По страницам занимательной географии (вопросы и ответы). (Пивоварова) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 По страницам занимательной географии (вопросы и ответы). (Пивоварова) 1990

Назначение: Книга для учащихся 6-8 классов

© Издательство  Просвещение Москва 1990

Авторство: Галина Петровна Пивоварова

Формат: PDF, Размер файла: 20.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

1. По следам географических открытий 5 

      2. Готовы ли, вы к путешествию по родному краю? 27 

      3. Интересные и загадочные явления в жизни географической оболочки Земли 40 

      4. По странам и континентам 53 

      5. По родной стране 62 

      6. В защиту окружающей природы 76 

      7. Атлас Загадочных, удивительных и несуществующих земель 83 

      8. Путешествие в библиотеку приключений 91 

      

      ОТВЕТЫ 

      1. По следам географических открытий 100 

      2. Готовы ли вы к путешествию по родному краю? 120 

      3. Интересные и загадочные явления в жизни географической оболочки Земли 131 

      4. По странам и континентам 144 

      5. По родной стране 152 

См. оглавление полностью...

      6. В защиту окружающей природы 159 

      7. Атлас -загадочных, удивительных и несуществующих земель 166 

      8. Путешествие в библиотеку приключений 172 

Скачать бесплатный учебник  СССР - По страницам занимательной географии (вопросы и ответы). (Пивоварова) 1990 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Дорогие ребята! 

      Эта книга представляет собой сборник занимательных географических задач и вопросов. Но ее назначение не только в том, чтобы проверить, насколько прочны ваши знания по географии. В книге содержится также информация, которая вам мало известна или неизвестна совсем. Она поможет вам узнать много нового и интересного, чего вы не найдете в школьных учебниках. 

      Книга состоит из восьми глав, каждая из которых охватывает вопросы по определенной тематике. Это и история географических открытий, и проверка ваших знаний и умений в подготовке к путешествию по родному краю, и знакомство с интересными явлениями в жизни географической оболочки нашей планеты, и вопросы по занимательной географии материков Земли и нашей Родины и т. п. 

      Безусловно, работа с книгой потребует от вас определенных географических знаний, смекалки и сообразительности, даст возможность почувствовать огромную радость самостоятельного открытия. Все это поможет вам лучше усвоить многие разделы школьного учебника, которые вы будете изучать на уроках географии. 

      Некоторые вопросы, вероятно, будут вызывать у вас затруднения, так как не всегда сумеете найти на них ответы в школьных учебниках. Но пусть это вас не смущает: на каждый вопрос в конце книги есть ответ. Только не спешите сразу обращаться к нему. Постарайтесь сначала самостоятельно 

      подумать и определить, что именно вызвало затруднение. Если затруднение обусловлено тем, что вы недостаточно хорошо усвоили тот или иной раздел школьной программы, обратитесь сначала к учебнику и постарайтесь восполнить обнаруженный в знаниях пробел. 

      Если учебник не поможет, воспользуйтесь географическими справочниками, словарями, энциклопедией, различными научно-популярными изданиями по географии, геологии, биологии и т. д., перечень которых вам подскажет учитель, школьный библиотекарь, родители или товарищи. 

      Не довольствуйтесь только тем, что вы про читаете в этой книге, и теми литературными и другими источниками, к которым она приведет. Учитесь быть наблюдательными. Сами ищите в окружающей природе подтверждение тому, о чем вы узнали. Это поможет вам глубже понять сущность отдельных явлений и процессов, углубит и расширит ваши познания. 

      Материал предлагаемой книги можно использовать при подготовке к географическому конкурсу, вечеру, викторине, олимпиаде и т. д. 

      

      1. ПО СЛЕДАМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ 

      

      Есть два разряда путешествий. 

      Один — пускаться с места вдаль, 

      Другой — сидеть себе на месте, 

      Листать обратно календарь. 

      А. Твардовский 

      

      Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности. 

      К. Паустовский 

      

      1.1. По образному выражению выдающегося советского географа Николая Николаевича Баранского, автора первого школьного учебника по экономической географии СССР, «карта есть альфа и омега (т. е. начало и конец) географии». 

      Почему? Кто был создателем первой географической карты? 

      1.2. Когда и кем была написана первая книга по географии? Какие сведения она содержала? 

      1.3. Во и в. н. э. древнегреческий ученый Клавдий Птолемей обобщил и систематизировал знания ан- 

      тичных ученых о Земле и Вселенной в своем восьмитомном сочинении «Руководство по географии», которое в течение 14 столетий пользовалось такой большой популярностью среди ученых, путешественников, купцов, что было переиздано 42 раза. Чем интересен и ценен был этот труд Птолемея? 

      1.4. Знаете ли вы книгу, которую можно назвать первой книгой по истории и географии Руси? Когда и кем она была написана? 

      1.5. А что вам известно о первой карте России? 

      1.6. Кем и когда был создан первый глобус? Каких крупных географических объектов нет на этой первой модели Земли (рис. 1)? Почему? Чем обусловлены допущенные на ней неточности? 

      1.7. Первый географический атлас был создан в 1570 г. Все мореплаватели XVI и начала XVII в. пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемых объяснительным текстом. Кто был создателем первого географического атласа? 

      А кто впервые ввел название «атлас» для сборника карт? 

      1.8. В VI в. до н. э. были известны три части света: Европа, Азия (Ассия) и Ливия (как называли Африку греки). И хотя своим названием Африка обязана римлянам, первооткрывателями этого материка следует считать финикийцев. 

      Почему? Какое открытие сделали финикийцы в результате своего плавания вдоль берегов Африки? Почему древнегреческий ученый, основоположник описательного страноведения Геродот, прозванный «отцом истории», не поверил, что «во время плавания кругом Ливии финикияне имели солнце с правой стороны»? 

      1.9. Сведения об этом удивительном путешествии Х111 в. дошли до наших дней благодаря замечательному описанию, которое сделал итальянский путешественник Марко Поло после своих почти 25-летних скитаний вдали от родины (рис. 2.). Он лучше всех своих современников-европейцев знал Азию, хотя многие его географические представления были далеки от действительности. В эпоху Великих географических открытий его книга пользовалась большим успехом, особенно у путешественников, купцов, поскольку она содержала описание того района мира, который отсутствовал на карте Птолемея. 

      Сведения о каких природно территориальных комплексах (ПТК) Земли собрал Марко Поло во время своего путешествия? 

      1.10. Его называли «величайшим путешественником всех времен до Магеллана». За 24 года своих странствий (1325 — 1349 гг.) он проделал путь, равный трем земным экваторам. Он странствовал по Северной Африке (в частности, пересек Западную и Центральную Сахару), Сирии и Палестине, Ираку и Ирану, Иранскому нагорью и Восточной Африке, Малой Азии и Юго-Восточной Европе, Средней Азии и Восточной Африке. Он посетил Китай и Индию, берега Индийского океана от Мозамбикского до Малаккского пролива. Его книга, где он описал все страны, которые посетил, по праву считается самым ценным географическим трудом средневековья. 

      Кто этот путешественник? 

      1.11. Перед вами карта путешествия Афанасия Никитина (рис. 3). Он первым из русских прошел и правдиво описал Индию, которая в 

      XV в. была известна на Руси только по сказаниям и былинам. В его записях, которые этот отважный человек подробно и добросовестно вел во время своего «хожения за три моря», содержались разнообразные сведения о караванных и морских путях Персии и Индии, о природных условиях, хозяйстве, торговле, обычаях, религии, верованиях и нравах народов, населяющих эти страны. 

      В каких частях света побывал Афанасий Никитин? За какие три моря» совершил свое необычное путешествие? Изменением какого природного компонента обусловлено, по вашему мнению, то разнообразие природных комплексов, которое он встретил на своем пути? 

      1.12. Эпоха Великих географических открытий начинается именами X. Колумба и Ф. Магеллана. Но их плавания были подготовлены энергичной организаторской дея- 

      тельностью португальского принца Генриха, прозванного в XIX в. Мореплавателем. И хотя он сам не принимал участия в тех плаваниях, инициатором которых являлся, он, по мнению ученых, «был тем человеком, который действительно показал своему народу и всему человечеству путь в Индию и в Америку». Почему? 

      1.13. Многие мореплаватели безуспешно пытались обойти этот далеко выдающийся в океан скалистый мыс. Огромные, невиданной высоты волны, всегда встречавшие здесь суда смельчаков, усугубляли их суеверный страх и были непреодолимой преградой на их пути. Первым, кто достиг знаменитого мыса и обогнул его, открыв путь в другую часть света, был португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш. 

      Когда и куда был открыт им новый путь? Почему он назвал этот мыс мысом Бурь? Почему вы сейчас не найдете на карте этого названия? 

      1.14. Он впервые предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. 16 лет потребовалось ему, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и ЗЗ дня на то, чтобы осуществить свою мечту. 

      3 августа 1492 г. три испанские каравеллы под начальством этого мореплавателя вышли из порта Па-лос и отправились на запад через Атлантический океан. 

      С какой целью была снаряжена эта экспедиция? Кто ее возглавлял? 

      1.15. Из учебника географии вы знаете, что Христофор Колумб совершил четыре путешествия к берегам Америки. Каковы географические результаты его путешествий? В чем заключается историческое значение открытий великого мореплавателя? 

      1.16. Перед вами карта путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы (рис. 4). Когда Колумб снаряжал свою третью экспедицию на запад, португальский король отправил Васко да Гаму на поиски пути в Индию вокруг Африки. Посмотрите, как проходило это плавание. Оно продолжалось более двух лет. Более полугода потребовалось эскадре, чтобы преодолеть путь от Лиссабона до устья Замбези, три недели, чтобы пересечь Индийский океан. Вновь у полуострова Сомали корабли были уже в январе 1499 г. 

      Какими причинами обусловлен в ыбо р маршрута эс кадры по Атлантическому океану? А время плавания по Индийскому океану? 

      1.17. Сообщение этого флорентийца, изложенное им в двух его письмах, произвело в начале XVI в. огромную сенсацию. До этого европейцы считали, что во время своих путешествий Колумб открыл западный путь в Индию. И вдруг никому неизвестный до тех пор флорентиец заявил, что земля, открытая Колумбом, не Индия, а «Новый Свет». Он писал: « ...Мое плавание доказало, что... в южных областях я нашел материк, более плотно населенный людьми и животными, чем наша Европа, Азия или Африка, и, кроме того, климат более умеренный и приятный, чем в какой-либо из известных нам стран». 

      Назовите имя этого человека. В чем значение его географического открытия? О какой части света идет речь? 

      1.18. Самым большим городом доколумбовой Америки, насчитывавшим около 650 тыс. жителей, был город Теночтитлан — столица государства ацтеков. Расположенный на островах, посреди огромного искусственного озера, он был связан с сушей тремя дамбами. Как и Венецию, его пересекали не только улицы, но и каналы. Великолепные здания, роскошные дворцы украшали столицу. Когда в 1519 г. испанские конкистадоры во главе с Э. Кортесом вступили в город, .верховный вождь ацтеков Монтесума вручил испанцам богатые дары — позолоченный шлем, до краев наполненный золотым песком, и два огромных диска — один из серебра, другой из золота, изображавших Луну и Солнце. Богатства и роскошь дворца могущественного Монтесумы буквально ослепили испанцев. 

      Знаете ли вы, где находилось государство ацтеков? К каким его областям, по вашему мнению, были приурочены месторождения серебра и золота? Месторождениями каких полезных ископаемых располагает эта территория сейчас? С какими трудностями, обусловленными природными условиями, встретились здесь испанские завоеватели? 

      1.19. Кто и когда открыл Америку? В честь кого Америка была названа Америкой? Думается, что ответы на эти вопросы не вызовут у вас затруднений. А знаете ли вы, что конгресс США (1964 г.) признал открытие Америки Колумбом вторым и расценивал его как начало ее экономического освоения?

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ГЕОГРАФИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ГЕОГРАФИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика