Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Сочинение и изложение в начальных классах (Закожурникова) 1964 год - старые учебники

🐉🎆_PDF_ 📝Скачать Советский учебник

Сочинение и изложение в начальных классах (Закожурникова) 1964

Назначение: Для начальных классов, для учителей

© "Просвещение" Москва 1964

Авторство: Закожурникова Мария Леонидовна

Формат: PDF Размер файла: 32 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сочинение и изложение в I классе

Сочинение

Работа на основе наблюдений и своего опыта

Работа по картинкам

Изложение 

Сочинение и изложение во II классе

Сочинение

Сочинения на темы, связанные с наблюдениями над окружающей жизнью и природой, с участием детей в трудовой деятельности людей 33

Сочинения по картинкам

Сочинения в связи с изучением грамматики и орфографии

Изложение

Сочинение и изложение в III и IV классах

Сочинение в III классе

Сочинения на основе личного опыта

Сочинения в связи с наблюдениями учащихся

Составление писем

Сочинения в связи с изучением грамматики и орфографии

Сочинение по картинке

Сочинение в IV классе

Изложение в III и IV классах

Приемы работы над языком сочинений и изложений

Работа над словарем

Работа над предложением

Работа над связной речью

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Сочинение и изложение в начальных классах (Закожурникова) 1964 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в обучении русскому языку играют упражнения в устном и письменном сочинении и изложении.

Работа, над изложением и сочинением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.

Работа над изложением и сочинением играет важную роль в развитии логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление ребенка — значит развивать у него способность восприятия окружающей действительности, умение выделять из общего частное (анализ), объединять частное в общее (синтез), развивать умение сравнивать, находить сходное и различное, классифицировать по сходству, выделять главное, существенное.

Изложение и сочинение как раз и являются теми видами упражнений, которые обладают наибольшими возможностями для развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Обучение изложению и сочинению имеет большое значение для нравственного и идейно-политического воспитания учащихся. Содержание прочитанного будит у ребенка чувства и эмоции. Выражая их в своей письменной речи, ребенок переживает эти чувства, выявляет свое отношение к событиям и поведению действующих лиц.

В приемах обучения изложению и сочинению есть много общего, но есть и существенное различие. Оба типа упражнений имеют в виду развитие мышления и речи. Под изложением подразумевается письменная передача своими словами текста, прочитанного учителем или самим учеником. В сочинении ученик излагает свои собственные мысли, появившиеся у него в результате опыта, наблюдений, приобретенных знаний, выражает свои чувства, переживания.

При изложении прочитанного ученик имеет и тему, и содержание, и план, и словарь, и готовое построение речи. Задача ученика состоит лишь в том, чтобы своими словами, но точно, без искажения мысли, передать содержание прочитанного, соблюдая последовательность в развитии мысли, используя некоторые характерные слова и выражения данного текста.

При работе над сочинением ученик располагает только темой, а план сочинения, содержание, словарь, способ выражения мыслей он должен найти сначала при помощи учителя, а позже — самостоятельно. ;

Значение изложения и сочинения в общем и речевом развитии учащихся неодинаково. При изложении чужих мыслей (прочитанного) ученик должен сохраните, основное содержание оригинала, не допуская какого-либо произвольного изменения его смысла, а тем более искажения. Изложение прочитанного дисциплинирует мышление и речь ребенка.

Обучение изложению прочитанного теснейшим обра зом связано с обучением детей сознательному чтению Методические приемы, применяемые на уроках чтение при разборе прочитанного, необходимы и при обучении письменному изложению.

Основные методические приемы, обеспечивающие понимание детьми читаемых рассказов или статей, таковы: 1) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух или про себя; 2) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя; 3) установление логической последовательности мыслей (плат прочитанного), выделение главной мысли; 4) пересказ прочитанного (устно) в целом или по отдельным частям? кратко или подробно.

Точно так же проводится и подготовка к письменному изложению прочитанного; разница заключается толь ко в том, что урок чтения заканчивается устным пересказом, а на уроке изложения содержание прочитанного учащиеся передают письменно.

Сочинение же всегда обращено к творческим силам ученика, оно требует самостоятельности мышления, живости воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы, предложенной ему учителем или выбранной им самим.

Последовательность и логическая связь мыслей (план) являются важнейшим качеством изложения и сочинения. Понятие о последовательности и связи мыслей развивается у детей постепенно. Учитель должен ясно представлять себе приемы работы над планом, начиная от готового плана или составленного детьми при помощи учителя и кончая самостоятельным составлением плана в IV классе.

Работа над изложением и сочинением проходит т р и этапа:

1. Подготовка к изложению или сочинению (разбор содержания, установление последовательности изложения, речевая работа: словарь, построение предложений, предупреждение орфографических ошибок).

2. Письмо изложения или сочинения.

3. Исправление логических, речевых и орфографических ошибок в написанных детьми работах.

Помощь учителя (в I—III классах) должна иметь место не только при подготовке детей к работе, но и во время ее выполнения (2-й этап). Проходя по классу и присматриваясь к письму детей, учитель по просьбе ученика или по своей инициативе без прямой подсказки дает ученику верное направление в подборе слова, в построении предложения, в правильном написании слова.

По мере развития у детей навыков правильной речи г помощь учителя от работы к работе, от класса к классу уменьшается, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному изложению своих мыслей. Должны иметь место и совершенно самостоятельные творческие работы на темы, выбранные самими учениками и выполненные „без помощи учителя. Необходимо постоянно будить у детей стремление к такому творчеству.

Учитель должен постоянно следить за речью учащихся.

Нужно развивать у детей как в устной, так и в письменной речи навык правильного согласования слов, употребления падежей, предлогов, правильного расположения слов в предложении, учить детей разнообразить свою речь, не повторять одних и тех же слов (и, затем, потом) и выражений, использовать различные виды предложений, изученных на уроках грамматики. Такую работу нужно начинать с первых дней появления ребенка в школе, проводя ее в I и II классах без сообщения правил, которых дети еще не знают.

Учащиеся начальной школы, согласно программе, учатся различать и строить простые предложения: не- , распространенные, распространенные с наличием в них подлежащего — существительного или личного местоимения—-и простого сказуемого—глагола в прошедшем, настоящем или будущем времени,— предложения х однородными членами, а также простейшей формы сложные предложения; предложения из 2—3 простых сочиненных предложений; предложения с прямой речью, предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Задача учителя состоит не только в обучении детей умению различать эти виды предложений и строить их, но и пользоваться ими для выражения своих мыслей и чувств в связной речи, в сочинениях, изложениях, письмах и пр.

«Основной материал для устных и письменных работ, — говорит программа,— должны давать учащимся наблюдения над жизнью и трудом взрослых, над практикой коммунистического строительства в нашей стране, участие в общественно полезном труде. Учащиеся ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе, за растениями, домашними животными, знакомятся с родным краем, с трудом людей в саду, огороде, поле, в мастерской, в колхозе. Они играют дома, в школе, на улице, работают на уроках труда, проводят экскурсии, помогают родителям, дежурят по классу и по школе».

Дети рассматривают картины, участвуют в просмотре кинофильмов, телевизионных передач, слушают радио. Все это может быть предметом связных рассказов, как устных, так и письменных*

Различные виды соответствующих устных и письменных упражнений в связной речи указаны для каждого класса в программе по грамматике и орфографии под рубрикой «Связная речь» и в программе по чтению. Количество обучающих сочинений в течение года определяется программой таким образом: примерно 12 работ во II классе, 15 — в III, 18 — в IV, 2-—3 работы в четверть по 3 часа на каждую: 1 час для подготовки, 1 для выполнения письменной работы, 1 час для коллективного обсуждения с учащимися качества выполненной ими работы: содержания, построения речи, орфографии.

В младших классах (I—II), когда дети еще не овладели техникой письма, преобладают устные упражнения в пересказе и рассказе. Однако устные формы упражнений должны применяться в этих классах не только в силу необходимости, они должны преследовать и особую цель — развитие устной речи.

В III и IV классах устные упражнения — пересказ и рассказ (сочинение), имеющие целью развитие устной речи, — должны занимать в плане работы особое место. Не всякое сочинение заканчивается письмом, но большая часть письменных упражнений в изложении или сочинении в той или иной мере должна предваряться устной работой. Задача учителя при устных ответах учеников — следить не только за правильностью содержания его ответа, но и за его грамматической правильностью, за выразительностью его речи, не допуская в ней небрежности, неряшливости.

Учащиеся начальной школы упражняются главным образом в сочинениях и изложениях повествовательного характера, изображающих события, следующие в определенной связи и определенной последовательности — одно за другим (рассказ). Однако в III и IV классах сочинения могут иметь и характер описания, изображающего наиболее существенные признаки предметов и явлений, и даже характер примитивного рассуждения, например: «Какие книги я люблю читать», «Какая работа мне больше нравится» (IV кл.).

Некоторые учителя из опасения, что дети, не имея еще твердых орфографических навыков, допустят в изложениях и сочинениях большое количество орфографических ошибок, откладывают обучение этим видам письма до второго полугодия II класса или даже до

Ill класса. Но такие опасения могут иметь основание только в том случае, если упражнения в изложении и сочинении оторваны от обучения орфографии.

. Орфографическая грамотность учащихся должна быть повседневной заботой учителя.

У многих учителей возникает вопрос о том, с чего нужно начинать обучение речи: с изложения или сочинения (составления своих рассказов). К. Д. Ушинский писал, что дети часто не могут повторить того, что сказал или прочитал учитель, но стоит показать им картину, как у них возникает стремление выразить в речи возбуждаемые ею мысли и чувства. Дошкольники постоянно рассказывают о своих переживаниях, беседуют со своими игрушками. При обучении грамоте учащиеся ежедневно составляют рассказы по картинкам и предложения с данными словами. Эта естественная потребность детей выражать в речи свои мысли и чувства говорит о том, что в основе обучения речи должны лежать постепенно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов, непосредственно связанных с переживаниями детей.

Одновременно должно начинаться и обучение пересказу и письменному изложению прочитанного или слышанного (чужих мыслей).

СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Закожурникова М.Л. , Русский язык - Сочинения, Изложения, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Для младших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика