Практическая направленность обучения ботанике (Трайтак) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Практическая направленность обучения ботанике (Трайтак) 1980

Назначение: Пособие для учителя

© "Просвещение" Москва 1980 

Авторство: Трайтак Д.И. 

Формат: PDF Размер файла: 8.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Взаимосвязь теоретических и практических вопросов в процессе обучения учащихся на уроке.

«Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека».

«Клетка».

«Семя».

«Корень».

«Лист».

«Стебель».

«Цветок и плод».

«Цветковые растения и их классификация».

«Основные группы растений».

Применение ботанических знаний в работах на школьном учебно-опытном участке.

Практическая направленность экскурсий в природу и сельскохозяйственное производство.

Литература.

Приложение.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Практическая направленность обучения ботанике (Трайтак) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

Социальный заказ общества школе ярко выражен в "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании". Одни из основных принципов народного образования - "вязь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры..." Это положение нашло отражение в материалах XXV съезда КПСС. В Отчетном докладе ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев указал, что "коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Эго особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стадо быть, и подготовке человека к труду».

Перед школой ставится задача совершенствовать м дальше развивать политехническое обучение на базе тесного сочетания изучения школьных предметов и основ современного производства.

Установление тесной свази между теорией и практикой при изучении биологических курсов в школе имеет большое мировоззренческое значение, способствует формированию у учащихся мира. Раскрывая созидательную силу человека, который преобразует природу, создает в лабораториях, оранжереях, на колхозных полях новые высокоурожайные сорта, учитель может использовать все это как доказательство могущества советского человека. владеющего знаниями, способами и методами разностороннего (комплексного) воздействия на окружающую природу.

В школах сельской местности существуют белее широкие возможности для связи обучения биологии с практикой сельского хозяйства, чем в городских. Но и я городских школах этому вопросу нужно уделять много внимания. Очень важно показать учащимся связь биологии с сельскохозяйственным производством, на основе которой осуществляется политехническое обучение.

Н. К- Крупская писала, что "политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью. и особенно увязка их е обучением труду».

В постановлении ПК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" четко определена программа действий, направленных на повышение эффективности и качества всех видов учебной деятельности, установлена тесная связь с воспитанием у учащихся любви к труду, к людям труда, а это значит, что школа должна "укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства".

Советская школа накопила громадный опыт преподавания биологии на политехнической основе. Но, как и любая сфера деятельности, политехническая сторона преподавания биологии в советской школе из года в год совершенствуется, обретает новое содержание, а, следовательно, и новые методы и средства его наполнения. Особенно наглядно эго видно на примере школьного курса ботаники.

И последние годи сделан значительный шаг в улучшении содержания этого курса, в котором на первый план поставлены вопросы, помогающие учащимся уяснить биологические закономерности, в определенной степени облегчающие понимание многих вопросов сельскохозяйственной практики. Почти в каждой теме курса есть материал, который позволяет учителю раскрыть учащимся практическую направленность изучаемых вопросов, показать роль ботанических знаний в понимании агротехники выращивания культурных растений.

Программой по ботанике указаны конкретные виды работ, выполнение которых помогает закреплять, расширять ботанические знания к применять их на практике.

С) том, как рационально осуществлять эти требования школьной программы, раскрывая основы ботанической науки в связи с практикой сельского хозяйства, и рассказывает эта книга.

В данном пособии раскрываются вопросы взаимосвязи теории и практики в процессе обучения учащихся ботанике на уроках, экскурсиях и школьных учебно-опытных участках. По наиболее важным темам, имеющим практическую направленность, даны методические разработки занятий или фактический материал, который представляет интерес для учителя, но не во всех случаях является обязательным для объяснения учащимся. Такой материал учитель может использовать по своему усмотрению в процессе обучения или на занятиях кружка юных натуралистов. 

РАЗДЕЛ I.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ и ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

В системе обучения ботанике ведущая роль при* надлежит уроку, который был и остается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. На уроках ботаники учитель дает теоретические знания, формирует у учащихся важнейшие ботанические понятия, которые выступают основополагающими для понимания общебиологических понятий в последующих биологических курсах (зоологии, анатомии и физиологи" человека, общей биологии).

Содержание ботанического материала, изучаемого на уроках, открывает большие возможное" для коммунистического воспитания учащихся, которое осуществляется учителем в определенной связи с жизнью, с практикой сельскохозяйственного производства. Поэтому вопросы практической направленности курса необходимо рассматривать не изолированно, а в определенной взаимосвязи учебно-воспитательных компонентов.

Вскрывая на ярких примерах связь биологической науки с практикой социалистического производства, следует приучать учащихся пользоваться научной теорией при выполнении практической работы. Нужно давать им задания по использованию биологических знаний как на практических уроках, так к в производственной и общественно полезной работе. Важно приучать детей применять и проверять знания при постановке опытов и проведении работ на школьном участке. подкреплять их наблюдениями на экскурсиях. Все практические работы необходимо связывать е познанием. с развитием понятий. Тогда у учащихся будет воспитываться не только понимание связи теория с практикой. "о и умение самостоятельно выявляв эту связь. Такую ориентировку даст учебник общей методики преподавания биологии Н. М. Верзилина и В. М. Корсунской*.

Подготовка учащихся начинается с самого простого с выработки кавыка наблюдать природу, умения анализировать наблюдение или несложный учебный опыт, с умения использовать накопленный опыт в практической работе на уроке, вне урока, в условиях природы или сельскохозяйственного производства. Прививая культуру труда, учителя требуют от учащихся не только правильного, но и красивого оформления опыта на учебно-опытном участке и описания его в ученической тетради, аккуратно выполненного по заданию гербария, коллекции и др. Если учащиеся осознанно усвоили теоретический материал, то они сумеют пользоваться им о различных ситуациях, применять при решении разнообразных по характеру и сложности учебных задач.

Освещение практических (производственных) вопросов в процессе обучения нужно проводить на основе ботанических знаний. Вез этого трудно, а порой невозможно расширить политехнический кругозор учащихся. Следовательно, необходимо установить полную связь между обучением и практикой, чтобы факты и числовые данные, взятые из сельскохозяйственного производства, наблюдений ученых и практиков, использовались учителем в процессе работы как средство обучения м воспитания.

В курсе ботаники учащиеся пятых классов знакомятся с такими физиологическими процессами, как дыхание, питание, рост к размножение растений. Входе изучения этих процессов учитель должен объяснить, какие виды работ, выполняемые в сельскохозяйственном производстве, способствуют созданию хороших условий для нормального их протекания (правильное хранение семян, подготовка их к посеву, прополка, пикировка и прорывка сельскохозяйственных растений, подкормка и Другие вади внесения удобрений).

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика