Skip to main content

Техническое творчество школьников (Горский) 1981 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Техническое творчество школьников (Горский) 1981

Назначение: Книга адресована классным руководителям, работникам органов народного образования, она также будет полезна представителям родительской общественности. 

Книга знакомит с системой внешкольной работы по развитию технического творчества учащихся в нашей стране. Центральное место в книге занимает описание лучших технических устройств, разработанных и изготовленных учащимися в технических кружках школ и внешкольных учреждений.

Для организаторов и руководителей технического творчества учащихся в школах и во внешкольных учреждениях, станциях и клубах, юных техников, во Дворцах и Домах пионеров. 

© " Просвещение" Москва 1981

Авторство: Автор – Горский В.А

Формат: PDF Размер файла: 39.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

1. От технического моделирования к рационализаторской работе . . 11

2. В совместном труде с рабочими 19

3. «Живешь на селе — знай технику!» ........... 47

4. Юные техники — транспорту и строительству . 63

5. Школьная организация ВОИР 69

6. Методы развития технического творчества школьников .... 83

Приложение 92

Примерный перечень тем для рационализаторской работы в школьных организациях ВОИР . . —

Откуда выписать литературу по вопросам технического творчества 95

Литература . . . —1

Горский В. А.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Техническое творчество школьников (Горский) 1981 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Задачи развития нашего общества все более настойчиво выдвигают перед школой, внешкольными учреждениями требование неуклонного повышения качества практической подготовки школьников к трудовой деятельности после окончания школы, сегодня мало дать детям только определенную сумму знаний — ведь им предстоит жить и трудиться в динамическом, стремительно обновляющемся мире, участвовать в великих коммунистических преобразованиях. И необходимо, чтобы с первых школьных лет подрастающему поколению прививались трудолюбие, умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке политической и научной информации, стремление к неустанному самообразованию.

Современные требования развития нашего общества постоянно выдвигают вопрос улучшения качества общей подготовки выпускников школ к жизни, к практической деятельности в условиях постоянно развивающегося производства.

Новую окраску приобретает центральный вопрос трудовой подготовки учащихся — как и каким умениям учить детей, живущих п условиях современного технического прогресса.

Паша школа дает учащимся глубокие знания основных законов природы, знакомит с основными направлениями развития техники, производства, с отдельными отраслями народного хозяйства. Школьники видят, как быстро создается, совершенствуется техника, развивается наука, появляются новые знания о природе. У них возникает естественное желание — понять, как это все создается, вникнуть в тонкости творческой деятельности человека, получить ответ на главный вопрос: как открывают новое, как рождается новая идея, как эта идея превращается в новую машину, в новый способ производства? Из каких действий складывается творчество рационализатора, рабочего-новатора, изобретателя?

В отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза отмечалось, что «только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной — построено коммунистическое общество»l. Были выдвинуты качественно новые задачи подготовки будущих рабочих не только как высококвалифицированных исполнителей технологического цикла, но, главным образом, активных, грамотных, творческих работников, владеющих знаниями, умеющих применять их в решении практических, производственных задач.

В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» поставлены новые задачи повышения качества комплексного воспитания учащихся, дальнейшего развития внешкольной работы, технического творчества молодежи. Постановление обращает внимание на необходимость всемерного развития шефства трудовых коллективов над школами и профтехучилищами.

Постановление обращает внимание на необходимость с максимальной отдачей, независимо от ведомственной принадлежности, использовать все имеющиеся в стране Дворцы, клубы и другие внешкольные учреждения для развертывания политико-воспитательной и культурно-массовой работы.

В 1978 г, в РСФСР действовали 2540 Домов и Дворцов пионеров и школьников, 526 станций юных техников, 912 клубов юных техников при промышленных предприятиях, около 400 детских речных пароходств, 400 учебно-производственных комбинатов, 18 детских железных дорог, более 30 детских автотрасс и автогородков, около 31,5 тыс. учащихся занимались в технических кружках Домов* и Дворцов культуры. В системе ДОСААФ работало более 500 спортивно-технических клубов и юношеских спортивно-технических школ.

В деятельности внешкольных учреждений четко определились следующие направления.

Первое — формирование у школьников увлеченности трудом, развитие самодеятельного технического творчества, вовлечение младших школьников в активные технические игры, конкурсы и соревнования с самодельными простейшими техническими игрушками.

Второе направление работы связано с формированием и развитием интереса к знаниям основ наук физики, химии, математики, которому помогает участие школьников в олимпиадах юных физиков, химиков, математиков. Ежегодно до 5 млн. учащихся средних школ РСФСР участвуют в этой работе.

По мере приобретения определенного опыта работы в технических кружках школьники получают все большую возможность для участия в рационализаторской, конструкторской деятельности по тематике местного производства.

Поэтому третье направление развития технического творчества школьников связано с ориентацией учащихся на творчество в условиях современного производства. Этому способствует создание школьных организаций Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей (ВОИР),

Школьники участвуют в разработке и изготовлении усовершенствованных наглядных пособий, технических средств обучения, конструируют приспособления, рационализирующие труд в школьных мастерских, на пришкольном участке, в школьной производственной бригаде. Часто деятельность школьных первичных организаций ВОИР осуществляется по планам работы рационализаторов местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, по заказам предприятий бытового обслуживания. Активное участие в этой работе принимают местные советы ВОИР.

Четвертое направление связано с работой по ориентации школьников на инженерно-технические специальности, на поступление в местные вузы. Эта работа проводится совместно с организациями Всесоюзного совета научно-технического общества (ВСНТО) и Всесоюзным обществом «Знание» в форме научных обществ учащихся. Объединения юных исследователей работают иод руководством специалистов местных НИИ и вузов. Итоги работы подводятся на конференциях, где школьники выступают с защитами рефератов.

И пятое направление охватывает учащихся, проявляющих интерес к военно-техническим специальностям. Работа проводит^ ся совместно с организациями и комитетами ДОСААФ.

Практическая подготовка школьников к труду на современном производстве осуществляется двумя путями: вооружение школьников необходимыми знаниями основ наук, умениями и навыками производительного труда и формирование необходимых праве теши» психологических качеств: трудолюбии, желания выполни! ь нужную дли общества работу наилучшим способом, дисциплинированности, чувства ответственности, готовности постоянно учиться н совершенствовать практические навыки и умения.

И процессе внеклассной и внешкольной работы учащиеся, занимаясь углубленным изучением основ науки в предметных кружках, конструируют, как правило, модели, иллюстрирующие действе того или иного закона природы, создают наглядные пособии дли кабинетов физики, химии, математики. В кружках исторических часто изготавливают модели — копии образцов военной и строительной техники разных времен н народов, делают макеты и панорамы мест, где проходили исторические события. При этом школьники приобретают практические навыки работы с простыми материалами и инструментами, знакомятся с историей техники, 11а занятиях в географических кружках создают электрифицированные карты, макеты тех или иных географических зон. В биологических кружках учащиеся более широко знакомятся с основами бионики, строят модели, помогающие понять принципы действия живого мира. В ряде кружков — таких, как кружки юных автоводителей, автокопструкторов, мотоциклистов, кинодемонстраторов, кино- и фотолюбителей, моделистов-спортсменов, — работа школьников связана прежде всего с освоением конкретной техники.

Часто работа в этих кружках завершается сдачей экзаменов, зачетов на получение квалификационных документов, например,: удостоверений киномехаников, фотографов, радистов и т. п., прав на вождение автомобиля, но это не означает, что школьник уже выбрал себе будущую профессию. Все это вносит большой вклад в работу школы по профориентации учащихся. Все более глубокая профориентационная работа проводится в специализированных внешкольных учреждениях, таких, как детская железная дорога, детское речное пароходство, автотрасса и др.

Значительное число учащихся принимает участие в деятельности Домов и клубов юных техников при промышленных предприятиях, Работа в них связана с воспитанием будущего «рабочего-индустриала». Ярким примером этого служит работа Дома юных техников Магнитогорского металлургического комбината. Там ежегодно занимаются до 4,5 тыс. учащихся, до 70% бывших кружковцев по окончании школы выбирают профессии, связанные с металлургическим производством. С воспитанием будущего «рабочего-индустриала» связана деятельность и школьных первичных организаций ВОИР.

Практическая работа учащихся в клубах юных техников при промышленных предприятиях часто моделирует, с определенными допущениями, организацию коллективного творческого труда на базовых предприятиях. Особенно четкие аналогии можно провести в направлении разделения и кооперации совместного труда. Здесь наблюдаются четыре основные вида разделения труда, принятые и на производстве: технологическое, связанное с разделением производственного процесса по периодам, фазам (стадиям) и циклам; квалификационное, обусловленное различной степенью сложности выполняемых работ; функциональное, вызываемое специфичностью задач, которые приходится решать различным группам учащихся, на различных этапах разработки и изготовления технических устройств; пооперационное, когда происходит членение одного целого процесса на отдельные составные части (самостоятельные операции).

Часто кооперация осуществляется между разными кружками. Иногда она проявляется в том, что наиболее сложные детали и виды работ, связанные с изготовлением и отделкой технических устройств (моделей), выполняются на шефствующем предприятии.

Важным обстоятельством, характеризующим деятельность внешкольной работы с учащимися, является то, что в этой работе формируется увлеченность школьника тем или иным видом практической деятельности, которая впоследствии часто переходит в профессиональную целеустремленность, помогающую овладевать значительными высотами профессионального мастерства.

При этом творческая деятельность учащихся характеризуется не только тем, что делает школьник в кружке, какие действия совершает, какие задания выполняет, какие объекты и их стороны изучает и т. д., но главное тем, как он это делает, как получает новые знания (мысленно или в эксперименте), в каком порядке происходят тс или иные действия, как и в каких условиях он осуществляет свою деятельность, какими наглядными пособиями и вспомогательными материалами пользуется, какова роль консультанта и руководителя кружка.

Работа с учащимися по освоению и совершенствованию техники организуется на основе выполнения требования единства обучения и воспитания в целях всестороннего развития активного и культурного труженика современного производства, человека с богатым духовным миром.

Современный школьник проявляет большую активность в поиске своего места в большом всенародном созидательном труде. При этом он часто проявляет нетерпение, а подчас и нетерпимость. На этой основе иногда возникают конфликтные ситуации, порождающие «трудных» подростков.

Старшеклассники признают плодотворным общение только с высококвалифицированными специалистами, мастерами своего дела. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость привлечения во внешкольную работу специалистов науки, техники и производства.

Техническое творчество школьников в наше время многие работники народного образования рассматривают как своеобразный метод практического познания, творческого освоения и совершенствования учащимися окружающего мира техники и производства. Поэтому всю систему внешкольных учреждений можно рассматривать как своеобразный полигон для отработки и практической проверки наиболее прогрессивных методов трудового воспитания и обучения с последующим внедрением их в практику общеобразовательной школы.

В настоящее время лучшие внешкольные учреждения все больше превращаются в своеобразные центры технической культуры п пропаганды методов развития технического мышления и способностей человека к активному производительному труду.

В кружках станции п клубов юных техников наблюдается повышение требовательности к качеству изготовления деталей и в целом технических устройств.

Это находит яркое отражение в работах, представляемых школьниками на Всероссийские слеты юных конструкторов и рационализаторов, на выставки конкурсов «Космос», в работах участников Всесоюзной недели пауки, техники и производства, на итоговых выставках I ГГТМ.

Осуществление воспитательных целей во внеклассной и внешкольной работе в большой степени зависит от того, насколько тесно связаны кружки, клубы и общества с трудовыми производственными коллективами. Наиболее значительных результатов в воспитании удается добиться там, где производственные коллективы принимают непосредственное участие в воспитании школьников, помогают определить тематику работы, оказывают постоянную практическую помощь, помогают внедрять их рационализаторские предложения. При этом идет взаимное духовное обогащение всех участников совместной деятельности.

Дальнейшие достижения успехов на этом пути связаны с повышением требований к каждому работнику внешкольного учреждения, с повышением уровня его технической культуры, политического и научно-технического образования, его профессионального педагогического мастерства.

Работники внешкольных учреждений все чаще пытаются анализировать, обобщать и опубликовывать результаты внешкольной работы с учащимися.

На станциях и в клубах юных техников формируются методические кабинеты, накапливаются и обобщаются материалы о работе профильных кружков, кружков по новой технике. В некоторых станциях и клубах юных техников вводятся личные «творческие книжки», в которые записываются все дела юного техника, его участие в конкурсах, слетах, соревнованиях, конференциях, и летних трудовых делах.

Во внешкольной работе происходит коренная перемена в установке па творческий труд, которая заключается в переходе от методов «развлечь и отвлечь» к методам целенаправленного обучения основам конструирования и рационализаторской деятельности; в переходе от общих слов «о любви к труду» к участию в решении практических задач повышения эффективности и качества местного производства; в переходе от расплывчатых понятий «детское техническое творчество» к организации плановой работы внешкольных учреждений по заданиям и под руководством специалистов местных предприятий, совхозов, колхозов, вузов и ПИИ.

Б Российской Федерации сложилась система проведения массовых внешкольных мероприятий по научно-технической самодеятельности школьников.

Ежегодно в дни зимних каникул проводится Всесоюзная неделя науки, техники и производства. В эти дни в городах и поселках организуются конкурсы мастерства, выставки лучших работ юных техников, показательные выступления моделистов, конференции НОУ, встречи с новаторами труда и лауреатами Всесоюзного смотра НТТМ. В Подмосковье в эти дни проходят соревнования школьников по моделям аэросаней, в Московском Дворце пионеров и школьников — по летающим комнатным моделям; в г. Тюмени проводится конкурс юных автомоделистов на приз областной СЮТ; в г. Барнауле — традиционные соревнования конструкторов-снегоходов; в Челябинской области организуются политехническая олимпиада и конкурсы на звание «Юный

уральский умелец»; в Воркутинском Дворце пионеров встречаются любители трассового моделизма и т. д.

В дни весенних каникул в помещении Центральной станции юных техников РСФСР собираются участники финала Всесоюзного конкурса «Космос», проводимого ВДНХ СССР, Звездным городком, журналом «Моделист-конструктор» и ЦСЮТ РСФСР. Участники конкурса защищают свои проекты, встречаются с космонавтами, знакомятся с новыми экспозициями павильона «Космос» ВДНХ СССР.

В эти же весенние дни проходят зональные олимпиады по физике, химии и математике. На местах организуются школьные и районные выставки технического творчества школьников.

В мае проходит традиционная выставка работ юных радио конструкторов, посвященная Дню радио. Летом организуются областные, краевые, республиканские, Всероссийские и Всесоюзные соревнования по техническим видам спорта среди школьников. Соревнования эти проводят Центральные спортивно-технические и модельные клубы ЦК ДОСААФ и Центральная станция юных техников МП РСФСР.

Совместно с Центральным радиоклубом им. Э. Т, Кренкеля ЦК ДОСААФ и ЦСЮТ РСФСР проводят соревнования среди юных радистов. В июле, как правило, проходят зональные соревнования и финал Всероссийских соревнований, а в августе — Всесоюзные соревнования по техническим видам спорта среди школьников.

В дни летних каникул школьники собираются на традиционные Всероссийские слеты юных рационализаторов и конструкторов, слеты актива научных обществ учащихся, слеты друзей природы и другие.

В это же время организуются соревнования школьников-картингистов на приз газеты «Пионерская правда», соревнования юных авто водителей на приз журнала «За рулем», подводятся итоги заочного конкурса «Лети модель» на приз журнала «Крылья Родины».

Летом широко развертывается работа профильных лагерей, лагерей труда и отдыха, автопробеги, путешествие по воде на самодельных плав средствах, походы юных кинолюбителей и т. п.

В сельских районах активизируется работа отрядов юных механизаторов в школьных ученических бригадах, создаются летучие отряды юных механизаторов по текущему ремонту сельхозтехники непосредственно на полях. По итогам уборки урожая ежегодно более 150 школьников Российской Федерации награждаются медалями «За доблестный труд».

Большой отряд юных техников старшеклассников работает инструкторами в технических кружках городских и загородных пионерских лагерей.

Практика внеклассной и внешкольной работы накопила большой опыт по методике развития технических способностей и практической подготовки учащихся к труду.

Па основе обобщения этого опыта подготовлены и выпущены новые программы технических кружков для школ и внешкольных учреждений. Подготовлены и выпущены методические пособия в помощь руководителям и организаторам технического творчества учащихся, которые приводятся в конце этой книги.

В девятой пятилетке были приняты совместные постановления МП СССР, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и ЦК ДОСААФ, направленные на дальнейшее совершенствование содержания и методов внеклассной и внешкольной работы.

В ряде педагогических институтов (Московский им. В. И. Ленина, Свердловский, Владимирский, Таганрогский) студентов вовлекают в технические кружки, значительные коррективы вносятся в план учебно-исследовательской работы студентов. Все чаще курсовые работы студентов посвящаются проблемам развития технического творчества школьников.

Дальнейшее развитие сети внешкольных учреждений выдвигает новые проблемы, связанные с руководством и управлением их деятельностью в общей системе народного образования, с разработкой новых критериев оценки результатов внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

При этом особое значение приобретает реализация марксистско-ленинского принципа соединения воспитания и обучения с производительным трудом, суть которого была выражена И. II. Лепиным: «...чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» К

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 318.

 

★ВСЕ➙ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ★ВСЕ➙ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ★ВСЕ➙ Внеклассные - Дополнительные занятия, ★Все➙ Руководителям Кружков-Секций, Школьные Кружки - Секции, Автор – Горский В.А

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика