Знакомство с живописью на уроках литературы в 5-7 классах (Киселёва) 1954 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Знакомство с живописью на уроках литературы в 5-7 классах 1954

Назначение: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ  Книга А. Ф. Киселевой «Знакомство с живописью на уроках литературы в V — VII классах» является методическим пособием для преподавателя литературы в средней школе.

      Автор, основываясь на многолетнем опыте и делая на основании его ценные обобщения, показывает, как надо использовать соответствующие произведения русской классической и советской живописи в целях углубления идейного и эстетического воспитания учащихся на уроках литературы. Произведения живописи привлекаются и используются для изучения в определенной системе в качестве тематических, идейных и стилевых параллелей к программным произведениям по курсу литературного чтения в V — VII классах.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1954

Авторство: А. Ф. Киселёва

Формат: PDF Размер файла: 5.83 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Кинга делится на следующие части: введение, в котором обосновываются принципы и цели работы, три главы, посвященные системе работы по произведениям живописи в V, VI, VII классах, и приложение — некоторые образцы сочинений учащихся. Репродукции с картин, которые рекомендуются для работы, даны в конце книги.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Знакомство с живописью на уроках литературы в 5-7 классах (Киселёва) 1954 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ.

     

      «Нужно знать русскую литературу и в особенности художественную, — говорил М. И. Калинин, обращаясь к советским учителям. — В художественной литературе вы видите людские типы в бесконечно разнообразных положениях... Поэтому повышение культуры — это в первую очередь знание художественной литературы. Она больше всего обогащает человека, даёт возможность (я сужу по своему опыту) расти человеку, больше понимать людей».

      Образовательное и воспитательное значение литературы будет ещё более действенным, если параллельно с её изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего с живописью.

      Живопись как особый вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств: линии, краски и размещения предметов на плоскости, расположенных не механически-формально, а внутренне связанных, — по-своему может знакомить учащихся с жизнью.

      Картина художника-живописца, так же как и произведение художника-писателя, создаёт художественный образ, в котором отражается действительность с её типическими чертами. Этот художественный образ, показывая человека в его связях с обществом и природой, всегда исторически и социально обусловлен, он носит классовый характер. Процесс его создания крайне сложен. Художнику-живописцу приходится проделывать огромную творческую работу по отбору конкретных фактов, прежде чем он создаст художественное творение, ценное по своей обобщённости, задача его состоит в том, чтобы создать типические образы, выражающие сущность явлений.

      Художник, так же как и писатель, должен изучить изображаемую действительность, вдумываться и вглядываться в отдельных людей, подмечая в них «нечто особенное» (Тургенев); ему «необходимо очень хорошо присмотреться к сотне-другой попов, лавочников, рабочих для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника» (Горький). Стоит вспомнить работу Федотова, Иванова, Ге, Репина над своими картинами.

      Картина расширяет и углубляет познавательный процесс учащихся, она влияет на их чувства и помогает формированию юношеской личности.

      Примером может служить картина Перова «Тройка» (см. стр. 137). Она, несомненно, пробудит сочувствие к детям, выбивающимся из сил, обречённым на лишения; картина заставит учеников мысленно перенестись в тот мир, где труд был непосильной тяжестью, а хозяин — пауком, высасывающим кровь, и возненавидеть тех, кто лишал детей радости, кто калечил их жизнь и приводил к преждевременной гибели. Слова Некрасова о детях:

      Где уж нам, измученным в неволе,

      Ликовать, резвиться и скакать!

      Нам домой скорей бы воротиться...

      Но зачем идём мы и туда?

      Сладко нам и дома не забиться.

      Встретит нас забота и нужда!

      усилят впечатление от картины Перова и углубят её понимание.

      Художественная картина, вернее — целый ряд картин, помогает преподавателю литературы раскрыть многие теоретико-литературные понятия, в первую очередь понятие литературного героя. Картина поможет постепенно раскрыть перед учащимися сложный духовный облик человека с его индивидуальными особенностями и типическими чертами, которые объяснятся социально-экономическими взаимоотношениями тою или другою времени. Картина показывает человека во взаимосвязях с другими лицами или общественными классами.

      На картине Перова «Охотники на привале» (см. стр. 145) мы видим персонажей главным образом в их индивидуализации.

      Первое действующее лицо в картине — главный рассказчик, бывалый охотник, любящий пофантазировать о своих охотничьих удачах. Он нe останавливается в своём рассказе ни перед какими необычайными ситуациями. Рядом с ним другой — неопытный, наивно верящий каждому слову рассказчика-краснобая. Он — весь внимание, он даже забыл о окуренной папироска. Не то — третий. Это «старый воробей», но на мякине не проведёшь», знает он всех этих любителей красного словца, умеет распознать цену их слов; жизненный опыт выработал в нём критически-саркастическое отношение к поступкам и словам собеседников.

      Картина своей выразительностью помогает воспринять гги характеристики героев с их основными чертами, отличающими одного героя от другого.

      Сложнее «Портрет купца Камынина» (см, стр. 143) того же художника Перова. На этой картине социальные черты характера преобладают над индивидуальными. Здесь всё изобличает хищническую природу купца середины XIX в., и медаль — эта необходимая принадлежность купца первой гильдии, и глаза с хитрецой, прикрытие нависшими бровями, сжатые губы, руки, деловито покоящиеся на животе, и пальцы — толстые, короткие, будто обрезанные на концах, привыкшие к щёлканью счётных костяшек, медлительные на вид, но быстрые при пересчитывании ассигнаций. Перед зрителями — купец-волк, втихомолку охотящийся за овечками.

      Картина по своему мастерству и реалистичности не уступает типическим изображениям Островского и помогает не только более глубокому пониманию произведений последнего, но и по-своему остро ставит вопрос о социальном типе.

      Семья Камыниных отказалась взять у художника заказанный ею портрет отца, так как Перов с беспощадной правдой раскрыл сущность капиталистического хищника. Этот факт послужит поводом к выяснению вопроса о художественной и. социальной значимости этого произведения живописи для эпохи его возникновения и для нашего времени.

      Мясоедов в своей картине «Земство обедает» даёт систему образов, вскрывая классовые противоречия.

      Крестьяне — члены земства — пришли в город, надеясь принять участие в разрешении своих насущных вопросив. На картине не показаны другие члены земства — представители господствующих классов: купцы, чиновники, дворяне; мы их не видим, но можем ясно представить себе. Учащиеся мысленно обобщат их, как определённую группу людей с определёнными навыками, привычками, обычаями. Эти люди обедают за большим столом, покрытым белой скатертью, уставленным разнообразными блюдами и батареей бутылок. Официант, прислуживающий им, наскоро вытирает тарелку, чтобы снова подобострастно подать её «господам». Как не похожа на этот обед «трапеза» людей «крестьянского звания»! Она скудна: кусок чёрного хлеба, огурец да жбан с водой или квасом.

      Учащиеся поймут, что те, кто наверху, за каменными стенами — купцы, крупные чиновники, дворяне, — далеки от забот и дум крестьян. У каждого из крестьян своя забота, своя дума о клочке земли, о своём хозяйстве, а у всех вместе — общая за весь «мир». Они ждут, они ещё надеются, что здесь, в земстве, они найдут поддержку своим чаяниям; но положением фигур, выражением лиц крестьян, изображённых на картине, художник хочет довести мысль зрителя до социального вывода; эти люди двух разных миров нс найдут общею языка.

     

      Каждая из трех разобранных картин, показывая реальную действительность, обобщает и типизирует се при помощи красок, снега, тонн, художественной детали и соответствующей композиции.

      Какова же роль этих художественных средств в раскрытии содержания картины?

      Мясоедов в картине «Земство обедает» бросил солнечный свет на фигуру крестьянина, присевшего на ступеньки крыльца с правой стороны. Он в лаптях, холщовых портах и рубахе; грубошёрстный армяк полускинут; пряди нестриженых волос спадают на лоб. Ему жарко. Но не это занимает его. Расположением света и тени художник-живописец подчеркнул насупившиеся брови, глубокие морщины на лбу, особенно на переносице; крестьянин сосредоточенно о чём-то думает в стороне от других. Может быть, мысль о ненужности, бессмысленности их далёкого путешествия закралась к нему. Солнце освещает посох крестьянина, стоящий у стены; посох не один, их несколько, они стоят, прислонённые к притолоке крыльца, меховая шапка объединяет их верхние концы. Эта реалистическая деталь раздвигает рамки картины. Невольно представляешь себе, как крестьяне из дальних деревень губернии гуськом шагают по пыльной дороге, опираясь на свои посошки, переговариваясь о своих делах и заботах. Они не замечают ни палящего солнца, ни, может быть, даже усталости. Они надеются, они верят в счастливый исход своего путешествия. Это чувство объединяет их. И вот они у цели — у здания, где должно заседать земство. Художник через предметные детали, посредством тени и света, углубляющих морщины на лбу и складки на щеках и вокруг губ, через жест руки, на которую устало склонилась голова крестьянина, сидящего в глубине, заставляет зрителя прийти к определенным выводам.

      Надежды рушились, чаяния не оправдались.

      Картина «Земство обедает» создана в 1872 г., когда уже «порвалась цепь великая», крепостное право было отменено, но крестьянский вопрос не разрешился. Классовые противоречия стали ещё сложнее, глубже. «Вместо сетей крепостных люди придумали много иных».

      Мясоедов средствами живописи доводит до сознания зрителя эти противоречия.

      Как известно, художественный образ складывается не только из описания характеров людей и их поведения, но и из описания природы, из описания бытовой обстановки, которая окружает этих людей.

      Пейзаж деревни или города является обобщённым образом окружающей нас действительности. У Художника-писателя, обладающего разнообразием и богатством поэтического языка, имеется возможность при помощи слова не только приблизить к читателю художественный образ, но и дать возможность воспринять его всем своим существом.

      Примером может служить описание ночи в рассказе Тургенева «Муму».

      «Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одном стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском помечавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак (зрительные восприятия. — А. К.). Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, чтимо которых его проносили сильные его ноги (слух. — А. К.); но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей (обоняние. — А. К.), чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде» (осязание. — А. К.).

      Здесь налицо почти все пять внешних чувств человека, спаянных одним внутренним чувством — чувством родины, выраженным в глубоко эмоциональных образах.

      Картина живописи, как и литературное произведение, даёт прекрасный материал для воспитания чувства любая к родной природе.

      Перед нами картина Шишкина «Рожь» (см. стр. 155). «Всё рожь кругом, как степь живая, ни замков, ни морей, ни гор...» (Некрасов). Золотистое необъятное поле ржи, полный колос склоняет стебель почти до земли. На горизонте рожь сливается с небом. Лишь справа тёмная полоска далекого леса даёт возможность отличить линию, отделяющую землю от неба. Над морем ржи высятся мохнатые сосны, они свободно раскинули свои лапчатые ветви в этом огромном воздушном пространстве. Здесь всё полнокровно, всё богато дарами природы, здесь её царство. Но всё-таки вы чувствуете, что хозяином в этом царстве является человек. Это он бросил зерно в обработанную им землю, которая ответила ему богатым урожаем. Эта «рожь» является как бы гимном человеческому труду, гимном радостным и торжественным Картина во многом созвучна с тургеневским пейзажем.

      У художника-живописца есть свои условные красочные знаки для передачи этой радости и торжества; солнечное освещение, голубые краски неба, насыщенно-жёлтый колорит доспевающей ржи, контрастирующий с темной окраской сосен, — всё это приятно для глаза, поднимает настроение, усиливает жажду жизни и деятельности.

      Картина не только обобщает и раскрывает смысл образа, но вместе с тем воспитывает любовь к родной природе и уважение к человеческому труду.

      Что касается бытовых картин, то в них художник-живописец через изображение вещи, через подробности бытовой обстановки стремится передать всю сложность содержания темы. Живопись, будучи по существу статичной, даёт возможность художнику не только показать вещь как бытовую иллюстрацию, но и рассказать с помощью ее о той жизни, которую он отображает.

      У художника-писателя описание быта большей частью имеет вспомогательное значение. Пушкин описывает усадьбу Верейского, сад, господский дом, картинную галерею, чтобы раскрыть образ князя Верейского, изысканного по своим манерам и вкусам аристократа. Гоголь даёт незабываемое описание комнат старосветских помещиков, чтобы подчеркнуть узость взглядов людей, у которых ни одно желание не перелетало через частокол их усадьбы; ни один звук живого мира не долетал до них, — разноголосое пение дверей заменяло голос жизни, идущей мимо их узкого мирка.

      Через изображение быта, как и через пейзаж, может раскрываться идейный замысел автора.

      Крамской в картине «Осмотр старого дома» (см. стр. 169) и Максимов в картине «Все в прошлом» (см. стр. 165) через изображение предметов и быта рассказали о разорении дворянских усадеб после отмены крепостного права. Бывшие владельцы именин или уехали в город, или оставались доживать свои век в маленьких флигельках с теми из своих слуг, которые были порой «большими крепостниками, чем их господа». Старый барский дом заколочен, он стал не нужен, его даже трудно продать: усадебная жизнь мало привлекает представителей капитала. Если бы кто-нибудь захотел войти в этот дом (Крамской «Осмотр старого дома»), то увидел бы там в одной из комнат старинную мебель в запылённых чехлах, в беспорядке расставленную у стены, стол красного дерева без скатерти, на стенах картины в багетных рамах, он увидел бы безмолвных свидетелей бы того довольства и беспечности жизни бывших владельцев. Свой идейный замысел художник раскрывает при помощи размещения бытовых аксессуаров: почти все предметы сдвинуты на второй план картины, до некоторых из них даже не добирается луч света, проникающий через окно. Сноп солнечных лучей освещает пустой передний план картины. Пустота первого плана и сконцентрированность второго усугубляют впечатление общего запустения. Чтобы создать целостность восприятия, Крамской скрепляет первый и второй план своей картины двумя художественными моментами-деталями: слева у окна стоит стул, очевидно, без сиденья, а справа сгорбленный человек, старый слуга, с трудом отпирает заржавленный замок. Пыльно-золотистая дымка заходящего солнца вуалирует всю картину и этим ещё более усиливает ощущение невозвратимого прошлого.

      Итак, картина живописи как художественная параллель литературному произведению помогает раскрыть его тему и уяснить идею. Это — первое.

      Во-вторых, картина углубляет понимание художественного образа-персонажа с его индивидуальными психологическими особенностями и в его социально-политических взаимосвязях.

      В-третьих, на основе зрительных восприятий картина раскрывает понятие художественного образа-пейзажа и быта.

      В-четвёртых, она конкретизирует понимание художественной детали и композиции.

      В целом картина помогает видеть, понимать и оценивать жизнь в её разнообразных проявлениях, а целенаправленное толкование содержания картины содействует формированию коммунистического мировоззрения учащихся.

      Все эти задачи должны разрешаться на основе материала, глубоко идейного и облечённого в совершенную художественную форму, что в свою очередь разрешает проблемы эстетического воспитания, облагораживает личность и воспитывает вкус учащихся.

      Приводимые ниже опыты ставят перед собой следующие четыре цели:

      1) Показать, как в процессе обучения картина художника, поставленная наряду с литературно-художественными произведениями, может выполнять те же познавательно-воспитательные задачи, что и литературное произведение, но разрешает их своими собственными художественными средствами, присущими живописи.

      2) Показать, как и в каких случаях картина художника помогает учащимся лучше понять литературное произведение с его основными компонентами (персонаж, быт, пейзаж).

      3) Наметить систему в работе над картиной, согласовав её с возрастом учащихся и требованиями программы по литературному чтению для V — VII классов.

      4) Познакомить с результатами (с работами учащихся), к каким может привести систематическая работа над произведениями живописи на уроках литературы.

      Разрешение всех указанных выше задач тесно связано с работой над культурой устной и письменной речи учащихся.

      Как часто от преподавателей V — VII классов слышатся замечания о том, что язык наших учащихся вял, бледен, что их слова не раскрывают мысли, предложения употребляются без логической связи между собой или с явными семантическими ошибками. Преподаватели указывают ц на то, что учащиеся даже знакомый им материал не умеют изложить с должной эмоциональностью и убедительностью. На эти замечания передовые представители педагогической мысли отвечают, что искусство писать есть искусство видеть, искусство чувствовать, искусство оценивать, искусство изображать, — пусть у описывающего в его работе действуют все чувства. А раз письменная (добавим — и устная) речь есть искусство, для которого требуется развитие всех чувств, то этому искусству надо обучать, надо выработать методы, ведущие к достижению поставленных педагогических целей.

      Для того чтобы учащиеся VI — VII классов могли дать самостоятельную устную или письменную работу описательного характера, требуется продуманная подготовительная работа как по изучению литературных произведений, так и по развитию навыков видеть окружающий мир, не только видеть, но уметь отделить в виденном и пережитом главное от второстепенного, общее от частного. Для этого необходимо обогатить учащихся наибольшим количеством наблюдений, так как именно эти наблюдения вызовут в них потребность в накоплении словарного материала и в его качественном отборе.

      Необходимо, чтобы материал для наблюдений был ярок, многообразен, эмоционален, глубок по содержанию, чтобы он сам вызывал у учащихся потребность при устной или письменной его передаче использовать не шаблонные выражения, а более выразительные слова, передающие образно то, о чём ученик хочет рассказать.

      Прч обучении устному и письменному рассказу преподавателю приходится постоянно помнить, что учащихся, начиная с V класса, необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определённым содержанием, оставлял целостное впечатление, т. е. был бы композиционно строен.

      В этой большой, ответственной работе преподавателю помогает прежде всего сама художественная литература со своим богатством внутреннего содержания и образных словесных выражений.

      Картина живописи также должна занять в этом процессе подобающее ей место.

      В V классе, являющимся первым звеном в системе семилетнего обучения, картина ещё может использоваться в плане педагогических замыслов Ушинского: «Если вы входите в класс, — говорит Ушинский,- — от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо. Вот почему я могу только посоветовать наставнику русского языка достать где-нибудь десяток стенных картинок, которые по содержанию своему могли бы вызвать детей на беседу».

      Этот совет, относящийся к преподавателю начальной школы, может в «лестной мере быть использован и па более высоких ступенях обучения. Школьникам младшего возраста картина поможет «заговорить», найти необходимые слова для простого рассказа, старшим учащимся она поможет найти слова яркие и образные, она будет содействовать обогащению и улучшению их устной и письменной речи.

      Если в V классе картина живописи может оказать эпизодическую помощь в деле ознакомления учащихся с некоторыми теоретико-литературными понятиями и помочь создать систему в развитии письменной речи учащихся, то в VI — VII классах картины живописи должки помочь преподавателю уяснить ученикам специфику литературных произведений и вместе с тем оказать большую помощь в овладении культурой образной устной и письменной речи.

      Работа с преподавателем живописи должна войти в систему методических приёмов, применяемых на данном этапе обучения. В календарный план учителя должны быть включены не только картины, подлежащие разбору в классе, но и экскурсии в картинную галерею, строго организованные, проводимые в плановом порядке.

      Третьяковская галерея в Москве даёт богатейший и разнообразнейший материал для экскурсий. Во многих городах нашей страны также имеются картинные галереи, которые могут быть с успехом использованы в работе преподавателями литературы. Наконец, преподаватели школ, удалённых от центра, при желании могут провести работу на серии цветных открыток или репродукций, на серии специально подобранных фотоснимков.

      Экскурсии в картинные галерой прочно вошли в методическую практику преподавателей старших классов. Этого нельзя сказать относительно V — VII классов. Однако экскурсии, дающие огромный конкретный материал для наблюдений, вполне могут быть систематическими и на этой ступени обучения.

      Экскурсии достигнут своей цели тогда, когда они будут чётко организованы, когда перед ними будут стоять строго определённые задачи и когда руководящая роль в них будет принадлежать преподавателям литературы. (Я имею здесь в виду внутреннее руководство. В конечном итоге желательно, чтобы экскурсоводом мог быть сам преподаватель.)

      Перед каждой экскурсией должна быть проведена определённая подготовка.

      Во-первых, нужно определить место экскурсии в процессе изучения литературного материала: необходимо заранее решить, будет ли экскурсия заключительной к прохождению тех или иных литературных произведений, сопутствующей или предваряющей их изучение.

      Во-вторых, преподавателю совместно е экскурсоводом необходимо составить план, или маршрут, экскурсии (предварительно познакомившись с материалом галереи) и уяснить себе внутреннюю связь между материалом экскурсии, литературным произведением и тем конкретным результатом, который должна дать экскурсия, т, е. какой вид устной или письменной работы будет проведён с учащимися после экскурсии: устный ли рассказ описательного характера, изложение или творческое сочинение.

      В-третьих, перед экскурсией следует сообщить учащимся её цель и наметить те моменты, которые должны быть закреплены в их записях. (Например, нужно записать фамилию автора, название картины и то из рассказа экскурсовода, что особенно обратит на себя внимание самого учащегося; отметить, что понравилось в той или иной картине.)

      В-четвёртых, указать учащимся, что экскурсия — это не прогулка, а та же учебная работа, только проводимая вне пределов класса, а потому для экскурсии у учащихся должны быть приготовлены карандаши и бумага для записи.

      В-пятых, предупредить учащихся, что экскурсия не ставит своей задачей охватить наибольшее количество картин: количество в данном случае подчиняется качеству проработки намеченного маршрута.

      Процесс экскурсионной работы должен проходить серьёзно, вдумчиво, с рабочим настроением. Рекомендуется в начале экскурсии нс начинать сразу объяснения картин, а дать возможность учащимся внимательно всмотреться в них. В процессе работы желательно привлекать учащихся к определению сюжета картины, к описанию той или иной части картины, к определению художественной детали и ее назначения.

      Разнообразные приёмы при объяснении картин зависят от той цели, с которой будет проводиться учебная экскурсия, от того, в каком классе она будет намечена (каков возраст учащихся) и в связи с какими литературно-художественными произведениями будет вестись разбор картины.

      Но во всех случаях направляющими моментами анализа будет классово-исторический подход к произведению искусства, заострённый идейный вывод, обязательное осознание единства содержания и художественных средств, использованных художником, и, наконец, эмоциональное восприятие произведения искусства.

      Анализ идейной направленности той или иной картины неразрывно должен быть связан с анализом формы произведения, т. е. с анализом живописных приёмов художника.

      Художник пользуется красками для выражения своих переживаний, чувств, мыслей; при помощи красок художник вызывает то или иное настроение у зрителя.

      Каждая идейно-тематическая композиция произведения нуждается в соответствующем колорите, в каждой картине должен быть основной тон, преобладающий над всеми остальными, в зависимости от тех идей и чувств, которые руководили художником. Так, известно, что жёлтый, оранжевый и красный цвета внушают идеи радости, жизнеутверждения, и если бы в картинах Перова «Тройка» и «Похороны крестьянина» вместо холодных» серых тонов дать светлые, яркие тона, пропустить луч солнца, то впечатление безысходности горя рассеялось бы.

      Линия — её направление, изгибы — также является приёмом изображения, усиливающим выразительность картины, что можно видеть в указанных выше картинах художника Перова «Тройка» и «Похороны крестьянина».

      «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком», — говорит Маркс. Преподаватель должен постоянно следить за пополнением своих искусствоведческих познаний, за развитием педагогического чутья, которое подскажет ему, что должно быть особо подчёркнуто, выделено во время разбора той или иной картины при одной и той же задаче, стоящей перед экскурсией в целом. Так, например, в V классе, используя при работе над литературно-художественным произведением ту или иную картину живописи, мы должны иметь в виду, что на этом возрастном этапе внимание учащихся хотя и привлекается и светом, и тенью, и краской, но осознания значения этих художественных средств у ребят еще нет; их больше привлекает предмет, участие и значение этого предмета в общем содержании картины. Учащиеся V класса легко ответили на вопрос, почему Прянишников в картине «Дети-рыболовы» (см. стр. 133) отказался от изображения кувшина в руках маленькой девочки, который был намечен у него в первоначальном рисунке, и не сразу догадались, какое значение имел солнечный луч, освещавший основного героя картины, хотя, разбирая этого героя, они сумели доказать, что он является главным персонажем в картине. Поэтому к выяснению вопроса о значении художественных средств надо подходить, принимая во внимание возрастные особенности учащихся.

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика