Самостоятельные работы учащихся по ботанике (Розенштейн) 1977 год - старые учебники

_★_Скачать Советский учебник

 Самостоятельные работы учащихся по ботанике (Розенштейн) 1977

Назначение: Пособие для учителей 

В пособии даны рекомендации, которые помогут учителям биоло¬гии организовать самостоятельные и лабораторные работы учащихся, а так же массовую контрольную проверку их знаний. Пособие содер¬жит много вопросов, заданий, схем и рисунков. Все это поможет учи-телю творчески подготовиться к урокам по ботанике.

© "Просвещение" Москва 1977 

Авторство: Александр Михайлович Розенштейн

Формат: PDF Размер файла: 7.51 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

V класс

Общее знакомство с цветковыми растениям

Клетка 

Семя 

Корень 

Лист

Стебель

Вегетативное размножение цветковых растений

Цветок и плод *

VI класс

Цветковые растения и их классификация .

Основные группы растений

Бактерии 

Водоросли 

Грибы

Лишайники 

Мхи

Папоротникообразные

Голосеменные растения Растительные сообщества.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Самостоятельные работы учащихся по ботанике (Розенштейн) 1977 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа курса ботаники средней школы предусматривает изу-чение морфологии, анатомии и физиологии растений, взаимосвязей растительных организмов с условиями окружающей среды, система-тики растений и ряда других вопросов.

Изучение столь сложного курса возможно лишь при использова¬нии активных форм и методов обучения. Одним из способов активи¬зации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ.

Самостоятельные работы, проводимые как на уроках, так и во вне урока, способствуют преодолению формализма в обучении и раз¬витию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выра¬ботке умений и навыков целенаправленной работы по изучению расти-тельных организмов.

Настоящее пособие представляет собой сборник заданий для учащихся, в котором содержатся самостоятельные работы, направ-ленные на усвоение нового материала (наблюдения на уроке и на-блюдения вне урока), и работы, проводимые с целью закрепления и проверки усвоения изученного материала (работы для закрепления и проверки знаний) 1.

Самостоятельные работы предусматривают широкое использова¬ние натуральных объектов — живых растений, гербарного материа¬ла, материала, фиксированного в растворе поваренной соли (сахара, формалина), микропрепаратов и лабораторного оборудования ми-кроскопов, штативных и ручных луп, скальпелей, пинцетов и т. п. Все это требует от учителя специальной подготовки.

Если лабораторное оборудование школы приобретают в магази¬нах, то натуральные объекты „в основном заготавливают учащиеся под руководством учителя во время экскурсий, летних каникул или приносят с пришкольного учебно-опытного участка.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового ма-териала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение этих работ, когда каждый учащийся (или двое учащихся) имеет на руках, кроме натуральных объектов, текстовую карточку с заданием и немой рисунок (если этого требует задание). Текст задания может быть перепечатан на машинке, а рисунки перефотографированы.

Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетра¬дях ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к такого рода работам школьников следует готовить постепенно путем формирования элементарных навыков выполнения

1 В работе использованы отдельные материалы А. И. Никишова.

самостоятельных работ. С этой целью во время проведения само-стоятельных работ при изучении первых тем курса ботаники V класса учащиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, а учитель спра¬шивает учеников, как они должны выполнить этот пункт.

Во время выполнения ТОЙ ИЛИ иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.

В связи с тем что темп выполнения работ у учащихся разный, учителю следует подготовить дополнительные задания для тех уче-ников, которые выполнят работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.

После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено пу-тем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на воп-росы, поставленные в задании, рассказывают о ходе его выполнения.

При выполнении самостоятельных работ по предлагаемым в данном пособии заданиям учитель, исходя из степени подготовлен¬ности учащихся данного класса, может исключить те пункты зада¬ний, которые он считает трудновыполнимыми для учащихся.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового ма-териала и связанные с наблюдением вне урока, требуют длительных затрат времени (несколько часов, дней, а иногда и недель). Эти ра¬боты в основном предполагают постановку опытов и наблюдений, и целесообразно проводить их не со всем классом, а с небольшой группой учащихся. Часть таких работ можно предложить учащимся для выполнения дома (если работа не связана с использованием спе¬циального лабораторного оборудования).

Желательно, чтобы каждая такая работа завершалась демон-страцией опытов и небольшим сообщением учащихся о постановке, наблюдениях и результатах опыта. Уместно такие сообщения делать на уроках, так как это, во-первых, значительно обогатит урок на-глядностью, а во-вторых, заставит учеников относиться к заданиям более ответственно.

Самостоятельные работы, проводимые с целью закрепления и проверки полученных знаний, выполняются после изучения какого- либо вопроса или темы программы и могут быть предложены уча¬щимся на уроке или как домашнее задание. Вопросы и задания та¬ких работ связаны с рассматриванием и сравнением натуральных объектов и их рисунков, составлением схем, таблиц и дают возмож¬ность устанавливать признаки сходства и различия, делать обобще¬ния и выводы, опираясь на ранее изученный материал.

Целесообразно те работы, которые требуют выполнения боль¬ших схем и таблиц; давать учащимся как домашнее задание.

В пособии приводится достаточное количество проверочных ра¬бот, что позволит учителю осуществить дифференцированный подход к учащимся.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабаты¬вает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы и способствует повышению качества знаний.

V класс

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО

С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ

РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Наблюдения на уроке

Работа 1. Органы цветкового растения

Оборудование: живые экземпляры двух разных цветковых растений.

1. Рассмотрите одно растение. Найдите на этом растении органы: корень, стебель, листья, цветки и плоды.

2. Рассмотрите другое растение, найдите у него эти же органы.

3. Сравните органы двух растений (размеры, форма, окраска). Что общего у этих двух растений? Чем они раз¬личаются?

Работа 2. Рассматривание частей цветка

Оборудование: цветки редьки дикой, листы плот¬ной белой бумаги, клей, кисточки, пинцеты.

1. Рассмотрите цветок редьки дикой и найдите цветонож¬ку и цветоложе, на котором находится цветок.

2. Найдите в цветке чашечку, состоящую из чашелисти¬ков, и рассмотрите ее. Какова окраска чашелистиков? Подсчитайте число чашелистиков.

3. Пинцетом отделите чашелистики и приклейте их к нижней части листа белой бумаги.

4. Найдите в цветке венчик, состоящий из лепестков, и рассмотрите его. Какова окраска лепестков? Подсчитай¬те число лепестков.

5. Пинцетом отделите лепестки и приклейте их к листу белой бумаги выше чашелистиков.

6. Аккуратно отделите тычинки, рассмотрите их и при¬клейте к бумаге над лепестками.

7. Отделите пестик, рассмотрите его и приклейте к бума¬ге выше тычинок.

8. Против частей цветка напишите их названия. Подпи¬шите работу и сдайте учителю.

Работа 3. Ознакомление с плодами — сухими и соч¬ными

Оборудование: плоды томата, сливы, гороха, су¬репки, подсолнечника, пшеницы, скальпели.

1. Рассмотрите внешнее строение плодов томата и сли¬вы. Какова их форма и окраска? Чем снаружи покрыты плоды?

2. Разрежьте скальпелем плод томата вдоль и рассмотри¬те его внутреннее строение. Что находится под тонкой кожицей? Сколько семян внутри плода (много или одно) ?

3. Разрежьте плод сливы и рассмотрите его внутреннее строение. В чем сходство внутреннего строения плода сливы и плода томата? В чем их различие?

4. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Вскрой¬те плод и рассмотрите его внутреннее строение. Имеет ли плод гороха сочную мякоть? Сколько семян в плоде? К чему прикрепляются семена?

5. Рассмотрите внешнее строение плода сурепки. Вскрой¬те плод и рассмотрите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? К чему прикрепляются семена? В чем сходство плодов гороха и сурепки? В чем их различие?

6. Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Вскройте его и рассмотрите внутреннее строение. Сколь¬ко семян в плоде? Легко ли отделить оболочку плода от семени?

7. Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Можно ли отделить оболочку плода от семени?

8. Прочитайте по учебнику § 4 о плодах. Запишите в тет¬радях, как называются плоды томата, сливы, гороха, су¬репки, подсолнечника, пшеницы.

Работа 4. Оформление гербария «Органы растения»

Оборудование: засушенные растения, листы плотной белой бумаги размером 25X35 см, листы тонкой папиросной бумаги размером 27X35 см, нитки и иголки, бумажные этикетки размером 4X8 см, клей и кисточки.

1. Засушенное растение пришейте к листу плотной бума¬ги так, чтобы правый нижний угол оставался свободным. Следите за тем, чтобы растение не выступало за края листа бумаги.

2. На этикетке напишите название растения, место и да¬ту сбора, номер школы, класс и фамилию. Приклейте эти¬кетку в правый нижний угол листа плотной бумаги, остав¬ляя между краями этикетки и листа бумаги по 1 см.

3. На гербарном листе подпишите органы растения.

4. Слева к обратной стороне гербарного листа приклей¬те лист тонкой бумаги и закройте им гербарный лист.

Наблюдения вне урока

Работа 5. Оформление гербария «Соцветия»

1. Соберите растения, имеющие соцветия: кисть, зонтик, корзинку, головку.

2. Оформите гербарий этих растений.

3. На гербарном листе рядом с соцветиями напишите названия растений, названия соцветий и нарисуйте схе¬мы этих соцветий.

Работа 6. Оформление коллекции «Сухие плоды»

1. Соберите различные сухие плоды и оформите их в кол¬лекцию.

2. К каждому плоду приложите этикетку с указанием названия плода и растения.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика