Развитие технического творчества младших школьников (Андрианов, Галагузова, Каюкова и др.) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Андрианов, Галагузова, Каюкова и др.) 1990

Назначение: Книга для учителя

© "Просвещение" Москва 1990

Авторство: Павел Николаевич Андрианов, Минненур Ахметхановна Галагузова, Любовь Анатольевна Каюкова и др.

Формат: DjVu, Размер файла: 3.78 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Особенности технического творчества младших школьников

1. Интерес детей к технике

2. Сущность технического творчества младших школьников

 

Глава II. Техническое творчество младших школьников на уроках трудового обучения

1. Техническое моделирование и конструирование на уроках трудового обучения

2. Методы развития технического творчества учащихся

3. Познавательная игра на уроках трудового обучения

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Глава III. Кружки технического творчества младших школьников

1. Основные направления развития внеклассной работы по техническому творчеству

2. Организация учебно-воспитательной работы в технических кружках

3. Формирование детского творческого коллектива в технических кружках

 

Глава IV. Массовая внеклассная работа по техническому творчеству

1. Формы массовой работы по техническому творчеству

2. Методика организации и проведения массового мероприятия

3. Содержание массовой работы по техническому творчеству

 

Приложение

Примерные объекты труда для работы в технических кружках младших школьников

Инструкция для уроков труда и кружковых занятий по техническому творчеству

Литература

Скачать бесплатный учебник  СССР - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Андрианов, Галагузова, Каюкова и др.) 1990 года

Скачать

Скачать...

 

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 

      Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

      Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями на уроках помогает школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

      За годы развития советской школы усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с юными техниками, сложились конкретные организационные формы этого звена учебно-воспитательного процесса, разработаны основы методики занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста по различным направлениям технического творчества.

      Вместе с тем переход к обучению детей с шестилетнего возраста, систематические занятия детей техническим творчеством в группах продленного дня, создание клубов по интересам и различных технических кружков по месту жительства требуют развития и совершенствования технической самодеятельности и творчества учащихся младшего школьного возраста.

      Обобщение и анализ работы с юными техниками, а также изучение специальной психолого-педагогической литературы легли в основу создания этой книги.

      В первой главе раскрывается влияние современных социальных условий на формирование у детей интереса к технике, сущность и особенности технического творчества младших школьников.

      Вторая глава посвящена развитию технического творчества учащихся на уроках труда. Путем анализа программ трудового обучения и методических пособий по труду выявляются необходимые предпосылки и возможности формирования творческой личности школьника на уроках труда. На конкретных примерах рассматриваются методы обучения, стимулирующие познавательную творческую деятельность учащихся.

      В третьей главе освещаются вопросы развития технического творчества младших школьников во внеурочное время. Описывается опыт руководителей технических кружков младших школьников.

      Четвертая глава содержит конкретный материал по организации и проведению массовых мероприятий по техническому творчеству.

      Авторы выражают благодарность учителям и руководителям технических кружков С. П. Фетцер, М. А. Катаевой, профессору Д. М. Комскому, доценту А. И. Ткаченко, старшему преподавателю Г. Г. Корзниковой, которые своими советами, замечаниями и пожеланиями оказали существенную помощь в работе над книгой.

      Авторы надеются, что данное пособие поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, руководителям технических кружков младших школьников.

     

      ГЛАВА I

      ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     

      1. Интерес детей к технике

      Научно-техническая революция и быстрое проникновение достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, механических игрушек, транспортных, строительных и других машин — ребята сталкиваются с ними дома и на улице, видят их в кино и телевизионных передачах...

      — Посадил дед репку, — рассказывает сказку бабушка трехлетнему внуку, — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед тянуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед... Дима, кого он позвал?

      — Трактор.

      У четырехлетней Лены спрашивают:

      — Как летит стрекоза?

      — Как вертолет, — отвечает девочка.

      — Папа, что такое подкова? — обращается пятилетний сын к отцу.

      — Подкова — это... вот... (Отец рисует на бумаге подкову.)

      — Понял, — кивает малыш, — подкова — это магнит.

      К пяти-шести годам, овладев достаточно хорошо речью и накопив большое количество сведений из общественной жизни, дети начинают искать причины явлений, происходящих вокруг них.

      — Почему поезд с одной стороны поехал, а с другой стоит?

      — Почему люди от холода заболевают, а проигрыватель от жаркости?

      Воображение и фантазия семилетнего мальчугана позволяют ему на бумажной ракете умчаться на Луну и Марс. Малышу важна идея! А подробности конструкции и несовершенство техники его не смущают.

      Дети познают и принимают мир таким, каким его видят. Чем больше ребенок видит, чем больше получает сведений об окружающем мире, тем более сложные факты и явления он пытается осмыслить и осознать, а потом и объяснить.

      — Почему машина встала?

      — Перегрелся мотор.

      — Отчего трамвай не едет?

      — Нет тока.

      Это рассуждают не вундеркинды, а обычные семилетние дети. У дошкольников накапливается большой запас представлений и понятий, примитивных и неполных, но исключительно ценных, на которых школа может возводить здание научных знаний. Весьма важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство детей воспринимают окружающую технику. Искусное использование этого эмоционального фактора может воспитать увлеченность ребят техникой, сознательную тягу к знаниям.

      Современная промышленность выпускает с каждым годом все больше механических, электрифицированных, электронных игрушек, которые практически доступны каждой семье. Техническая игрушка, возникнув сравнительно недавно как следствие научно-технической революции, пройдя сложный путь развития от моделей простейших машин и механизмов до сложных электронных агрегатов, стала неотъемлемой частью жизни ребенка.

      «Детский мир». Отдел игрушек. Чего здесь только нет: яркие погремушки и куклы в нарядных платьях, забавные звери и герои сказок, заводные автомобили и космические вездеходы, модели стремительных самолетов и современных кораблей, наборы инструментов, конструкторы... У ребенка при виде этих сокровищ разбегаются глаза. Только и слышно: «Мама, купи! Папа, купи!»

      Но больше всего детей и взрослых у прилавков, где выставлены радиоуправляемые танки и планетоходы, «шагающий и говорящий пингвин», электрифицированная железная дорога, стреляющий огнем пистолет. Явное предпочтение отдается технической игрушке.

      Это подтверждает и изучение ассортимента и количества игрушек в 120 городских и сельских семьях. Оно показало, что 80% всех игрушек, которыми дети играют дома, представляют всевозможные машины, различные конструкторы и другие технические игрушки.

      Большим спросом у ребят пользуются игровые автоматы «Морской бой», «Охота на лис» «Стрелок», электронные игрушки «Ну, попади», «Найти клад», электронные видеоигры.

      На развитие интереса детей к технике серьезное влияние оказывают средства массовой информации: научно-популярные кинофильмы, телевизионные передачи о достижениях науки и техники, например, в изучении космического пространства, о проникновении новейшей электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности и др. Детская литература в доступной и увлекательной форме знакомит дошкольников и младших школьников с историей техники, ее настоящим и будущим. Поток такой информации с каждым годом возрастает.

      Активное воздействие на интересы детей оказывает возросший за последние годы общеобразовательный уровень родителей, а также технические наклонности и увлечения взрослых, с которыми общаются ребята.

      Таким образом, в современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, нередко еще в дошкольном возрасте проявляются у них явные технические наклонности. Интерес, как утверждают психологи, — это мотив, стимул к действию. В чем он проявляется?

      Взрослые часто сетуют на то, что не успеешь сыну купить игрушку, как он ее уже разобрал, сломал. Порой взрослым невдомек, что толкает ребенка на это жажда знания, стремление понять, почему автомат трещит и крутятся колеса машины.

      Ребенку уже неинтересно вырезать из бумаги фигурки, ему нужно самому построить самолет или ракету, обязательно действующую. Старшие школьники нередко самостоятельно проводят физические и химические опыты.

      Недавно был проведен опрос одаренных конструкторов. Им задавались следующие вопросы: когда они начали заниматься техническим творчеством? Откуда получили первые сведения о технике? Кто дал им первый импульс к этим поискам? Результаты опроса весьма поучительны. Дети начинают увлекаться конструированием, электрорадиотехникой с 8 — 9 лет, причем количество интересующихся техникой резко возрастает к 12 — 14 годам, а затем идет на убыль.

      Первые сведения по техническому творчеству они чаще всего получают от старших товарищей, знакомых, инженеров, во Дворцах и Домах пионеров, на станциях юных техников; от школы, к сожалению, почти никогда. А не теряет ли общество много талантов из-за того, что своевременно не развивает детские интересы и не поддерживает их?

      Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети — активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры, конструируют космические ракеты и летающие тарелки. Создают свое, «новое, никому ранее не приходившее в голову». Однако с годами эта способность у ребенка исчезает, что является большой потерей как для личности, так и для общества в целом.

      Если представить себе пирамиду разума, вершина такой пирамиды — выдающиеся умы человечества.

      Чем ниже слой, тем он мощнее, шире и моложе по возрасту. Как высота и мощь дерева зависят от силы и крепости корней, так устойчивость пирамиды зависит от прочности ее фундамента. Что же в основании? Где изначальный источник человеческого разума, резерв науки и технического прогресса? Ответ может быть только один: дети.

      Все знания, колоссальная информация, накопленные человечеством, непрерывно передаются новым поколениям. И от того, насколько хорошо организована система передачи опыта к знаний, во многом зависит прогресс общества, его движение вперед.

      2. Сущность технического творчества младших школьников

      Что такое техническое творчество? Каковы особенности творческой деятельности в области техники учащихся младшего школьного возраста? Ответы на эти вопросы можно найти в трудах виднейших советских психологов и педагогов, а также в новаторском опыте учителей и руководителей технических кружков.

      Исследуя проблемы развития технического творчества школьников, большинство ученых отмечают прежде всего результат деятельности учащихся, его общественную, социальную значимость.

      Изобретение, рационализация дают непосредственную практическую пользу, повышая эффективность общественного производства.

      Но в воспитании личности, способной к техническому творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только как следствие его — результат труда. Советские психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, что все без исключения люди обладают творческим потенциалом, хотя и в разной степени.

      В Москве на 31-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей девятиклассникам И. Климову и А. Мясникову из г, Рязани за прибор «Анализатор динамики автомобиля» было выдано авторское свидетельство на изобретение. Суть изобретения заключалась в следующем: на прибор, который находится в кабине машины, автоматически поступают данные о перевозимом автомобилем грузе, качестве протектора шин, температуре окружающей среды, состоянии покрытия дорог. В результате стрелочный индикатор на шкале прибора показывает водителю безопасную в данных условиях скорость движения автомобиля. Если водитель проигнорирует рекомендации автоматики, сигнал от прибора поступает на тормозную систему и скорость машины снижается автоматически. Авторское свидетельство, которое получили юноши за этот интересный и нужный всем автолюбителям, и не только им, прибор, говорит о высокой оценке их труда и большой его общественной значимости.

      На VIII Всероссийском слете школьных лесничеств и юных друзей природы восьмикласснику А. Фарсобину из г. Владимира было присуждено первое место за универсальный прибор для радиологической разведки зараженности леса вредителями.

      Семиклассники Н. Володина и К. Кармашев предложили сделать для кабинета физики электровикторину, с тем чтобы ребята могли тренироваться в запоминании формул. Хотя идея электровикторины далеко не нова, но школьники были инициаторами ее реализации. Кроме того, известную конструкцию викторины они наполнили новым физическим содержанием. Прибор был изготовлен и помог в изучении физики их одноклассникам.

 

★ НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ"

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ "

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика