Skip to main content

Методика начального курса естествоведения - природоведения (Пинкевич) 1922  год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Методика начального курса естествоведения (природоведения) (Пинкевич) 1922

Назначение: Данная книга выполняет задачу создания пособия для учителей, изучающих методику естествоведения. Книга содержит введение, методику естествознания и краткий очерк истории науки. Обсуждаются образовательное и воспитательное значение естествознания, естественно-научный метод в школе и лабораторный метод. 

Естествознание в школьных программах постепенно завоевывает себе прочное место. Необходимость введения в школу естественных наук в настоящее время никем почти не оспаривается. И в то же время постановка преподавания естествоведения в большинстве случаев оставляет желать лучшего, несмотря на то, что естественно-историческая методика разработана с достаточной полнотой и многое, невидимому, нашло свое окончательное решение. Методические статьи разбросано различным журналам и сборникам, и общая сводка всего передуманного еще не сделана. такая сводка, несомненно, необходима.
Данная книга выполняет эту задачу, поскольку это касается начального курса, имея своей первой целью дать воспитанникам учительских семинарий и институтов пособие при изучении ими курса методики естествоведения. Можно надеяться, что и вообще она принесет некоторую пользу начинающим учителям, приступающим к прохождению начального курса естествоведения.

© "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО " Москва 1922

Авторство: Проф. А.П. Пинкевич

Формат: PDF Размер файла: 24.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Методика естествознания. 7

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.

Естествознание как наука 11

Глава первая. Разделение естественных наук—11. Естественнонаучный метод—13. Наблюдение—15. Гипотеза—18. Аналогия—20. Проверка гипотезы—22. Научная индукция—22. Эксперимент- -27. Дедукция—32. Законы природы—32. Предсказание явлений природы—33. Краткий очерк истории естествознания. Древний период—33. Средний период—34. Новый период—35. Новейший период—39.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ.

Естествознание* как учебный предмет 43

Глава вторая. Образовательное и воспитательное значение естествознания 43

Глава третья. Естественно-научный метод. в школе 52

Научная дисциплина и учебный предмет—52. Наблюдение и эксперимент в школе—54. Предметность—58. Методика наблюдения и опыта— 61.

Гипотеза в ученом предмете—64. Положение естествоведения среди других учебных предметов школы—65.

Глава четвертая. Лабораторный метод 70

Практические занятия—73. Лабораторные уроки—79.

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Глава пятая. Экскурсии. 88

Постановка экскурсий—92. Темы для экскурсий—97.

Глава шестая. Способы распределения материала. 102

Концентры—102. Концентрация—103. Общежития—104.

Глава седьмая. Выбор материала и построение программы природоведения ИЗ

Зависимость выбора материала от возраста учащихся, общего их развития и типа учебного заведения—113. Задачи природоведения в начальной школе—114. Природоведение. Выделять природоведение в особый предмет в начальной школе—116. Программа по природоведению—118. Программа, принятая в школах Петрограда—121. Живая и неживая природа в курсе начальной школы — 129. Занятия по курсу живой и неживой природы — 131. Химия в курсе природоведения — 133. Список практических занятий по курсу неживой природы—134. Биологический метод—136. Сущность биологического метода—138. Неправильное применение биологического метода—145. Восходящий и нисходящий порядок расположения материала в биологическом курсе—148. Метод типов—150. Выбор материала для биологического изучения—151. Программа биологического курса второй ступени—153. Курсы физиологии и анатомии человека. Курс биологии—156.

Глава восьмая. Ход преподавания 158

Способы ведения урока—158. Эвристический метод—161. Демонстрации и опыты на уроках—164. Рисование и лепка—167. Схема ведения урока—169. Постановка вопросов—173. Письменные ответы—174. Учебники—175. Подготовка учителя к уроку—176. Личность учителя—177*

Глава девятая. Внеклассные занятия 179

Внеклассные занятия в школе и в школьном саду—182. Внеклассное чтение и рефераты—183.

