Домоводство 5—7 классы (Бунина, Нечипорук, Сайко) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Домоводство 5—7 классы (Бунина, Нечипорук, Сайко) 1963

Назначение: Для 5-7 класса средней школы

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО "РАДЯНЬСКА ШКОЛА" КИЕВ 1963

Авторство: Ольга Фёдоровна Бунина, Зоя Саввишна Нечипорук, Софья Каллистратовна Сайко

Формат: DjVu, Размер файла: 5.83 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 

I. Уход за жилищем. 

§ 1. Значение жилища для человека 

§ 2. Гигиена жилого помещения. Ежедневная уборка 

§ 3. Оборудование жилища 

§ 4. Еженедельная уборка помещения 

§ 5. Утепление и отопление жилища 

§ 6. Украшение жилища 

§ 7. Комнатные растения и уход за ними 

§ 8. Генеральная уборка жилища. Электрические приборы для уборки помещения 

§ 9. Бережное отношение к коммунальному хозяйству 

§ 10. Упорядочение двора 

См. оглавление полностью...

II. Уход за одеждой и обувью. 

§ 11. О чистоте и аккуратности 31 

§ 12. Санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви 31 

§ 13. Основные требования личной гигиены 32 

§ 14. Правила носки и хранения одежды и обуви 33 

§ 15. Уход за обувью 35 

§ 16. Мелкий ремонт белья и верхней одежды 36 

§ 17. Выведение пятен 38 

§ 18. Стирка и глаженье белья 39 

§ 19. Стирка и глаженье верхней одежды 43 

§ 20. Стирка шерстяных, трикотажных, вискозных и шелковых тканей 44 

§ 21. Чистка и глаженье шерстяных, суконных и шелковых вещей 46 

§ 22. Электрическая стиральная машина 48 

 

III. Кулинария. 

§ 23. Значение питания для здоровья человека 51 

§ 24. Кухня и ее оборудование 51 

§ 25. Нагревательные приборы для приготовления пищи 55 

§ 26. Гигиена приготовления пищи 57 

§ 27. Приготовление овощей и картофеля для блюд 58 

§ 28. Наиболее употребляемые блюда из овощей 59 

Салаты 59 

Винегрет 60 

Простые блюда из картофеля 61 

§ 29. Бутерброды 62 

§ 30. Приготовление селедки 63 

§ 31. Молоко. Молочные продукты и блюда 64 

Молочные супы и каши 64 

§ 32. Горячие напитки 66 

§ 33. Приготовление яиц 67 

§ 34. Ежедневная сервировка стола 68 

§ 35. Правила поведения за столом 69 

§ 36. Мясо и мясные продукты 70 

Первые мясные блюда 70 

Вторые блюда из мяса 72 

§ 37. Гарниры к мясу 75 

§ 38. Приправы к мясу 77 

§ 39. Вареники 78 

§ 40. Грибные блюда 79 

§ 41. Рыба. Рыбные блюда и гарниры к ним 80 

§ 42. Компоты и кисели из ягод и фруктов 84 

§ 43. Составление меню. Режим питания 86 

§ 44. Мучные изделия 87 

§ 45. Хранение продуктов 89 

§ 46. Соление, квашение, маринование овощей 92 

§ 47. Сушение и консервирование фруктов 95 

Сушение фруктов 95 

Варенье 96 

Повидло 97 

§ 48. Сервировка праздничного стола 98 

§ 49. Поведение в гостях 99 

 

IV. Рукоделие, кройка и шитье 

§ 50. Ручное шитье и вышивание 101 

§ 51. Инструменты для ручного шитья и правила пользования ими 101 

§ 52. Приемы работы при ручном шитье 101 

§ 53. Ручные швы 103 

§ 54. Украшающие швы 106 

§ 55. Украинские народные вышивки 108 

§ 56. Сведения о цвете 109 

§ 57. Наиболее простые виды ручного вышивания 110 

§ 58. Снятие копии рисунка и перевод узора на ткань 111 

§ 59. Вышивание крестом 112 

§ 60. Мережка 113 

§ 61. Вышивание гладью 114 

§ 62. Вязание 116 

§ 63. Вязание крючком 118 

§ 64. Вязание на спицах 123 

§ 65. Убавление и прибавление петель в ряду 126 

§ 66. Узоры для вязания на спицах 128 

§ 67. Вывязывание шарфика 130 

§ 68. Вывязывание варежек на двух спицах 131 

§ 69. Вывязывание носков 132 

§ 70. Вывязывание косынки 133 

§ 71. Кройка и шитье 134 

§ 72. Виды тканей и их применение 134 

§ 73. Простейшие инструменты и принадлежности для кройки и шитья 137 

§ 74. Швейная машина 138 

§ 75. Машинные иглы и приспособления к бытовым швейным машинам 140 

§ 76. Заправка и регулирование швейной машины 141 

§ 77. Основные правила и техника безопасности при шитье на швейной машине 145 

§ 78. Машинные швы 146 

§ 79. Пошив простейших предметов белья 149 

§ 80. Понятие о красоте и культуре одежды 151 

§ 81. Основные правила кройки и шитья 153 

Раскрой по выкройке 153 

Снятие мерок 155 

Построение плана-сетки для чертежа выкройки 157 

§ 82. Глаженье изделий при шитье 159 

§ 83. Раскрой и шитье некоторых предметов женской одежды 161 

Фартук для кухни 161 

Сорочка на бретелях 163 

Ночная женская сорочка 166 

Блузка с цельнокроеным рукавом и воротником 169 

Юбка-клинка 172 

Купальный костюм для девушки 174 

Приложение. 

Некоторые советы молодым хозяйкам 179

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Домоводство 5—7 классы (Бунина, Нечипорук, Сайко) 1963 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ. 

      

      Чтобы успешно трудиться и хорошо отдыхать, каждому человеку нужны определенные условия. 

      Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно заботятся о благосостоянии народа. В нашей стране нет безработицы; каждый человек обеспечен работой по способностям и желанию. Всем оказывается бесплатная медицинская помощь, в школах и других учебных заведениях осуществляется бесплатное обучение, подавляющее большинство студентов получает государственные стипендии. В Советском Союзе ведется большое жилищное строительство. Программой Коммунистической партии Советского Союза предусмотрено к 1980 году обеспечить каждую семью благоустроенной квартирой, которая будет отвечать требованиям гигиены и культуры быта. 

      Колхозники и рабочие совхозов выращивают высокие урожаи сельскохозяйственных культур, развивают животноводство, чтобы людям было вдоволь хлеба, молока, масла, мяса и других продуктов, чтобы обеспечить сырьем промышленность, производящую товары народного потребления. Рабочие заводов и фабрик изготовляют много тканей, обуви, посуды, мебели, книг, радиоприемников и других товаров широкого потребления. Все это повышает благосостояние советского народа. 

      Благосостояние людей зависит и от того, как они сохраняют и берегут свое жилище, мебель, одежду, обувь, как умеют вести домашнее хозяйство. 

      В соответствии с Законом о народном образовании в нашей стране создаются наилучшие условия для того, чтобы учащиеся овладевали прочными знаниями основ наук, хорошо подготовились к жизни, к общественно полезному труду на благо всего народа. 

      Вместе с тем, чтобы научить молодежь культурно и экономно вести домашнее хозяйство, в школах введено преподавание домов о д с т в а. Изучая домоводство, учащиеся ознакомятся с основными правилами ведения домашнего хозяйства и приобретут навыки ухода за жилищем, предметами быта, одеждой и обувью, научатся готовить вкусную пищу, вышивать, кроить и шить простую одежду. Эти знания и навыки нужны каждому человеку. 

      Курс домоводства состоит из таких разделов: I. Уход за жилищем; II. Уход за одеждой и обувью; III. Кулинария; IV. Рукоделие, крой и шитье. 

      Эти разделы изучаются параллельно, как предусмотрено учебной программой. 

      

      

      I. УХОД ЗА ЖИЛИЩЕМ. 

      

      

      § 1. ЗНАЧЕНИЕ ЖИЛИЩА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. 

      Хорошо оборудованное, уютное жилище имеет большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека, для его отдыха. 

      Коммунистическая партия и Советское правительство придают огромное значение улучшению жилищных условий населения нашей страны. На строительство и ремонт жилищ страна отпускает большие средства. Много индивидуальных домов строят для себя колхозники, рабочие и служащие. 

      Все жилые здания составляют жилищный фонд страны. Сохранение жилищного фонда зависит от самих жильцов. 

      В помещении, в котором мы живем, всегда должно быть чисто, тепло и светло. Если жилище не проветривается, если в нем грязно, холодно или слишком душно, темно, человек теряет работоспособность, спокойный сон. Грязь и нечистый воздух в квартире часто являются причиной различных заболеваний. 

      Каждый предмет обстановки, каждая вещь, которой пользуются члены семьи, должны иметь постоянное место. Если в комнате чисто, удобно и красиво размещена мебель и другие предметы быта, она производит приятное впечатление, о ней говорят: уютная комната. 

      Совсем не обязательно для уюта иметь дорогую мебель, картины, ковры и т. п. Если комната загромождена ненужной мебелью, а окна заставлены цветами, завешены плотными гардинами, на стенах много фотографий, картин, на этажерке, буфете наставлено множество различных безделушек, то такая комната не производит хорошего впечатления. Итак, главное для уюта жилища — порядок и чистота, необходимые и удобные предметы обстановки. 

      

      § 2. ГИГИЕНА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. ЕЖЕДНЕВНАЯ УБОРКА. 

      Жилое помещение необходимо убирать ежедневно: проветривать комнаты, подметать, мыть или вытирать пол, удалять с мебели пыль, чистить или вытряхивать дорожки, расстеленные в коридоре, передней и в комнатах. 

      Проветривание. Жилые помещения следует проветривать три раза в день. Лучше это делать утром — во время гимнастики, туалета и уборки, днем — после обеда и вечером — перед сном. Для этого летом нужно открывать окна, а поздней осенью и зимой — форточки или фрамуги. Лучше всего проветривается помещение, если сделать сквозняк. При таком проветривании нужно выходить из комнаты, чтобы не простудиться. Зимой, при печном отоплении жилище проветривают тогда, когда топят печки. 

      Проветривать комнату надо и тогда, когда в ней находится больной. На это время больного нужно хорошо укрыть, кровать отодвинуть от окна или же перенести больного в другую комнату. 

      Уборка. На время проветривания постель остается расстеленной, чтобы и она проветрилась. Через 30 — 40 минут стряхивают простыни и постель накрывают. После этого можно приступить к уборке комнаты. Простыни и покрывало лучше вытряхнуть на дворе хотя бы дважды в неделю. 

      Застилая кровать, разравнивают простыню и края ее заправляют. Одеяло с пододеяльником кладут так, чтобы края свешивались с двух сторон, затем их подворачивают в середину по краю кровати и сверху застилают покрывалом. Подушки следует ежедневно взбивать, чтобы перья и пух не сваливались. Ночные рубашки и пижамы тоже ежедневно проветривают и складывают в постель. 

      Если в комнате не ставят кроватей (пользуются тахтой, раскладной кроватью и т. п.), то постель после проветривания складывают и хранят в отведенном для нее чистом и сухом месте в специальных мешках из плотной ткани. 

      Подметают утром, а в случае необходимости и несколько раз в день. Чтобы не поднимать пыли, щетку или веник увлажняют. Пол, покрытый линолеумом, лучше подметать щеткой, обернутой влажной тряпкой. Паркетный пол подметают щеткой или веником, а потом до блеска натирают трикотажем или суконкой. 

      После подметания пола протирают подоконники и радиаторы, мебель, различные украшения и мелкие вещи. 

      Освещение жилища. Освещение жилых помещений имеет большое санитарно-гигиеническое значение. Самое здоровое для человека — это естественное освещение. Поэтому жилые помещения строятся так, чтобы было достаточно солнечного света. Летом надо как можно больше держать окна открытыми, так как стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей, полезных для здоровья человека. 

      Грязные, запыленные стекла задерживают почти половину нечного света. Поэтому необходимо заботиться о чистоте окон. Яшмою стекла окон иногда намерзают и не пропускают солнечных ей. Чтобы очистить намерзшие стекла ото льда, нужно стекло обмыть крепким раствором соли, а затем промыть холодной водой и вытереть сухой тряпкой. 

      Не следует завешивать окна темными тяжелыми занавесками или портьерами, так как они поглощают много света. 

      Кроме естественного, имеются различные виды искусственного освещения. Наиболее распространено электрическое освещение; оно удобно, экономично и гигиенично. Для защиты глаз от пря- 

      Настольные лампы. 

      мого попадания лучей пользуются абажурами из матового или молочного стекла, хорошо рассеивающими свет. На рабочих местах, где готовят уроки, вышивают или шьют, желательно иметь настольную лампу; ее ставят так, чтобы свет падал слева. 

      Там, где еще не проведено электричество, жилище освещают керосиновыми лампами. Перед тем как зажечь лампу, необходимо очистить фитиль и стекло, насухо вытереть резервуар, чтобы не оставалось подтеков керосина. Горелки керосиновых ламп надо завинчивать до конца. На керосиновых лампах не должно быть бумажных абажуров; нельзя также заклеивать разбитое ламповое стекло бумагой, так как это может вызвать пожар. Когда пользуются керосиновой лампой, нужно хорошо проветривать помещение и следить, чтобы лампа не дымила. 

      Практические задания. 

      1. Ежедневно помогайте дома убирать жилище. Проветривайте комнату, застилайте постель, подметайте комнату. 

      2. Если живете на первом этаже, закрепите перед входом в помещение скребок, выложите дорожку старым кирпичом или камнями, чтобы не заносилась грязь в дом. 

      3. Во время дежурства убирайте классную комнату, соблюдая указанные санитарно-гигиенические требования. 

      

      § 3. ОБОРУДОВАНИЕ ЖИЛИЩА. 

      Оборудование квартиры должно не только соответствовать требованиям гигиены и быть удобным, но и создавать определен-НЫЙ уют. 

      Оборудование однокомнатной квартиры. В однокомнатной квартире мебель расставляют так, чтобы было место для работы и отдыха членов семьи. Самая необходимая мебель — стол, несколько стульев, буфет для посуды и некоторых продуктов ежедневного питания (хлеб, соль, сахар), диван-кровать, шкаф для одежды, шкаф или полочка для книг, столик для радиоприемника или телевизора. Если размер комнаты позволяет, то хорошо иметь отдельно обеденный и письменный столы. 

      Обычно мебель расставляют вдоль стен. Письменный стол лучше ставить возле окна; диван-кровать — в более тихой, непроходной части комнаты, подальше от дверей. 

      В узкой комнате мебель расставляют так, чтобы комната казалась не такой длинной. Для этого например, диван, шкаф для одежды лучше разместить по узким сторонам комнаты. На узкой стене не следует вешать или ставить возле неё зеркала, так как это удлиняет комнату. 

      Мебель можно расставлять и так, чтобы в комнате образовывались как бы изолированные уголки различного назначения. Так, например, письменный стол, рядом — шкаф с книгами, а возле стола — стул, создают рабочий уголок для учащегося или другого члена семьи, которому приходится работать над литературой, вести записи. Кровать для маленького ребенка ставят возле теплой внутренней стены и тут же устраивают детский уголок. 

      У хорошей хозяйки в квартире всегда порядок, каждая вещь имеет свое место. Надо с детства приучаться складывать свои носильные вещи, учебники, тетради, игрушки в одном месте, держать их в чистоте. 

      Уголок школьника. Ученик должен иметь постоянное место для занятий. Если нет возможности поставить отдельный стол, надо на общем столе выделить постоянное место для приготовления уроков. На своем столе школьник должен держать только необходимые вещи: чернильницу, ручку, набор карандашей, пресс-папье или промокательную бумагу. Материалы и приборы для рисования, черчения, рукоделия надо хранить в ящике стола, в шкафу или на полочке. Недалеко от стола можно прибить книжную полочку, повесить географическую карту, расписание уроков, календарь. 

      Оборудование двухкомнатной квартиры. В двухкомнатной квартире одну комнату оборудуют как общую, которая служит столовой, гостиной или рабочей комнатой. В зависимости от назначения общей комнаты в ней размещают мебель. Чтобы экономно использовать площадь комнаты, столовый стол и стулья лучше ставить возле стены. 

      В общей комнате надо предусмотреть удобное место для каждого члена семьи. В этой комнате ставят буфет, диван, радиоприемник или телевизор, возле окна устраивают уголок школьника. Стены столовой украшают картинами, а на окна вешают тюлевые занавеси с прозрачным узором, свободно пропускающим солнечный свет. 

      Спальню оборудуют обыкновенно в той части квартиры, которая больше отдалена от уличного шума. Стены спальни лучше белить или оклеивать светлыми обоями с нежным узором, на пол желательно класть ковер или дорожку. Кровать ставят под внутренними стенами, немного отступив от них. Под внешними стенами человек может простудиться. 

      Кроме кровати, в спальне ставят небольшой туалетный столик, один-два стула, шкаф для одежды. Если в шкафу есть зеркало, тогда отдельное зеркало (трюмо) не ставят. 

      На стенах спальни не следует навешивать много украшений. Достаточно одной-двух картин или собственноручной вышивки, натянутой на рамку, коврика. На туалетный столик можно поставить шкатулку, вазу с цветами, туалетный набор. 

      Практические задания. 

      1. Начертите план оборудования вашей квартиры. Продумайте, как удобнее расставить мебель. Посоветуйтесь со старшими и, если они поддержат ваше предложение, сделайте нужную перестановку. 

      2. Оборудуйте себе рабочий уголок. Всегда поддерживайте в нем образцовый порядок. 

      

      § 4. ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ. 

      Раз в неделю, перед выходным днем, необходимо делать о б-Щ У ю уборку помещения. Убирать рекомендуется в такой последовательности: сначала снять и почистить ковры, дорожки, если есть — мягкую мебель; затем помыть и почистить двери, °кна, водопроводные краны, раковины, ванну; помыть цветы; почистить все украшения; побелить плиту или печку, где готовится пища. После этого моют или натирают пол, а в избе, где нет дощатого пола, смазывают глиной земляной пол. 

      Чистка дорожек и ковров. Чтобы почистить ковер или дорожку от пыли, их развешивают во дворе на веревке и выбивают с изнанки чистым твердым веником или специальной выбивалкой. Если нет возможности почистить ковер во дворе, пыль с него удаляют электрическим пылесосом. Зимой большие ковры и дорожки хорошо чистить снегом. Для этого их расстилают на земле или на балконе и посыпают снегом, который затем сметают веником или щеткой. 

      Загрязненные места следует потереть твердым комом снега. Шерстяные и полушерстяные ковры и дорожки можно также чистить отжатой квашеной капустой или солью. Для этого отжатую капусту или влажную соль раструшивают по ковру или дорожке, а затем сметают влажным веничком.

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ "

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика