Искусство на уроках русской литературы в 4-8 классах (Симоненко) 1974 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Искусство на уроках русской литературы в 4-8 классах (Симоненко) 1974

Назначение: Книга окажет значительную помощь учителям, руководителям кружков изобразительного искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

В предлагаемой книге автор показывает, как использовать при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Горького, Маяковского, Фадеева и других писателей произведения живописи, графики, скульптуры, музыки, киноискусства.

© "Радянська школа" Киев 1974

Авторство: Симоненко Любовь Никифоровна

Формат:DjVuРазмер файла: 4.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Сказки, былины, пословицы

поговорки 7

«Слово о полку Игоревен 22

А. С. Пушкин 27

М. 10. Лермонтов 76

Н. В. Гоголь 94

Н. А. Некрасов 123

A. М. Горький 129

B. В. Маяковский . 136

А. А. Фадеев 141

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Искусство на уроках русской литературы в 4-8 классах (Симоненко) 1974 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 XXIV съезд КПСС выдвинул грандиозный план преобразования общества на коммунистических началах, уделяя при этом большое внимание всестороннему развитию человека. В Программе КПСС подчеркивается, что в условиях перехода к коммунизму творческая деятельность во всех областях культуры станет особенно плодотворной и доступной для всех членов общества и «художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека»

Эстетическое воспитание как составная часть коммунистического воспитания строится на принципе коммунистической идейности, вытекающем из марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического идеала и нравственности.

Этот принцип определяет формы и методы воспитательной работы, подбор воспитательных средств, характер их использования. Он пронизывает всю атмосферу жизни и быта учащихся.

В советской школе сложились определенные формы и методы эстетического воспитания, которые охватывают все звенья учебно-воспитательной работы школы: уроки по учебным дисциплинам, культуру поведения учащихся,, внеклассную и внешкольную деятельность, культурный досуг. Весь уклад школьной жизни должен содействовать воспитанию у детей эстетического вкуса, начиная от оформления школьного здания, убранства школы, внешнего вида учителя и т. д. Но основой эстетического воспитания является искусство, которое в школе наиболее широко представлено литературой.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза, Госполитиздат, 1961, стр. 130, 

Рассматривая явления литературы и искусства, учитель должен оценивать их с партийных, классовых позиции. Особенно важно выдерживать этот подход при анализе творчества дореволюционных художников. Мысль В. И. Ленина о наличии двух культур в культуре каждой буржуазной нации будет служить верным ориентиром в работе учителя-словесника. Вопрос состоит в том, чтобы найти формы и методы идейно-эстетического вое-, питания, найти пути формирования у школьников высокого художественного вкуса, изыскать средства эмоционального развития.

В этой книге автор показывает, как можно увязать анализ литературного произведения с характеристикой живописи, музыки, кино и других видов искусства определенного периода, высказывает некоторые методические соображения, рекомендует материал, который поможет учителю наглядно раскрыть специфику каждого вида искусства, сделает урок интереснее. Кроме того, подаются сведения из творческой биографии выдающихся писателей, поэтов, художников.

В книге подробно рассматриваются устное поэтическое творчество, «Слово о полку Игореве», творчество крупнейших писателей и поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, II. А. Некрасова, А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева. Автор увязывает художественные произведения с произведениями смежных видов искусства, близкими по тематике и идейно-эстетическому содержанию. Эта связь может осуществляться в двух направлениях. Первое направление — историческое. Изучая литературный материал определенного исторического периода, можно знакомить учащихся с произведениями архитектуры, изобразительного, прикладного искусства, музыки, обязательно учитывая возрастные особенности и уровень подготовки детей. Вторым направлением является знакомство на уроках с произведениями, созданными по сюжетам литературных произведений или органически связанными с жизнью и творчеством их авторов.

