Умелые руки (Куличенко, Ковыршина, Воейкова, Ширина, Бугельский) 1953 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для школьников 3-го класса
Школьник перешел в 3-й класс. Он уже научился читать и писать, умеет решать задачи, прочел первый десяток книг из школьной библиотеки. А впереди еще столько неузнанного! С каждым новым уроком все шире раздвигаются границы окружающего мира. Как интересно учиться, каждый день узнавать новое! О многом мечтает советский школьник, перелистывая страницы потолстевших учебников и новой увлекательной книги. Одна мечта скоро сбывается.
© Издательство ЦК ВКЛСМ "Молодая гвардия" Москва 1953
Авторство: В сборнике принимали участие: В.Ф. Куличенко, И.Б. Ковыршина, И.С. Воейкова, К.Ф. Ширина, Ю.А. Бугельский
Формат: PDF, Размер файла: 13.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Организация и содержание работы кружка «Умелые руки» (В. Ф. Куличенко) 3
Рабочий уголок (В. Ф. Куличенко) 9
Инструменты и материалы (В. Ф. Куличенко) 11
Приемы и виды работ с бумагой и картоном (В. Ф. Куличенко) 15
Материалы и инструменты 15
Как резать и сгибать бумагу и картон 17
Самодельные коробки и фигуры 19
Бумажные трубки 20
Оклеивание картона бумагой 21
Окантовка 23
Работы из папье-маше 24
Переплетные работы (В. Ф. Куличенко) 27
Инструменты и приспособления 27
Подготовка книги к сшиванию 29
Сшивание и обрезка книги 31
Подготовка переплета 33
Закрепление книги в переплете 35
Как переплетать журналы, газеты и брошюры 36
Работы по дереву (В. Ф. Куличенко) 39
Материалы для столярных работ 39
Инструменты и приспособления 42
Как пилить 45
Как строгать 48
Работа ножом и стамеской 51
Как просверлить или проколоть отверстие 54
Соединение деревянных частей 55
Как гнуть рейки 60
Зачистка деревянных самоделок 60
Выпиливание из фанеры 61
Выжигание по дереву 66
Резьба по дереву 70
Плетение из лозы и бересты (В. Ф. Куличенко) 73
Материалы и инструменты 73
Плетение из прутьев 74
Самоделки из бересты 76
Приготовление клея (В. Ф. Куличенко) 78
Клейстер 78
Декстриновый клей 79
Вишневый клей 79
Столярный клей
Казеиновый клей
Целлулоидный клей
Отделка самоделок (В. Ф. Куличенко) . .
Краски, лаки, кисти
Окрашивание бумаги
Протравливание и лакировка дерева
Окраска дерева
Работа с органическим стеклом (В. Ф. Куличенко)
Работы с проволокой и жестью (В. Ф. Куличенко)
Материалы и инструменты
Приемы работы с жестью
Как резать и сгибать проволоку
Как паять (В. Ф. Куличенко)
Некоторые приемы электромонтажных работ (В. Ф. Куличенко) .
Обращение с нагревательными приборами
Как зарядить штепсельную вилку
Соединение проводов ....
Чертежи, измерение и разметка (В. Ф. Куличенко)
Как читать чертежи
Увеличение чертежей и рисунков
Самодельный пантограф
Простейшие измерения
Разметка материала
Как точить инструменты (В. Ф. Куличенко)
Порядок работы над самоделками (В. Ф. Куличенко)
Самодельные учебные пособия (В. Ф. Куличенко)
Верстатка для букв и цифр
Часовой циферблат
Указка
Куб и параллелепипед
Весы
Модель фонтана
Плавающие модели с водяным колесом
Модели, демонстрирующие движение нагретого воздуха . .
Автоматическая поилка для птиц
Модель ветряного двигателя
Флюгер
Угломеры
Теллурий
Солнечные часы
Звездные часы
Оформление коллекций
Папка для гербария
Для пионерской комнаты (В. Ф. Куличенко)
Оформление комнаты
Щит для стенной газеты
Стойка для знамени
Пионерский календарь
Полочки и подставки
Папки
Проекционный фонарь
Эпидиаскоп
Фильмоскоп
Самодельные диапозитивы и экран
Теневой театр
Настольный театр
В помощь юным натуралистам (В. Ф. Куличенко)
Носилки
Мотыжка и совок
Ванночка из папье-маше
Ботанизирка
Гербарный пресс
Сачок
Расправилка
Птичьи домики и кормушки
Террариум
Пионерская игротека (В. Ф. Куличенко}
Головоломки
Настольные игры
Оформление игротеки
Инвентарь для подвижных игр
Для уголка школьника (В. Ф. Куличенко}
Настольная лампа
Раздвижная стойка для книг
Подставка для чернильницы, стаканчик для карандашей, перочистка
Пенал . . . . .
Расписание уроков и настенная папка для газет . . . .
Модели и приборы (В. Ф. Куличенко}
Парусная лодочка из бумаги
Контурные модели кораблей
Глиссер с резиновым мотором
Воздушный змей
Парашют
Бумажная модель планера
Воздушный винт
Аэросани с резиновым мотором
Подзорная труба
Перископ
Телефон . .
Игрушки-самоделки из картона и папиросной бумаги (А. С. Бугельский )
Птицы ...
Цветочные гирлянды . .
Аппликация и трафарет (И. С. Воейкова)
Аппликация
Трафарет
Вышивание (И. С. Воейкова, И. Б. Ковыршина)
Простейшие стежки
Вышивка крестом
Вышивка гладью
Мережка
Владимирское шитье
Декоративные сетки
Шитье (И. Б. Ковыршина)
Трусики
Шаровары
Ночная рубашка
Блузка-украинка
Вязание (К. Ф. Ширина)
Вязание крючком
Вязание спицами
Литература
Скачать бесплатный учебник СССР - Умелые руки (Куличенко, Ковыршина, Воейкова, Ширина, Бугельский) 1953 года
СКАЧАТЬ PDF
МОДЕЛИ И ПРИБОРЫ
ПАРУСНАЯ ЛОДОЧКА ИЗ БУМАГИ
Плавающую модель парусной лодочки делают из плотной бумаги, лучше всего — чертежной.
Для корпуса лодки отрезают лист бумаги размером 17 X 100 сантиметров, складывают его пополам и графят на клетки со сторонами, равными 1 сантиметру. По клеткам наносят контуры корпуса лодки, размечают линии сгиба и проколы. Лишние куски бумаги по краям отрезают. Проколы делают кончиком ножа.
Затем корпус сгибают по пунктирным линиям, как указано на рисунке 123, и в четырех местах скрепляют бумажными клинышками. Их вырезают из кусочков бумаги размером 3X2 сантиметра. Сложенный вдвое клинышек продевают в прорез, протягивают, концы отгибают кверху и коротко обрезают ножницами \
На корме лодочки двумя такими же клинышками укрепляют сиденье. Его размечают по клеткам и вырезают из листка бумаги размером 7X4 сантиметра. Края сиденья с двух сторон подгибают и обхватывают ими отогнутые углы на корме.
Посреди лодочки устанавливают поперечную перекладину — банку. Ее делают из полоски бумаги, сложенной втрое. В центре банки делают прорез длиною в 1 сантиметр. Узкие края полоски отгибают вниз и скрепляют клинышками с бортами лодочки.
В прорез банки вставляют мачту — сложенную втрое полоску бумаги с заостренными краями. Нижний конец ее упирается в дно лодочки.
По рисунку вырезают парус; его углы слегка округляют. Верхним отверстием парус надевают на мачту, изгибают его, выступы нижней части прикрепляют клинышками к отогнутым полоскам на корме.
1 Крепление частей модели клинышками можно заменить склеиванием.
Желательно покрыть лодочку масляным или нитролаком, олифой или нитрокраской. На дно лодочки насыпают слой песка или мелкой гальки, чтобы корпус погрузился в воду приблизительно до половины. Сверху этот слой балласта можно прикрыть бумагой. По бортам, на уровне погружения их в воду, проводят ватерлинию.
Конструкция такой лодочки впервые разработана в судомодельной лаборатории Московского городского дома пионеров.
КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ КОРАБЛЕЙ
На листе бумаги, разграфленном на клетки со сторонами в 1 сантиметр, вычерчивают контуры кораблей, как указано на рисунке 124. Рисунок переводят на фанеру и выпиливают по контурам лобзиком.
Таким же способом переводят на фанеру и выпиливают основание модели с отверстиями для крепления корпуса. Основание лучше сделать из фанеры потолще или из тонкой дощечки.
Ребро нижнего края контура смазывают казеиновым клеем и вставляют выступами в отверстия основания. Для прочности можно скрепить контур и основание также рейками, проклеенными вдоль контура с обеих сторон.
Всю модель — корпус и основание — после тщательной зачистки окрашивают два-три раза масляной или нитрокраской: контур и верхнюю сторону основания — в серый цвет, ребра и низ основания — в красный или черный. Из проволоки же на модели крейсера делают дула орудий.
Контурную модель можно сделать самоходной. Для этого снизу основания надо установить руль, гребной винт и резиновый мотор. Размеры и способы соединений их показаны на рисунке
Рис. 125. Устройство резинового мотора, руля и гребного винта плавающих моделей.
Руль вырезают из жести. Один конец его закругляют, второй загибают в трубочку по гвоздю. Желательно шов трубочки пропаять. Гвоздь забивают в основание модели у кормы, надев на него сверху руля жестяную шайбочку или стеклянную бусинку.
Немного отступя от руля, к основанию прикрепляют мелкими гвоздями держатель гребного винта. Держатель изгибают из полоски жести, вырезанной по рисунку. В средний сгиб вкладывают временно гвоздь, чтобы получилась трубочка для вала. Соприкасающиеся стороны держателя припаивают друг к другу. В отогнутых под прямым углом концах пробивают отверстия для гвоздей.
Гребной винт делают из проволоки или канцелярской скрепки.
Из жести вырезают двухлопастный гребной винт. В центре его пробивают отверстие для вала, а лопасти слегка сгибают — развертывают примерно на 45°. На конец вала надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки, а затем винт. Кончик вала сгибают под прямым углом и припаивают к винту. Свободный конец вала продевают в трубочку держателя и сгибают крючком.
Немного отступя от носа модели, прибивают второй держатель — для заводной ручки. Его делают так же, как и первый, только меньших размеров. В этот держатель продевают проволочную ручку, согнутую по рисунку.
Мотор изготовляют из нескольких резиновых нитей: например, берут четыре нити сечением 1 X 1 миллиметр или две ленточки сечением 2 X 1 миллиметр. Длина мотора равна расстоянию между крючками
гребного вала и заводной ручки. Концы нитей загибают и связывают нитками, чтобы получились петли. Этими петлями мотор надевают на крючки.
Чтобы запустить модель, заводную ручку оттягивают вперед и делают около 150 оборотов в одном направлении. Затем, придерживая рукой винт ручку отпускают. Она притягивается резиной к держателю и застопоривается. Модель ставят на воду, освобождая винт. Направление движения регулируют, соответственно установив руль.
Подобное же устройство резинового мотора, гребного винта и руля применяют на других плавающих моделях. Можно обойтись без заводной ручки, если гребной винт вынести за корму и вращать его для заводки мотора.
ГЛИССЕР С РЕЗИНОВЫМ МОТОРОМ
Модель глиссера с резиновым мотором строят в основном из тонкой фанеры, лучше всего — миллиметровой. Глиссер скользит по поверхности воды, почти не погружаясь в нее. Чем легче по весу модель, тем лучше она двигается.
По сетке, сторона каждой клеточки которой равна 1 сантиметру, размечают и выпиливают из тонкой фанеры палубу, дно и два борта модели.
Дно глиссера неровное, оно имеет уступ — редан. Поэтому дно модели состоит не из одной, а из двух дощечек.
Из фанеры или дощечки толщиной около 5 миллиметров выпиливают поперечную перегородку — шпангоут — и сиденье, а из трехслойной фанеры — два подкоса для крепления подшипника винта.
Из липового брусочка толщиной 10 миллиметров вырезают задний борт — корму. Одну сторону его сострагивают на конус — так, чтобы верхний край получился толщиной в 5 миллиметров. Из березы вырезают носовую бобышку треугольного сечения 5X5 миллиметров. Если есть возможность, ее лучше также выпилить из липы, но пригодна и сосновая.
Детали модели соединяют мелкими гвоздями и клеем. При сборке частей модели, в случае необходимости, некоторые из них подрезают, подгоняя так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Ко дну носовой части модели прикрепляют бобышку — узким концом. На переднем, широком краю кормовой части дна устанавливают поперечную перегородку (шпангоут), а на заднем краю — кормовой бортик, длинной стороной вниз. Снизу под шпангоутом поперек дна и у самого края его укрепляют брусочек сечением 14X5 миллиметров. Этот брусочек образует на дне модели выступ.
По продольным краям обеих частей дна укрепляют рейки сечением 5X5 миллиметров. Рейки для носовой части требуется изогнуть по форме носа.
Задний конец носовой части дна соединяют с кормовой частью, прикрепив его к поперечному брусочку (уступу).
Готовый корпус окрашивают два-три раза масляной, эмалевой или нитрокраской, швы предварительно шпаклюют. Дно и нижнюю часть бортов лучше окрасить синей или красной краской, палубу и верхнюю часть бортов — белой или светло-голубой.
Между верхними концами подкосов закрепляют бобышку — подшипник для винта, просверлив в нем продольное сквозное отверстие. Боковые стороны подшипника для мотора укрепляют на носу модели — забивают в носовую бобышку.
Мотор делают из 8—10 резиновых нитей сечением 2X2 миллиметра или 1X4 миллиметра. Концы нитей связывают петлей и надевают на крючки.
При установке винта и мотора необходимо проследить, чтобы ось винта располагалась на одной прямой линии с мотором. Этого можно достичь соответствующей установкой подшипника.
Остается приделать глиссеру руль. Его можно сделать неподвижным: вырезать из фанеры и прикрепить при помощи угловых реечек к корме. В таком случае глиссер будет двигаться только по прямой линии. Но лучше вырезать руль из жести и закрепить подвижно на проволочной скобе. Руль режут под таким углом, чтобы он плотно прилегал к подкосам.
Воздушный винт выстрагивают ножом из дощечки толщиною в 15 миллиметров. Как сделать винт, смотри на странице 214.
Винт надевают на проволочную ось. Конец ее заостряют, сгибают по форме буквы «Г» и забивают в среднюю часть (ступицу) винта. С другой стороны винта на ось надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки. Ось продевают в отверстие подшипника и на конце ее сгибают крючок для резино-мотора. Второй проволочный крючок вбивают в кормовой бортик.
Подкосы, подшипник и деревянный руль окрашивают под цвет модели.
Для заводки мотора рукой вращают винт, делая до 300 оборотов. Модель ставят на поверхность воды, придерживая винт, а затем его отпускают.
Такую модель могут построить школьники 5-х классов, уже имеющие опыт в изготовлении более или менее сложных самоделок. Конструкция модели несколько упрощается, если дно сделать ровным, без выступа.
ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
Плоские воздушные змеи делают разной формы и разных размеров. Хорошо летают, например, змеи размером 40X60 сантиметров.
Для каркаса змея ножом выстрагивают сосновые рейки (дранки) шириной 8—10 миллиметров и толщиной около 2 миллиметров. Для
змея указанных размеров нужны рейки: две — длиной около 75 сантиметров и две — 40 сантиметров. Длинные рейки складывают по диагоналям крест-накрест и в центре связывают нитками. Короткие рейки привязывают к верхним и нижним концам длинных реек. Для облегчения змея других реек можно не делать, а вместо них с трех сторон каркаса натянуть нитки, привязан-ные к концам реек. Чтобы нитки лучше держались, на концах реек делают зарубки, а места соединения смазывают клеем.
Связанные рейки смазывают с одной стороны клеем и накладывают на лист бумаги, немного большего размера, чем каркас, так, что- с трещоткой. Бы по сторонам остались свободные полоски шириной приблизительно в 1 сантиметр. Эти полоски загибают по ниткам и приклеивают с обратной стороны. Нитки оказываются заклеенными в сгибах.
Пока клей сохнет, змей укладывают между двумя листами фанеры и прижимают каким-нибудь грузом. Затем, для лучшей устойчивости в полете, верхнюю рейку немного сгибают и связывают в таком положении прочной ниткой. На этой нитке можно закрепить трещотку— двойной бумажный язычок. Его надевают сгибом на нитку и склеивают, но не приклеивая к нитке. Трещотка должна свободно качаться.
Из прочных ниток делают уздечку змея. Одну нить привязывают концами к верхним углам каркаса. Получается петля, вершина которой, оттянутая вниз, должна доходить до середины змея. Другую, короткую нить, одним концом привязывают к перекрещивающимся в центре рейкам, проколов отверстия в бумаге, а другим концом — к середине петли. Эта нитка должна быть такой длины чтобы оттянутая вверх, она касалась середины верхней рейки. Уздечка получается косая. Поэтому змей в воздухе держится наклонно, что необходимо для полета.
К узлу уздечки привязывают леер — длинную нить для запуска змея.
К нижним углам каркаса привязывают концы бечевки, чтобы получилась петля для хвоста. Он представляет собой длинную бечевку, прикрепленную к середине петли. Хвост подбирают такой, чтобы змей устойчиво держался в воздухе и не опускался от тяжести вниз. Слишком длинный хвост делать не следует. Если требуется хвост утяжелить, к концу его привязывают комок бумаги.
Запускают змей вдвоем. Запускающий с леером в руках уходит Вперед против ветра. Его помощник держит змей в руках выше головы и выпускает по сигналу запускающего, который, подав сигнал, бежит. Змей поднимается кверху.
Посильно для кружка построить коробчатый воздушный змей, который летает гораздо лучше плоского: поднимается высоко и держится в воздухе более устойчиво.
Коробчатые змеи бывают разных конструкций и размеров. Описываем здесь одну из наиболее простых конструкций небольшого коробчатого змея.
Каркас змея собирают из четырех вертикальных реек длиною по 80 сантиметров, четырех горизонтальных реек (распорок): двух длиною по 75 сантиметров и двух — по 50 сантиметров. Все рейки выстрагивают одинакового сечения — 8X8 миллиметров.
Из листов плотной бумаги склеивают две полосы, каждая длиной 188 сантиметров и шириной 26 сантиметров. По краям со всех четырех сторон отгибают небольшие полоски — припуски — шириной в 1 сантиметр. Следовательно, размеры полосы без припусков получаются 186X24 сантиметра.
Каждую полосу по длине размечают на 4 равные части, по 46,5 сантиметра, и сгибают в размеченных местах. На сгибах в припусках вырезают уголки. Затем в сгибы всех припусков по длине полосы вкладывают прочные нитки такой длины, чтобы концы их выходили в срезанные уголки с обеих сторон на 6—8 сантиметров.
★Все➙ Учебники 3 класс, ★Все➙ Умелые руки, ★ВСЕ➙ Поделки из бумаги-Картона, Для учащихся младших классов