Skip to main content

Иностранные языки (разные)

Учебник латинского языка для 8-10 класса (Кондратьев, Васнецов) 1954  год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Учебник латинского языка для 8-10 класса (Кондратьев, Васнецов) 1954

Назначение: Для 8-10 класса

© УЧПЕДГИЗ РСФСР Москва 1954

Авторство: С. П. Кондратьев, А. И. Васнецов

Формат: DjVu Размер файла: 7.31 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

МОРФОЛОГИЯ

VIII КЛАСС

I. Общие сведения

  • 1. Латинский алфавит. 7
  • 2. Особенности произношения 8
  • 3. Долгота и краткость слогов. 12
  • 4. Ударение. 13
  • 5. Изменение латинских звуков. 14
  • 6. Состав слова 17
  • 7. Части речи. 17
  • 8. Порядок слов 18

II. Глагол

  • 9. Общие сведения. 19
  • 10. Образование глагольных форм 21
  • 11. Спряжение глаголов. 22
  • 12. Личные окончания глаголов 23
  • 13. Соединительные гласные в глагольных формах 24
  • 14. Praesens indicativi activi 25
  • 15. Анализ предложения. 27
  • 16. Imperativus. 28

III. Имя существительное

  • 17. Род имен существительных.
  • 17а . Число имён существительных.
  • 18. Склонение
  • 19. Первое склонение.
  • 20. Второе склонение.
📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

IV. Имя прилагательное

  • 21. Общие сведения.
  • 22. Имена прилагательные I и II склонений.

V. Предлоги, союзы и частицы § 23. Предлоги 45

  • 24. Союзы 46
  • 25. Отрицательные частицы. 47

VI. Местоимения § 26 Склонение местоимений 47

  • 27. Указательные местоимения. 48
  • 28. Личные местоимения и возвратные. 49

VII. Глагол (продолжение) § 29. Imperfectum indicativi activi 52

  • 30. Futurum prlmum indicativi activi . 55
  • 31. Страдательный залог. 58

VIII. Имя существительное (продолжение)

  • 32. Третье склонение 62
  • 33. Признаки рода имён существительных III склонения 62
  • 34. Типы III склонения 63

IX. Имя прилагательное (продолжение)

  • 35. Имена прилагательные III склонения 69

X. Местоимения (продолжение)

  • 36. Местоимения относительные и вопросительные 73
  • 37. Неопределённые местоимения 74

XI. Имя существительное (продолжение)

  • 38. Четвёртое и пятое склонения имён существительных 77

XII. Глагол (продолжение)

  • 39. Глагольные формы от основы perfectum . 85
  • 40. Perfectum indicativi activi 85
  • 41. Plusquamperfectum indicativi activi 87
  • 42. Futurum II (exactum) 87
  • 43. Глаголы, сложные с вспомогательным глаголом esse 88

XIII. Имя прилагательное (продолжение)

  • 44. Степени сравнения прилагательных 94

XIV. Наречие

  • 45. Образование наречий от прилагательных II и III склонений 101
  • 46. Степени сравнения наречий. 102

XV» Глагол (продолжение)

  • 47. Supin urn. 104
  • 48. Глагольные формы, образованные при помощи participium per­fect! passivi . 107

IX КЛАСС

XVI. Имя числительное

  • 49. Количественные и порядковые числительные 111
  • 50. Разделительные числительные и числительные наречия 114

XVII. Глагол (продолжение)

  • 51. Причастия 116

XVIII. Оборот ablativus absolutus

  • 52. Образование и употребление оборота ablativus absolutus 120

XIX. Описательное спряжение

  • 53. Активное и пассивное описательное спряжение 122

XX. Глагол

  • 54. Gerundium и gerundivum 125
  • 55. Coniunctivus. 129
  • 56. Образование форм coniunctivus от основы praesens . 129
  • 57. Употребление coniunctivus в латинском языке 132
  • 58. Употребление coniunctivus в самостоятельных предложениях . 133
  • 59. Coniunctivus в придаточных предложениях 134
  • 60. Образование форм coniunctivus от основы perfectum 136
  • 61. Образование coniunctivus от основы supinum при помощи par­ticipium perfecti passivi 137
  • 62. Употребление perfectum и plusquamperfectum coniunctivi activi и passivi. 138
  • 63. Infinitivus 142

XXL Оборот accusative cum infinitivo

  • 64. Образование и употребление оборота accusative cum infini­

tive . * . 145

XXII. Оборот nominative cum infinitivo

  • 65. Образование и употребление оборота nominativus cum infini­tive 149

XXIII. Глагол (продолжение) § 66. Отложительные глаголы 152

  • 67. Глаголы с некоторыми особенностями 153

СИНТАКСИС

XXIV. Конструкция предложения в латинском языке

  • 68. Порядок слов и согласование членов предложения 162

XXV. Простое предложение

  • 69. Употребление наклонений и инфинитива в простом предложе­нии . 164

XXVI. Сложное предложение

  • 70. Употребление наклонений в сложном предложении 166
  • 71. Последовательность времён. 167
  • 72. Предложения дополнительные, цели и следствия 168
  • 73. Косвенно-вопросительные предложения 173
  • 74. Придаточные определительные предложения 176
  • 75. Придаточные предложения времени с союзами 178
  • 76. Придаточные предложения причины с союзами quod и quia 184

X КЛАСС

  • 77. Условные предложения. 186
  • 78. Замена некоторых придаточных предложений оборотом ablati- vus absolutus. 190

XXV1L Косвенная речь

  • 79. Употребление наклонений и оборота accusative cum infinitivo в косвенной речи 190
  • 80« Условные предложения в косвенной речи 194

XXVIII. Употребление падежей в латинском языке

  • 81. Родительный падеж 194
  • 82. Дательный падеж 199
  • 83. Винительный падеж 202
  • 84. Творительный падеж 205

XXIX. Предлоги

  • 85. Предлоги с винительным падежом 211
  • 86. Предлоги с творительным падежом 214
  • 87. Предлоги с винительным и творительным падежами. 215
  • 88. Место предлога в предложении 217

XXX. Латинское стихосложение

  • 89. Правила для чтения стихов в римской литературе (гекзаметр,

пентаметр). 217

  • 90. Дактилический гекзаметр 220
  • 91. Цезуры 220
  • 92. Пентаметр 222
  • 93. Различные сочетания метров 222

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

VIII КЛАСС

ORBIS ROMANUS PICTUS Начало, величие и падение Рима 224

Государственное устройство Рима 225

Избрание консулов . 226

Заседание сената . 227

Общее описание Рима 228

Римские храмы и памятники. 229

IX КЛАСС

Дома богатых римлян. 230

Книжное дело в Риме. 232

Письмо 232

Ответ на письмо. 233

Народные увеселения. 233

Конные ристания в цирке. 234

Бой гладиаторов в амфитеатре 236

Использование рабского труда . 237

Братья Гракхи. 238

Евтропий. Восстание Спартака. 239

Аппиан. Восстание Спартака 240

Борьба Августа с восставшими рабами 241

Pax Romana 241

Тацит. Речь Калгака, вождя восставших британцев 241

Цезарь. Записки о Галльской войне . 243

X КЛАСС

Цицерон, Об ораторском искусстве 245

Его же. Речь против Катилины (выдержки) 245

Его же. Речь против Верреса (выдержки). 246

Плиний младший. Описание извержения Везувия и гибели Помпей 246

Евтропий. Заговор Катилины 248

Его же. Латиняне 248

Вергилий. Энеида (отрывок). 249

Овидий. Дедал и Икар 250

Гораций. Памятник. 251

Приложения

1. Справочные таблицы:

1. Спряжение вспомогательного глагола esse. 253

2. Спряжение глаголов (indicativus activi и passivi) 254

3. Спряжение глаголов (conjunctivas activi и passivi) 256

4. Спряжение глаголов (imperative, infinitive, participium, supinurn и gerundium). 258

клонение имён существительных. 260

6. Местоимения 262

7. Consecutio temporum. 264

II. О делении глаголов на четыре. спряжения 264

III. Откуда пошли названия падежей . 266

IV. Именительный падеж 267

V. Звательный падеж 267

VI. О слиянии гласных 267

VII. Распределение учебного материала по латинскому языку по годам обучения -. 268

Словари Постатейный словарь. 276

Латинско-русский словарь 294

Русски-латинский словарь 343

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Учебник латинского языка для 8-10 класса (Кондратьев, Васнецов) 1954 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ВВЕДЕНИЕ

 

I

Латинский язык, язык древних римлян, получил своё название от небольшой центральной области Италии — Лациума. Латиняне, жители Лациума, занимали сильно заболоченную, малоплодородную часть Италии, и потому там больше процветало скотоводство, чем земледелие. Протекавшая здесь река Тибр была важным торговым путём к морю. На этой реке, согласно преданию, было основано в VIII в. до н. э. поселение, названное Roma (Рим). Благодаря своему выгодному положению Рим привлекал поселенцев из соседних мест и быстро развивался.

Вначале латинский язык был языком лишь латинян, римлян, но усиление Рима способствовало распространению латинского языка по всему Апеннинскому полуострову, и латинский язык около VII — VI вв. до н. э. вытеснил языки соседних с Римом племён, например, умбрский и этрусский языки. Впоследствии Рим покорил Грецию, Галлию, покорил племена Пиренейского полуострова и вообще весь бассейн Средиземного моря. К концу I в. до н. э. создалась могучая Римская империя, но она не была монолитным национальным государством, потому что, как говорит И. В. Сталин, "империи рабского и средневекового периодов. не имели своей экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения. Эти империи не только не имели, но и не могли иметь единого для империи и понятного для всех членов империи языка. Они представляли конгломерат племён и народностей, живших своей жизнью и имевших свои языки1.

Латинский язык был лишь официальным языком Римской империи; в качестве средства общения многие племена и народности, входившие в состав империи, имели свои издавна сложившиеся языки. Но в некоторых провинциях, как Галлия (современная Франция), Испания, Дакия (современная Румыния), где была наиболее сильна связь с метрополией, где особенно было сильно влияние римской школы и литературы, латинский народный разговорный язык стал единственным средством общения, вытеснив местные языки, которые постепенно исчезли, но внесли в язык-победитель, т. е. в латинский язык, некоторые следы своего влияния, главным образом в лексику и фонетику. Так на базе латинского языка около VI в. н. э. создались романские народные языки — итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский и румынский, называющиеся романскими, по имени Рима (Roma).

I век до нашей эры считается классическим периодом, или золотым веком латинского языка и литературы. Это время известно нам значительно лучше, чем эпоха ранняя, архаическая, или позднейшая, эпоха так называемой "серебряной латыни".

К этому времени относится деятельность блестящих поэтов и прозаиков, создавших латинский литературный язык. Важнейшими представителями классического латинского языка являются: Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий

1 И. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1952, стр. 12.

Цезарь, Публий Вергилий Марон, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон и др. Позже выдвигаются Сенека, Тацит, Ювенал.

После распада Римской империи латинский язык в течение многих веков в пределах Западной Европы был основным письменным языком. На нём писались научные труды и церковная литература, составлялись государственные акты, на нём велось богослужение.

В основном в пределах средней школы изучается латинский язык лишь классического периода, т. е. язык Рима второй половины I в. до н. э. и первой половины I в. н. э. В этот период культура римского народа достигла наибольшего расцвета.

Учащиеся средней школы в процессе изучения латинского языка должны получить некоторые основные сведения по истории этого языка.

 

II

Теперь латинский язык является языком мёртвым, так как на нём в настоящее время никто не говорит. Однако он имеет большое значение и совершенно необходим для специалистов в самых различных областях человеческого знания.

На латинском языке написаны многие важнейшие произведения мировой культуры: "Энеида" Вергилия, "О природе вещей" Лукреция, оды Горация и т. д. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков, многие латинские корни легли в основу слов современных языков.

Энгельс бичует Дюринга за его предложение изъять из системы школьного образования преподавание древних языков, а изучение новых иностранных языков считать делом второстепенным. Энгельс говорит, что знание древних языков открывает более широкий горизонт, что родной язык становится более понятным лишь тогда, "когда прослеживается его возникновение и постепенное развитие, а это невозможно, если оставлять без внимания, во-первых, его собственные омертвевшие формы и, во-вторых, родственные живые и мертвые языки" ".

Подлинное знакомство с лучшими произведениями мировой латинской литературы возможно только в подлиннике. Перевод даёт лишь смысл произведения. Понять всю его красоту и очарование можно только при чтении на языке оригинала. Недаром наш поэт Вяземский сказал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Величайший русский поэт А. С. Пушкин любил и ценил литературные произведения, написанные на латинском языке. Говоря о Вергилии, он писал:

Люблю с моим Мароном Под ясным небосклоном Близ озера сидеть.

И дальше:

На полке за Вольтером В час утренний досуга

Вергилий, Тасс с Гомером, Я часто друг от друга

Все вместе предстоят. Люблю их отрывать2.

Вдумчивое отношение к изучению латинского текста помогает нам понять корни некоторых слов нашей родной речи. Знание латинского языка является важным и необходимым для понимания романских языков.

Латинский "классический" язык почти до конца XIX в. был языком науки и международных сношений. На этом языке писали свои сочинения

1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, отд. III, гл. 5, Огиз, 1948, стр. 303.

2 А. С. П у ш к и н, Городок.

наш Ломоносов, Декарт, Спиноза, Ньютон и др. На латинском же языке написана докторская диссертация К. Маркса.

Изучение памятников истории древнего Рима и средних веков, написанных на латинском языке, невозможно без знания латинского языка.

"Греция и Рим ведь и являются странами наиболее высокого "исторического развития" среди народов древнего мира. Читайте Цицерона", — пишет Маркс.

Из латинского языка заимствована терминология многих научных дисциплин (медицинская, юридическая, филологическая и др.). Знание латинского языка совершенно необходимо для филологов при изучении ими исторических грамматик современных языков и ознакомлении с образцами классической древней литературы. Столь же необходим латинский язык историкам древности и средневековья. Подавляющее большинство источников написано на латинском языке.

Изучение латинского языка важно также для изучения словарного состава русского языка, для понимания многочисленных слов, вошедших в состав русского языка. Так, человеку, знающему латинский язык, понятно происхождение многочисленных слов с латинскими корнями, тех слов, которые вошли в наш основной словарный фонд, например: конституция, революция, коммунизм, социализм, прогресс, регресс, федерация, институт, студент, профессор, доктор, автомобиль, трактор, продукт, агитатор, мотор, лектор, инспектор, консерватор, оккупация, лекция, дикция, демонстрация, апелляция, позиция, инструкция, кремация, акт, курс, культура, комендант, амбулатория, санаторий, таблица, линия и др.

Латинский язык продолжает оставаться до последнего времени источником звукового оформления новых понятий (коллективизация, индустриализация, трансляция, антенна, дислокация, авиация и др.).

Таким образом, значение латинского языка многогранно и в наше время, а знание его необходимо для каждого культурного человека.

Изучение латинского языка помогает ученику средней школы лучше усвоить новые языки, особенно романские, которые создались на базе латинского языка; знание латинского языка даёт возможность учащимся понять происхождение тех многочисленных слов с латинскими корнями, которые вошли в основной фонд нашего родного языка. Поэтому наше правительство и ввело с 1948 г. преподавание латинского языка в учебный план средней общеобразовательной школы.

 

III

Основополагающими для данного учебного пособия являются принципы сталинского учения о языке. И. В. Сталин указал, что язык "рождается и развивается с рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка"1

В своих трудах по языкознанию И. В. Сталин указывает также, что "все слова, имеющиеся в языке, составляют вместе так называемый словарный состав языка"2.

В основной словарный фонд латинского языка входят наиболее употребительные слова, составляющие древнюю и самую необходимую часть словаря, например, такие слова, как mater (мать), pater (отец), filius (сын), filia (дочь), aqua (вода), terra (земля), raanus (рука), caput (голова) и т. д.

Словарный состав языка непрерывно изменяется. В связи с развитием народа, с ростом его хозяйства, науки, культуры словарь пополняется новыми словами.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ - ЛАТИНСКИЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Учебники 8 класс, ★Все➙Учебники 9 класс, ★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, Романская группа, Латинский †, Математика - Для учащихся старших классов, Автор - Васнецов А.И., Автор - Кондратьев С.П.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РАЗНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РАЗНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика