Сочинение и изложение в начальных классах (Закожурникова) 1964 год - старые учебники
🐉🎆_PDF_ 📝Скачать Советский учебник
Назначение: Для начальных классов, для учителей
© "Просвещение" Москва 1964
Авторство: Закожурникова Мария Леонидовна
Формат: PDF Размер файла: 32 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сочинение и изложение в I классе
Сочинение
Работа на основе наблюдений и своего опыта
Работа по картинкам
Изложение
Сочинение и изложение во II классе
Сочинение
Сочинения на темы, связанные с наблюдениями над окружающей жизнью и природой, с участием детей в трудовой деятельности людей 33
Сочинения по картинкам
Сочинения в связи с изучением грамматики и орфографии
Изложение
Сочинение и изложение в III и IV классах
Сочинение в III классе
Сочинения на основе личного опыта
Сочинения в связи с наблюдениями учащихся
Составление писем
Сочинения в связи с изучением грамматики и орфографии
Сочинение по картинке
Сочинение в IV классе
Изложение в III и IV классах
Приемы работы над языком сочинений и изложений
Работа над словарем
Работа над предложением
Работа над связной речью
Скачать бесплатный учебник СССР - Сочинение и изложение в начальных классах (Закожурникова) 1964 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в обучении русскому языку играют упражнения в устном и письменном сочинении и изложении.
Работа, над изложением и сочинением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.
Работа над изложением и сочинением играет важную роль в развитии логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление ребенка — значит развивать у него способность восприятия окружающей действительности, умение выделять из общего частное (анализ), объединять частное в общее (синтез), развивать умение сравнивать, находить сходное и различное, классифицировать по сходству, выделять главное, существенное.
Изложение и сочинение как раз и являются теми видами упражнений, которые обладают наибольшими возможностями для развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Обучение изложению и сочинению имеет большое значение для нравственного и идейно-политического воспитания учащихся. Содержание прочитанного будит у ребенка чувства и эмоции. Выражая их в своей письменной речи, ребенок переживает эти чувства, выявляет свое отношение к событиям и поведению действующих лиц.
В приемах обучения изложению и сочинению есть много общего, но есть и существенное различие. Оба типа упражнений имеют в виду развитие мышления и речи. Под изложением подразумевается письменная передача своими словами текста, прочитанного учителем или самим учеником. В сочинении ученик излагает свои собственные мысли, появившиеся у него в результате опыта, наблюдений, приобретенных знаний, выражает свои чувства, переживания.
При изложении прочитанного ученик имеет и тему, и содержание, и план, и словарь, и готовое построение речи. Задача ученика состоит лишь в том, чтобы своими словами, но точно, без искажения мысли, передать содержание прочитанного, соблюдая последовательность в развитии мысли, используя некоторые характерные слова и выражения данного текста.
При работе над сочинением ученик располагает только темой, а план сочинения, содержание, словарь, способ выражения мыслей он должен найти сначала при помощи учителя, а позже — самостоятельно. ;
Значение изложения и сочинения в общем и речевом развитии учащихся неодинаково. При изложении чужих мыслей (прочитанного) ученик должен сохраните, основное содержание оригинала, не допуская какого-либо произвольного изменения его смысла, а тем более искажения. Изложение прочитанного дисциплинирует мышление и речь ребенка.
Обучение изложению прочитанного теснейшим обра зом связано с обучением детей сознательному чтению Методические приемы, применяемые на уроках чтение при разборе прочитанного, необходимы и при обучении письменному изложению.
Основные методические приемы, обеспечивающие понимание детьми читаемых рассказов или статей, таковы: 1) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух или про себя; 2) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя; 3) установление логической последовательности мыслей (плат прочитанного), выделение главной мысли; 4) пересказ прочитанного (устно) в целом или по отдельным частям? кратко или подробно.
Точно так же проводится и подготовка к письменному изложению прочитанного; разница заключается толь ко в том, что урок чтения заканчивается устным пересказом, а на уроке изложения содержание прочитанного учащиеся передают письменно.
Сочинение же всегда обращено к творческим силам ученика, оно требует самостоятельности мышления, живости воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы, предложенной ему учителем или выбранной им самим.
Последовательность и логическая связь мыслей (план) являются важнейшим качеством изложения и сочинения. Понятие о последовательности и связи мыслей развивается у детей постепенно. Учитель должен ясно представлять себе приемы работы над планом, начиная от готового плана или составленного детьми при помощи учителя и кончая самостоятельным составлением плана в IV классе.
Работа над изложением и сочинением проходит т р и этапа:
1. Подготовка к изложению или сочинению (разбор содержания, установление последовательности изложения, речевая работа: словарь, построение предложений, предупреждение орфографических ошибок).
2. Письмо изложения или сочинения.
3. Исправление логических, речевых и орфографических ошибок в написанных детьми работах.
Помощь учителя (в I—III классах) должна иметь место не только при подготовке детей к работе, но и во время ее выполнения (2-й этап). Проходя по классу и присматриваясь к письму детей, учитель по просьбе ученика или по своей инициативе без прямой подсказки дает ученику верное направление в подборе слова, в построении предложения, в правильном написании слова.
По мере развития у детей навыков правильной речи г помощь учителя от работы к работе, от класса к классу уменьшается, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному изложению своих мыслей. Должны иметь место и совершенно самостоятельные творческие работы на темы, выбранные самими учениками и выполненные „без помощи учителя. Необходимо постоянно будить у детей стремление к такому творчеству.
Учитель должен постоянно следить за речью учащихся.
Нужно развивать у детей как в устной, так и в письменной речи навык правильного согласования слов, употребления падежей, предлогов, правильного расположения слов в предложении, учить детей разнообразить свою речь, не повторять одних и тех же слов (и, затем, потом) и выражений, использовать различные виды предложений, изученных на уроках грамматики. Такую работу нужно начинать с первых дней появления ребенка в школе, проводя ее в I и II классах без сообщения правил, которых дети еще не знают.
Учащиеся начальной школы, согласно программе, учатся различать и строить простые предложения: не- , распространенные, распространенные с наличием в них подлежащего — существительного или личного местоимения—-и простого сказуемого—глагола в прошедшем, настоящем или будущем времени,— предложения х однородными членами, а также простейшей формы сложные предложения; предложения из 2—3 простых сочиненных предложений; предложения с прямой речью, предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Задача учителя состоит не только в обучении детей умению различать эти виды предложений и строить их, но и пользоваться ими для выражения своих мыслей и чувств в связной речи, в сочинениях, изложениях, письмах и пр.
«Основной материал для устных и письменных работ, — говорит программа,— должны давать учащимся наблюдения над жизнью и трудом взрослых, над практикой коммунистического строительства в нашей стране, участие в общественно полезном труде. Учащиеся ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе, за растениями, домашними животными, знакомятся с родным краем, с трудом людей в саду, огороде, поле, в мастерской, в колхозе. Они играют дома, в школе, на улице, работают на уроках труда, проводят экскурсии, помогают родителям, дежурят по классу и по школе».
Дети рассматривают картины, участвуют в просмотре кинофильмов, телевизионных передач, слушают радио. Все это может быть предметом связных рассказов, как устных, так и письменных*
Различные виды соответствующих устных и письменных упражнений в связной речи указаны для каждого класса в программе по грамматике и орфографии под рубрикой «Связная речь» и в программе по чтению. Количество обучающих сочинений в течение года определяется программой таким образом: примерно 12 работ во II классе, 15 — в III, 18 — в IV, 2-—3 работы в четверть по 3 часа на каждую: 1 час для подготовки, 1 для выполнения письменной работы, 1 час для коллективного обсуждения с учащимися качества выполненной ими работы: содержания, построения речи, орфографии.
В младших классах (I—II), когда дети еще не овладели техникой письма, преобладают устные упражнения в пересказе и рассказе. Однако устные формы упражнений должны применяться в этих классах не только в силу необходимости, они должны преследовать и особую цель — развитие устной речи.
В III и IV классах устные упражнения — пересказ и рассказ (сочинение), имеющие целью развитие устной речи, — должны занимать в плане работы особое место. Не всякое сочинение заканчивается письмом, но большая часть письменных упражнений в изложении или сочинении в той или иной мере должна предваряться устной работой. Задача учителя при устных ответах учеников — следить не только за правильностью содержания его ответа, но и за его грамматической правильностью, за выразительностью его речи, не допуская в ней небрежности, неряшливости.
Учащиеся начальной школы упражняются главным образом в сочинениях и изложениях повествовательного характера, изображающих события, следующие в определенной связи и определенной последовательности — одно за другим (рассказ). Однако в III и IV классах сочинения могут иметь и характер описания, изображающего наиболее существенные признаки предметов и явлений, и даже характер примитивного рассуждения, например: «Какие книги я люблю читать», «Какая работа мне больше нравится» (IV кл.).
Некоторые учителя из опасения, что дети, не имея еще твердых орфографических навыков, допустят в изложениях и сочинениях большое количество орфографических ошибок, откладывают обучение этим видам письма до второго полугодия II класса или даже до
Ill класса. Но такие опасения могут иметь основание только в том случае, если упражнения в изложении и сочинении оторваны от обучения орфографии.
. Орфографическая грамотность учащихся должна быть повседневной заботой учителя.
У многих учителей возникает вопрос о том, с чего нужно начинать обучение речи: с изложения или сочинения (составления своих рассказов). К. Д. Ушинский писал, что дети часто не могут повторить того, что сказал или прочитал учитель, но стоит показать им картину, как у них возникает стремление выразить в речи возбуждаемые ею мысли и чувства. Дошкольники постоянно рассказывают о своих переживаниях, беседуют со своими игрушками. При обучении грамоте учащиеся ежедневно составляют рассказы по картинкам и предложения с данными словами. Эта естественная потребность детей выражать в речи свои мысли и чувства говорит о том, что в основе обучения речи должны лежать постепенно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов, непосредственно связанных с переживаниями детей.
Одновременно должно начинаться и обучение пересказу и письменному изложению прочитанного или слышанного (чужих мыслей).
СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Автор - Закожурникова М.Л. , Русский язык - Сочинения, Изложения, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Для младших классов