Черчение и перспектива (Соловьёв, Буланже, Шульга) 1982 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства
Авторство: Сергей Александрович Соловьёв, Градислава Владимировна Буланже, Анатолий Константинович Шульга
Формат: DjVu, Размер файла: 21 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
Раздел первый ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Глава 1. Чертежные принадлежности и инструменты. Рекомендации по их использованию 6
§ 1. Чертежные принадлежности и инструменты 6
§ 2. Организация рабочего места 14
Глава 2. Оформление чертежей 15
§ 3 Форматы чертежей, основная надпись и компоновка чертежа 15
§ 4. Линии чертежа и их обводка 17
§ 5. Масштабы изображений 19
§ 6. Нанесение размеров 21
Глава 3. Чертежный шрифт 25
§ 7. Основные размеры чертежного шрифта 25
§ 8. Конструкция букв и цифр 27
§ 9. Выполнение надписей чертежным шрифтом 31
Глава 4. Геометрические построения 33
§ 10. Построение перпендикулярных и параллельных прямых 33
§ 11. Деление отрезка прямой 36
§ 12. Построение углов. Деление углов. Построение уклона и конусности 35
§ 13. Построение плоских фигур 41
§ 14. Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников 43
§ 15. Определение центра окружности или дуги окружности и их спрямление 47
Глава 5. Сопряжения 49
§ 16. Общие положения 49
§ 17. Построение касательных и касание окружностей 50
§ 18. Сопряжения с помощью дуги окружности 53
§ 19. Вычерчивание контуров деталей 56
§ 20. Геометрический орнамент 57
§ 21. Архитектурные обломы 61
Глава 6. Плоские кривые 65
§ 22. Циркульные кривые 65
§ 23. Лекальные кривые 69
Раздел второй
ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Глава 7. Геометрические тела. Проецирование основных геометрических фигур 75
§ 24 Понятие о простейших геометрических телах 75
§ 25. Понятие о проекциях. Метод параллельного проецирования 79
§ 26. Проецирование точки 83
§ 27. Проецирование отрезка прямой линии 86
§ 28. Взаимное положение двух прямых линий 91
§ 29. Проецирование плоскости 93
§ 30. Способы преобразования проекций 99
§ 31. Плоские фигуры 105
Глава 8. Аксонометрические проекции плоских фигур 108
§ 32. Понятие об аксонометрических проекциях 108
§ 33. Прямоугольная изометрическая проекция 109
§ 34. Прямоугольная диметрическая проекция 115
§ 35. Фронтальная диметрическая проекция 119
Глава 9. Проецирование геометрических тел 121
§ 36. Построение проекций многогранников 121
§ 37. Построение проекций тел вращения 127
§ 38. Сечение многогранников плоскостью 134
§ 39. Сечение тел вращения плоскостью 142
§ 40. Развертывание поверхностей геометрических тел 150
§ 41. Взаимное пересечение поверхностей 156
Глава 10. Аксонометрические проекции деталей 163
§ 42. Общие положения 163
§ 43. Построение аксонометрических проекций деталей с разрезами 164
Глава 11. Основные правила графического выполнения чертежей деталей 167
§ 44. Виды, разрезы и сечения 167
§ 45. Графическое обозначение материалов в сечениях 174
§ 46. Условности и упрощения на чертежах 174
Глава 12. Чертежи и эскизы деталей 176
§ 47. Нанесение размеров на чертежах деталей 177
§ 48. Приемы обмера деталей 179
§ 49. Эскизы деталей 183
§ 50. Чертежи деталей 185
Раздел третий
ТЕХНИЧЕСКОЕ PИСОВАНИЕ
Глава 13. Рисование плоских фигур, геометрических тел и технических деталей 188
§ 51. Предварительные упражнения 189
§ 52. Построение рисунков плоских фигур 191
§ 53. Построение рисунков геометрических тел 194
Глава 14. Оттенение поверхностей объемных тел 198
§ 54. Общие понятия 198
§ 55. Способы оттенений 199
Глава 15. Рисование предметов (деталей) с натуры и по чертежу 206
§ 56. Рисование предметов с натуры 206
§ 57. Рисование деталей по чертежу 210
Раздел четвертый.
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Глава 16. Перспективы точки, линий, плоских фигур 213
§ 58. Общие понятия 213
§ 59. Перспективы точки и прямых линий 217
§ 60. Выбор точки зрения 226
§ 61. Перспектива углов 228
Глава 17. Перспективные масштабы 231
§ 62. Масштабы глубины, ширины и высоты 231
§ 63. Перспективный делительный масштаб для прямых, расположенных в случайном повороте к картине 236
§ 64. Деление перспективы отрезка на равные части 238
§ 65. Перспектива плоских фигур 240
Глава 18. Перспектива геометрических тел 246
§ 66. Перспектива гранных и круглых тел 246
Глава 19. Перспектива интерьера 252
§ 67. Фронтальная перспектива интерьера 253
§ 68. Перспектива угла комнаты 255
Глава 20. Некоторые практические построения перспективных изображений 258
§ 69. Построение перспективы параллельных прямых при недоступных точках схода 258
§ 70. Способ малой картины 262
§ 71. Некоторые способы построения перспективных изображений, применяемые при составлении композиций и рисунков с натуры 269
Глава 21. Теория теней 273
§ 72. Построение теней от предметов при искусственном освещении 275
§ 73. Построение теней от предметов при солнечном освещении 282
Глава 22. Построение перспективы предмета по его прямоугольным (ортогональным) проекциям 286
§ 74. Способ архитекторов 286
Глава 23. Перспектива наклонной плоскости 290
§ 75. Фронтальная перспектива лестницы 290
§ 76. Построение перспективы лестницы, расположенной под произвольным углом к картине 293
Глава 24. Построение отражений предметов в зеркальных поверхностях 295
§ 77. Построение отражений предметов в зеркальной поверхности воды 295
§ 78. Построение отражений предметов в плоском зеркале 298
Глава 25. Анализ рисунков и картин художников 301
§ 79. Анализ рисунков плоских и объемных фигур 301
§ 80. Анализ картин художников 304
Методические указания к работе нал учебником 309
Список литературы 315
Рецензенты — преподаватели Одесского государственного художественного училища им. М. Б Грекова Л. Н. Харитонова и Л. Н. Данковская.
Черчение и перспектива: Учебник для учащихся техникумов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982. — 319 с., ил.
В учебник включен материал, охватывающий три раздела программы: геометрическое и проекционное черчение, линейная перспектива. В данном издании (первое вышло в 1967 г.) особое внимание обращено на связь перспективы с предметами изобразительного искусства, анализ перспективного построения рисунков предметов, выполненных с натуры.
Скачать бесплатный учебник СССР - Черчение и перспектива (Соловьёв, Буланже, Шульга) 1982 года
СКАЧАТЬ DjVu
Цель учебника — изучение теоретических основ методов проецирования пространственных фигур на плоскость, обучение практическим приемам построения чертежей различных деталей и объектов по законам и правилам параллельного проецирования и линейной перспективы. Учебник составлен в соответствии с программой «Черчение и перспектива», утвержденной Министерством культуры СССР в 1978 г. При изложении материала авторы стремились в доступной форме рассмотреть все разделы программы. Чтобы облегчить понимание излагаемого материала и сделать возможным самостоятельное изучение его, все теоретические положения и примеры иллюстрированы большим количеством чертежей. Кроме того, в разделе «Проекционное черчение» большинство чертежей сопровождается наглядными изображениями.
Для закрепления теоретических положений в учебнике приведены примеры решения различных задач, для лучшего усвоения пройденного материала в тексте помещены упражнения, а в конце параграфов или глав — контрольные вопросы.
Во второе издание учебника внесены изменения и дополнения согласно действующей программе «Черчение и перспектива». Все иллюстрации учебника переработаны и выполнены в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Настоящий учебник вместе с задачником тех же авторов представляет собой единый учебный комплект. Поэтому часть теоретических вопросов и практических советов помещена в задачнике.
Предисловие, введение, раздел первый написан А. К. Шульгой; раздел второй — Г. В. Буланже; разделы третий, четвертый и методические указания к работе над учебником — С. А. Соловьевым.
Авторы признательны рецензентам — преподавателям Одесского государственного художественного училища им. М. Б. Грекова J1. Н. Харитоновой и Л. Н. Данковской за ряд полезных советов.
Все замечания и пожелания по учебнику авторы просят направлять в адрес издательства.
Авторы
Чертеж и рисунок сопровождают нас всю жизнь, помогая разобраться в самых разнообразных вопросах науки, техники и искусства. На страницах учебника, журнала, газеты мы видим рисунки или чертежи, по которым легко представить себе, что изображено на них. Такие выразительные графические изображения возникли не сразу. Они прошли длиннейший путь от примитивного рисунка до сложного современного чертежа.
В очень давние времена у человека появилась необходимость изобразить то, что он видел, а позже — то, что ему нужно было сделать. Пещерная живопись, рисунки на камнях, папирусы, старинная стенная живопись, летописи донесли до нас древние графические изображения. Большей частью они представляют собой рисунки, на которых все предметы выглядят плоскими. Постепенно рисунок совершенствовался, складывались и обобщались правила его построения, появилось понятие о перспективе. В основном правила и способы перспективного изображения сложились уже в XV — XVI вв. В настоящее время область применения перспективных изображений очень широка — это живопись, архитектура, фотография, кинематография и ряд других областей человеческой деятельности.
Наряду с рисунком еще в древности применялись чертежи. Это были планы местностей, а позже и планы строительства крупных сооружений. Эти чертежи не отражали действительных пропорций сооружений и изображали их подчас односторонне, например давали только вид сверху. Поэтому они были пригодны для производства лишь там, где в основном руководствовались указаниями мастера, а не какой-либо документацией.
Дальнейшее развитие хозяйственной и военной деятельности человека потребовало создания чертежей, точно и полностью раскрывающих форму и размеры объекта производства. Такие чертежи были получены на основе метода прямоугольных проекций. Теорию его обосновал и изложил французский ученый Г. Монж (1746 — 1818), обобщив накопленный до него опыт в области методов проекционных изображений. Простота построений и высокая точность изображений, полученных с помощью метода прямоугольных проекций, обеспечили его широкое распространение. И в наши дни все технические чертежи выполняют на основе этого метода.
Развитие способов графических изображений в России имеет свою историю. Первые чертежи, которыми пользовались в старину, до нас не дошли. На основе сохранившихся материалов можно предположить, что прообразом их была разметка на земле планов зданий и разметка на материале приблизительной формы изготовляемых изделий. Из дошедших до нас изображений к наиболее древним относятся рисунки (миниатюры) в летописях, стенная живопись и иконы. На них наряду с плоскими изображениями встречаются наглядные, построенные по типу аксонометрических рисунков. С конца XVI в. некоторые государственные документы иллюстрируются уже чертежами. Развитие промышленности, особенно в начале XVIII в., привело к созданию более точных чертежей. Были введены масштабные изображения. При постройке кораблей впервые стали применять изображения в трех плоскостях проекций. «Чертежи в планах и профилях», как называли в то время подобные изображения, уже мало чем отличались от современных проекционных чертежей. Примером таких чертежей являются чертежи А. К. Нартова, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и других выдающихся деятелей науки и техники. Наличие таких чертежей способствовало сравнительно легкому и быстрому распространению в России теории метода прямоугольных параллельных проекций.
Русские и советские ученые внесли крупный вклад в развитие графических изображений. К числу ведущих в этой области относятся такие ученые, как Я. А. Севастьянов, А. X. Редер, Н. И. Макаров, В. И. Курдюмов, Н. А. Рынин, М. А. Саверин, Н. Ф. Четверухин, С. М. Куликов, В. О. Гордон и многие другие.
В настоящее время нет такой области науки и техники, где бы не применялись графические изображения. Ни один вид современного производства не обходится без чертежей и технической документации, выполненной и оформленной по единым правилам. Эти правила изложены в комплексе государственных стандартов под общим названием «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Система стандартов ЕСКД устанавливает правила выполнения различных видов чертежей, их разработки и оформления, а также правила обращения всей конструкторской документации. Применение стандартов ЕСКД обязательно для всех учреждений, предприятий и организаций СССР, включая и учебные заведения. Соблюдение единых стандартов ЕСКД позволяет унифицировать всю техническую документацию, что в конечном счете ускоряет и удешевляет процесс изготовления чертежей и технической документации.
Автор-учебника - Буланже Г.В., Автор-учебника - Соловьёв С.А , Автор-учебника - Шульга А.К., Черчение - Училища - ПТУ - СПТУ, Черчение - Перспектива