Skip to main content

Книга для чтения по географии 4 класс (Блонская, Рауш) 1957 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Книга для чтения по географии 4 класс (Блонская, Рауш) 1957

Назначение: для чтения по географии в 4 классе

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА  ПРОСВЕЩЕНИЯ  РСФСР Москва 1957

Авторство:Наталия Ивановна Блонская, Вера Александровна Рауш 

Формат: PDF, Размер файла: 5.33 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 3 

Из письма полярников (из «Пионерской правды») 3  

Понятие о плане 

План класса и школы 6 

План пути 8 

Работа по плану холмистой местности 9 

План и карта 

Земной шар 

Глобус и карта полушарий 13 

Части света 14 

Океаны 14 

Первое плавание вокруг Земли 15 

Жаркие, умеренные и холодные страны 18 

Путешествие Миклухо-Маклая в жаркие страны 

(по А. Чумаченко и др.) 20 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Советские китобои 23 

Советские учёные на дрейфующих льдинах 26 

НАША РОДИНА 

У карты родины 31 

По морям СССР 

По Чёрному морю 34 

На Балтийском море 35 

В Баренцевом море 36 

По Северному морскому пути 38 

В морях Тихого океана 39 

По равнинам и горам СССР 

На Восточно-Европейской равнине 44 

На Средне-Сибирском плоскогорье 45 

На Памире 45 

На великих реках и озёрах 

Волга — великая русская река 

По Волге на пароходе 49 

На рыбных промыслах Каспия 55 

По Волго-Донскому каналу 

Величайшие реки Сибири 59 

Озеро Байкал 60 

С севера на юг — по тундре, лесам, степям и пустыням СССР 

По тундре 

Маленькая Ано живёт в тундре (по А. Добринской) 63 

Тундра зимой и летом 66 

В тайге 

В сибирской тайге 67 

Колхоз «Лесные поляны» 68 

У эвенков 69 

На охоте (по Н. Устиновичу) 70 

На лесозаготовках 74 

Ленинград 77 

В смешанном лесу 

Пионеры в лесу 84 

Поездка в колхоз 85 

На заводах 86 

Иваново — город советских ткачей 87 

В чернозёмных степях 

В совхозе «Гигант» 90 

По Днепру 93 

В Донецком каменноугольном бассейне 95 

По сухим степям 

В животноводческом колхозе 99 

На целинных землях 109 

В пустынях 

По пустыне Каракум, 101 

В Ферганской долине 

На хлопковых полях 104 

На Кавказе 

На Черноморском побережье Кавказа 

Горный поход 

Баку — город нефти 

На Урале 

Богатства Урала 

Магнитогорск 

Москва — столица СССР 

Жизнь столицы 

На фабриках и заводах 

Москва — центр советской культуры 

Москва — транспортный центр 

Братский союз народов СССР 

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика 130 

Прибалтийские союзные республики 134 

Белорусская Советская Социалистическая Республика 137 

Украинская Советская Социалистическая Республика 138 

Молдавская Советская Социалистическая Республика 139 

Союзные республики Закавказья 140 

Казахская Советская Социалистическая Республика 144 

Союзные республики Средней Азии 145 

К книге прилагаются цветные карты: 

1. План холмистой местности. 2. Физическая карта полушарий. 3. Физическая карта СССР. 4. Карта природных зон СССР. 5. Карта народов СССР. 

В начале книги даны цветные рисунки растений различных зон, в конце книги — цветные рисунки животных. Эти рисунки следует использовать при чтении рассказов по зонам. 

Рассказы дополняются стихотворениями: Джамбула, Н. Забилы, А. Майкова, А. Пушкина, А. Кольцова.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Книга для чтения по географии 4 класс (Блонская, Рауш) 1957 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Введение. 

В этой книге рассказывается о всей Земле и о нашей родине. Наука, изучающая Землю и отдельные страны на Земле, называется географией. 

При занятиях географией необходимы планы и карты. Будем чертить планы, рассказывать по плану о местности. Карта очень важна в географии. Она даёт нам изображение тех стран, которые мы изучаем. В конце статей указана работа по карте. 

Будем изучать и географию той местности, где мы живём. Соберём растения своей местности, составим коллекции полезных ископаемых и почв, сделаем указанные в книге макеты и зарисовки. 

Узнаем, какая природа в нашей стране, как живут и работают советские люди, как они трудятся на полях, на заводах И фабриках, строят новые города, сооружают каналы, плотины, водохранилища. Советские люди изучают географию родной страны. 

Отважные полярники работают в холодных морях Севера. Они помнят о нас, рассказывают о своей работе. 

 

Из письма полярников. 

 

Дорогие ребята! 

Коллектив полярной станции шлёт вам горячий привет. 

Несмотря на полярную ночь, мы по-прежнему проводим исследовательские работы. Они у нас большие и интересные. 

Но не только научную работу ведём мы. Мы сами делаем всё. Часто бываем грузчиками, когда разгружаем самолёты, бываем плотниками и строителями, когда собираем доставленные к нам домики или когда строим дороги для автомашин. Многие из нас водят автомашины. Иногда мы выполняем слесарные работы, умеем сами ремонтировать приборы. Бываем мы и охотниками, когда встречаем медведя или когда нужно убить птицу для изучения. Все мы умеем шить. Мы сами стираем бельё, готовим пищу. 

Работая на льдах, мы убедились в том, что надо многое уметь делать — это облегчает жизнь в любых условиях. 

Многие из вас, ребята, мечтают стать в будущем исследователями, строителями, моряками, лётчиками. Это хорошо. Но к этому нужно готовиться: уметь стойко встречать все случайности и неожиданности, быть мастерами на все руки. 

Сердечный вам привет. 

 

 

Понятие о плане 

 

Жаркое лето. В колхозе «Красная звезда» сенокос. На уборку сена в колхоз отправляются ребята из пионерского лагеря. Дорога незнакома им, но у вожатого есть план пути. Пионеры рассматривают этот план. На нём они видят, что идти придётся тропинками. От лагеря они пойдут по левому берегу ручья на запад. 

На плане обозначен деревянный мост через ручей. Здесь пионеры перейдут на другой берег ручья и пойдут лесом. За лесом на плане видны колхозные поля и за ними деревня. 

«Сколько километров нужно пройти от лагеря до деревни?» — думают пионеры. И на этот вопрос они находят ответ по плану. 

Что же такое план? Прежде чем ответить, начертим самые простые планы. 

На этой странице нарисованы спичечная коробка и кубик, начерчены их планы. 

Рис. 1. Рисунки сличенной Рис. 2. Планы спичечной коробки и кубика. коробки и кубика. 

Если мы сравним рисунок с планом, то заметим, что на рисунке изображают предмет так, как он стоит перед глазами (рис. 1). 

Поставим свои спичечные коробки на лист бумаги и обведём карандашом коробку, так же обведём кубик. Мы начертили план коробки, план кубика (рис. 2). 

План — это чертёж отдельных предметов, помещений, местности. На плане изображают предмет таким, каким он виден, если смотреть на него прямо сверху. 

Как же начертить план стола? 

План стола нельзя начертить такого большого размера, как он есть. Многие предметы так велики, что необходимо их рисунок и план делать меньше. 

Измерим длину и ширину стола и запишем числа. 

Например: длина 100 сантиметров, ширина 60 сантиметров. 

Уменьшим оба числа, например, в 4 раза. Получим числа: длина 25 сантиметров, ширина 15 сантиметров. 

Начертим на классной доске план стола в умешенном виде. В умешенном виде планы чертят по условной уменьшенной мерке. 

умешенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру, называется масштабом. Обычно масштабом служит сантиметр, который условно принимают за метр или километр или за какую-нибудь другую величину. 

 

План класса и школы. 

Узнаем длину и ширину класса и начертим его план (рис. 3 и 4). 

Обозначим на чертеже масштаб 1 сантиметр — 2 метра. 

Стрелкой укажем на чертеже, где север. Отметим на плане дверь, шкаф, окна. Посмотрим на рис. 4 и увидим, что по плану можно судить не только о величине и форме предметов, но и о том, как они расположены. 

А если измерить длину и ширину здания школы, то можно начертить план школы. На этом плане можно обозначить и двор, и прилегающие улицы. 

Рис. 3 и 4. Наверху рисунок класса, внизу план класса. 

Рис. 5. Рисунок школьного участка. 

 

Вопросы и задания. 

1. Рассмотрите рисунок школьного участка (рис. 5 й 6) и план того же участка. 

Покажите на плане место, занятое школой, цветник, площадки, газон и деревья. 

2. Видно ли на рисунке, что находится за школой? 

3. Что обозначено за школой на плане? 

4. Рассмотрите рисунок и план школы и скажите, чем отличается план от рисунка (рис. 5 и 6). 

5. Обозначьте в тетради улицу длиной 1 километр в направлении на север по масштабу в 1 сантиметре — 100 метров. 

 

 

План пути. 

В один осенний солнечный день ученики отправились в лес. При входе в него они пошли по прямой дорожке. Направление этой дорожки определили по компасу. Измерили десятиметровой верёвкой длину дорожки и отметили её условным знаком ------- по масштабу в 1 сантиметре — 100 метров. 

Школьники увидели деревья и отметили их на своём плане... 

Видят хвойные деревья и обозначают так... 

Вдали заблестела вода. Любуясь ею, дети остановились, притихли. Затем они устремились к берегу. Там из-под большого Камня бьёт родник, журчит ручеёк. И их надо обозначить на плане... 

По мосту перешли ручей. Здесь среди лиственных деревьев виднелись сосны и ели — это смешанный лес. На плане лес обозначаются новым условным знаком... 

Так к концу экскурсии ученики начертили план своего пути. 

По плану можно найти дорогу в любой местности. По плану в городе легко находить нужную улицу, дом. При строительстве городов по плану намечают улицы, строят дома, заводы. 

 

Работа по плану холмистой местности. 

Посмотрите на рисунок холмистой местности, приложенный к книге. Покажите холм, поле и лес на холме, посёлки на склоне холма, протекающие у подножия холма реки, фабрику и посёлок за рекой, железнодорожный мост, по которому идёт поезд. 

Рассмотрите план холмистой местности, также приложенный к этой книге. 

Покажите на плане реку Быструю. 

В каком направлении течёт река Студёная? 

Покажите на плане озеро Длинное. 

Скажите: куда понижается местность? 

В каком направлении нужно идти от железнодорожного моста в рабочий посёлок Ленино? 

Проведите воображаемое путешествие по этому плану. 

Прочитайте следующий рассказ, заменив условные знаки соответствующими словами. 

 

Раз пошли Ваня с Машей за грибами в... Идут они по... мимо..., там увидели... 

Ребята побежали вниз. Маша с разбегу оступилась и покатилась к... Она упала бы в воду, если бы не помешал... 

 

Придумайте сами рассказ, подобный этому, заменив слова соответствующими знаками. 

 

 

План и карта 

Большое сходство с планом имеет карта. На ней по масштабу изображается какая-нибудь местность, только более обширная, чем на плане. 

На планах можно обозначать дома, школы, заводы, улицы, кустарник, ручей и т. п. На карте такие подробности изобразить невозможно. Целые города обозначаются на карте небольшими кружочками. Реки, каналы, города наносятся на карту лишь самые, большие и обозначаются условными знаками. 

Рассмотрим план Москвы (рис. 7). По условным знакам найдём на плане Кремль, улицы и кварталы, бульвары и парки, Москву-реку, железные дороги. 

Рассмотрим карту (рис. 8). По условным знакам узнаем, как обозначают на карте столицу СССР Москву, как обозначают другие города, как обозначают на карте озёра, реки, каналы и железные дороги. 

Покажем на карте Москву-реку, Волгу, канал имени Москвы, железные дороги, города и столицу СССР Москву. 

Сравним условные знаки на плане и на карте. На плане мы видим Кремль, улицы, бульвары и парки, на карте их нет, на ней столица обозначается звёздочкой. На плане Москва-река обозначена широкой лентой, на карте реки обозначаются извилистыми линиями. 

Сравним масштабы: 

на плане: 1 сантиметр — 1 километр, на карте: 1 сантиметр — 100 километров. 

На карте местность изображается в сильно уменьшенном виде, и на ней не видно ни улиц, ни парков Москвы, а на плане они ясно обозначены. 

 

Вопрос и задание. 

1. Рассмотрите план Москвы, используя условные знаки. 

2. Как изображаются на карте города, озёра, реки, каналы, железные дороги? 

 

 

Земной шар. 

 

Людей давно занимал вопрос, какую форму имеет Земля. Прежде ‘они думали, что Земля плоская и можно дойти до края Земли. Но потом убедились, что края у Земли нет. 

Жители побережья замечали, что когда парусная лодка уходила далеко в море, то она не сразу исчезала из глаз: сна-« чала скрывалась лодка, но парус был виден, потом и он постепенно скрывался. Мореплаватели замечали, что когда к ним навстречу плыл корабль, то они сначала видели его верхнюю часть, потом среднюю и, наконец, весь корабль. 

Люди поняли, что выпуклость Земли мешает видеть весь корабль сразу и что Земля не плоская. 

Учёные доказали, что Земля имеет форму шара. Если будем наблюдать за уходящим пароходом, то увидим, что он скрывается не сразу. Посмотрите на рисунок 9 и расскажите, как постепенно скрывается удаляющийся пароход. 

 

Глобус и карта полушарий. 

Люди изучили всю поверхность Земли и начертили как отдельные части поверхности, так и всю Землю в целом. 

Земля имеет форму шара; поэтому её изображают в виде шара, на котором нанесены очертания суши, океанов, морей, рек и пр. 

Такое уменьшённое изображение Земли называется глобусом. Слово «глобус» значит шар. 

Взглядом нельзя охватить шар со всех сторон, а можно видеть только половину его. Чтобы изображение Земли начертить на бумаге, надо разрезать глобус на две равные части — полушария, тогда земную поверхность можно изобразить на карте. Начерченная таким образом карта называется картой полушарий. Одну половину земного шара изображает западное полушарие, другую — восточное полушарие. 

 

Части света. 

Большая часть поверхности земного шара покрыта водой. Вода со всех сторон окружает сушу. 

Суша разделяется на части света. Всех частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. 

Во всех частях света, кроме Антарктиды, живут и работают люди. Антарктида покрыта снегом и льдом; там очень холодно и постоянного населения нет. 

Поверхность суши разнообразна: на ней есть и низменности, и возвышенности, и горы. На глобусе и на физических картах низменности обозначаются зелёным цветом, возвышенности — жёлтым, горы — коричневым цветом. 

 

Вопросы и задания. 

1. Какие части света находятся в восточном полушарии? Найдите их на глобусе и на карте полушарий. 

2. Какая часть света расположена в западном полушарии? 

3. Какая часть света находится и в восточном, и в западном полушариях? 

4. Запишите в тетради названия частей света. 

5. На контурной карте полушарий раскрасьте цветными карандашами части света и подпишите их названия. 

 

 

Океаны. 

 

Океаны — это огромные пространства горько-солёной воды, которые омывают части света. Океанов на земном шаре четыре: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский. Самый большой — Тихий океан. 

Океаны очень глубоки. Они образуют моря. На глобусе и на картах океаны и моря обозначаются голубой краской. В одних местах голубой цвет светлый, в других тёмный. Светло-голубой цвет означает меньшую глубину, тёмный — большую. 

 

Вопросы и задания. 

1. Запищите в тетради названия океанов. 

2. Какой океан лежит к северу от Европы, Азии и Америки? Покажите его на глобусе и на карте полушарий. 

3. Какой океан омывает берега Европы, Африки и Америки? 

4. Какой океан находится к югу от Азии, между Африкой и Австралией? 

5. Какой океан простирается между Азией, Австралией и Америкой? 

6. Назовите самый большой океан. 

7. Надпишите на контурной карте полушарий названия океанов. 

 

Первое плавание вокруг Земли. 

 

От Европы к Америке. 

Более 400 лет назад опытный мореплаватель Магеллан отправился в первое кругосветное плавание. 

В то время парусные корабли из стран Европы плавали в страны Азии, к «островам пряностей» (островам, находящимся между Азией и Австралией) за перцем, гвоздикой, корицей, которые стоили тогда очень дорого. Корабли плыли из Средиземного моря по Атлантическому и Индийскому океанам, вокруг Африки. 

Магеллан предложил испанскому королю найти новый путь к странам Азии. Он с уверенностью заявил, что существует пролив между Атлантическим и другим, неведомым океаном. «Дайте мне корабли, я приплыву к «островам пряностей» с другой стороны, я объеду земной шар вокруг», — говорил Магеллан. 

И вот снарядили пять кораблей. 

Корабли Магеллана отплыли от берегов Европы и по Атлантическому океану направились к Южной Америке. Два месяца плыли по Атлантическому океану. Наконец моряки увидели берега Южной Америки. Вошли в залив. На берегу их поразила пышная растительность. Виднелись могучие деревья, с ветки на ветку перелетали ярко-зелёные птицы — попугаи. 

Почти голые люди выбежали на берег. Их тёмные, медно-красные тела блестели на солнце. Головы были украшены разноцветными перьями попугаев. Это были индейцы. 

Почти две недели провели моряки у этих берегов: запасали продукты и пресную воду, потому что морская вода солёная и пить её нельзя. Когда всё было готово, двинулись дальше. 

Теперь, по мерю движения к югу, всё неприветливее, всё пустыннее, угрюмее становились берега, всё больше хмурилось небо. 

Медленнее двигались корабли. 

Уже девять месяцев продолжалось путешествие, а пролив не был найден. Тяжёлое сомнение мучило Магеллана: существует ли этот пролив? 

Чаще налетали сильные бури. Короче становились дни, всё длиннее ночи. Снег и град осыпали паруса. Был март; у нас в это время ранняя весна, а в странах южного полушария — 

осень, приближение зимы. В одном из заливов нашли ключевую воду, много рыбы и остановились зимовать. 

Когда наступила весна, вновь направились к югу. Наконец, вошли в пролив, который теперь называется проливом Магеллана. По берегам кое-где виднелись редкие деревья. Кустарники да тощая трава зеленели тут и там. Горы с покрытыми снегом вершинами круто обрывались к воде. Встречный ветер проносился внезапными порывами, рвал паруса. 

 

По Тихому океану. Корабли Магеллана всё двигались по проливу. И вот открылся безбрежный водный простор. Мечты Магеллана сбывались: он нашёл путь в другой, неведомый океан. Попутный ветер гнал корабли. Океан был спокоен, и Магеллан назвал его «Тихим». 

Долгие месяцы плыли корабли по Тихому океану. Запасённая пресная вода испортилась. Последние остатки пищи были съедены. Приходилось есть корабельных крыс и разваренную в горячей воде кожу. От такой пищи многие из спутников Магеллана заболели и умерли. 

День за днём, неделя за неделей длилось это мучительное плавание. 

Наконец;раздался крик: 

— Земля! Земля! 

Моряки увидели острова (Филиппинские). Под жаркими лучами солнца зеленела роскошная тропическая растительность. Кокосовые пальмы, сахарный тростник виднелись всюду. На маленьких лодках местные жители привезли невиданные плоды: бананы и большие кокосовые орехи. Молочный сок этих орехов живительно действовал на больных. 

Но Магеллану не удалось довести до конца первое кругосветное плавание. Во время сражения с жителями одного острова многие моряки были убиты, Магеллан был смертельно ранен стрелой. 

 

Возвращение. Кругосветное путешествие Магеллана завершили оставшиеся в живых моряки. Они плыли по Индийскому океану, обогнули Африку и вернулись к испанским берегам. Почти три года длилось первое плавание вокруг Земли. 

После первого кругосветного путешествия многие мореплаватели объехали Землю кругом в разных направлениях. 

В настоящее время все знают, что Земля — шар. 

★Все➙ Учебники 4 класс, Для учащихся средних классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ГЕОГРАФИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ГЕОГРАФИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ГЕОГРАФИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ГЕОГРАФИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика