Изображение птиц и зверей (Карлов) 1976 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителей
Авторство: Георгий Николаевич Карлов
Формат: DjVu, Размер файла: 4.32 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия
Глава первая. Основы пластической анатомии животных
Вступительные замечания
Скелет
Мускулатура
О кожном покрове
Особенности строения птиц
Краткие сведения по анатомии обезьян
Возрастные изменения
О движениях животных
Заключительные замечания
Глава вторая. Изображение животных
Рисование с натуры 119
Творческие задачи анималистического искусства 142
Животные как персонажи сатирического жанра и сказки 150
Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве 174
Некоторые пожелания и практические советы молодым анималистам 184
Список использованной литературы 191
Скачать бесплатный учебник СССР -Изображение птиц и зверей (Карлов) 1976 года
СКАЧАТЬDjVu
Книга Г. Н. Карлова, обобщающая большой опыт художника-анималиста, восполняет немаловажный пробел в литературе об изображении животных. Она предназначается учителям изобразительного искусства в школе, но может принести пользу учащимся школ, художественных училищ и студентам вузов, а также художникам.
Вместо предисловия
С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных. Отвергнуть такое отношение может лишь тот, кто незнаком с этим миром, не обращал на него внимания. Я не перестаю изумляться перед неисчислимым разнообразием форм, всегда неожиданно новых, неповторимых, всегда прекрасных. Перед моими глазами проходят формы простейших животных с совершенной симметрией их крошечных тел, целый мир прекрасных существ, неведомый нам до изобретения микроскопа. Бесчисленны прекрасные формы и краски беспозвоночных животных: медузы в переливах радужных красок; кораллы, строящие фантастической формы колонии; актинии, подобные живым цветам; раковины моллюсков, построенные по строжайшим законам кривых поверхностей, изукрашенные рельефами всевозможных вариаций, переливами перламутра. Необыкновенны, иногда страшны, если увеличить их, формы ракообразных, жуков и других членистоногих. Я не могу спокойно смотреть на богатство цвета и узоров, сверкающих на крыльях бабочек.
Перед мысленным взглядом моим проходят многообразные виды прекрасных по формам позвоночных. Это бесчисленные виды рыб, блистающих окраской своих причудливых тел. Я представляю себе необыкновенных ящериц, птиц и зверей.
Как прекрасны переливы цвета на мехе зверей, на оперении птиц, на чешуе рыб или змей, на крыльях насекомых! Какая смелость и гармония сочетаний, какая роспись и узоры! Я не говорю уже о блеске и роскоши нарядов тропических животных; глядя на них, вы нигде не встретите ничего некрасивого, даже в самых скромных окрасках.
Сколько всюду строгой гармонии и красоты в распределении тяжести в момент покоя, какая выразительность в движениях нападения или защиты! Каждая деталь строения, каждая чешуя рыбы, перо птицы — чудо совершенной формы. В них совершенная структура, пластика, неисчерпаемый источник свободных движений. Сколько ритма, легкого, быстрого, скользящего, тяжелого, монументального, можно увидеть в походке и беге различных животных!
Стоит посмотреть животное в его родной стихии — страуса или антилопу, бегущих по степи, попугаев или обезьян в тропическом лесу, морских птиц на прибрежных скалах, верблюда в пустыне, волка или лося в наших лесах, рыб в прозрачной воде среди водорослей — перед вами возникает великолепный синтез, когда животное, растение, земля, вода и небо сливаются вместе и проявляется чудесная, единая живая природа.
Как художник, я преклоняюсь перед животным миром — мощным проявлением красоты.
Как биологу, мне известно, что за многие сотни миллионов лет жизни Земли мириады живых существ населяли ее, что задолго до человека необъятные волны животной жизни сменялись одни другими на поверхности Земли. Развитие менее совершенных животных обусловливало появление более совершенных, более сложных, более приспособленных к вечно меняющимся условиям окружающего мира.
Появление человека — этой высшей формы развития жизни на Земле — результат развития и совершенствования бесчисленных животных форм. Из биологии мне известно, что физиология и анатомия человека построены на той же основе, что физиология и анатомия животного, что психика человека, его творческий разум, его моральные качества зависят от совершенства его человеческого мозга, возникшего в процессе эволюции мозга животного.
Как биолог, я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного — предшественника человека на Земле.
Как человек, я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.
