За страницами учебника географии для учащихся 5 класса (Максимов) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 За страницами учебника географии (Максимов) 1988

Назначение: Книга для чтения учащихся 5 класса средней школы

© "Просвещение" Москва 1988

Авторство: Н.А. Максимов

Формат: PDF Размер файла: 18.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

К юному читателю 3

Введение 5

Из истории географических открытий

Освоение Арктики 10

Географические «закрытия» 15

План и карта 21

Наш помощник — карта

...От уровня моря 27

Географические названия 29

Земля — шар? 34

Гигантский магнит 37

Литосфера

Горы

Тепло Земли

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Плавают ли материки?

Беспокойная планета 

Камни рассказывают 

Рожденные в пламени 

Кладовые Солнца 

Как ищут полезные ископаемые 

Есть ли бесполезные ископаемые? 

Гидросфера 83

Утолим ли мы жажду?

Бермудский треугольник 90

Голубые артерии Земли 92

По великой русской реке 97

Нравы рек 102

Твердый океан 106

«Белая смерть» 114

Атмосфера 117

Одежда Земли

Водяное отопление материков 120

Можно ли вызвать искусственный дождь? 125

Какая завтра будет погода? 131

Живые барометры 134

Биосфера 137

Зеленое убранство планеты

Зеленое богатство океанов 144

Земля-кормилица 148

Природные лаборатории 153

Географическая оболочка 157

Единый организм

Природа и здоровье человека 161

Охрана лика Земли 165

Космос — Земле 169

Человечество на Земле 173

Население планеты

Необычные памятники 182

Рекомендуемая литература 188

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - За страницами учебника географии (Максимов) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 К юному читателю

Когда я писал эту книгу, то думал о тех маль¬чиках и девочках, которые увлекаются географией, которые хотят знать этот предмет больше и глубже, чем предусмотрено школьной программой.

Может быть, кто-то из вас думает, что планета Земля уже давно изучена и нет на ней «белых пятен»?

Это далеко не так. Прочитайте содержание этой книги, и вы увидите, как много вопросительных знаков стоит в конце названий статей. «Земля — шар?», «Плавают ли материки?», «Есть ли беспо¬лезные ископаемые?», «Утолим ли мы жажду?», «Можно ли вызвать искусственный дождь?», «Ка¬кая завтра будет погода?». На все эти и многие другие вопросы должны быть даны ответы. Так что Земля наша хранит еще много тайн.

В книге я хотел показать, как все в окружающей нас природе взаимосвязано и взаимозависимо. Зем¬ля, воздух, вода... Мы с рождения видим это вокруг себя и считаем символом постоянства: проходят века, сменяются поколения, а они остаются. На самом деле это не так. Литосфера, гидросфера, ат¬мосфера развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю.

Человек всегда находился и находится в зави¬симости от природы. Некоторым кажется, что он освободился от этой зависимости. Это неверно. Мы — часть природы и, как часть, без целого су¬ществовать не можем.

Но вот что изменилось и о чем каждый должен думать: и природа в наше время попала в зависи¬мость к человеку. Человек обрел такую силу, что способен, сам того не замечая, не подозревая, на¬нести природе непоправимый вред.

Природа — это сложнейшая взаимосвязанная и саморегулирующаяся система. В природе нет ничего вредного или полезного. Все элементы имеют в при¬родном комплексе свое определенное место и вы¬полняют свою закономерную функцию.

Если вы после того, как прочитаете эту книгу, поймете, что нашей планете Земля необходима люд¬ская забота, что надо стремиться сохранить природу для наших потомков во всей ее красоте и неповто¬римости, то я буду считать, что свою задачу в ка¬кой-то степени выполнил и буду своим юным чи¬тателям благодарен и признателен.

Введение

Из истории географических открытий

Космический корабль выведен на околоземную орбиту. Один оборот вокруг Земли космический корабль совершает за полтора часа. Много работ проводят космонавты в космосе, и одна из главных — это исследование нашей планеты.

Кругосветное путешествие за 90 минут!

А было время, когда на это уходили годы. Давайте пере¬листаем страницы книг, в которых рассказывается об истории географических открытий, о том, как люди познавали мир. Мы поговорим лишь о некоторых выдающихся мореплавателях и путешественниках, которые внесли значительный вклад в изучение Земли. Наш первый рассказ о Фернане Магеллане, его знаменитом кругосветном путешествии.

Кто же такой этот великий мореплаватель?

Португалец по национальности, он был моряком и солда¬том. Не раз плавал в Индию и Африку, не раз участвовал в сражениях. Магеллан был отважен и храбр и не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением и доверием своих подчиненных, простых матросов.

Однажды случилось так, что судно, на котором плавал Магеллан, было обречено на гибель. Капитан с офицерами кинулись к шлюпкам. Только Магеллан не тронулся с места.

— Я остаюсь с матросами,— сказал он.— Я не хочу поль¬зоваться своими привилегиями и разделю с ними общую участь.

В те далекие времена западноевропейских мореплавателей неудержимо манили к себе богатства берегов Южной и Во¬сточной Азии. Путь туда лежал неблизкий и нелегкий, вокруг Африки. И прочно владела этим путем Португалия. Плыли, возвращаясь в Европу, корабли, нагруженные золотом и дра¬гоценностями, пряностями и шелками, китайским фарфором и сандаловым деревом.

Найти другие пути в Индию, на «Острова пряностей», так тогда называли Индонезию, мечтали многие путешественники. Не оставляла эта мысль и Фернана Магеллана. Прекрасно разбирающийся в навигационных картах, наделенный редким даром открытий, этот отважный моряк перешел на службу к королю Испании и предложил ему свой проект кругосветного плавания. Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно пройти в другой океан и по нему достичь Индии.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей под командованием Фернана Магеллана отплыла от Пиренейского полуострова и через Атлантический океан отправилась к бе¬регам Америки. Путешествие было очень тяжелым. Во время шторма один корабль разбился о скалы, на другом взбунто¬валась команда, и он возвратился в Испанию. Экспедиция продолжалась на трех кораблях.

Более года понадобилось Магеллану, чтобы далеко на юге Америки найти пролив и через него выйти в океан. Впослед¬ствии этот пролив был назван Магеллановым.

Наконец корабли достигли неизвестных гористых островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь Фернана Магеллана: он погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу местных князьков. Закончить круго-светное плавание ему не было суждено. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции — начались разлад и смятение.

Оставшийся корабль «Виктория», обогнув Африку, в сен¬тябре 1522 года вошел в испанскую гавань. На родную землю вступили 18 моряков из 265, отправившихся в путешествие.

Первое в истории человечества кругосветное плавание было закончено. Оно имело огромное значение для развития знаний о Земле. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, прак¬тически доказала, что наша планета — шар. Впервые европей¬цами был пройден Тихий океан.

Не менее известным мореплавателем был предшественник Магеллана Христофор Колумб.

История мало что сохранила нам о жизни молодого Ко¬лумба. Нельзя точно назвать ни месяц, ни год, ни день его рождения. Где он плавал в молодости? В качестве кого? Странная тайна окружает молодые годы Колумба. Известно только, что родом он из Италии, а служил в морском управ¬лении в Португалии.

Изучая морские карты и древние книги, Колумб убедился, что Земля — шар и если плыть на запад через Атлантический океан, то можно приплыть к берегам Восточной Азии, а затем в Индию. Свой план он предложил португальскому прави¬тельству.

Плыть на маленьких хрупких суденышках через океан, о котором никто ничего не знал! Какое безумие! Португаль¬ский король отверг предложение Колумба. Тогда он переби¬рается в Испанию. После долгих лет борьбы, унижений и ра¬зочарований Колумбу удается склонить на свою сторону ис¬панского короля и королеву, которые очень нуждались в золоте и в новых богатых землях.

Наконец на последней аудиенции (приеме) у короля и ко¬ролевы разрешение на экспедицию получено, они назначают б

Путешествия великих мо¬реплавателей Ф. Магелла, и X. Колум.

Колумба своим адмиралом, вице-королем и главным правите¬лем всех островов и материков, которые им будут открыты.

Год 1492-й. Три каравеллы Колумба отправились в пла¬вание от берегов Испании. Умеренный ветер надувал паруса кораблей, и они стремительно двигались по бескрайнему вод¬ному простору на запад. Открытый океан пугал моряков,— ведь так далеко они еще никогда не плавали!

Несколько трудных недель продолжался путь по океану. Уже начал назревать бунт матросов. Но вдруг с мачты корабля «Санта Мария» впередсмотрящий прокричал: «Земля! Вижу Землю!»

Корабли подошли к берегу большого острова. Здесь моряков встретили красивые рослые люди с медно-красной кожей.

С легкой руки Колумба, который был уверен, что он достиг берегов Индии, их стали называть индейцами, а острова, открытые им,— Вест-Индскими, или Западно-Индийскими. Че¬тыре раза плавал Колумб в «Индию». Только после его смерти стало известно, что великий мореплаватель открыл новую, до него неизвестную часть света — Америку.

Большой вклад в историю географических открытий внес¬ли русские путешественники. Среди них прежде всего надо назвать Афанасия Никитина. Добравшись до «настоя¬щей», нынешней Индии, он составил правдивое описание этой страны.

Свои записки Афанасий Никитин назвал «Хоженив/за три моря». В старой литературе под словом «хожение» (или «хож¬дение») подразумевалось само путешествие и рассказ о нем.

Свое путешествие Афанасий Никитин начал в 1466 году. На двух судах он вместе с товарищами отправился из Твери (теперь г. Калинин) вниз по Волге до Астрахани. Путь для того времени был очень сложен и опасен. В устье Волги на караван напали кочевники и разгромили его. /

С большим трудом Афанасий Никитин добрался до Индии, и началось его «хождение» по этой стране'. В записках путе¬шественник рассказывает о природе Индии, ее естественных богатствах, городах, населении, особенностям жизни. Сведения, сообщавшиеся путешественником, говорят о большой наблю¬дательности Никитина, умении подметить самое существенное, кратко и точно написать об этом.

Афанасий Никитин обратил внимание на большую насе¬ленность страны, но заметил резкую разницу в жизни бес¬правных бедняков и окруженных роскошью богачей.

Вот несколько строк из книги Никитина: «Земля весьма многолюдная. Сельские люди очень бедны, бояре роскошны и богаты. Носят их на серебряных носилках и водят перед ними коней. Индейцы совсем не едят мясо, а употребляют рис и овощи разные, которые варят с маслом и молоком».

Со многими местными жителями путешественник сдружил¬ся, выучил индийский язык (хинди). После трехлетнего стран¬ствования Афанасий Никитин возвратился на родину. Люди нашей страны и Индии чтут Афанасия Никитина как зачи¬нателя дружеских русско-индийских отношений, как замеча¬тельного путешественника и патриота своей страны.

В 1955 году на родине путешественника, в городе Кали¬нине, ему был воздвигнут памятник.

Можем ли мы себе представить земной шар без Антаркти¬ды? Разумеется, нет. Антарктида — это огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса. Но об этом мы знаем в наше время. А в начале XIX века о существовании Антар¬ктиды никто в Европе не знал. В 1819 году на двух шлю¬пах — «Восток» и «Мирный» — русские моряки под командо¬ванием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вышли в от¬крытый океан. Цель экспедиции — исследовать неведомые во¬ды и обнаружить сушу у Южного полюса Земли.

Это было очень смелое и рискованное плавание. Участники экспедиции впервые встретились с суровой антарктической природой. Они пробивались к югу в хаосе огромных льдин, в условиях неизвестных морских течений, часто меняющихся ветров, густых туманов и почти непрерывной облачности.

Несмотря на все трудности плавания, экспедиция прошла успешно.

28 января 1820 года русскими моряками Фаддеем Фадде¬евичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым был открыт последний, шестой континент нашей планеты.

Долгое время оставались неисследованными пространства Центральной Азии. Они были огромным «белым пятном» на географической карте вплоть до второй половины XIX века.

И вот в эти края отправилась экспедиция под руководством замечательного русского путешественника Николая Михайло¬вича Пржевальского.

За время четырех путешествий по Центральной Азии Н. М. Пржевальский прошел более 33 000 километров, опре¬делил положение и относительную высоту множества пунктов, произвел многосторонние географические и естественноистори¬ческие наблюдения, составил красочные описания природы посещенных стран и местностей, собрал ценнейшие коллекции, поступившие в музеи Академии наук.

Во время путешествий Н. М. Пржевальский открыл боль¬шие ранее неизвестные горные хребты, особенно много на северной окраине Тибета. Нанес на карту верховья крупней¬ших рек Восточной Азии: Янцзы и Хуанхэ, обнаружил дикого

верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского), тибетско¬го медведя, а также много других видов животных и расте¬ний. В приказе, отданном в день возвращения экспедиции в Россию, путешественник обратился к своим спутникам со сло¬вами:

«Мы выполнили свою задачу до конца — прошли и иссле¬довали те места Центральной Азии, в большей части которых еще не ступала нога человека. Честь и слава вам, товарищи! О ваших подвигах я поведаю всему свету. Теперь же обнимаю каждого из вас и благодарю за службу верную — от имени науки, которой мы служили, и от имени родины, которую мы прославили...»

Есть в Смоленской области село, где жил путешественник. Оно сейчас носит его имя. В селе — дом-музей Пржевальского, в создании которого деятельное участие принимали школьни¬ки. Здесь собраны личные вещи исследователя, его рукописи, книги, фотографии.

Вот очень короткий рассказ о некоторых выдающихся ис¬следователях и путешественниках, которые внесли значитель¬ный вклад в изучение Земли.

Освоение Арктики

17 августа 1977 года весь мир облетела весть о том, что впервые за всю историю мощный атомный ледокол «Арктика», построенный в Ленинграде, в 4 часа по московскому времени достиг географической точки Северного полюса.

Трудно было пробиваться к полюсу. Толщина льда дости¬гала местами 4 метров. Под мощным натиском ледокола лед с треском разламывался, крошился на куски. Иногда ледяные глыбы, словно бомбы, взрывались под дном корабля. Осколки льда взметались до верхних палуб и, как шрапнель, разлета¬лись во все стороны.

И вот он, Северный полюс! Корабль остановился. Специ¬алисты с помощью приборов точно определили местонахож¬дение этой единственной на Земле точки и обозначили ее.

Вся команда корабля сошла на лед. Взявшись за руки, они стали водить хоровод вокруг полюса, или, как некоторые говорили, вокруг земной оси. А один член экипажа на соб¬ственноручно сделанном одноколесном велосипеде, какие мож¬но увидеть только в цирке, совершил кругосветное путешествие всего за несколько секунд. Никогда в этой точке земного шара не собиралось так много людей.

Затем в специальную металлическую капсулу вложили список участников похода, текст проекта Конституции СССР и снимок ледокола «Арктика», сделанный на полюсе. Под звуки торжественного марша эту капсулу положили у точки 10

Северного полюса, и рядом с ней взвился Государственный флаг Советского Союза. После этого на дно океана была опущена чугунная плита с изображением Герба Советского Союза и надписью: «Атомный ледокол «Арктика» в год 60-ле¬тия Октября».

Настойчивые попытки людей проникнуть в район Северного полюса увенчались успехом лишь в XX веке. Сначала Ф. Нан¬сен пытался дойти до вершины планеты на собаках, но из-за тяжелой, ледовой обстановки вынужден был повернуть обрат¬но, достигнув широты 86° 13'. Затем его попытку повторил Роберт Пири, который первым достиг района Северного полюса.

ЗО-е годы нашего века увенчались замечательным дости¬жением советской науки и техники: в район Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфу¬ющая экспедиция. В ее состав входили: И. Д. Папанин (ру-ководитель экспедиции), Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов. Четверку папанинцев высадили на льдину, проделавшую за девять месяцев путь в 2000 километров. Научное и практическое значение их дрейфа трудно пере¬оценить.

После второй мировой войны изучение Северного Ледови¬того океана в Советском Союзе было продолжено на дрейфу¬ющих станциях «Северный полюс», в воздушных экспедициях «Север», на ледоколах «Арктика» и «Сибирь». Успешно осу-ществляется комплексная международная программа исследо¬ваний «Полекс» (полярный эксперимент). Начался новый пе¬риод в истории Арктики — период освоения и практического использования бассейна Северного Ледовитого океана и его берегового шельфа. Не случайно, по-видимому, в последние годы этот район Земли привлекает к себе все более пристальное внимание.

Наиболее известны из зарубежных экспедиций американо¬-канадская на мотонартах (1968 г.), а также британская на¬циональная трансарктическая (1968—1969 гг.) и японца Уэму¬ры (1970 г.) — обе последние на собачьих упряжках. Участ-ники всех этих походов стартовали со стороны Канадского Арктического архипелага, благополучно достигли Северного полюса и были вывезены оттуда на самолетах (только англи¬чане продолжили путь до Шпицбергена). Экспедиции поддер¬живались с воздуха, получая грузы с продовольствием и горючим.

31 мая 1979 года завершился небывалый в истории переход на лыжах от берегов СССР к Северному полюсу. 76 дней семерка отважных боролась со льдами. Ветер, пурга, торосы, белая мгла туманов, мороз в 40°, разводья, ночевки на снегу, неимоверная усталость — вот что такое путь до полюса длиной 1500 километров.

За осуществление перехода без использования вспомогатель¬ных средств передвижения, проведенные научные эксперимен¬ты, проявленный героизм и мужество, а также за активную пропаганду достижений нашей страны по освоению Арктики участники экспедиции награждены орденами. Решением ЦК ВЛКСМ им присвоено звание лауреатов премии Ленинского комсомола.

Арктика — суровый северный край — уже давно привлека¬ла внимание наших соотечественников, первых русских зем¬лепроходцев и мореплавателей. Вспомним казака Семена Деж¬нева, который более 300 лет назад вместе с Ф. А. Поповым проплыл на утлом суденышке проливом, отделяющим Евразию от Америки. Крайняя восточная точка Евразии носит его имя.

Вспомним других участников северных экспедиций: Алек¬сея Чирикова, Семена Челюскина, братьев Дмитрия и Хари¬тона Лаптевых, Василия Прончищева и его жену Марию, Степана Малыгина... Их имена увековечены на географических картах Арктики. Вспомним талантливого геолога и револю¬ционера Владимира Русанова, пытавшегося пройти Северным морским путем на шхуне «Геркулес», Георгия Седова, пешком по льду пробивавшегося к Северному полюсу.

Да, много героических страниц вписали в историю наши полярные исследователи, и все-таки вплоть до Великой Ок¬тябрьской социалистической революции знали об Арктике не¬достаточно. Поэтому с первых же дней существования Совет¬ской власти партия и правительство стали уделять большое внимание этому огромному и непознанному краю.

Вскоре после окончания гражданской войны-была создана первая полярная обсерватория «Маточкин шар». Геологи от¬крыли в Арктике ряд месторождений ценнейших полезных

Арктика - суровый северный край ископаемых: апатиты на Кольском полуострове, каменный уголь в Печорском бассейне. На Таймырском полуострове, там, где сейчас высятся среди тундры корпуса города-красавца Норильска, обнаружили руды цветных металлов.

Одновременно проводится большая работа по подготовке сквозного плавания Северным морским путем. Первым прошел этот путь ледокол «Сибиряков». За ним последовали рейсы парохода «Челюскин», ледореза «Литке».

А в мае 1937 года начался новый важный этап освоения Центральной Арктики. Как вы уже знаете, самолеты советской воздушной экспедиции блестяще осуществили высадку на льдину в районе Северного полюса группы исследователей во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным.

Это была первая дрейфующая станция. С тех пор вот уже более 50 лет советские полярники ведут систематические на¬блюдения во льдах Северного Ледовитого океана. На каждой дрейфующей станции они проводят за год около тысячи из-мерений морских глубин, делают химические анализы воды, сотни магнитных определений, запускают в атмосферу около тысячи высотных радиозондов.

Организуют дрейфующие полярные станции обычно в ап¬реле — мае. Сначала с самолетов обследуют тот район океана, откуда начнет свой дрейф будущая научная станция, и вы¬бирают подходящую льдину в несколько десятков квадратных километров. Потом летчики полярной авиации доставляют на нее участников дрейфа, сборные домики, палатки, тракторы, научные приборы, электро- и радиостанции, продовольствие.

А через несколько дней полярники в торжественной обста¬новке поднимают на льдине Государственный флаг нашей Родины. Станция открыта. Картографы наносят на карты еще один пункт научных наблюдений.

Работать полярникам приходится в очень трудных усло¬виях. Длинная полярная ночь, ураганные ветры, туманы. Но, конечно, самым тяжелым испытаниям подвергаются люди. Когда от бокового сжатия льдина начинает трещать, то там, то здесь появляются разломы, и, кто знает, может быть, через минуту трещина пройдет под палаткой для наблюдений или под жилым домиком.

В отдельные годы льдины, на которых дрейфуют научные станции, разламываются до 450 раз. Когда трещины угрожают лагерю, полярники перевозят домики и оборудование в другие, более безопасные места. Но бывают случаи, когда люди совсем покидают обжитую льдину. Так случилось с сотрудниками станции СП-9. Весной 1961 года они оказались на ледяном осколке размером всего 150 X 250 метров. Пришлось забрать все ценные приборы, материалы наблюдений и на самолете перелететь на станцию СП-6, дрейфующую в 800 км от места катастрофы.

 

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика