Практикум по современному русскому языку (Ковалев) 1974 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов филологических факультетов педагогических институтов
Книга является практическим пособием для самостоятельной работы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков.
Пособие состоит из двух частей — «Орфография» и «Пунктуация», содержит правила русского правописания и упражнения к ним.
© "Просвещение" Москва 1974
Авторство: Ковалев Виктор Павлович
Формат: PDF Размер файла: 55.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
орфография Состав слова 6
Правописание гласных . 9
- 1. Проверяемые безударные. гласные —
- 2. Непроверяемые безударные гласные. 11
- 3. Чередующиеся гласные. 13-
- 4. Гласные после шипящих. 18
- 5. Гласные после ц. 22
- 6. Употребление букв э, е, ё и сочетания йо 25
Повторительные упражнения на правописание гласных 26
Правописание согласных 28
- 7. Проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные —
- 8. Непроизносимые согласные 29
- 9. Употребление буквы щ и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч> звучащих как 14. 31
- 10. Двойные согласные. —
Повторительные упражнения на правописание согласных . 44
Правописание ъ и ь 47
- 11. Употребление разделительных Ъ и Ь
- 12. Употребление ь для обозначения мягкости 49
- 13. Остальные случаи употребления ъ. 50
Повторительные упражнения на правописание ъ и ь 53
Употребление прописных букв. 55
- 14. Прописные буквы в начале текста и предложения —
- 15. Прописные буквы в именах собственных 56
- 16. Прописные буквы в сложносокращенных словах и аббревиатурах 60
Повтори тельные упражнения на употребление прописных букв 61
Правила переноса слов 63
- 17. Основные правила переноса —
Правописание приставок 65
- 18. Приставки на согласную (кроме з — с) и гласную. Приставка с- —
- 19. Приставки на з — с . 66
- 20. Приставки пре- и при-, про- и пра, раз- (рас-) и раз-
(рос-) . 68
- 21. Гласные ы и и после приставок 69
Повторительные упражнения на правописание приставок . 70
Правописание имен существительных 72
- 22. Падежные окончания имен существительных —
- 23. Суффиксы имен существительных.
- 24. Сложные имена существительные.
Повторительные упражнения на правописание имен существительных
Правописание имен прилагательных
- 25. Падежные окончания имен прилагательных
- 26. Суффиксы имен прилагательных.
- 27. Сложные имена прилагательные.
Повторительные упражнения на правописание имен прилагательных
Правописание глаголов .
- 28. Личные окончания глаголов
- 29. Суффиксы инфинитива и прошедшего времени
- 30. Суффиксы причастий.
Повторительные упражнения на правописание глаголов , .
Правописание наречий
- 31. Слитное написание наречий
- 32. Раздельное написание наречных сочетаний
- 33. Дефисное написание наречий .
Повторительные упражнения на правописание наречий
Правописание частиц .
- 34. Раздельное написание частиц
- 35. Дефисное написание частиц
- 36. Различение частиц не и ни
- 37. Слитное и раздельное написание частиц не и ни с разными частями речи
Повторительные упражнения на правописание частиц . / Правописание предлогов.
- 38. Раздельное, дефисное и слитное написание предлогов и предложных сочетаний
Правописание союзов.
- 39. Слитное и раздельное написание союзов
Употребление дефиса в междометиях, звукоподражаниях и внутри слов разных частей речи
- 40. Дефис в междометиях и звукоподражаниях
- 41. Дефис для обозначения долгого Произношения звуков и слов
Повторительные упражнения на правописание предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов
Повторительные упражнения по орфографии
Диктанты по орфографии
пунктуация
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
- 42. Употребление точки.
- 43. Употребление вопросительного знака.
- 44. Употребление восклицательного знака
- 45. Употребление многоточия
Повторительные упражнения на расстановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи.
Тире между членами предложения
- 46. Тире между подлежащим и сказуемым
- 47. Тире в неполном предложении, соединительное и интонационное тире
Повторительные упражнения на употребление тире
Пунктуация при однородных членах предложения 165
- 48. Однородные члены, не связанные союзами —
- 49. Однородные и неоднородные определения 166
- 50. Однородные члены, связанные ^повторяющимися союзами 169
- 51. Однородные члены, связанные повторяющимися и парными союзами 170
- 52. Обобщающие слова яри однородных членах предложения 173 Повторительные упражнения на употребление знаков препинания при однородных членах предложения 175
Пунктуация при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 176
- 53. Обособленные определения —
- 54. Знаки препинания при приложениях 180
- 55. Обособленные обстоятельства 183
- 56. Обособленные дополнения, уточняющие, пояснительные и присоединительные слова 185
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 186
Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения 189
- 57. Вводные слова и словосочетания. —
- 58. Вводные и вставные предложения 191
- 59. Обращение 193
- 60. Междометия; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. 194
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 196
Пунктуация в сложносочиненном предложении 199
- 61. Употребление запятой. —
- 62. Употребление точки с запятой, тире и тире с запятой . 204
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания в сложносочиненном предложении . 207
Пунктуация в сложноподчиненном предложении 209
- 63. Употребление запятой, тире и двоеточия. —
- 64. Знаки препинания при сочетании союзов 212
- 65- Употребление точки с запятой и тире с запятой 214
- 66. , Выделение оборотов с союзами как, будто и др . 215
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания в сложноподчиненном предложении. 218
Пунктуация в бессоюзном предложении 221
- 67, Употребление запятой —
- 68. Употребление точки с запятой 222
- 69. Употребление двоеточия 225
- 70. Употребление тире 227
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении 230
Пунктуация при прямой речи и цитатах 232
- 71. Употребление тире и других знаков препинания (кроме кавычек) —
- 72. Употребление кавычек 235
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания при прямой речи и цитатах. 236
Повторительные упражнения по пунктуации 238
Диктанты по пунктуации. 243
Список условных сокращений 250
Скачать бесплатный учебник СССР - Практикум по современному русскому языку (Ковалев) 1974 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено для систематической работы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков студентов факультетов русского языка и литературы.
Пособие состоит из двух частей — «Орфография» и «Пунктуация» и содержит правила русского правописания и разнообразные упражнения к ним.
В теоретической части прежде всего излагаются те сведения, которые регламентированы «Правилами русской орфографии и пунктуации» (М., Учпедгиз, 1956), а также приводятся многие уточнения к разным случаям правописания, разработанные после выхода в свет «Правил.» и нашедшие отражение в специальных справочниках: К. И. Былинский, Н. Н. Никольский. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати, К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. Трудные случаи пунктуации, Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.
В пособии, рассчитанном на подготовку учителей-словесников, не приведены все частные, в том числе важные в первую очередь для редакционно-издательских работников, «технические», правила орфографии и пунктуации, не рассматриваются в нем и некоторые спорные вопросы русского письма, по-разному излагаемые в указанных выше справочниках и не зафиксированные в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года (например, правила об отсутствии запятой в сложносочиненных предложениях, состоящих из двух номинативных, неопределенно-личных, побудительных или восклицательных предложений, и некоторые другие).
теоретическое обоснование современных правил письма в пособии е приводится, так как оно дано в работах: А. Б. Шапиро Русское правописание (М., Изд-во АН СССР, 1961); В. Ф. Иванова. Со- ременный русский язык. Графика и орфография (М., «Просвещение», 1
1966); А. Б. Шапиро. Современный русский язык. Пунктуация (М., «Просвещение». 1966).
В пособии приведены упражнения как на «трудные» случаи орфографии и пунктуации, так и на сравнительно простые правила письма, что позволяет выдержать единую систему русского правописания.
Упражнения размещены по возрастающей сложности и в такой последовательности, которая позволяет выполняющему их как можно чаще повторять усвоенное раньше, постоянно контролировать свои правописные навыки, устанавливать степень сознательности и автоматичности их закрепления, а следовательно, систематически повышать свою грамотность. В конце каждой части пособия, кроме специальных упражнений обобщающего характера, приводятся диктанты; они в достаточной мере насыщены орфографически и пунктуационно и могут быть использованы как для повторительного списывания, так и для проверки усвоенных навыков письма.
Так как знание морфемного состава слова при изучении орфографии необходимо, в начале книги приводится ряд упражнений на выделение приставок, корней, суффиксов, окончаний и соединительных гласных.
В качестве материала для упражнений предлагаются предложения и отрывки из произведений русской художественной литературы XIX — XX веков, но особенно широко — из произведений современных советских писателей; в известной мере в пособии использован материал научной и публицистической литературы. Примеры из литературы приводятся точно и полностью, без перефразировки и сокращений.
При выполнении упражнений, особенно по орфографии, следует пользоваться различного рода словарями, рекомендуемыми ниже (например, орфографическим — при. выполнении заданий на правописание заимствованных и других трудных для усвоения слов; справочником, в котором приводятся трудные случаи употребления однокоренных слов, или одним из толковых словарей — при выполнении заданий на составление предложений со словами, близкими по значению или звуковому составу; словообразовательным словарем — при установлении состава слова, и т. п.).
Автор выражает благодарность сотрудникам кафедры русского языка Смоленского педагогического института, и особенно ее заведующему доценту Н. Н. Холодову, а также кандидату филологических наук Б. М. Гриншпуну, прочитавшим пособие в рукописи и сделавшим ряд критических замечаний. Эти указания помогли внести в учебное пособие уточнения и добавления, способствующие улучшению его содержания.
Автор будет признателен всем читателям, которые сочтут возможным сообщить свои критические замечания и пожелания для дальнейшего улучшения пособия.
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВУЗов и ТЕХНИКУМОВ
Русский язык - САМООБРАЗОВАНИЕ
Русский язык - ПУНКТУАЦИЯ
Русский язык - ДЛЯ ФИЛОЛОГОВ
Русский язык - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, ★ВСЕ➙ Самообразование, самоучитель, Педагогическое образование, Орфография - Правописание, Пунктуация, ★Все➙ Для ФИЛОЛОГОВ, Русский язык - Самообразование, Русский язык - Для ВУЗов-Техникумов, Автор - Ковалев В.П.