Новая эпоха в развитии человечества началась с тех пор, как дикий охотник, пожиравший убитых им животных, понял, что животное не только добыча охоты. Начало приручения животных знаменует конец эпохи древнего каменного века и возникновение эпохи нового каменного века, начало оседлой жизни, домашнего очага, земледелия — начала цивилизации.
В прирученных животных человек находит самоотверженных помощников и преданных друзей. Затерянный в первобытных пространствах Земли, неспособный к быстрому и далекому передвижению, человек, приручив коня, овладевал пространством, приручив верблюда, смог освоить пустыни; олень сделал доступными для него тундры Севера. Вьючная лошадь, як, осел и лама помогли преодолеть человеку неприступные горы и поселиться среди них. С помощью животных человек завязал и расширил культурные связи между племенами. Домашний скот — коровы, овцы, свиньи и козы — кормил и одевал его, избавил от необходимости опасной и неверной охоты, привязал к оседлой жизни, к земледелию, развитие которого стало возможным при помощи тех же животных. Защитника своего благополучия и преданного друга человек нашел в прирученном волке.
Так велико и жизненно необходимо было значение животного на заре человеческой цивилизации.
И дальше, в эпоху блестящего расцвета великих культур, значение животного также было значительно. Великие военные походы, торговые связи и экономические основы жизни опирались на помощь, силы и кровь животных.
Человек, многим обязанный животным, всегда забывал об этом, жадно и безжалостно эксплуатировал их, жестоким насилием заставлял животных жертвовать собой для человеческого благополучия. Даже слонов, этих покорных могучих великанов, человек заставил участвовать в его войнах.
Никому не приходило в голову подсчитать и немногие представляют, сколько страданий претерпели животные на службе человеку.
С того времени, когда человек овладел стихийными силами природы в эпоху пара и электричества, в наступающую эпоху атомной энергии жизненное значение животного во многом утрачивается, наступает в некоторой степени раскрепощение животного. Все более спортивным и любительским значением ограничивается роль лошади и собаки; «лошадиная сила» остается лишь единицей для измерения мощи паровых и газовых двигателей.
Техника заменила живую силу, но и теперь никакие ее достижения не могут заменить мясо, молоко, сало и шерсть, по-прежнему получаемые от животных.
Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви. Те чувства доверия и влечения к человеку, которые проявляются у молодых животных или у животных, впервые встретивших человека в странах, куда еще не ступала его нога, очень скоро исчезают, заменяются чувством страха и ужаса перед ним. Только защищая свою жизнь и жизнь детенышей, зверь нападает на человека. Зверь убивает свою жертву по необходимости, так как природа предназначила ему питаться мясом. Никакой зверь не станет мучить или понапрасну убивать свою жертву.
Какую, однако, иногда истребительную, жестокую роль играет человек по отношению к животным! Какой огромный кровавый счет могла бы предъявить человеку природа за множество хищнически истребленных прекрасных видов животных, созданных ею! Истреблены морские коровы, гигантские птицы моа, дронты. Многие виды птиц истреблены только ради их красивого оперения. Истреблены бесчисленные стада бизонов в Америке, диких лошадей, зубров, сайгаков в Европе, каланов, китов.
Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детенышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. Необходимо развивать интерес к животному, к его жизни, сочувствие к нему.
Школа и семья, художественная литература, изобразительное искусство, кино и радио принимают в этом значительное участие. Но они должны в еще большей степени развивать эту тему, находить должные формы для пропаганды доброго отношения к животным.
Когда в художественной литературе, в произведениях живописи и скульптуры, на экранах кино будут изображены красота животных, их увлекательная жизнь в природе, их привязанность и преданность человеку, это, несомненно, вызовет ответное чувство интереса, любования, симпатии, сочувствия и любви к животным.
Анимализм в широком смысле, и в частности изображение животного, сыграет свою гуманную роль.
Глава первая. Основы пластической анатомии животных
Вступительные замечания
Мир животных богат самыми разнообразными видами и формами. Среди них есть очень много таких, с которыми вам, вероятно, никогда и не придется встретиться. Едва ли когда-нибудь вам понадобится рисовать гаттерию, церемонию, ихневмона, ку-хиду, бантенга, долгопята или монгау, сайпари, мангуста и многих других. Даже среди известных групп и семейств есть очень много видов, подвидов и пород: антилоп — 60 видов, собак — 300 пород, змей — 2000 видов. Малайский калао, тукан с клювом-гигантом, нарядный удод, балунова (австралийский зимородок), яркие арамалао, кружевные какаду, голубой лори, новозеландский кеа, колибри, американский козодой, свирепая, но красивая гарпия, райские птицы, птица лира — до 10 000 видов насчитывает мир пернатых.
Все это наделено сказочным многообразием форм и цвето-сочетаний. Можно «потонуть» среди такого обилия материала, достойного внимания художника-анималиста.
Однако мы знаем, что те, кто знакомы с законами «автомобильной анатомии», не растеряются среди огромного количества марок — «пород» автомобилей. Хорошо усвоив эту общую «анатомию», не так уж трудно разобраться в «породах» — марках, в деталях и отклонениях, в новых подробностях.
При всем многообразии видов и форм животного царства в нем есть общие законы, общие конструкции, общие планы устройства внутренних органов, определяющих внешность зверя. Например, существует общая схема строения тела у всех плацентарных животных, прошедших внутриутробную стадию формирования органов тела (все травоядные, хищники и т. д.). Основные части скелета — череп, позвоночник, грудная клетка, передний и задний пояс конечностей, конечности повторяются у всех позвоночных животных и у человека. Разница только в пропорциях, в соотношениях отдельных костей, рычагов и углов их движения по отношению к туловищу. Разница — в степени развитости (в зависимости от образа жизни) мускулатуры, в длине конечностей, шеи и хвоста, в строении глаз, ушей, в окраске и фактуре внешних покровов.
Бытует представление, что термин «животное» относится только к домашним животным, а «зверь» — к диким. Это неверно. Под термином «животное» в науке принято понимать все живое: млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, насекомые.
Чтобы грамотно изображать животное, надо научиться под покровом внешних форм мысленно видеть основы, их образующие, видеть механизм работы тела животного, представлять, что у него происходит под кожей, как внутренние органы и мускульные наплывы влияют на внешний его облик, создают глубокие рельефы, как работают основные конструктивные узлы при различных движениях зверя.
А для этого надо знать, как строится тело животного, т. е. вооружиться сведениями, добытыми анатомами.
Анатомия — наука о строении живых организмов, их органах и тканях, об их взаимоотношениях, взаимосвязях и взаимозависимостях. Само слово «анатомия» произошло от греческого anatome — «рассечение», т.е. рассечение тела на части для научного исследования.
Анатомия — одна из древнейших наук. Ее истоки — в Древнем Египте, Индии. Большое значение в развитии медицины и анатомии принадлежит ученым Древней Греции и Рима. Они начали изучать кости, составляющие скелет. Именно с этой целью философ-материалист Демокрит (около 460 — 370 гг. до н. э.) собирал на кладбищах остатки костей. «Отец медицины» Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) анатомировал трупы животных и оставил заметки по анатомии. Мыслитель и ученый Древней Греции Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) первым разработал классификацию животных, основываясь на общности признаков их строения, обнаруженных им при вскрытии трупов животных. Он положил начало сравнительной анатомии, которая с течением времени выделилась в самостоятельную научную дисциплину в комплексе наук о живой природе, о происхождении и развитии жизни на Земле.
Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (130 — 210 гг. н. э.) поручал своим ученикам собирать кости на полях сражений в качестве анатомического материала, крайне необходимого для познания строения человеческого тела. Он отправился в Александрию, узнав, что там находится единственный целиком собранный скелет человека. Гален изучал и трупы животных, главным образом собак. Анатомические сочинения Галена в течение тридцати с лишним веков составляли основу анатомических представлений. В средние века в анатомии не было сделано существенных открытий. От владычества церкви в период средневековья пострадали многие науки. В эпоху Возрождения анатомические суждения и выводы ученых
древнего мира подвергались основательному пересмотру и проверке. Много ценных сведений по анатомии содержится в трудах великого художника и ученого Леонардо да Винчи (1452 — 1519). Сохранились его записки по гипотонии (анатомия лошади). И не будет ошибкой считать его основоположником пластической анатомии животных. Подлинным реформатором в области анатомии стал Андрей Везалий (1514 — 1564), знаменитый анатом эпохи Возрождения.
В дальнейшем, на базе естествознания, получившего большое развитие, родилось эволюционное учение Ламарка и Дарвина о постепенном развитии живых организмов (от простейших к сложным) и естественном отборе. К этому времени описательная анатомия накопила настолько обширный запас проверенных данных, что от нее обособляются такие науки, как гистология (микроскопическая анатомия), эмбриология (раздел биологии, изучающий зародышевое развитие организма человека и животных) и пластическая анатомия.
Большие заслуги в развитии анатомии принадлежат русским ученым и медикам. Вопреки запрету православной церкви пользоваться «мерзкими и богопротивными» анатомическими препаратами в России были сделаны очень важные открытия в. области собственно анатомии и медицины. Труды Н. И. Пирогова (1810 — 1881) принесли ему мировую славу выдающегося ученого, анатома и хирурга. Без преувеличения можно сказать, что он создал практическую анатомию (хирургическую, или топографическую). Значительная роль в прогрессе нашей отечественной анатомии принадлежит П. Ф. Лесгафту (1837 — 1909), В. П. Воробьеву (1876 — 1937), автору книг по макро- и микроскопической анатомии человека и животных.
Размежевание анатомии человека и животных относится к первой половине XVIII столетия, когда в России появилась Хорошевская ветеринарная школа — первая в Европе. Начиная с середины XIX столетия возникают ветеринарные институты в Варшаве, Дерпте, Харькове, Казани, Москве, Новочеркасске, Киеве, Омске и других городах, Во всех этих учебных заведениях учреждаются кафедры анатомии животных. Здесь работают выдающиеся ученые — авторы и составители учебников и учебных пособий по анатомии животных.
Такого рода книги носят узкоспециальный характер и лишь частично касаются пластической анатомии. По собственному многолетнему опыту художника-анималиста автор этих строк хорошо знает, как трудно из строго научных трудов, изобилующих деталями и специфической терминологией, извлекать анатомические сведения, нужные художнику. Мне всегда вспоминается изречение русского врача прошлого века Ефрема Мухина: «Врач-неанатом не только бесполезен, но и вреден». То же самое можно сказать и о художнике, который, не зная анатомии зверей, берется их рисовать.
Те, кто хочет избежать такого упрека, кто по-настоящему любит животных и начинает осваивать анималистическое искусство, должны внимательно изучить основы пластической анатомии.
В процессе изучения сходства и различий между животными ученые установили, что животный мир связан узами сравнительно близкого или отдаленного родства. Они составили классификацию, расчленив представителей фауны на классы, отряды, семейства, роды и виды. Ученые открыли и другую закономерность — постепенный переход от простых форм к более сложным, от беспозвоночного (земляного червя) к животным позвоночным (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). И чем ближе родство, тем больше сходства в строении. Все живые существа имеют общий план строения, но бесконечно варьирующийся в деталях. Особенно ясно это прослеживается у позвоночных.
Анатомическая основа высших позвоночных — скелет состоит из костей, которые образуют черепную коробку, позвоночник, грудную клетку, плечевой (или передний) пояс, тазовый (или задний) пояс, передние и задние конечности (рис. 1).
У более примитивных животных скелет проще; к примеру, у рыб он делится всего на три отдела — голову, туловище и хвост, у наземных позвоночных, в частности у млекопитающих, скелет сложнее, в процессе эволюции он претерпел значительные изменения.
Скелет многих животных имеет кости, носящие одни и те же названия, например плечевая кост, лопатка, предплечье, запястье, пясть есть у человека и лошади, у кошачьих и собак, у птиц и ящериц. Одни и те же мускулы, скажем дельтовидный, есть у человека, лошади, собаки, птицы. Разница лишь в степени развития и конфигурации. Лопатки у птицы саблевидной формы, узкие и длинные, а у лошади они широкие. В скелетах бывают и более существенные различия, и нетрудно понять, как решительно они влияют на внешний вид животного. Прежде всего это касается длины костей, пропорций, отношения конечностей к телу.
У рептилий (ящерицы, крокодилы, черепахи) локтевой и коленный суставы отходят в стороны от контура тела, конечности их слабые; тело поэтому прижимается к земле, пресмыкается. Отсюда и название класса рептилий — пресмыкающиеся (рис. 2). У млекопитающих же локтевой сустав отошел назад, а коленный выдвинулся вперед, и оба они находятся в контуре или районе тела. Тело высоко поднялось над землей.
Все это результат приспособления животных к условиям обитания, которые изменялись на протяжении миллионов лет. Животные должны были или приспособиться к изменившимся условиям жизни, или исчезнуть с лица земли. В процессе борьбы за существование животные, не сумевшие приноровиться к новой обстановке, вымирали, а приспособившиеся выжив.али и воспроизводили себе подобных. Этот процесс бесконечен. И в наши дни наблюдаются изменения в мире животных, в окружающей природе.