Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной (Булатова) 1976 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: В помощь педагогу-музыканту
О выдающемся музыкально-общественном деятеле, старейшем мастере советской пианистической школы — профессоре Елене Фабиановие Гнесиной пишет ее ученица и ассистент, доцент кафедры специального фортепиано ГМПИ имени Гнесиных Л. Б. Булатова.
Автор обобщает многолетний опыт Е. Ф. Гнесиной на основе анализа ее методических пособий, сочинений и педагогической работы, особое внимание уделяя единству теоретической и практической сторон деятельности Е. Ф. Гнесиной.
© "Музыка" Москва 1976
Авторство: Булатова Лина Борисовна.
Формат: PDF Размер файла: 71.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Выдающийся деятель русского и советского искусства Елена Фабиановна Гнесина (1874—1967) свыше семидесяти пяти лет отдавала свой талант и неутомимую энергию развитию музыкальной культуры в нашей стране. Продолжая прогрессивные традиции русской музыкальной культуры конца XIX—начала XX века, Елена Фабиановна с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции включилась в строительство советского музыкального образования. Она принимала непосредственное участие в решении одной из основных проблем профессионального обучения — подготовке музыкальных педагогических кадров. Взгляды, мысли, идеи по организации и совершенствованию системы музыкального образования формировались постепенно в процессе многолетней практической работы Гнесиной, были результатом глубокого знания вопросов педагогики, перспектив ее развития.
В апреле 1944 года по решению Советского правительства был учрежден Государственный музыкально педагогический институт (ГМПИ), которому было присвоено имя Гнесиных. Его открытие явилось наиболее полным воплощением устремлений, которым посвятила свою жизнь Елена Фабиановна.
Крупнейший педагог, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано ГМПИ имени Гнесиных, Е. Ф. Гнесина в совершенстве владела методами музыкального обучения и воспитания от начинающих до аспирантов. За всю свою долголетнюю педагогическую деятельность она вырастила много поколений музыкантов, среди которых — блестящие исполнители, прекрасные педагоги, композиторы, крупные музыкально-общественные деятели.
Елена Фабиановна внесла существенный вклад в развитие методики преподавания игры на фортепиано, уделив особое внимание начальному обучению. Свое композиторское дарование она также подчинила решению ряда методических проблем. Ею созданы сочинения для фортепиано, скрипки, детского хора и другие.
До конца своих дней Елена Фабиановна занимала почетный пост художественного руководителя ГМПИ имени Гнесиных и не прекращала творческой и педагогической работы.
Выдающиеся заслуги Е. Ф. Гнесиной отмечены высокими правительственными наградами: двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями Советского Союза, а также присвоением ей почетных званий заслуженной артистки РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Жизнь и деятельность Елены Фабиановны Гнесиной — трудовой подвиг во имя расцвета музыкальной культуры и просвещения.
*
Е. Ф. Гнесина выросла в большой музыкальной семье, многие члены которой стали замечательными музыкантами. Музыкальные способности дети унаследовали от матери. Дочери — их было пять сестер: Евгения,
Елена, Мария, Елизавета, Ольга — профессиональное музыкальное образование получили в Москве.
В 1886 году в возрасте двенадцати лет Елена Гнесина была принята на младшее отделение Московской консерватории в класс профессора Э. Лангера. Как рассказывала Елена Фабиановна, в 1888 году в весенней экзаменационной программе у нее был концерт Моцарта ре-минор. На экзамене присутствовал В. И. Сафонов, чья взыскательность к исполнению сочинений Моцарта была общеизвестна. Несмотря на это, игра ученицы произвела такое впечатление, что Е. Гнесину сразу перевели через курс на старшее отделение Сафонов зачислил ее к себе в класс.
Два последующих года занятий у Сафонова стали
для Е. Ф. Гнесиной школой пианистического мастерства
Методы Сафонова, творчески претворявшего исполнительские принципы рубинштейновской школы, были ярким прогрессивным явлением в русском фортепианном искусстве и надолго запечатлелись в сознании его учеников. Среди них были известные музыканты: А. Н. Скрябин, И. А. Левин, Е. А. Бекман-Щербина, Л. В. Николаев и другие.
Вскоре Сафонов, перегруженный обязанностями директора консерватории и работой на посту художественного руководителя и главного дирижера концертов Московского отделения Русского музыкального общества, вынужден был резко сократить свой класс. Многие его ученики, в том числе и Е. Ф. Гнесина, были переведены к Ф. Бузони, незадолго до этого (в 1890 году) получившему первую премию по композиции на конкурсе имени А. Г. Рубинштейна и приглашенному Сафоновым на должность профессора Московской консерватории.
Период работы под руководством Бузони был весьма плодотворным. По воспоминаниям Елены Фабиановны, в этот учебный год ею были выучены двенадцать прелюдий и фуг Баха, несколько этюдов Шопена, четыре из которых она сыграла на экзамене, соната Бетховена ми- бемоль мажор, соч. 31, баллада Грига, «Бабочки» и токката Шумана и ряд других сочинений. Только один этот перечень свидетельствует об интенсивности в работе, объеме и определенной направленности репертуара, развитии техники, акценте на полифонический стиль и, конечно, о больших возможностях самой ученицы. В частности, среди двенадцати фуг Баха была, например, такая сложная, как ля минор из первого тома, которую Елена Фабиановна выучила всего за несколько дней, заслужив особую похвалу Бузони. Впоследствии в занятиях со своими учениками она пользовалась редакционными указаниями Бузони к сочинениям Баха значительно раньше того, как они были опубликованы и стали доступны широкому кругу музыкантов.
О том, как высоко ценил свою ученицу Бузони, свидетельствуют воспоминания Р. М. Глиэра о встречах и беседах с Бузони за границей. Бузони всегда очень лестно отзывался о даровании Елены Фабиановны, живо интересовался ее деятельностью. Когда в 1912 году он приехал в Москву с концертами, музыканты, приветствовавшие его в артистической, стали свидетелями очень теплой
встречи педагога и ученицы. В этот приезд Бузони подарил Елене Фабиановне свой портрет с надписью.
Бузони проработал в консерватории недолго. Уезжая, он настойчиво предлагал Елене Фабиановне заняться концертной деятельностью за границей. Однако уже тогда, несмотря на большое увлечение исполнительством, она чувствовала призвание к педагогике.
В 1893 году Е. Ф. Гнесина закончила консерваторию с серебряной медалью по классу профессора П. Шлёцера, дававшего своим ученикам отличную пианистическую школу. По ее рассказам, Шлёцер любил показывать этюды ученикам за роялем, был нетерпим к малейшим неточностям. Сам он играл, как правило, исключительно аккуратно, хотя несколько педантично. Впоследствии в программу почти каждого ученика класса Елены Фабиановны входил концертный этюд Шлёцера ля-бемоль мажор, в котором заключено для пианистов немало «коварных» задач, требующих развитой пальцевой техники, масштабности, выносливости. Без изучения этого этюда она не разрешала ученику переходить к работе над этюдами Шопена.
Старшая сестра Елены Фабиановны — Евгения Фабиановна окончила консерваторию с серебряной медалью по классу профессора Сафонова в 1889 году. По композиции Евгения Фабиановна училась у С. И. Танеева. В 1895 году консерваторию закончила младшая сестра — Мария Фабиановна по классу фортепиано профессора Е. Н. Шишкина. В том же году три сестры, решив посвятить себя музыкальной педагогике, открыли в старом домике по Гагаринскому переулку музыкальную школу.. 15 февраля появилась первая ученица. С тех пор днем основания учебного заведения принято считать 15 февраля. Впоследствии эта дата стала традиционным днем встречи выпускников учебных заведений имени Гнесиных.
Открытию школы предшествовали и во многом содействовали культурные начинания передовой интеллигенции 90-х годов прошлого столетия. К ним относилась
1 Вспоминая дружескую поддержку этого намерения Н. Д. Кашкиным, рисовавшим педагогическое будущее семьи Гнесиных, Елена Фабиановна цитировала его слова: «Сначала у вас будет пять учеников, потом десять, потом сто...» и называла их «пророческим предсказанием».
деятельность различных кружков литературы и искусства. В работе одного из них, куда входили такие замечательные люди, как К. С. Станиславский, В. В. Лужский и другие, принимала участие Евгения Фабиановна Гнесина. Она преподавала членам кружка музыкально-теоретические предметы и, по воспоминаниям Станиславского. пользовалась большим уважением и авторитетом v всех «кружковцев». Это обстоятельство способствовало созданию дружеских взаимоотношений членов кружка со всей семьей Гнесиных. Отсюда возникла, в частности, и прочная, долголетняя дружба Гнесиных с Художественным театром и Театром имени К. С. Станиславского 2.
Одним из музыкальных кружков, собрания которого проходили большей частью в доме Гнесиных, был кружок молодых музыкантов, члены которого сблизились в процессе обучения в консерватории. В него входили С. В. Рахманинов, В. С. Калинников, А. Т. Гречанинов, И. Н. Протопопов, А. А. Ярошевский, А. М. Печников, Д. С. Шор, Э. К. Розенов и другие. Члены кружка выпускали вначале небольшой рукописный юмористический журнал «Кузьмич» (сын Пруткова) 3, а затем более серьезный—«Мысли и чувства», куда наряду с литературными помещали и свои новые музыкальные сочинения. Так, например, на собраниях этого кружка были представлены симфония Калинникова соль минор, его симфоническая картина «Кедр и пальма», «Колыбельная» Гречанинова, исполнялись также сочинения сестер Гнесиных, в частности, скрипичная соната фа-диез минор Евгении Фабиановны, вызвавшая, по воспоминаниям Гречанинова, всеобщее одобрение. Деятельность кружка способствовала выявлению индивидуальности каждого из участников.
Скачать бесплатный учебник СССР - Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной (Булатова) 1976 года