Skip to main content

Сила слабости советской экономики

Существует анекдот, рассказывающий, что советские папиросы «Беломорканал» имели диаметр 7,62 мм – для того, чтобы на тех же станках в случае необходимости производить патроны. Это не более чем весёлая легенда, однако она иллюстрирует принцип, по которому строилась экономика в СССР. 

Сила слабости советской экономики

В самом деле, лучше всего советской промышленности удавалось оружие, а также те предметы гражданской сферы, которые производились на оборонных предприятиях. Мало того – с «оборонным» качеством на обычных заводах изготавливались предметы мебели, холодильники, грузовики, автобусы, троллейбусы и т. д. Результат мы можем видеть даже сегодня: у многих в квартирах стоят советские холодильники 30 – 50-летней давности, которые прекрасно работают, у кого-то сохранились старые пылесосы (как, например, «Ракета») – тоже вполне работоспособные. Такая продукция делалась, что называется, на века: имея не всегда привлекательный дизайн, она была рассчитана на десятки лет эксплуатации. 

 

Тот же принцип был и в кино- и телесъёмках. Например, создание рекламы. Телевизионной рекламы в СССР, ясное дело, не было, но существовала кинореклама, которая демонстрировалась в кинотеатрах в промежутках между сеансами. В остальном она напоминала нынешние ролики: игровые, часто юмористические сюжеты, представлявшие самую разную продукцию – от костюмов до машины «Москвич». Снималась такая реклама на тех же «Мосфильме» и «Ленфильме», а в качестве участников приглашались звёзды советского кино. Эффект от такой рекламы, несомненно, был выше, чем от сегодняшних промо-поделок: тысячи советских зрителей шли покупать телевизор, разрекламированный, скажем, Михаилом Боярским. Многие такие ролики сами по себе являлись киношедеврами.

 

В этом была сила советской экономики. А вот в тех сферах, где требовалось не военное головотяпство и умение соединять большие листы металла, а интеллектуализм и повышенная точность сборки, советское производство существенно отставало от западного. Это прежде всего электронная аппаратура, телевизоры, ЭВМ, электрогитары и усилители. Более приемлемого качества добивались другие страны «восточного блока» - ГДР, Польша, Чехословакия и даже Болгария. Так, советские гитары «Урал» не вызывали почти ничего, кроме смеха, а вот чешская «Музима» считалась достойным инструментом – доступным аналогом (в определённой мере) мировых брендов.

Яндекс.Метрика