Глава десятая. Оборудование естественно - исторического класса 185

Помещение—185. Необходимые принадлежности для демонстраций и практических занятий—186. Проекционный фонарь—189. Стереоскоп — 192. Картины —193. Чучела, скелеты, спиртовые препараты—193. Микроскоп и микроскопические препараты—194. Модели—196. Гербарий—196. Живые растения и животные—197, „Кабинет* природоведения в начальной школе—200.

Краткий исторический очерк методики естествознания 205

Естествоведение в русской школе 213

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.

Практические указания. 222

Примерные уроки: I. Уроки по неживой природе. Растворы- 222. Водород—230 Глина—234. Уроки по зоологии. Окунь—237.

Скелет—241. Собака—245. Кошка—247. Уроки по ботанике. Горох—254. Глухая крапива—256. Очиток—262. II. Экскурсии для наблюдения над жизнью растений в природе— 266. III. Указатель литературы для учителя—268. IV. Указатель книг для ученика—290. V. Картины—294. VI. Программа по природоведению, выработ. учит. ком. на харьковских общеобраз. курсах в 1910 г. — 297. VII. Программа по природоведению Московск. губ. земства—299. VIII Примерная программа, выраб. особым совещанием в Н. К. П. в 1920 г.—305. Практические занятия—320. Объяснительная записка—321. IX. Способ огне- и кислотоупорной окраски столов в естественном классе—323. Послесловие—324.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Методика начального курса естествоведения (природоведения) (Пинкевич) 1922 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Предисловие к четвертому изданию.

Эта книга была переработана для четвертого издания в 1917 году и тогда же сдана в печать/За это время много новых идей влилось в сознание учителя-практика, многое соответственно этому переоценено. К сожалению, чисто по техническим условиям, эта переоценка почти не отразилась, на моем труде! Однако я надеюсь, что книга и в этом виде будет полезна товарищам по работе. Прошу их сообщить мне свои замечания, чтобы я в будущем издании мог дать книгу, соответствующую потребностям великого переворота, участниками которого мы и наши дети являемся.

Екатеринбург, Университет.

Декабрь, 1920 г.

Предисловие к третьему изданию.

В настоящем издании книга мною снова переработана. Большие изменения внесены в первый отдел по вопросам общей методологии естествознания, более подробно изложен вопрос о природоведении в начальной школе, пересмотрены списки литературы, во многих местах книги сделаны исправления и дополнения.

Многие поправки внесены по указанию моих товарищей, учеников и слушателей, а также по советам уважаемых К, П. Ягодовского и С. А. Павловича, которым я и приношу здесь, мою глубокую благодарность.

Теплый прием, оказанный моей книге в первом и второй изданиях товарищами по работе, дает мне надежду на то, что и настоящее издание будет встречено с тем же вниманием и сочувствием.

Из предисловия ко второму изданию.

Меньше чем через год после выхода первого издания моей книги мне приходится приступать к переизданию ее. То внимание, которое было ей оказано учителями, дает мне уверенность в том, что она действительно была нужна. Это внимание обязало меня вновь пересмотреть и проверить книгу.

Второе издание отличается от первого следующим:

1) расширен отдел о начальной школе;

2) несколько иначе распланирован материал;

3) из приложений внесен в основной текст отдел, посвященный логическим методам естествознания, глава же о примерных уроках перенесена в приложение;

4) написана новая глава об естествознании, как науке; глава эта, при классном изучении, может быть опущена, если преподаватель найдет, что излагаемое в ней ученикам более или менее известно.

Из предисловия к первому изданию.

Автор не стремился к исчерпывающей полноте изложения: свести все в книге, предназначенной для первоначального ознакомления с методикой естествоведения, совершенно невозможно. Автор хотел лишь, руководясь личным опытом и опираясь на современную методическую литературу, дать сжатое изложение методов и приемов начального курса естествоведения и тем прежде всего помочь своим сотоварищам по работе—преподавателям естествоведения в учительских семинариях и институтах, дав в руки учеников пособие, которое избавило бы их от необходимости брать все на память. Преподавая в учительской семинарии, автор на своем опыте убедился, что ни один из существующих курсов по методике естествоведения, несмотря на выдающиеся свойства некоторых из них, не может быть дан ученикам на руки в качестве пособия. А необходимость его очевидна. Вести записи все ученики могут с достаточной полнотой; кроме того, в старших классах они принуждены пропускать уроки, благодаря дежурству по образцовой.

Однако автор несколько увеличил объем своей книги, стремления к тому, чтобы она могла служить пособием и для более широкого круга учителей. Преподавателю, желающему ввести книгу, как пособие, легко можно сократись материал. Напечатанное мелким шрифтом может быть опущено без всякого ущерба для стройности курса в том случае, если не хватит времени для прохождения книги полностью.

Поставив себе целью дать сводку добытого методикою природоведения материала, автор часто давал место подлинным словам того или другого методиста. Тем не менее в Некоторых случаях он позволял себе отклоняться от общего мнения, отмечая в таких случаях то, что являлось личным его мнением.

Зная по своему опыту, как важно в методическом руководстве наряду с теоретическими соображениями поместить и чисто практические данные, автор стремился придать своему изложению там, где это было возможно, практический характер. Этим объясняется помещение в конце приложений со списками книг и приборов.

Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность Л. Н. Никонову, разрешившему привести чертеж и описание стола для практических занятий из его книги, В. А. Герду, давшему разрешение привести один из предметных уроков из книги А. Я. Герда, К. П. Ягодовскому, разрешившему перепечатать его урок о скелете, С. П. Аржанову, прослушавшему книгу в рукописи и сделавшему много ценных замечаний, а также всем тем лицам, которые содействовали своими указаниями и личной помощью улучшению качества этой книги.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Характер преподавания тот же, расположение материала делается несколько более систематичным.

Осень. Огород и сад: сбор овощей и плодов; определение урожая их.

Экскурсия: сбор плодов вообще; переход животных и растений ла зимнее время; изготовление коллекций плодов.

Запасы питательных веществ к-зиме у растений.

Огород. Возка навоза (и другие удобрения), вскапывание, устройство гряд, посадка овощей. Наблюдение над жизнью муравьев, пчел и ос.

ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

В четвертом и пятом году обучения некоторые трудности должны представить курс физиологии растений и физиологии человека. Нужно сказать прямо, что здесь до известной степени приходится жертвовать образовательной стороной материальной. Приходится считаться с тем обстоятельством, что очень многие не получают более широкого образования и им уже никогда, быть может, не придется встретиться с изучением природы. Поэтому в курс четвертого отделения приходится отчасти ввести такой материал, который не может быть проведен в сознание ученика через опыт, а должен быть изучен до известной степени словесно. Таков отдел о питании растений и человека, вопрос о кровообращении и т. д. Конечно, следует сделать все возможное в смысле постановки различных уясняющих эти процессы экспериментов; но сущность многих явлений в этой области пе может быть еще вполне сознательно усвоена. В то же время следует заметить, что именно эти отделы в высшей степени благодарны для связывания природоведения с жизнью: от физиологии растений к сельскому хозяйству, от анатомии и физиологии человека к гигиене.

Растения.

Семя.

Знакомство со строением различных семян на разборе отданных ученикам размоченных семян (гороха, бобов, пшеницы и др.). Проращивание семян различными способами и в различных условиях (в тепле и на холоде, на свете и в темноте и т. п.). Опыты, поясняющие питание и дыхание ростка. Значение отдельных частей семян различных растений (посадка в горшки, ящики или на гряды). Практическое знакомство с семенами различных культурных растений (составление коллекций). Семена растений, как пища человека. Главные зерновые хлеба.

'Экскурсии: па мельницу для ознакомления переработки семян па муку, крупу и пр., На гумно или в поле для знакомства с приемами уборки хлеба, молотьбой (для городских детей).

Корень.

Значение корня, как органа прикрепления растений. Наблюдения учащихся над его ростом. Опыты и наблюдения над корнем, как органом принятия пищи из почвы. Получение учащимися корневых волосков. Запасы органических веществ в корнях. Корнеплоды. Свекловичный сахар и его добывание. Практическое знакомство учащихся па работах в школьном саду, огороде и полю с приемами обработки почвы. Знакомство с главными удобрениями.

Экскурсии: па сахарный завод, в поле для ознакомления с полевыми работами.

Лист.

Ознакомление с формами листьев/(практические работы по изготовлению различных листовых гербариев). Хлорофилл. Опыт с добыванием хлорофилла. Питательные вещества, образующиеся в листе. Опыты и наблюдения учащихся над испарением воды листьями. Листья растений, как пища человека. Чай.

Экскурсии: для узнавания местных древесных перед по 1Листьям, для сбора материала по листовому гербарию; для получения осенней окраски листвы и пр.

Стебель.

Опыты, характеризующие значение стебля, как посредника между корнем и листьями; движение соков по стеблю.

Практические занятия по изучению строения почвы. Подземные стебли, их значение; практические занятия по изучению их строения (разрез, зарисовывание). Добывание крахмала из клубней картофеля.

Древесина, как топливо и строительный материал. Древесные волокна, как прядильный материал (лен, конопля). Бумага, понятие о ее выделке.

Экскурсии: на бумажную фабрику, паточную, лесопильный завод, в деревообделочные мастерские и пр.

Цветок.

Знакомство па живом экземпляре со строением цветка и его частями. Значение цветка.

Экскурсии—для изучения различных приспособлений по опылению у растений.

Плоды и семена.

Изучение на экскурсиях различных способов распространения плодов и семян. Составление коллекций различных типов плодов. Хлопок. Его обработка и промышленное значение.

Экскурсия: на бумагопрядильную и ткацкую фабрики.

Рассмотрение отдельных растений цветковых и споровых по методу биологических типов, характерных для данной местности, на живых экземплярах (по возможности), раздаваемых на руки ученикам.

Экскурсии: см. в отдельных рубриках программы. Кроме указанных выше, необходимо поставить в соответствующее время ряд экскурсий на более общие темы, например:

1. Осенние экскурсии для ознакомления с подготовкой растительного мира к-зимнему сну.

2. Весенние экскурсии для ознакомления с пробуждением растительной и весенней флоры данной местности.

3. Экскурсии в лес для изучения явлений, наблюдаемых в растительном сообществе.

4. Экскурсии для изучения местной флоры (представители по сообществам), растения луга, леса, вод, болот и пр.

5. Осмотр местного ботанического сада и сельско-хозяйственного.

Объяснительная записка.

При изучении органов цветкового растения главное внимание обращается на отправление органов, как выяснение связи их форм с отправлением;, а также важнейших приспособлений к условиям существования; подробности строения сообщаются лишь постольку, поскольку они необходимы для физиологической и биологической целей. При ознакомлении с представителями важнейших семейств цветковых растений главное внимание обращается также не на описательную сторону, отнюдь не на классификацию и номенклатуру, а па выяснение разнообразных биологических приспособлений, уже более детальных, нежели те, какие указаны в общем обозрении строения и жизни цветкового растения. С биологической стороны изучаются затем и представители споровых растений. Само собой разумеется, что при выборе представителей растений для рассматривания и изучения следует сообразоваться, с тем, что в данное время и в данной местности можно достать.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с растениями в их естественной обстановке, при чем обращаются внимание на зависимость организации от окружающей среды. Следует заметить, что особенного внимания на экскурсиях заслуживает весенняя флора—сравнительно немногочисленная и обладающая резко выраженными биологическими особенностями.

Человек и животные.

I. Человек.

Органы движения. Скелет. Его назначение. Состав и свойства костей. Строение костей. Суставы. Мышцы, как органы движения. Сократимость мышц.

Пищеварение. Пищевые вещества. Состав важнейших из них. Изменение пищи в полости рта. Зубы, губы, язык. Слюнные железы. Действие слюны на пищу. Изменение пищи под влиянием пищеварительных соков. Всасывание.

Дыхание. Значение дыхания. Сравнение дыхания с горением. Носовая полость, гортань, дыхательное горло. Строение и работа легких.

Кровообращение. Кровь, ее составные части. Назначение крови. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам.

Выделение. Строение и работа почек. Кожа, как орган защиты и выделения.

Нервная система. Головной и спинной мозг. Их положение и защитные приспособления. Деятельность мозга. Передача раздражения по чувствительным и двигательным нервам.

Органы чувств. Глаз. Его защитные приспособления, устройство и отправления.

Ухо. Устройство слухового аппарата и назначение отдельных частей его.

Практические занятия (рекомендуемые).

Изучение состава кости при помощи выделения из нее органического и минерального вещества.

Наблюдение над сократимостью мышц.

Опыты. Выяснение состава некоторых пищевых веществ.

Действие на пищу слюны и желудочного сока.

Превращение артериальной крови в венозную.

Опыт, выясняющий работу дыхательной и кровеносной системы. Наблюдения над раздражимостью и проводимостью нерва.

Изучение строения глаза (вскрытие глаза быка или теленка).

II. Животные.

Рассмотрение главнейших представителей животных по методу, биологических типов для того, чтобы дать учащимся на конкретных примерах первоначальное представление о том, как проявляется животная жизнь в различных внешних условиях.

1. Рыба. Один—два представителя, удобных для вскрытия и наблюдения в живом виде (в аквариуме). Характерные особенности рыб, как обитателей водной среды.

2. Лягушка. Ее строение, образ жизни, развитие.

3. Птица. Один представитель. Характерные биологические особенности других птиц по сравнению с основной формой.

4. Млекопитающие. Подробно рассматриваются один —два представителя, удобных для наблюдения в живом виде, и дается представление о биологических особенностях некоторых других млекопитающих,' приспособленных к жизни в лесу, в горах, на открытых долинах, в воде, в воздухе, под землей и проч.

5. Рак речной.

6. Насекомые. Один—два представителя, удобных для лабораторного знакомства. Сведения о биологических особенностях насекомых.

7. Моллюск. Один представитель, удобный для практического знакомства в живом виде.

8. Дождевой червь. Понятие о червях-паразитах.

Практические занятия.

1. Наблюдение над животными, их образом жизни, развитием в школе и дома.

2. Изучение внешнего и внутреннего строения животных путем вскрытия и препаровки: 1) Подходящих для этой цели мертвых животных (рыба, лягушка, рак и пр.), а также 2) частей тела крупных млекопитающих (сердце и легкие теленка, барана и т. д.).

Объяснительная записка.

Основная задача школьного курса физиологии человека и зоологии, состоит в том, чтобы дать ученикам на вполне конкретных примерах первоначальное представление о том, как проявляется жизнь в различных внешних условиях.

Изучение следует построить на немногих основных животных формах, которые должны быть рассмотрены более подробно, со всеми их биологическими особенностями. Характер изучения* должен быть не излагающе-описательным, но объяснительным, т.-е. таким, при которых строение животного поясняется, насколько это возможно, из его отправлений и особенностей среди его обитания. Не следует при изучении животных руководствоваться одними внешними признаками; не надо забывать, что внутреннее строение не менее важно для понимания животных особенностей организма.

При выборе основных форм следует остановиться преимущественно и на таких организмах, которых могут быть изучены вполне наглядно и притом путем личной самодеятельности учащихся на уроках и на практических занятиях.

При выборе представителей надлежит руководствоваться местными условиями, т.-е. выбирать таких животных, которых действительно можно запасти в данной местности в надлежащем количестве. На список представителей, предполагаемый программой, следует смотреть, как на примерный.

Из перечисленных форм некоторые могут быть выпущены, или заменены другими, доступными в данных условиях животными. Вообще ни в каком случае не следует гнаться за обилием поверхностно изучаемых форм, в ущерб основательности наглядно-и опытно-практической проработки материала курса.

Изучение человека следует предпослать изучению животных, с той целью, чтобы дать учащимся запас основных физиологических сведений, которые необходимы при биологическом изучении зоологии. В программе не указаны те вопросы гигиены, на которых следует остановиться учителю. Предполагается, что учитель будет пользоваться всеми удобными случаями, чтобы эти гигиенические сведения дать ученикам.

Порядок прохождения перечисленных в программе животных предоставляется преподающему, которому вообще надлежит иметь в виду, что настоящий курс ни’ в каком случае не может преследовать задач систематического курса зоологии.

Преподавателю не следует ни одной минуты упускать из вида, что изучать в средней школе зоологию словесно книжным путем совершенно бесплодно. Поэтому надлежит принять меры к тому, чтобы преподавание было поставлено не только наглядно, т.-е. иллюстрировано препаратами, таблицами, моделями и др. пособиями, но также и лабораторно практически, т.-е. основано на двигательной проработке тех представлений, которые учащийся получает на уроках.

Для этой цели вводятся практические занятия, которые должны происходить в классное время и являются обязательными для учащихся. Так как практические занятия по зоологии находятся в зависимости от наличности материала, то преподающим предоставляется право заменять по своему, усмотрению классные уроки практическими занятиями и наоборот, или сливать их в одно целое.

Характер практических занятий указан лишь в общих чертах, и разработка их предоставляется преподавателю. Необходимо заметить, что наблюдение над животными живыми в школьной обстановке должно быть поставлено так, чтобы животные не испытывали никаких страданий и были воспитываемы в достаточно удобных условиях.

Вскрытие и препаровка животных должны быть произведены исключительно над мертвым материалом. Умерщвление животных для этой цели следует производить, по возможности, заблаговременно и не на глазах учащихся. Для хранения и подготовки зоологического материала желательно иметь отдельное помещение.

Опыты над животными, связанные с мучением животных, ни в коем случае не должны быть допускаемы в заколе.

IX.

Способ огне- и кислотоупорной окраски столов в естественном классе.

(По Созонову и Верховскому.)

«Свеже-выструганное дерево, ничем не пропитанное и не шпаклеванное, покрывается при помощи кисти следующим раствором: воды—25.00, хлористо-водородного анилина—400, нашатыря—160.

Когда дерево высохнет, его кроют вторым такого состава: воды—2500, медного купороса—400, бертолетовой соли—200.

Когда дерево просохнет, его вновь покрывают первым раствором, затем опять вторым и т. д. до четырех раз. Оба раствора наносятся горячими. Дерево принимает сперва ярко- желтую, затем темно-зеленую окраску. Его высушивают, тщательно чистят стеклянной бумагой, удаляя образовавшийся на поверхности кристаллический порошок солей, и кроют обычным способом вареным маслом и воском со скипидаром доска скоро принимает вполне черный цвет».

ПОСЛЕСЛОВИЙ.

Год тому назад автором были подписаны первые листы книги к печати и составлено краткое предисловие,' где он выражал сожаление, что по обстоятельствам, от него Независящим, ему не удалось придать ей соответствующий переживаемому моменту характер.

Прошел год, книга все еще «печатается». Удлинение срока, конечно, не способствовало ее объективному улучшению. По- прежнему, она нуждается во многих изменениях и дополнениях. Однако, есть И положительная сторона в ее позднем выходе в свет: после резвого уклона в сторону педагогического анархизма, мы выходим, невидимому, на дорогу синтеза достижений передовой дореволюционной школы с тем новым, что дала революция. И то, чщо в период острого отрицания и деятельного разрушения старой школы, было закономерно и естественно, ныне кажется несуразным и странным и уже отошло в историческую даль. И моя книга, отвечающая требованиям реформированной но не анархо-хаотической школы, теперь, пожалуй, более у места, чем в 11^18 году, когда она могла бы при нормальных условиях печатания выйти.

И в этом автор находит известное утешение.

 

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА-ДИСЦИПЛИНЫ, ★Все➙ Старинные издания, Автор - Пинкевич А.П.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика