Привилегии руководящей верхушки и теневая экономика в СССР
Анализируя процессы распределения доходов в странах с плановой экономикой, следует также учитывать факторы, что меняли распределение доходов, такие как привилегии руководящей верхушки и теневая экономика. В общем как отечественные, так и зарубежные исследователи соглашаются, что неравенство в распределении денежных доходов существенно менялось с учетом системы льгот и привилегий, которые получали отдельные группы населения. Партийная элита, номенклатура, отдельные профессиональные группы получали дефицитные товары, пользовались услугами специальных магазинов, ведомственных санаториев, получали элитное жилье, пользовались государственными ресурсами, что существенно повышало их благосостояние.
Небольшое количество исследований было посвящено изучению доходов советской элиты. Так, например, американский исследователь М. Мэтьюс изучая доходы советской элиты, использовал опрос эмигрантов. К "элите" относили лиц с месячными доходами 400-500 рублей, то есть доходы, в 3,1-3,8 раза выше среднего (130 рублей). Мэтьюс решил, что четверть миллиона человек, или всего 0,2% населения в середине 70-х годов можно было отнести к советской элите. В тоже время исследования Офера и Винокура показали, что в 70-х годах 2,7% населения получали зарплату выше 450 рублей в месяц. Это согласуется с данными советских исследователей, которые считают, что доля богатых семей в Советском Союзе составляла 2,3%. А. Бергсон считает, что примерно еще 1 процент населения имел заработки более 450 рублей в месяц.
Денежные доходы советской элиты составляли лишь незначительную долю привилегий, что они получали. Значительно больше были так называемые неденежные вознаграждения и привилегии, которые с трудом поддаются количественному анализу. Например, важным средством повышения уровня жизни советской элиты был доступ к дефицитным материальным благам, которые в значительной степени были недоступны для простых граждан.
Отсутствие товаров в государственной торговой сети привело к тому, что начала расти теневая экономика. Теневая экономика смягчала дефицит, который был присущ советской экономике. В оценке масштабов теневой экономики в Советском Союзе западные ученые высказывали различные предположения. Одни исследователи, например американский исследователь Г. Гроссман, считали, что советские городские домохозяйства более 30% их доходов получают из неофициальной экономики, или "второй экономики". Другие, например Кауфман и Калиберда, Джонсон и другие, придерживались мнения, что масштабы теневой экономики были меньше и составляли 12% ВВП.
Масштабы теневой экономики постоянно росли, особенно этот процесс ускорился с началом перестройки. Не имея возможности больше игнорировать это явление, статистические органы СССР сделали первую попытку оценки масштабов теневой экономики. Данные Госкомстата СССР основываются на основе данных массовой статистики, социологических обследований, материалов обследований семейных бюджетов и экспертных оценок по минимальным размерам доходов. По этим данным только за год доходы теневой экономики выросли более чем на 40%.
Однако большинство экономистов скептически относятся к приведенным данным, отмечая явную несопоставимость между отдельными источниками теневых доходов, например наркобизнесом, проституцией и контрабандой и производством и продажей самогона. В действительности масштабы теневой экономики были значительно большими. Теневая экономика, рожденная в недрах командно-административной системы, начала активно расти с началом проведения рыночных преобразований.
В общем, командно-административная экономика определенное время могла обеспечивать высокие темпы экономического роста. Однако уже с середины 70-х годов. темпы экономического роста резко замедлились. Доходы населения росли, однако это достигалось за счет уменьшения инвестиций. Дефицит потребительских товаров порождал вынужденные сбережения, развитие теневой экономики. В коммунистических странах Центральной Европы правительства вынуждены были искать пути совершенствования директивной экономики. Повышение благосостояния населения достигалось за счет внешних заимствований, что вело к росту государственного долга, а затем - за счет уменьшения инвестиций, подрывало устои экономического роста. Несостоятельность плановой экономики обеспечить высокие темпы роста национального дохода, повысить производительность труда и обеспечить гражданам высокий уровень жизни в конце концов привела к упадку командно-административной экономики в конце 80-х и полного развала в начале 90-х годов. Коммунистические страны встали перед проблемой полной перестройки экономической системы.