Большое внимание в школьной программе уделяется творчеству А. С. Пушкина. Изучаются его прозаические произведения, лирические стихотворения. Поэзия

А. С. Пушкина вдохновляла многих великих художников прошлого и настоящего. Создано большое количество великолепных художественных творений на пушкинские темы. На примере пушкинской поэзии и прозы можно очень ярко продемонстрировать связь литературы с другими видами искусства.

Бесспорно, на уроках литературы невозможно дать законченную систему знаний по искусству, но научить на конкретных примерах понимать и любить его — одна из важнейших задач учителя-словесника.

В 4—5-х классах учитель, например, может познакомить детей с отрывками из опер Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, объяснить общую интонацию музыкальных мелодий и образов. В старших классах можно поручить учащимся подготовить доклад, в котором анализировались бы и сопоставлялись литературные, музыкальные и живописные образы.

Автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее освещение всех рассматриваемых в работе вопросов. Цель данной книги — помочь учителю в процессе работы над литературным произведением использовать по мере возможности различные виды искусства.

Предлагаемый материал по искусству довольно обширен. Учитель может пользоваться им по своему усмотрению, исходя из количество часов, отведенных на данную тему. В ряде случаев советуем использовать рекомендованный материал на уроках развития речи, внеклассных занятиях, тематических вечерах и т. д.

Итак, в распоряжении учителя богатый арсенал различных средств, которые способствуют глубокому и всестороннему усвоению литературного материала. Одним из них есть художественное чтение. Оно вызывает у детей очень сильные и непосредственные переживания. А. М. Горький вспоминал, что он, впервые прочитав стихи А. С. Пушкина, был поражен их красотой и силой: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой:

Там, на неведомых дорожках Следы невиданных зверей —

мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая капель росы, тяжелых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою — легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни» '.

Литературные произведения, изучаемые в школе, обязательно должны прочитываться учителем на уроке. И чем выразительнее они будут прочитаны, тем глубже поймут их дети, проникнутся их содержанием.

На уроках литературы, учащиеся как можно чаще должны слушать произведения в исполнении мастеров художественного чтения (В. Качалова, А. Остужева,

В. Яхонтова, И. Ильинского и др.).

1 М. Горький. Собр. соч. в 30 томах. Т. 13, М., Гослитиздат, 1951, стр. 349. 

СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

С устным поэтическим творчеством учащиеся знакомятся в 4 классе. Мужественные герои сказок и былин волнуют школьников высоким строем человеческих чувств и стремлений, формируют нравственный и эстетически'! идеал. Устная народная поэзия неразрывно сплетается с произведениями русской народной и классической музыки, народного изобразительного искусства, древней архитектуры.

Во вступительной беседе по изучению устной народной поэзии учитель рассказывает учащимся, что народ создает не только замечательные литературные произведения, но и музыку, песни, вышивки, ковры, посуду, игрушки, мебель, украшенную резьбой и инкрустацией.

Можно показать учащимся некоторые образцы народного искусства, предложить им собирать художественные репродукции. Рекомендуем учителю подобрать книги *, номера журнала «Декоративное искусство СССР», где имеются яркие и выразительные снимки предметов декоративно-прикладного искусства. Это можно использовать как иллюстративный материал, помогающий лучше закрепить художественные образы устной поэзии.

4-й класс. В 4-м классе по программе изучаются две сказки — «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и «Царевна-лягушка». В первой же беседе о сказках надо выяснить, какие сказки дети знают, какие из них им особенно нравятся и почему. /Можно предложить школьникам рассказать ту или иную сказку. Постепенно беседа перейдет в рассказ учителя о сказке, о том, почему она так называется и т. д. Сказка живет в народе благодаря

1 Б. И. Шрагин. О декоративно-прикладном искусстве, М., «Знание», 1963.

сказочникам, которые создают ее и распространяют. Можно показать портреты известных сказочников И. Семенова, А. Барышниковой, М. Голубковой.

Желательно рассказать детям о том, что устное народное творчество высоко ценили такие художники слова, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький.

А. С. Пушкин любовно собирал русские народные сказки, записывал их, в долгие зимние вечера с увлечением слушал сказки няни Арины Родионовны. Вместе с классом можно вспомнить сказки поэта («О рыбаке и рыбке», «О Золотом петушке», «О царе Салтане», «О спящей царевне и семи богатырях» и др.).

А. М. Горький написал несколько сказок для детей («Воробьишко», «Самовар» и др.).

Учитель выразительно и эмоционально читает сказку «Царевна-лягушка», проводит беседу о ее содержании, потом ученики под его руководством составляют план сказки, работают над ее языком. Дети запоминают главных героев, описывают основные события сказки, определяют ее главный смысл. Они без затруднения разделяют действующих лиц на положительных и отрицательных, отмечают прекрасные человеческие качества Ивана-царе- вича и Василисы Премудрой, их борьбу со злом (Кащей Бессмертный) и победу над ним. К концу работы над сказкой (на третьем уроке), когда учащиеся уже хорошо будут ориентироваться в ее содержании и форме, можно показать репродукции с картин В. Васнецова «Царевна- лягушка» и «Кащей Бессмертный». «Чтение» их развивает не только речь, но и эстетическое мышление. Очень важно при этом сформировать у детей устойчивый интерес к живописи, научить различать художественно-изобразительные средства живописного и словесного произведений.

В начале беседы необходимо объяснить учащимся, что означает слово репродукция. Беседу, рассчитанную на 15—20 минут, можно провести примерно по такому плану: Т. Краткий рассказ учителя о художнике В. Васнецове и его работе над картинами на сказочные сюжеты. 2. Анализ картин.

В беседе следует раскрыть идейно-художественную близость картин со сказкой. Начинать надо с обычных и простых вопросов: каких героев из сказки вы видите На репродукциях? Где происходит действие?

Учащиеся правильно отвечают, что на одной репродукции изображена Василиса, танцующая на пиру, на другой — Кащей с царевной в мрачном подземелье.

Весь облик Василисы, выражение ее лица, жесты, танец, который она исполняет, говорят о том, что царевна оживленная, в радостном настроении. Дети замечают, что вокруг нее светло и празднично.

Почему вы так решили?

Весела и нарядна не только Василиса, но и музыканты, вдохновенно играющие веселый танец. (С помощью учителя дети называют их музыкальные инструменты: гусли, балалайка, рожок).

Учащиеся подмечают, что на лицах музыкантов улыбки, губы напевают веселый мотив, фигуры раскачиваются в такт музыке, а ноги готовы вот-вот пуститься в пляс.

Что еще создает впечатление радостного настроения?

Вся обстановка, окружающая царевну. Василиса танцует на светлой веранде, украшенной резными деревянными столбиками и яркими изображениями птиц, плодов, ягод. Дети видят и лестницу, которая ведет к озеру, и светящиеся белые стволы березок, и толпу празднично одетых крестьян на противоположном берегу озера. Они обращают внимание и на то, что далеко-далеко за избами и желтеющим полем видна узкая полоска темного леса. И над всей этой картиной раскинулось светло-голубое небо с летящими в нем белыми лебедями.

Какие цвета (краски) применяет живописец для создания этого радостного настроения?

Здесь использованы светлые краски, в основном, теплых тонов: желтая, оранжевая, красная, коричневая.

Учитель обращает внимание класса на репродукцию «Кащей Бессмертный».

Кто изображен на картине?

На высоком троне сидят Василиса и Кащей Бессмертный. Учащиеся описывают внешний облик, жесты, одежду царевны и Кащея.

Какие цвета использует художник, создавая образ Кащея?

Живописец использует краски холодных тонов: зеленую, фиолетовую, черную, серую и этим придает мрачное звучание не только облику Кащея, но и всей картине. Учащиеся описывают обстановку Кащеева царства: огромные, кованные железом сундуки с замками и ключами, одинокая свеча, низкие своды подземелья, на стенах которого в тусклых черно-серых и сине-зеленых тонах изображено поле, неяркое солнце, небо и бледный силуэт лебедя.

Что хотел сказать художник образом Кащея и окружающей его обстановкой?

Обобщая ответы детей, учитель дополнит, что В. Васнецов стремился в образе тощего, сгорбленного старика со всклокоченной бородой, крючковатым, как у филина, носом показать зло, жестокость, которые надо уничтожить.

Какие чувства вызывают у нас Василиса и Кащей?

Дети отвечают, что отношение к ним такое же, как и к героям сказки: мы радуемся, когда Иваа-царевич победил Кащея и спас царевну.

Но в чем же различие между сказкой и картиной? С помощью учителя школьники поймут это различие: в сказке о событиях и героях повествуется словом, а живопись изображает эти же события линиями и красками на полотне.

Если учитель не найдет репродукций с картин

B. М. Васнецова, их можно заменить иллюстрациями

C. Малютина («Кащей Бессмертный» или И. Билибина («Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная»). Здесь надо обратить внимание учащихся па яркую, декоративную форму, русские затейливые орнаменты иллюстраций И. Билибина. И еще одна важная особенность иллюстраций, которую надо подчеркнуть, — это передача тоикого юмора, острой иронии русских сказок. Можно поставить один-два вопроса, которые помогут учащимся попять комическую сущность образов, созданных И. Билибиным:

Какими изобразил художник царя и бояр?

Учащиеся дают этим образам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, смешной и глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная Царевна-лягушка, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди.

А почему вы решили, что они смешны и глупы?

Дети отвечают, что об этом говорят их выражения лиц, жесты.

Полезно предложить учащимся подготовиться дома к устному рассказу или написать небольшое сочинение о содержании картины. В зависимости от уровня подготовки класса и наличия времени сочинение может быть классным или домашним. В 4 классе надо обязательно дать план к такому рассказу.

В заключение можно показать ребятам диафильм «Царевна-лягушка», который зрительно закрепит прекрасные сказочные образы. Во время демонстрации пусть учащиеся прокомментируют отдельные кадры диафильма. Нужно отобрать из диафильма самые выразительные эпизоды, соединить их так, чтобы они соответствовали той цели урока, которую ставит учитель, и строились бы по линии от известного к неизвестному, вызывая нарастающий интерес у детей. После знакомства со сказкой «Царевна-лягушка» примерно по такому же плану учащиеся изучают сказку «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо». На уроках можно показать по выбору учителя репродукции картин В. Васнецова, М. Врубеля, иллюстрации И. Билибина, Е. Поленовой.

Кроме того, хорошо было бы прослушать из «Детского альбома» П. Чайковского пьесу «Баба Яга» — единственное произведение сказочного жанра в альбоме. Образ Бабы Яги обычно ассоциируется с другими отрицательными персонажами сказок — ведьмами, Кащеем Бессмертным, Лешим и т. д., поэтому дети довольно легко определяют музыкальный образ Бабы Яги. Но чтобы они глубже его поняли, надо прослушать (10 минут) и сравнить две быстрые пьесы «Игру в лошадки» и «Бабу Ягу». Школьники обычно объясняют правильно: там, где мальчик скачет на лошадке, музыка быстрая, по ровная, спокойная и веселая. В «Бабе Яге» музыка беспокойная, будто Баба Яга бегает, злится, кидается то в одну, то в другую сторону.

Тему сказки можно углубить и дополнить на уроках развития речи или внеклассного чтения.

На одном из уроков внеклассного чтения учитель ознакомит учащихся с классическими музыкальными произведениями па сказочные сюжеты. Ребятам интересно узнать о том, что есть опера «Кащей Бессмертный». Ее написал перед русской революцией 1905 года композитор

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика