Skip to main content

Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - Методический материал для работы с детьми (Костьев ) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - Методический материал для работы с детьми (Костьев ) 1980

Назначение: Рассчитана на начинающих тренеров, преподавателей шахмат учебных заведений, пионерских лагерей, на ведущих шахматные кружки при ЖЭКах.

Как помочь начинающему тренеру вести занятия в шахматном кружке школы Для Дома пионеров, в какой последовательности расположить и как систематизировать теоретический материал? Какие существуют ориентиры для построения учебного Плана Школьного шахматного кружка или летнего пионерского лагеря?

На эти вопросы отвечает книга директора спортивной школы по шахматам Московского Дворца пионеров А. Костьева. Она является как бы практическим дополнением к сборнику «Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки» (М., «Просвещение», 1977).

© "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ" Москва 1980

Авторство: Костьев А.Н.

Формат: PDF Размер файла: 9.08 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 18. Стреноженный конь мастера Каспаряна, или Одиннадцать вариаций на тему связки 38

Глава 19. Цугцванг — это когда хочется пропустить ход .... 42

Глава 20. «Секретное» оружие начинающих, или Коварство двойного удара. Три кавалерийские атаки 44

Глава 21. Как научиться рассчитывать варианты? Рассказ юного

второразрядника 46

Глава 22. Король против короля, пешка против пешки. Далекая,

далекая, отдаленная проходная. Парадокс шахматной геометрии и «теорема» Рети 49

Глава 23. Вскрытое нападение, или Что таится за безобидной

внешностью. «Мельница» Карлоса Торре и ее аналоги 51

Глава 24. Про древний Новгород и археологические находки, связанные с шахматами. Претенденты на мировое первенство о защищенной проходной пешке 53

Глава 25. Приказ короля: отвлечь и завлечь! Не бойтесь жертвовать ферзей! Девять примеров па одну тему 55

Глава 26. Об эндшпильной технике вообще и о некоторых ее при

емах в частности. Классический треугольник. Festina lente. В прорыв идут пешечные батальоны 58

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Глава 27. Самый красивый ход гроссмейстера Видмара или Разговор о шахматной этике. Старинный мат «etouffe». Когда король задыхается 61

Глава 28. * Афоризм гроссмейстера журналистики. Что делать в миттельшпиле, или Как составляется план 63

Глава 29. Непохожие близнецы, или Идея атаки в чистом виде.

Ученики побеждают учителей. Упражнение для комментирования   66

Глава 30. О законе централизации и о том, как его трактует гроссмейстер Смыслов. Централизация в дебюте, миттель-шпиле и эндшпиле 69

Глава 31. Савелий Тартаковер о ладье и ее свойствах. Общие прин

ципы в ладейных окончаниях. Три фрагмента из практики 72

Глава 32. Сообщение из французской хроники XVII века. «Ферзь

всяческая». Дает ли шансы на выигрыш ладейная пешка? Статья из «энциклопедии эндшпиля» 75

Глава 33. Классика ладейных окончаний. Как построить мост?

Рассказывает гроссмейстер Крогиус 78

Глава 34. - Снова о тактических приемах. Пешечное прикрытие

короля надо разрушать! 80

Глава 35. Еще один хороший способ пробить брешь в крепости

соперника. Штыковая атака пешками 83

Глава 36. Заколдованное поле. Если перекрыть линию. Блокада

бывает и в шахматах   . 85

Глава 37. «А la Stamma». Когда фигуры перегружены. Неожиданные пешечные превращения. Как снять часового .... 88

Глава 38. «Государева потеха». Классификация дебютов. О том,

как надо изучать шахматные начала. Гамбит Эванса . 90

Глава 39. Почему ошибаются в дебюте мастера. Новинка молдавского школьника. Когда оправдывается риск 93

Глава 40. Как ладья пешку дразнила. Мысли о шахматах. Совет

первого русского мастера   . 97

Приложения 100

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - Методический материал для работы с детьми (Костьев ) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Вместо предисловия

Три года назад была опубликована программа по шахматам для кружков общеобразовательных школ и Домов пионеров. Уже самые первые отклики на нее показали, что к программе необходим практический шахматный материал.

Именно этой цели отвечает настоящая работа. Она предназначена начинающим тренерам, энтузиастам шахмат, учителям, пионервожатым, родителям: в книге приводятся в определенной последовательности темы уроков, строить которые надо руководствуясь «Программами для внешкольных учреждений». Каждая глава книги — это теоретическая часть одного-двух занятий. Некоторые главы начинаются с небольших рассказов из истории шахмат. Такая структура позволяет проводить занятия в кружке с привлечением минимального дополнительного материала.

. Рекомендуется следующая схема занятий: теоретическая часть (примерно 30 минут) и практика (примерно 60 минут). Под практикой имеется в виду игра в турнирах, участие в конкурсах, разбор партий, тематических и учебных позиций.

Обучение в кружке рассчитано на 35 учебных недель (по 2 занятия в неделю) и предусматривает подготовку шахматистов IV—III разрядов.

Хотелось бы отметить, что почти весь учебный материал апробирован на занятиях с детьми.

А. КОСТЬЕВ, директор спортивной школы по шахматам Московского дворца пионеров

Глава 1

Чем шахматы привлекают людей?

Легенда из VI века 

В наше время вряд ли найдется человек, не знакомый с шахматной игрой. Шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что уже никого не удивляют ни различные соревнования, книги, журналы по шахматам, ни подготовка шахматных тренеров в трех институтах физкультуры, ни постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах. Наоборот, все это лишний раз подчеркивает возрастающее влияние древней игры на культурную жизнь общества.

Почему, казалось бы, такая простая игра привлекает к себе миллионы и миллионы людей? Почему, выделившись из са-мых разных интеллектуальных игр, изобретенных на заре че-ловечества, шахматы сквозь эпохи, через континенты, сметя всяческие запреты, глубоко проникли в народную гущу и, победоносно прошествовав в наше время, переживают невидан-ный расцвет на всем земном шаре?

Издавна подмечено, что шахматные сражения чем-то схожи с реальной жизнью. В этом, вероятно, и заключается сила шахматного поединка, во время которого человек как бы переносится в волшебный мир, где накал страстей и напряжение борьбы уживаются с мудрой рассудительностью научного анализа, а столкновение характеров приводит к удивительному взлету фантазии. Именно схожестью с жизнью отвоевала себе право на существование древняя игра, неувядаемое очарование которой на века сохранило свою све-жесть.

Вот почему не зарастает к шахматам «народная тропа» и на смену одним поколениям шахматистов непрерывно приходят другие.

Где, когда и как появились шахматы? Это далеко не праздный вопрос, и ответ на него важен не только для повышения культурного уровня. Происхождение шахмат, пути их распро-странения в мире, истоки шахматного творчества, его эволюция — изучение всех этих вопросов лучше поможет понять выводы современной теории.

Есть несколько толкований происхождения шахмат, но большинство исследователей сходятся на том, что игра зародилась в Индии в середине VI века.

Из древнего индийского эпоса до нас дошло немало легенд о возникновении шахмат. Вот одна из них.

Жадный и жестокий раджа, захвативший много сопредельных земель, возомнил себя самым могущественным завоевателем, которому все доступно на свете. И потому он пришел в сильное негодование, услышав слова своего мудреца: «Ты, раджа, конечно, великий полководец. Но без своего народа ты бы не одержал ни одной победы!» Самовлюбленный властелин потребовал от смельчака убедительных доводов сказанному, в противном случае тому грозила смерть. И мудрец с честью доказал свою правоту. Он принес радже игру собственного изобретения, из которой было хорошо видно, что один лишь полководец (раджа) без помощи своего войска (народа) выиграть партию (битву) не может. Радже так понравились шахматы, что он предложил изобретателю любую награду. И каково же было удивление повелителя, когда мудрец попросил не золото, не драгоценности, а обыкновенное пшеничное зерно! Вернее, столько зерен, сколь-ко покажут все клетки шахматной доски, если на первую положить одно зерно, на вторую — два, на третью — четыре, - на четвертую — восемь и т. д.

Думая, что речь идет о нескольких мешках пшеницы, раджа велел своим придворным подсчитать требуемое количество зерна. Оказалось, однако, что если даже собрать урожай со всего земного шара, то и тогда не хватит зерна для мудреца. Так, заключает древняя легенда, был посрамлен заносчивый раджа.

На самом деле шахматы изобретены не одним человеком. Это плод творчества народных масс. Возникнув на Востоке, шахматы постепенно распространились повсеместно, но об этом еще речь впереди. 

Глава 2

Игра в «морской бой» и шахматная нотация. Наставление средневекового автора.

Правильное наименование фигур 

Шахматная игра обладает одной счастливой особенностью: лучшие образцы творчества мастеров остаются в сокровищнице шахматного искусства навечно.

Благодаря нотации — системе записи ходов шахматной пар-тии — все мы, любители древней королевской игры, можем проникнуть в ход мысли кори-

1. . .Л : сЗ+! 2. be Л : e5+ 3. Kpd2 Л : el 4. Kp : el Kpd5 с подавляющим перевесом (см. окончание этой партии на стр. 104).

Глава 11

Белый король легко попадает в квадрат пешки Ь7 (26), но на его пути может возникнуть помеха: 1. Крсб е4! 2. de h5!

В окончании этюда А. Ринка (27) использован часто встречающийся механизм взаимной защиты двух пешек: 1. Кра! М 2. КрЬ2 а1Ф+ 3. Кр : а! Ь2+ 4. Кр : Ь2 ЬЗ 5. f7+ Кр: е7 6. Кр : ЬЗ, и теперь белый король спокойно приближается к пешкам, в то время как его оппонент .не может уничтожить важную пешку еб, так как при этом он бы вышел из квадрата пешки f7.

Пешки проходят в ферзи и без помощи короля (28): 1. е4! а5 2. сб! Ьс 3. Ь6 Kpd6 4. е5+! Kpd7 5. е6+.

Глава 15

Ничья, независимо от очереди хода (41). Черный король держится на седьмой горизонтали, пока белый король не вступает на четвертую; тогда черный король идет на шестую гори-зонталь, занимая оппозицию, а у белых нет выжидательного хода пешкой.

Разумеется, правильно 1. Л : еЗ+ (42). Ведь после 1. fe?

Кр: g3 2. е4 ЛЬб 3. е5 Леб белая пешка блокируется и затем уничтожается. А при размене ладей белые обходным маневром короля выигрывают оппозицию: 1. Л : еЗ+ Л : еЗ 2. fe Кр : еЗ (не меняет дела и 2... Кр' g3) 3. Kpg2 Кре4 4. Kph3 Kpf5 5. Kph4 Kpf6 6. Kph5!, и белые выигрывают. Следует обратить внимание на четкость последнего хода белых — небрежность типа. 6. Kpg4? или 6. g4? стоит потери оппозиции.

Сделают (43). Правда, для этого им надо пожертвовать свою единственную пешку, зато в обмен они завоюют оппозицию и тем самым спасут партию: 1. е5! de 2. Kpcl! Получив дальнюю оппозицию, белые спокойно смотрят в будущее: 2. . . Kpd5 3. Kpdl! Kpd4 4. Kpd2 и т. д.

В обоих позициях (44) черные легко делают ничью: а) ла-дейная пешка, поддержанная королем, не может достичь восьмой горизонтали, если король противника успевает занять поле превращения пешки. В подобных случаях не помогает и оппозиция: а) 1. Краб КрЪ8 2. КрЬб Кра8 3. аб КрЬ8 4. а7+ Кра8 5. Краб, пат; б) если бы короли в дополнение ко всем своим достоинствам обладали еще и свойствами. . . одноименных магнитов, то белые легко заставили бы противника уступить поле f7. Однако в реальной шахматной жизни белый король не в состоянии выбраться из угла: 1. Kph8 Kpf8! 2. h7 Kpf7, пат. Это очень важная позиция, она часто служит конечным пунктом на самых извилистых комбинационных дорогах. Об этом надо всегда помнить.

А вот пример из практической партии" (45, Бронштейн — Вплела, 1979). Оппозиция — конечная цель комбинации Д. Бронштейна: 1. Л : g7! Л : g7 2. Kpf6 Лg8 3. Kpf7 Лав 4. g7 d4 5. cd Лd7+ 6. Kpg6 Л : d4 7. g84> flg4+ 8. Kpf7 Л : g8 9. Kp : g8. Черные сдались, так как пешку еб защитить невозможно.

Глава 16

Комбинируют не только мастера! Типичный удар на тему «завлечение» привлек внимание второразрядников из Московского Дворца пионеров к партии Дергачева — Смоляр, 1979 (47): 1. . .Л : сЗ! 2. Ф : сЗ К : е4+ 3. fe С : сЗ+.

Трафаретный отвлекающий удар мгновенно решил исход борьбы в партии Райнар — Куатли, 1976/77 (48): 1. . .Л : d5! 2. Л : d5 Kf3.

Комбинация на тему сочетания идей «перегрузки» и «слабости последней горизонтали» осуществили белые в партии Романишин — Хулак, 1976 (49): 1. К : аб Ьа 2. Ф : сб.

Глава 20

«...судьбы свершился приговор...» Эти лермонтовские строчки могли прийти на память после неожиданной жертвы слона в партии Петросян — Симагин (76): 1. С: е5+!, и ввиду неизбежной на.1. . .Ф : е5 завлекающей в коневую «вилку» жертвы ферзя — 2. Ф118+1 Кр : Ь8 3. К : f7+l черные сдались.

Спустя десять лет Петросян заставил вспомнить те же строчки Спасского (77, матч на первенство мира, 1966): 1. С : 17+ Л : f7 2. ФЬ8+!

И еще один пример на ту же тему. На этот раз «приговор» был не так суров (78, Велимирович — Шувалич, 1975). Стандартной комбинацией, уже хорошо знакомой нам, белые не только уничтожили весь атакующий потенциал противника, но и получили явно лучший эндшпиль с хорошим конем против плохого слона: 1. Ф17+! Л : f7 2. ЛЬ8+! Кр : Ь8 3. К : 17+ и 4. К : е5.

Глава 21

Для контрольной работы взяты фрагменты из гроссмейстерских поединков на «Турнире звезд» (Монреаль, 1979).

Элегантно завершил партию с Б. Спасским чемпион мира А. Карпов (80): 1. Л : е7! Л : е7 d6! Пешечная «вилка»! Особый колорит этой комбинации придает вариант 2. . .Ф07 3. de Ф : d34. ed®!— такая конструкция называется «рентген»: взаимодействие собственных фигур осуществляется сквозь вражескую фалангу. Спасский сыграл 2. . .Фс4, но после отвлекающего удара 3. ЬЗ сдался.

Рассчитанным с космической точностью маневром Л. Портиш продемонстрировал Р. Хюбнеру (81) неотвратимость наказания за позиционные огрехи: 1. ЛсП Ф<17 2. Л : с8+ Ф : с8 3. Лс1 Ф<17 4. Фа8+! Именно так! Нельзя 4. ФЬ8+ из-за 4. . ,Cd8 5. Лс8 Кре7 6. Сс5+ Креб 7. СЬ6 Сс71 4. . .Cd8 5. Лс8 Kpf7 (с надеждой избавиться от связки путем 6. . .JIf8 и 7. . . Се7; не помогает 5. . .0—0 из-за 6. Сс5 и 7. СЬ6) 6. СЬ6!; и черные вынуждены либо отдать качество после 6. . .С : Ь6 7. Л : h8, либо просто остаться без двух пешек — 6. . .Кре7 7. С : d8" Л : d8 8. Л : d8 Ф : d8 9. Ф : Ь7+ и 10. Ф : аб. Хюбнер по-шел по первому пути, но партию, конечно, проиграл.

Плачевный результат ожидал Б. Ларсена в его партии с Л. Любоевичем (82) после 1. . .КрЬб: 2. Kg4+! Kph5 (2. . ,Ф : g4 3. Л : cl) 3. Ф : h7+ Кр : g4 4. Ф : g6+ Фg5 (4. . .Kph4 5. g3+ Kph3 6. ФЬ5+) 5. Ф: g5+ Kp : g5 6. Л : cl d4 7. Лс5+ Kpf4 8. Лd5 Kpe4 9. Лd8. Без взятия коня не обойтись: 3. . . Kpg5 4. h4+! Kpf5 5. ®d7x. Отход королем на g8 привел к вечному шаху в этой напряженной партии: 1. . .Kpg8 2. Фе8+ Kpg7(2. . .Ф18 3. Ф : f8+ Кр : f8 4. Л : cl) 3. Фd7, ничья. Избежать вечного шаха невозможно.

Глава 22

Автор ошеломляющего пешечного этюда и в практической партии оказался на высоте (86, Алехин — Рети, 1922): 1. . . Л : g4! 2. Л : g4 fg+ 3. Кр : g4 Kpg7l, ничья. Черный король вовремя задерживает пешку: 4. Kpf5 КрЬб 5. Креб Кр : h5 6. Kpd5 Kpg5 7. Креб Kpf5 8. Кр : Ь4 Креб! (8. . .Креб? 9. Крс51) 9. Креб Kpd7 10. КрЬб Крс8 11. Кра7 Крс7. Аналогичный финал возникал и при 4. Kpg5.

Если вы считаете, что в этой позиции (87, Гонсиоровский — Громбчевский, 1974) у белых хуже, то вы ошиблись. Однако не огорчайтесь, и польский шахматист Громбчевский думал, что у него лучше... и проиграл партию: 1. h5! Активность прежде всего. Угроза прорыва в ферзи сводит на нет преимущества отдаленной проходной пешки. 1. . .Kpd5? После 1. . Л6! партия легко приходила к мирному исходу — 2. Kpd3 Kpd5 3. g5. Правда, белые, ничем не рискуя, могли поставить противнику ловушку: 3. КреЗ Ь5 4. Kpd3 Ь4 5. КреЗ ЬЗ 6. Kpd3 Ь2 7. Крс2 Кре4 8. g5, и если автоматическое 8. . .Kpf5? то 9. g6! Правильно 8. . .fg. 2. Kpd3? Белые не видят простенькой этюдной идеи: 2. g5! Кре 6 3. Ь6! gh 4. gh Kpf6 5. f5!l 2. . .f6 3. g5 Креб. Громбчевский упорствует в своем нежелании смириться с ничьей — это проще всего делалось путем 3. . .fg. 4. Кре4 Ь5?? Так всегда бывает, когда желаемое выдается за действительное. Ход пешкой был бы хорош после размена на g5, теперь же черные проигрывают. 5. f5+! Кре7 6. g6 Kpf8 7. Kpd5 Kpg8 с ничтожной надеждой на пат. 8. Креб Kph8 9. Кр : Ь5 Kpg8 10. Крс5, и черные сдались, так как пата не будет: 10. . ,Kpf8 И. Kpd6 Кре8 12. Креб Kpf8 13. Kpd7 Kpg8 14. Kpe7 Kph8 15. h6!

С этим пешечным эндшпилем (88) вы уже вскользь познакомились (см. гл. 10). Сейчас он нас интересует как пример положения с позиционным преимуществом. При полном материальном равенстве сторон отдаленная проходная а7 и активная позиция черного короля делают белых совершенно беспомощными: 1. . . Kpd5 2. Kpd2 Крс4 3. h5 Ь6. План черных трафаретен, отметим только одну техническую деталь. Прежде чем отправиться своим королем на уничтожение пешек королевского фланга, Фишер подтягивает пешку «f» как можно ближе к полю превращения. 4. Крс2 g5 5. h6 f4 6. g4 a5 7. ba ba 8. Kpb2 a4 9. КраЗ Kp: c3 10. Kp : a4 Kpd4. Белые сдались.

Глава 26

Это задание оказалось самым трудным из всех ранее выполненных вами упражнений; Если вы искали форсированные варианты, выигрывающие за черных, то их нет (110, Апшенек — Алехин, 1939). Здесь как раз тот самый случай, когда надо мыслить схемами. Давайте разберем эту позицию поподробнее. План черных ясен: ликвидировать пешку «а» и провести одну из своих пешек в ферзи. С этим планом может бороться только одна из белых фигур — ладья, так как королю нельзя покинуть поле f3: черная пешка f4 тотчас начнет продвигаться в ферзи. Тем не менее белые были спокойны за исход партии, так как их ладья достаточно активна. На 1. . ,КрЬ5 последует 2. Лс8, и обмен пешки «а» на «с» ведет к ничьей, а на 2. . .КрЬб ладья может вернуться домой. И все же А. Алехин выиграл это окончание, используя два мощнейших оружия эндшпиля: цугцванг и «треугольник». Для этого черные сначала ухудшают по-ложение белого короля (цугцванг!), затем разрушают идеаль-ную защитительную позицию белой ладьи («треугольник»!): 1, . . КрЬ5! (все-таки!) 2. Лс8 КрЬб 3. Ла8 Л16! (цугцванг) 4. Кре2 f3+ 5. Kpf2 Кра5! («треугольник») 6. Ла7 КрЬ5 7. Ла8 КрЬб. Теперь ход белых, и их оборона рушится: 8. а7 КрЬ7 9. ЛЬ8+ Кр : а7 10. ЛЫ Краб 11. Ла1+ КрЬ5 12. ЛЫ+ Крс4 13. Лс1+ Kpd3 14. Лс5 Kpd4 15. Ла5 с5. Белые сдались.

Несмотря на кажущуюся простоту (111, Стин — Хартстон, 1972), это и сложный, и очень интересный, и просто учебный эндшпиль. Тщательный анализ показывает, что из четырех возможных продолжений к победе ведет только 1. h3!I Например, 1. h4? Kpf7 2. Kph6 Kpf6 3. Kph7 Kpf7; 1. Kph4? Kpf6 2. g4 e5! 3. fe+ Kp : e5 4. gh gh 5. Kp : h5 Kpf5; 1. g4? hg 2. Kp : g4 Kpf6 3. h3 Kpf7 4. Kpg5 Kpg7 5. h4 Kpf7 6. Kph6 Kpf6 7. Kph7 Kpf7. А теперь черным не хватает одного темпа: I. . .Kpf7 2. Kph6 (2. g4? hg 3. hg Kpg7!) 2. . .Kpf6 (на ловушечный ход 2. . ,h4 белые спокойно ответят 3. g4!) 3. g4 h4 (или 3. . .hg 4. hg Kpf7 5. g5!) 4. g5+ Kpf5 5. Kpg7 Kp : f4. Чего же добились белые? Ведь ферзи-то появляются одно-временно! Мы с вами наблюдаем широко распространенный прием борьбы в пешечном окончании — «трансформация эндшпиля». Белым нужны ферзи лишь для того, чтобы, разменяв их, отбросить черного короля от решающего участка боя. Эту возможность они должны были предвидеть в своих расчетах еще на первом ходу! Итак, 6. Kp : g6 е5 7. Кр16 е4 8. g6 еЗ 9. g7 е2 10. g8<l> е1Ф 11. 4>g4+! КреЗ 12. Фе6+! Чер-ные сдались, так как после 12. . .Kpf2 13. Ф : el+ Kp : el 14. Kpg5 они не успевают попасть на поле h8.

Позиция черных (112, Лузганов — Григорьев, 1971) на грани проигрыша. Однако пешка е4 наводит на мысль о прорыве. Путь черных верный, они сбиваются с дороги в самом конце: 1. . .аб! 2. Ьа с5! 3. de d4! 4. ed еЗ. Начало комбинации черных напоминает шашечный прорыв в дамки. Такой поворот событий не смутил белых. Их пешечное превосходство на ферзевом фланге тоже немалого стоит. 5. d5+! Kpd7 6. с6+! Таким путем белые форсируют ничью: 6. . .Ьс 7. dc+ Кр : сб 8. аб е2 9. а7 КрЬ7 10. d7 е1Ф 11. а8Ф+1 Кр : а8 12. 68Ф-Ь.

Этот прием пешечного продвижения без поддержки короля мы уже знаем. Однако черные, превосходно начав комбинацию, плачевно ее заканчивают. По каким-то необъяснимым причинам они взяли не ту пешку: 6. . .Кр : d6?? Тут же последовало 7. cd Крс7 8. аб е2 9. d6+! Видимо, этого шаха черные не заметили. Им пришлось сдаться, так как на 9. . .КрЬ8 10. d7 е1Ф белые проводят сразу двух ферзей: 11. 68Ф+ Кра7 12. Ь8Ф+ Кр : Ь6 13. ФЬ6+.

Глава 33

Внимательное изучение этого положения должно подсказать вам способ достижения ничьей (138, позиция Филидора). Не годится 1. . .Ле1+ 2. Kpd6 Ле8 3. Ла7, и черная ладья теряется. Плохо также 1. . .Лаб 2. Креб!, и черный король вытесняется. Черной ладье необходимо занять шестую горизонталь, и правильной защитой является 1. . .Ла61 После 2. d6 Ла1! (как только пешка продвигается вперед, ладье следует вновь вернуться вниз, чтобы шахами начать пре-следование белого короля). 3. Креб Ле1+ 4. Kpd5 Лdl4-, ничья неизбежна.

Всякая пешка, за исключением ладейной, разделяет доску на две неравные части: длинную сторону и короткую (139, этюд Григорьева, 1937). В нашем примере черный король находится на короткой стороне от пешки, а ладья — на длинной. Такая расстановка является наиболее выгодной для защиты. Черные спасаются фланговыми шахами: 1. . .Ла8+ 2. Kpd7 Ла7+ 3. Kpd6 Ла6+ 4. Kpd5 Ла5+ 5. Крсб Ла6+, и ничья, ибо на 6. КрЬ7 следует 6. . .Леб. На другие ходы короля будут новые шахи. И при ладье на Ь2 черные могут помешать строительству «моста», так как фланговые шахи не иссякают: 1. . .ЛЬ8+ 2. Kpd7 ЛЬ7+ 3. Kpd8 ЛЬ8+ 4. Крс7 Ла8! А при ладье на с2 черные проигрывают.

Идеей маленькой комбинации в эндшпиле (140, Таль — Полугаевский, 1977) послужил принцип Тарраша. Ход черных, это и определяет их преимущество: 1. . .а5! К полному равенству приводило 1. . .Л : ЬЗ 2. Л : а7.2. Ь4!! Изящная мысль, четкая реализация которой подтверждала правоту доктора Тарраша. 2. . .ab (2. . .Лс4 3. Ь5 Л : а4 4. ЛЬ7!) 3. Лбб? Обидная небрежность, стоившая белым партии. В чистом виде идея хода 2. Ь4 осуществлялась после 3. Л64! ЛЬЗ 4. Лбб ЛаЗ 5. ЛЬ6 Ла4 6. ЛЬ7!, и ладья сзади пешки 'гарантирует ничью. 3. . , Ь5!1 «Антитаррашевский» ход: в случае 4. ab белая ладья не сможет сторожить пешку Ь4 с тыла, а ее черная оппонентка это с удобствами сделает — 4. ab Лс5 5. Ьб ЛЬ5 и далее ЬЗ. Поэтому белым пришлось ответить 4. а5, что позволило противнику создать отвлекающую проходную пешку на ферзевом фланге. Затем комбинированной игрой королем и ладьей черные доводят дело до организации проходной и на королевском фланге. С такой ситуацией не смог справиться даже Таль: 4. . .ЬЗ 5. Л62 Кре5! 6. Кре2 (или 6. аб Лсб 7. а7 Лаб 8. ЛЬ2 Ла7 9. ЛЬЗ ЛЬ7!) 6. . .Лс4 7. Kpdl Ла4 8. ЛЬ2 ЛаЗ 9. Kpd2 Кре4 10. КрсЗ Л : а5 11. Л62 Ла7 12. КрЬЗ Kpf3 13. КрЬ4 ЛЬ7 14. Крс5 Ь4 15. Крсб ЛЬ8 16. Крс7 ЛЬ5 17. Крсб ЛЬ5! 18. Лd7 (18. h4 JTf5!) 18. . .Кр : f2 19. Л : f7 Кр : еЗ 20. ЛЬ7 Л : Ь2 21. Kpd6 Лб2 22. Л : g7 ЬЗ 23. Кр : еб Ь2 24. ЛЬ7 Ь5. Белые сдались. Поучительный эндшпиль.

Глава 34

Вам должно сразу броситься в глаза решение (147, Андерсен— Цукерторт, 1868): 1. Ф : Ь7+ Кр : Ь7 2. f6+ Kpg8 3. Ch7+ Кр : h7 4. ЛЬЗ+ Kpg8 5. ЛЬ8х. В этой партии учитель был сильнее ученика.

С пунктом Ь7 связано бесчисленное множество комбина-ций. Вот и здесь (148, Капенгут — Мишучков, 1978) рука сама тянется пожертвовать там слона. Но предварительно белые уничтожают коня е5 — основного защитника черного короля: 1. С : е5! de 2. С : Ь7+! Кр : Ь7 3. Ф113+ Kpg8. Неплохой «эпо- летный» мат получился бы при 3. . ,Kpg6 4. Л§4 X: 4. ЛЬ4 Сс5+ 5. Kphl Kpf8 6. Феб Cf2 7. ЛЬ8 х.

Как вы знаете, фигуры жертвуются не только для того, чтобы обеспечить вторжение основных атакующих сил в лагерь неприятеля, но и для того, чтобы выманить самого короля на простор. Именно это и произошло с черными (149, Гипслис — Кост- ро, 1976): 1. Ф : Ь7+ Кр : Ь7 2. ЛЬЗ+ Kpg6 3. К : е7х.

Глава 36

Как рассказывает чехословацкий гроссмейстер (165, Зи- кики — Горт, 1971), белые за две секунды до падения флажка успели доказать почти невозможное, сделав при этом все положенные ходы. «Заколдованным» оказалось поле h6. Освободив его жертвой ферзя, белые в конечном счете выиграли две пешки: 1. Фй74-!! К : g7 2. К116+ Kph8 3. К : 17+ Kpg8 4. К : d8 с5 5. К : е5.

Тот, кто нашел завершающий атаку белых ход ферзем на h6 (166, Таль — Платонов, 1974), а кроме того, и опровержение защиты черных (1. ФЬ6 Л : g3 2. Cg6!!),— уже не новичок в шахматах. Во время партии черные рассчитывали только на 2. Ф : f8+ Л§8, после же перекрывающего живительные артерии 2. Cg6 не помогает даже 2. . ,Л : g6 3. fg, и от двух матов (на f8 и на h7) нельзя защитить-ся.

Решение одного из лучших этюдов на блокировку (167, этюд П. Хойекера, 1930) вызывает бурную овацию: 1. Са7! Задача белых в устранении слона с диагонали al—h8. Сначала они лишают его поля d4: 1, , .СсЗ 2, Крс2. Затем белые резко ограничивают жизненное пространство этого слона, отнимая у него поля Ь2 и сЗ.

2. . .Cal 3. Cd4!! И наконец, с помощью блокадного механизма застопоривается пешка е5 — слон черных превращается в статиста 3. . .С : d4 (3. . .ed 4. Kpd3) 4. Kpd3 Cal 5. Kpe4!

Примерный тематический план первого года занятий шахматного кружка

Ке п/п Темы Количество часов

всего теоретические занятия практические занятия

1 История развития шахмат 6 6 —

2 Шахматный кодекс СССР 1 1 —

3 Первоначальные понятия 10 5 5

4 Тактика 20 10 10

5 Стратегия 6 3 3

6 Эндшпиль 12 6 6

7 Дебют 2 2 —

8 Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий 66 66

9 Сеансы одновременной игры 10 — 10

10 Конкурсы решений задач и этюдов 11 1 10

Итого: 144 34 по

Программа

История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. «Мат Диларам». Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси» Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат церковью. Шахматы в Московском государстве. Изготовление шахмат как вид ремесла. Шахматы на петровских ассамблеях.

Шахматный кодекс СССР. Правила турнирного поведения. Требования шахматного кодекса о записи турнирной партии. Правило «тронул — ходи!».

Первоначальные понятия. Нотация. Запись партий. Пра-вило превращения пешки. Взятие на проходе, рокировки. Мат. .Ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Тактика. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, «отвлечение», «завлечение». Комбинации с мотивом «спертого» мата, использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного прикрытия, освобождение поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожения защиты.

Стратегия. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задач). Централизация.

Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля, правило «квадрата», оппозиция, цугцванг, король и пешка против короля и пешки, отдаленная проходная пешка, защищенная проходная пешка, «треугольник», пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение «мост».

Дебют. Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии.

Как организовать шахматный кружок в пионерском лагере

В летнюю пору почти все дети выезжают в загородные пионерские лагеря. Там среди многих кружков можно организовать и шахматный. Лагерная смена короткая, поэтому и программа кружка не должна 

 

Методики преподавания , ★ВСЕ➙ Развивающие - интеллектуальные игры, ★Все➙ Виды спорта, Автор - Костьев А.Н., ☆Физкультура➙ Шахматы-шашки

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ВНЕКЛАССНЫМ ЗАНЯТИЯМ, КРУЖКАМ, СЕКЦИЯМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ВНЕКЛАССНЫМ ЗАНЯТИЯМ, КРУЖКАМ, СЕКЦИЯМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ, КРУЖКИ, СЕКЦИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ, КРУЖКОВ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика