 

Голова 11 

Шея 12 

Холка, спина, круп, живот и хвост — 

Передние конечности 14 

Грудь 18 

Задние конечности 19 

Некоторые пороки лошадей — 

Масти 20 

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Окраска волоса и кожи у лошадей — 

Измерения лошади 22 

Измерения тела лошади 24 

Измерения головы — 

Породы лошадей 26 

Тяжеловозы 28 

Верховые лошади 31 

Легкоупряжные лошади 38 

Местные породы 40 

Движения лошади (аллюры и прочие движения) 43 

Простые движения и позы 45 

Стояние — 

Лежание 46 

Вставание на дыбы — 

Торможение (осаживание) 48 

Перевозка тяжестей в упряжи — 

Аллюры 50 

Шаг — 

Рысь — 

Иноходь 53 

Галоп — 

Рисование лошади 57 

Общие указания — 

Быстрый рисунок и набросок (рисование наиболее доступных

положений движений. Зарисовки, наброски) 59 

Длительное (детальное) рисование 64 

Рисование гипсовых моделей — 

Длительное рисование с натуры 66 

Учебные рисунки с натуры 75 

Изображение движущейся лошади 92 

Индивидуальная характеристика лошади 110 

Примеры изображения лошади в русском искусстве 114 

Материалы для рисования и некоторые вопросы техники рисунка 149 

Краткая характеристика материалов 150 

Цветные грунты 151

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Как рисовать лошадь (Лаптев) 1953 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

В произведениях изобразительного искусства лошадь встречается очень часто. Прошлое нашей Отчизны овеяно славными подвигами русских богатырей. С именами Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича неразрывно связан и образ богатырского коня. 

      Многие художники-баталисты обращались в своем творчестве к изображению ратных подвигов русского народа; человек на коне являлся как бы символом защиты бескрайных просторов нашей Родины. 

      Такие мастера батальной картины, как Н. С. Самокиш и М. Б. Греков, Г. К. Савицкий и М. И. Авилов и многие другие, прославляли в своих произведениях мощь нашей Советской Красной конницы, конницы Буденного, Чапаева, Котовского, Щорса, Доватора. 

      Но не только в батальных картинах лошадь занимает видное место. Мы встречаем ее и в картинах, посвященных изображению сельскохозяйственного строительства и жизни колхозов, а также в спортивных сюжетах. 

      К сожалению, многие художники, даже большие мастера, лошадь изоб-ражают не всегда удачно. Это свидетельствует о том, что ее изучению часто не придавалось серьезного значения. Досадно, когда в картине наряду с вполне грамотным изображением человеческих фигур и других компонентов картины лошадь изображена неумело, слабо, порой с ошибками, режущими глаз. 

      В жизни нашей социалистической Родины даже при быстром росте механизации лошадь не утратила своего значения. 

      Потребность иметь пособие в рисовании лошади давно назрела. Пользование анатомическим атласом или фотографическим материалом без твердых знаний и серьезного изучения лошади не может дать художнику желаемых результатов. Только систематическое изучение и постоянная работа с натуры, знакомство с анатомией лошади и иппологией (наука о лошади) дадут художнику возможность правдиво и реально изображать лошадь. 

      Весь материал, предлагаемый в данной книге, особенно раздел основных сведений по анатомии лошади и иппологии, изложен в весьма сжатом виде и рассматривается как необходимый для художника минимум. 

      Раздел о соотношениях и пропорциях, а также об измерениях тела лошади (по аналогии с классическими канонами пропорций человеческого тела) излагается как методический материал, необходимый в начальном периоде обучения рисованию лошади. При этом не следует забывать условность принимаемых пропорций. 

      В разделе рисования с натуры материал приводится также крайне сжато, в соответствии с назначением данной книги; о мастерстве рисунка говорится лишь в общих чертах. 

      

      * * * 

      

      По своему характеру эта книга не должна рассматриваться как научное руководство, но лишь как некоторое обобщение основ методики рисования лошади, построенное главным образом на личной практике автора и предназначенное быть наглядной и начальной помощью для художника, приступающего к изучению изображения лошади. Некоторые моменты, например художественная трактовка движения галопа, предлагаются читателю лишь как проблема. 

      Книга иллюстрирована оригинальными рисунками автора. Фотографии пород лошадей заимствованы из собрания Музея коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве. 

      Специальное редактирование книги проведено кандидатом сельскохозяйственных наук доцентом О. А. Желиговским. 

      

      НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО АНАТОМИИ ЛОШАДИ 

      

      СКЕЛЕТ 

      Скелет — это как бы опора, каркас всего тела лошади, основа его конструкции. Он состоит из большого количества костей различной формы и величины, соединенных между собой связками. В своих подвижных частях скелет — целая система рычагов. Хотя он и закрыт плотным слоем мышц и кожно-волосяным покровом, но художник должен остро чувствовать костяк во внешних формах лошади. Поэтому художнику нужно хорошо изучить строение, форму и пропорции костей скелета лошади, их взаимную связь, местонахождение суставов, их положение в движении и в своей работе во время рисования лошади постоянно представлять себе связь между наружными формами и скелетом. 

      Изучать скелет лошади в объеме полного курса анатомии для художника не обязательно, но и нельзя ограничиться только приведенным рис. 1. Наилучшим изучением скелета для художника будет рисование его с натуры со всех точек зрения. Это возможно делать в зоологических музеях, в Музее коневодства, на соответствующих кафедрах вузов и т. п. 

      Рисование скелета с натуры разъяснит художнику "конструктивную" сущность тела лошади и заложит прочный фундамент для дальнейшего ее изучения. Обращение к натуре не исключает, а даже предусматривает пользование соответствующими учебными пособиями. 

      

      МУСКУЛАТУРА 

      При изучении лошади для художника самым главным является знакомство с поверхностной мускулатурой (рис. 2), то-есть тот разнообразный и сложный комплекс мышц, который просматривается непосредственно под слоем кожного и волосяного покрова. Как бы плотно мышцы ни закрывали скелет, все же основа его конструкции видна под их покровом. Поэтому вся пластика формы тела лошади основана на гармоническом сочетании его конструкции и рельефа. 

      Мускулатура исполняет двигательные функции организма. Она состоит из мышц головы и шеи, туловища, плечевого пояса, тазобедренного пояса и мышц конечностей. 

      Мышцы, состоящие из мышечных волокон, на концах переходят в тонкие сухожилия, посредством которых и прикреплены к костям. 

      В соответствии с их различными функциями различен и их внешний вид. Наиболее рельефные, сильные и крупные мышцы сосредоточены в плечевом и тазобедренном поясах, то-есть в тех местах, где происходит главное силовое движение лошади. 

      Мышцы шеи наиболее разносторонне подвижны и эластичны. Поэтому их деформация при сильном сокращении и растяжении трудно усваивается зрительно. 

      Мышцы и сухожилия ног наиболее мелкие и резко очерченные. 

      Художнику лучше всего изучать мускулатуру на лошади в так называемом "тренировочном теле", когда у нее жировой покров минимален. 

      Ввиду некоторого анатомического сходства животного и человека полезно сравнить их одинаковые части как скелета, так и мускулатуры, названия которых также зачастую аналогичны. При сравнении строения человека и лошади очень важно отметить одну деталь: у лошади отсутствует ключица, поэтому ее плечевой пояс находится как бы в сложенном пополам положении. 

      Любопытно отметить, что люди, мало знающие лошадь, коленом у нее называют запястье (рис. 1—31), в то время как колено ее помещается в задних конечностях и прилегает почти к самому животу. 

      Если рассматривать весь сложный костно-мышечный аппарат движения лошади, то бросается в глаза своеобразная пружинность его устройства в целой системе сочетания рычагов как в плечевом, так и в тазобедренном поясах. Эта (назовем условно) "пружинность" выражена в системе рычагов задних конечностей, функциями которых и является главный силовой акт отталкивания, особенно при галопе и перевозке тяжестей. 

      В силу ограниченных рамок данной книги весь сложный биомеханический процесс движения лошади приходится опускать, что, надо надеяться, восполнит в дальнейшем каждый более углубленно изучающий лошадь художник. 

      

      ЭКСТЕРЬЕР ЛОШАДИ 

      Коневоды издавна пытались разрешить вопрос, можно ли по внешнему виду лошади судить о ее внутренних качествах. Вот что об этом пишет известный русский зоотехник профессор М. И. Придорогин: "Учение о наружных формах сельскохозяйственных животных, или об экстерьере их, основывается на том положении, как аксиоме, что существует определенная связь между внешним строением животного и той или иной производительность последнего, ради которой оно культивируется человеком. Учение об экстерьере стремится выяснить эту связь... 

      В практике коневодства установилось представление о некоторой закономерности в телосложении лошади. Небезынтересно заметить, что так называемая "красота" в телосложении лошади не есть отвлеченное понятие, отражающее рафинированный вкус знатоков и любителей лошади. Гармония пропорций и красота форм лошади часто соответствуют высоким рабочим качествам, хотя это соответствие отнюдь не является постоянным явлением. 

      Для художника, приступающего к рисованию лошади, знание и представление об этом общем гармоническом целом являются необходимым началом, без чего подробное изучение лошади будет затруднено. 

      Однако знание общей гармонии и пропорций тела лошади еще далеко не достаточно, поскольку каждый тип лошади, каждая порода имеет свои характерные особенности, а каждая отдельная особь имеет свою индивидуальность, хотя бы и не всегда ярко выраженную. Чтобы разбираться в этих особенностях, понимать их и подмечать в натуре, художник должен иметь некоторый минимум зоотехнических знаний. 

      

      СТАТИ ЛОШАДИ 

      Отдельные части тела лошади в экстерьере называются статями (рис. 3). При изучении экстерьера лошади стати для художника приобретают особое значение. Тут уже встает вопрос портретной характеристики лошади, а также об улавливании индивидуальных черт ее внешности. Каждая одноименная стать имеет у различных лошадей свои особенности. Разнообразие внешнего вида статей определяется в первую очередь типом и породой лошади. Но и внутри каждой породы в своих статях лошади могут сильно уклоняться от средней нормы. 

      Приведем самые главные стати с их краткой характеристикой применительно к задачам художника. 

      При разборе статей следует обратить внимание на то, что далее представлены как положительные примеры, так и отрицательные, вплоть до порочных.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РИСОВАНИЕ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика