Skip to main content

Искусство выразительного чтения (Буяльский) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

  Искусство выразительного чтения (Буяльский) 1986

Назначение: КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© "Просвещение" Москва 1986 

Авторство: Болеслав Адамович Буяльский

Формат: DjVu Размер файла: 1.06 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Коротко об основах выразительного чтения

      Эстетические принципы «системы»

      К. С. Станиславского

      и выразительное чтение в школе

      Выразительная триада

      Подготовка к уроку выразительного чтения

      Уроки выразительного чтения

      Декламационная хрестоматия

      Исполнение басен. И. А. Крылов

      «Волк н Ягненок»

      «Волк на псарне»

      «Квартет»

      А. С. Пушкин

      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

      «У лукоморья дуб зеленый»

      «Песнь о вещем Олеге»

      «Анчар»

      «Дуэль»

      «Зимнее утро»

      Чтение былин

      «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      М. Ю. Лермонтов

      «Бородино»

      «Смерть поэта»

      Н. А. Некрасов

      «Размышления у парадного подъезда»

      «Железная дорога»

      И. С. Тургенев

      «Воробей»

      A. М. Горький

      «Песня о Соколе»

      «Песня о Буревестнике»

      B. В. Маяковский

      «Стихи о советском Распорте»

      И завершая...

      Перечень фонозаписей

 {/spoilers}

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Искусство выразительного чтения (Буяльский) 1986 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 КОРОТКО ОБ ОСНОВАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

     

      Сложный процесс формирования гармонически развитой личности неизменно включает совершенствование чувственной природы человека. Авторы многих публикаций, появившихся в связи с реформой школы, упоминают о просчетах и упущениях в эмоциональном, эстетическом развитии учащихся. А. Д. Боборыкин справедливо заметил, что «без понимания поэтического языка человек эстетически слеп и не может воспринять идейный замысел произведения. Именно через чувства, через сознание прекрасного приобщается он к истории своей Родины, к ее природе, осознает свой труд как призвание, учится любить истину, добро и красоту»1.

      Такое замечание справедливо, но далеко не ново. Оно многократно высказывалось лучшими учителями и методистами. Например, Н. Я. Мещерякова более десяти лет тому назад писала, что, как показывает жизнь, «приобретение школьниками специальных знаний по литературе еще не обеёпечивает их нравственной воспитанности», что не случайно упрекают учителей литературы и методистов в недостаточном воздействии на культуру чувств учащихся, «считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Между тем именно развитие эмоциональной сферы растущего человека — одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания»2.

      В документах о реформе школьного образования подчеркивается, что важнейшей задачей шкоды является «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся»3, указывается на необходимость «развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства»4, «усилить роль уроков литературы в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями»5 и содержится требование «совершенствовать методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы».

      Выразительное чтение и является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения строителей коммунистического общества.

      Создавая настоящее пособие, автор в качестве исходного положения руководствовался суждением В. И. Ленина: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем Этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения»1.

      Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса; искреннее восхищение от наигранного восторга; впечатляющую величавость от ходульной патетики; чистосердечное участие от притворного сочувствия.

      Автора преследовали сомнения: не слишком ли мы (методисты-теоретики) озадачиваем и, может быть, даже запугиваем учителя напоминаниями о том, что он должен ясно представлять, какие цели и задачи он преследует, декламируя то или иное произведение. Тогда как главная цель исполнителя состоит в том, чтобы в процессе выразительного чтения, естественно, непринужденно и неназойливо выразить себя, свое личное отношение к поэту, к исполняемому произведению.

      Добрым напутствием в поисках живого звучания поэтического слова может служить высказывание Л. Н. Толстого о том, что в искусстве законченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны.

     

      Чувствовать. Понимать. Воссоздавать. Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст... Не это ли тройственное умение и доставляет радость от встречи с художественным словом и создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной литературы? По-видимому, искусство чтения, искусство воссоздания текста в живом исполнении, не только способствует духовному возвышению самого учителя, но и помогает ему в создании благоприятных условий для духовного возвышения, обогащения учащихся, развития эмоциональной чуткости.

      Итак, чувствовать, понимать, воссоздавать. Предмет этой книги — искусство воссоздания учителем поэтического текста и обучения этому искусству школьников главным образом средних классов.

      Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается также, как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве выразительного чтения опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).

     

      Выразительное чтение — вид искусства. Выдающийся методист дореволюционной школы В. П. Острогорский настаивал: если словесник не овладел искусством выразительного чтения, ему нечего делать в школе. Сказано резко с явным расчетом на будущее и сознанием того,, что выразительное чтение дает возможность учителю почувствовать и понять, какая могущественная сила заключена в художественном слове и как этой силой можно воспользоваться для благотворного влияния на чувства, мысли, волю, характеры детей, учащихся.

      Выразительное чтение — искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка, балет. Скептическое отношение учителя к этому мнению приводит к невосполнимым потерям прежде всего в области эстетического и нравственного воспитания учащихся.

      Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в словодействии. Следовательно, выразительное чтение — не односторонний акт, ибо в процессе словесного действия исполнитель привлекает к творчеству слушателей, активно воздействуя на их чувства, разум, волю, которые являются «двигателями нашей психической жизни»1.

      Выразительное чтение — одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами; оно является одним из видов того труда души, который способствует развитию эмпатических переживаний.

      Выразительное чтение в школе — не только искусство воспроизведения художественного текста, но и предмет обучения детей этому искусству. Воспроизведение художественного текста в классе связано с необходимостью учета возрастных особенностей подростков, высокой степени их активности, чувствительности, эмоциональной возбудимости, создающих «самые благоприятные условия для занятий выразительным чтением»2.

      Искусное чтение — одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.

     

      Декламация — творчество. Искусство устного исполнения поэтического текста определяется терминами: художественное чтение, выразительное чтение, декламация. Существенной разницы между выразительным чтением учителя в школе и художественным чтением со сцены или эстрады нет. И все же некоторое различие существует. Оно обусловлено тем, что характер звучания живого слова зависит не только от содержания, жанра, формы произведения, не только от личности, степени таланта исполнителя, но и от условий, в которых оно произносится, и от конкретного слушателя, которому оно адресуется.

      Сцена, эстрада и школа предъявляют разные требования исполнителям — артисту, декламатору, учителю. Декламатор на эстраде изображает рассказчика либо лирического героя. Учитель произносит текст от себя даже в том случае, когда он «перевоплощается» в лирического героя или рассказчика, образ которого создан автором. Но это совсем не означает, что исполнение учителя должно быть сухим и лишенным артистичности в лучшем смысле этого слова, то есть лишенным мастерства.

     

      Качества декламатора-учителя. Специфика выразительного чтения учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, просто, но искусно (мастерски), искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетическое своеобразие произведения, особенности его художественной формы, жанра, стиля, и в то же время отразить свое личное отношение к произведению, которое им исполняется.

      Исполнение художественного текста — одна из форм самовыражения учителя, самораскрытия его духовного облика. Следует всегда помнить о неоспоримости истины, состоящей в том, что «между качеством конкретного урока... и богатством духовной жизни учителя — тесная взаимосвязь»1.

      Выразительное чтение обязует учителя возбуждать и поддерживать интерес учащихся к изучаемым произведениям, вызывать у них соответствующую реакцию на чувства, настроения, которыми они насыщены, заражать переживаниями, поддерживать у них желание читать и перечитывать произведение и стремление разобраться, в чем состоит его красота, чарующая сила.

      Искусство декламации требует наличия у исполнителя минимума природных качеств, которые обеспечивают успех в работе, особенно если их развивать, совершенствовать.

      От учителя литературы искусство выразительного чтения требует наличия природных задатков, наиболее важным из которых являются: речевой слух, приятный голос, живое воссоздающее и творческое воображение, эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию); способность к целенаправленному волевому воздействию на слушателей, т. е. словесному действию.

      К ученикам-исполнителям требования скромнее, главными из них являются: речевой слух, приятный голос, живое воображение, составляющее основу способности перевоплощения, и хорошая память. Этот перечень важнейзхлх качеств исполнителя приводится с целью помочь учителю в его усилиях по достоинству определить реальные возможности учащихся в приобретении навыков прочувствованного и осмысленного чтения. Учителю необходимо знать, что именно от каждого конкретно взятого ученика можно требовать, это поможет ему строить свою работу на основе учета творческих способностей школьника.

      Понятие речевой слух включает совокупность таких компонентов: физический слух — способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

      фонематический слух — способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

      звуковысотный слух — способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

      Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (В. П. Острогорский):

     

      громче — тише,

      выше — ниже,

      быстрее — медленнее.

     

      Автор книги «Выразительное слово» (СПб.. 1913) С. М. Волконский подчеркивал, что голос — только одежда живой речи, а душой ее является интонация. К этому он добавлял, что красивый голос при плохой интонации — все равно, что красивое, но глупое лицо. Но неприятный голос может свести на нет усилия в создании интонационной редакции исполняемого текста. Вот почему К. С. Станиславский настаивал на том, что даже хороший голос необходимо совершенствовать не только для пения но и для речи. Специальная (дополнительная) работа над голосом учителя требуется в случае отклонения от нормы звучания при наличии хрипоты, визгливости, гнусавости.

     

      Воображение. Развитию художественного воображения много внимания уделял К. С. Станиславский. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.

      Различают два вида воображения — воссоздающее к творческое. Сущность воссоздающего воображения состоит в том, чтобы, внимательно вчитавшись в текст, четко представить детально выписанную автором картину жизни (эпизод, портрет, пейзаж), чтобы ощутить, пережить и затем отразить в живом исполнении (например, «Утро» Никитина).

      Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо схваченную автором, чтобы лучше понять, глубже почувствовать, дабы искуснее продекламировать. Например:

     

      Чу! Восклицанья послышались грозные,

      Топот и скрежет зубов,

      Тень набежала на стекла морозные...

      Что там? — Толпа мертвецов.

      Н. А. Некрасов

     

      В этих скупых словах — огромная картина. Какие чувства она может вызвать, если ее зримо представить?

      Декламатору необходимо иметь представление о различии между сценическим, актерским воображением и воображением декламатора, чтеца. На это различие обратил внимание С. В. Шервинский в статье «О двух воображениях»1.

      Воображение актера ограничено пространством сцены и отличается непосредственностью общения с партнерами и контактов с предметами. Такая непосредственность отсутствует в воображении декламатора. Как бы сливаясь с автором, декламатор находится в мире памяти, в мире воспоминаний. В этом разница между двумя воображениями: действительность в иллюзии (на сцене) и действительность в памяти поэта и чтеца. И поэтому в отличие от интонации актера интонация чтеца как бы просеивается сквозь дымку припоминаний.

     

      Память. Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти. Чем лучше память, тем меньше времени и психической энергии расходует исполнитель на упражнения, этюды, подготовку текстов к декламации.

      Искусство чтения требует, чтобы исполнитель заботился о своей памяти. Для этого следует знать некоторые прописные истины, которыми зачастую пренебрегают.

      Память можно и должно совершенствовать, улучшать. Кто чувствует слабость, недостатки своей памяти, кто недоволен ею, тому следует прежде всего разобраться и установить, каков характер его памяти, какой ее тип. Для этого следует прочесть раздел о памяти в учебнике по психологии. Жалобы на память бывают и несправедливыми, часто пренебрегают ее индивидуальными специфическими особенностями, иногда наивно верят в возможность ее улучшения без каких-либо усилий, затрат психической энергии, а только за счет уменьшения объема заучиваемого материала. Случаются недоразумения, когда к недостаткам памяти относят недостатки восприятия. Завидовать мнемоническим феноменам наивно. Им скорее следует сочувствовать. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть написанную известным психологом О. Р. Лурия «Маленькую книгу о большой памяти».

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ЛИТЕРАТУРА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика