Учебник латинского языка для 8-10 класса (Кондратьев, Васнецов) 1954 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для 8-10 класса
© УЧПЕДГИЗ РСФСР Москва 1954
Авторство: С. П. Кондратьев, А. И. Васнецов
Формат: DjVu Размер файла: 7.31 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
МОРФОЛОГИЯ
VIII КЛАСС
I. Общие сведения
- 1. Латинский алфавит. 7
- 2. Особенности произношения 8
- 3. Долгота и краткость слогов. 12
- 4. Ударение. 13
- 5. Изменение латинских звуков. 14
- 6. Состав слова 17
- 7. Части речи. 17
- 8. Порядок слов 18
II. Глагол
- 9. Общие сведения. 19
- 10. Образование глагольных форм 21
- 11. Спряжение глаголов. 22
- 12. Личные окончания глаголов 23
- 13. Соединительные гласные в глагольных формах 24
- 14. Praesens indicativi activi 25
- 15. Анализ предложения. 27
- 16. Imperativus. 28
III. Имя существительное
- 17. Род имен существительных.
- 17а . Число имён существительных.
- 18. Склонение
- 19. Первое склонение.
- 20. Второе склонение.
IV. Имя прилагательное
- 21. Общие сведения.
- 22. Имена прилагательные I и II склонений.
V. Предлоги, союзы и частицы § 23. Предлоги 45
- 24. Союзы 46
- 25. Отрицательные частицы. 47
VI. Местоимения § 26 Склонение местоимений 47
- 27. Указательные местоимения. 48
- 28. Личные местоимения и возвратные. 49
VII. Глагол (продолжение) § 29. Imperfectum indicativi activi 52
- 30. Futurum prlmum indicativi activi . 55
- 31. Страдательный залог. 58
VIII. Имя существительное (продолжение)
- 32. Третье склонение 62
- 33. Признаки рода имён существительных III склонения 62
- 34. Типы III склонения 63
IX. Имя прилагательное (продолжение)
- 35. Имена прилагательные III склонения 69
X. Местоимения (продолжение)
- 36. Местоимения относительные и вопросительные 73
- 37. Неопределённые местоимения 74
XI. Имя существительное (продолжение)
- 38. Четвёртое и пятое склонения имён существительных 77
XII. Глагол (продолжение)
- 39. Глагольные формы от основы perfectum . 85
- 40. Perfectum indicativi activi 85
- 41. Plusquamperfectum indicativi activi 87
- 42. Futurum II (exactum) 87
- 43. Глаголы, сложные с вспомогательным глаголом esse 88
XIII. Имя прилагательное (продолжение)
- 44. Степени сравнения прилагательных 94
XIV. Наречие
- 45. Образование наречий от прилагательных II и III склонений 101
- 46. Степени сравнения наречий. 102
XV» Глагол (продолжение)
- 47. Supin urn. 104
- 48. Глагольные формы, образованные при помощи participium perfect! passivi . 107
IX КЛАСС
XVI. Имя числительное
- 49. Количественные и порядковые числительные 111
- 50. Разделительные числительные и числительные наречия 114
XVII. Глагол (продолжение)
- 51. Причастия 116
XVIII. Оборот ablativus absolutus
- 52. Образование и употребление оборота ablativus absolutus 120
XIX. Описательное спряжение
- 53. Активное и пассивное описательное спряжение 122
XX. Глагол
- 54. Gerundium и gerundivum 125
- 55. Coniunctivus. 129
- 56. Образование форм coniunctivus от основы praesens . 129
- 57. Употребление coniunctivus в латинском языке 132
- 58. Употребление coniunctivus в самостоятельных предложениях . 133
- 59. Coniunctivus в придаточных предложениях 134
- 60. Образование форм coniunctivus от основы perfectum 136
- 61. Образование coniunctivus от основы supinum при помощи participium perfecti passivi 137
- 62. Употребление perfectum и plusquamperfectum coniunctivi activi и passivi. 138
- 63. Infinitivus 142
XXL Оборот accusative cum infinitivo
- 64. Образование и употребление оборота accusative cum infini
tive . * . 145
XXII. Оборот nominative cum infinitivo
- 65. Образование и употребление оборота nominativus cum infinitive 149
XXIII. Глагол (продолжение) § 66. Отложительные глаголы 152
- 67. Глаголы с некоторыми особенностями 153
СИНТАКСИС
XXIV. Конструкция предложения в латинском языке
- 68. Порядок слов и согласование членов предложения 162
XXV. Простое предложение
- 69. Употребление наклонений и инфинитива в простом предложении . 164
XXVI. Сложное предложение
- 70. Употребление наклонений в сложном предложении 166
- 71. Последовательность времён. 167
- 72. Предложения дополнительные, цели и следствия 168
- 73. Косвенно-вопросительные предложения 173
- 74. Придаточные определительные предложения 176
- 75. Придаточные предложения времени с союзами 178
- 76. Придаточные предложения причины с союзами quod и quia 184
X КЛАСС
- 77. Условные предложения. 186
- 78. Замена некоторых придаточных предложений оборотом ablati- vus absolutus. 190
XXV1L Косвенная речь
- 79. Употребление наклонений и оборота accusative cum infinitivo в косвенной речи 190
- 80« Условные предложения в косвенной речи 194
XXVIII. Употребление падежей в латинском языке
- 81. Родительный падеж 194
- 82. Дательный падеж 199
- 83. Винительный падеж 202
- 84. Творительный падеж 205
XXIX. Предлоги
- 85. Предлоги с винительным падежом 211
- 86. Предлоги с творительным падежом 214
- 87. Предлоги с винительным и творительным падежами. 215
- 88. Место предлога в предложении 217
XXX. Латинское стихосложение
- 89. Правила для чтения стихов в римской литературе (гекзаметр,
пентаметр). 217
- 90. Дактилический гекзаметр 220
- 91. Цезуры 220
- 92. Пентаметр 222
- 93. Различные сочетания метров 222
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
VIII КЛАСС
ORBIS ROMANUS PICTUS Начало, величие и падение Рима 224
Государственное устройство Рима 225
Избрание консулов . 226
Заседание сената . 227
Общее описание Рима 228
Римские храмы и памятники. 229
IX КЛАСС
Дома богатых римлян. 230
Книжное дело в Риме. 232
Письмо 232
Ответ на письмо. 233
Народные увеселения. 233
Конные ристания в цирке. 234
Бой гладиаторов в амфитеатре 236
Использование рабского труда . 237
Братья Гракхи. 238
Евтропий. Восстание Спартака. 239
Аппиан. Восстание Спартака 240
Борьба Августа с восставшими рабами 241
Pax Romana 241
Тацит. Речь Калгака, вождя восставших британцев 241
Цезарь. Записки о Галльской войне . 243
X КЛАСС
Цицерон, Об ораторском искусстве 245
Его же. Речь против Катилины (выдержки) 245
Его же. Речь против Верреса (выдержки). 246
Плиний младший. Описание извержения Везувия и гибели Помпей 246
Евтропий. Заговор Катилины 248
Его же. Латиняне 248
Вергилий. Энеида (отрывок). 249
Овидий. Дедал и Икар 250
Гораций. Памятник. 251
Приложения
1. Справочные таблицы:
1. Спряжение вспомогательного глагола esse. 253
2. Спряжение глаголов (indicativus activi и passivi) 254
3. Спряжение глаголов (conjunctivas activi и passivi) 256
4. Спряжение глаголов (imperative, infinitive, participium, supinurn и gerundium). 258
клонение имён существительных. 260
6. Местоимения 262
7. Consecutio temporum. 264
II. О делении глаголов на четыре. спряжения 264
III. Откуда пошли названия падежей . 266
IV. Именительный падеж 267
V. Звательный падеж 267
VI. О слиянии гласных 267
VII. Распределение учебного материала по латинскому языку по годам обучения -. 268
Словари Постатейный словарь. 276
Латинско-русский словарь 294
Русски-латинский словарь 343
Скачать бесплатный учебник СССР - Учебник латинского языка для 8-10 класса (Кондратьев, Васнецов) 1954 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
I
Латинский язык, язык древних римлян, получил своё название от небольшой центральной области Италии — Лациума. Латиняне, жители Лациума, занимали сильно заболоченную, малоплодородную часть Италии, и потому там больше процветало скотоводство, чем земледелие. Протекавшая здесь река Тибр была важным торговым путём к морю. На этой реке, согласно преданию, было основано в VIII в. до н. э. поселение, названное Roma (Рим). Благодаря своему выгодному положению Рим привлекал поселенцев из соседних мест и быстро развивался.
Вначале латинский язык был языком лишь латинян, римлян, но усиление Рима способствовало распространению латинского языка по всему Апеннинскому полуострову, и латинский язык около VII — VI вв. до н. э. вытеснил языки соседних с Римом племён, например, умбрский и этрусский языки. Впоследствии Рим покорил Грецию, Галлию, покорил племена Пиренейского полуострова и вообще весь бассейн Средиземного моря. К концу I в. до н. э. создалась могучая Римская империя, но она не была монолитным национальным государством, потому что, как говорит И. В. Сталин, "империи рабского и средневекового периодов. не имели своей экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения. Эти империи не только не имели, но и не могли иметь единого для империи и понятного для всех членов империи языка. Они представляли конгломерат племён и народностей, живших своей жизнью и имевших свои языки1.
Латинский язык был лишь официальным языком Римской империи; в качестве средства общения многие племена и народности, входившие в состав империи, имели свои издавна сложившиеся языки. Но в некоторых провинциях, как Галлия (современная Франция), Испания, Дакия (современная Румыния), где была наиболее сильна связь с метрополией, где особенно было сильно влияние римской школы и литературы, латинский народный разговорный язык стал единственным средством общения, вытеснив местные языки, которые постепенно исчезли, но внесли в язык-победитель, т. е. в латинский язык, некоторые следы своего влияния, главным образом в лексику и фонетику. Так на базе латинского языка около VI в. н. э. создались романские народные языки — итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский и румынский, называющиеся романскими, по имени Рима (Roma).
I век до нашей эры считается классическим периодом, или золотым веком латинского языка и литературы. Это время известно нам значительно лучше, чем эпоха ранняя, архаическая, или позднейшая, эпоха так называемой "серебряной латыни".
К этому времени относится деятельность блестящих поэтов и прозаиков, создавших латинский литературный язык. Важнейшими представителями классического латинского языка являются: Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий
1 И. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1952, стр. 12.
Цезарь, Публий Вергилий Марон, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон и др. Позже выдвигаются Сенека, Тацит, Ювенал.
После распада Римской империи латинский язык в течение многих веков в пределах Западной Европы был основным письменным языком. На нём писались научные труды и церковная литература, составлялись государственные акты, на нём велось богослужение.
В основном в пределах средней школы изучается латинский язык лишь классического периода, т. е. язык Рима второй половины I в. до н. э. и первой половины I в. н. э. В этот период культура римского народа достигла наибольшего расцвета.
Учащиеся средней школы в процессе изучения латинского языка должны получить некоторые основные сведения по истории этого языка.
II
Теперь латинский язык является языком мёртвым, так как на нём в настоящее время никто не говорит. Однако он имеет большое значение и совершенно необходим для специалистов в самых различных областях человеческого знания.
На латинском языке написаны многие важнейшие произведения мировой культуры: "Энеида" Вергилия, "О природе вещей" Лукреция, оды Горация и т. д. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков, многие латинские корни легли в основу слов современных языков.
Энгельс бичует Дюринга за его предложение изъять из системы школьного образования преподавание древних языков, а изучение новых иностранных языков считать делом второстепенным. Энгельс говорит, что знание древних языков открывает более широкий горизонт, что родной язык становится более понятным лишь тогда, "когда прослеживается его возникновение и постепенное развитие, а это невозможно, если оставлять без внимания, во-первых, его собственные омертвевшие формы и, во-вторых, родственные живые и мертвые языки" ".
Подлинное знакомство с лучшими произведениями мировой латинской литературы возможно только в подлиннике. Перевод даёт лишь смысл произведения. Понять всю его красоту и очарование можно только при чтении на языке оригинала. Недаром наш поэт Вяземский сказал:
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Величайший русский поэт А. С. Пушкин любил и ценил литературные произведения, написанные на латинском языке. Говоря о Вергилии, он писал:
Люблю с моим Мароном Под ясным небосклоном Близ озера сидеть.
И дальше:
На полке за Вольтером В час утренний досуга
Вергилий, Тасс с Гомером, Я часто друг от друга
Все вместе предстоят. Люблю их отрывать2.
Вдумчивое отношение к изучению латинского текста помогает нам понять корни некоторых слов нашей родной речи. Знание латинского языка является важным и необходимым для понимания романских языков.
Латинский "классический" язык почти до конца XIX в. был языком науки и международных сношений. На этом языке писали свои сочинения
1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, отд. III, гл. 5, Огиз, 1948, стр. 303.
2 А. С. П у ш к и н, Городок.
наш Ломоносов, Декарт, Спиноза, Ньютон и др. На латинском же языке написана докторская диссертация К. Маркса.
Изучение памятников истории древнего Рима и средних веков, написанных на латинском языке, невозможно без знания латинского языка.
"Греция и Рим ведь и являются странами наиболее высокого "исторического развития" среди народов древнего мира. Читайте Цицерона", — пишет Маркс.
Из латинского языка заимствована терминология многих научных дисциплин (медицинская, юридическая, филологическая и др.). Знание латинского языка совершенно необходимо для филологов при изучении ими исторических грамматик современных языков и ознакомлении с образцами классической древней литературы. Столь же необходим латинский язык историкам древности и средневековья. Подавляющее большинство источников написано на латинском языке.
Изучение латинского языка важно также для изучения словарного состава русского языка, для понимания многочисленных слов, вошедших в состав русского языка. Так, человеку, знающему латинский язык, понятно происхождение многочисленных слов с латинскими корнями, тех слов, которые вошли в наш основной словарный фонд, например: конституция, революция, коммунизм, социализм, прогресс, регресс, федерация, институт, студент, профессор, доктор, автомобиль, трактор, продукт, агитатор, мотор, лектор, инспектор, консерватор, оккупация, лекция, дикция, демонстрация, апелляция, позиция, инструкция, кремация, акт, курс, культура, комендант, амбулатория, санаторий, таблица, линия и др.
Латинский язык продолжает оставаться до последнего времени источником звукового оформления новых понятий (коллективизация, индустриализация, трансляция, антенна, дислокация, авиация и др.).
Таким образом, значение латинского языка многогранно и в наше время, а знание его необходимо для каждого культурного человека.
Изучение латинского языка помогает ученику средней школы лучше усвоить новые языки, особенно романские, которые создались на базе латинского языка; знание латинского языка даёт возможность учащимся понять происхождение тех многочисленных слов с латинскими корнями, которые вошли в основной фонд нашего родного языка. Поэтому наше правительство и ввело с 1948 г. преподавание латинского языка в учебный план средней общеобразовательной школы.
III
Основополагающими для данного учебного пособия являются принципы сталинского учения о языке. И. В. Сталин указал, что язык "рождается и развивается с рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка"1
В своих трудах по языкознанию И. В. Сталин указывает также, что "все слова, имеющиеся в языке, составляют вместе так называемый словарный состав языка"2.
В основной словарный фонд латинского языка входят наиболее употребительные слова, составляющие древнюю и самую необходимую часть словаря, например, такие слова, как mater (мать), pater (отец), filius (сын), filia (дочь), aqua (вода), terra (земля), raanus (рука), caput (голова) и т. д.
Словарный состав языка непрерывно изменяется. В связи с развитием народа, с ростом его хозяйства, науки, культуры словарь пополняется новыми словами.
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ - ЛАТИНСКИЙ
★Все➙ Учебники 8 класс, ★Все➙Учебники 9 класс, ★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, Романская группа, Латинский †, Математика - Для учащихся старших классов, Автор - Васнецов А.И., Автор - Кондратьев С.П.