Skip to main content

Математика для детей - второй год обучения (Волковский) 1927 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Математика для детей - второй год обучения (Волковский) 1927 

Назначение: УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛ 1 и 2 СТУПЕНИ - второй год обучения 

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА * 1927 * ЛЕНИНГРАД 

Авторство: Д. Л. Волковский

Формат: PDF Размер файла: 11.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Прямая линия. Проведение прямой линии на земле (стр. 3). Проведение прямой линии в разных работах (стр. 4).

I.Сложение и вычитание до 100 (стр. 5). Сложение и вычитание без перехода через десяток (стр. 5). Продолжительность жизни животных, птиц и человека (стр. 5); меры бумаги (стр. 6). — Сложение и вычитание с переходом через десяток (стр. 7). Задачи на время (стр. 8). — Сложение нескольких чисел до ЮО. Игры (стр. 10). Семья, школа, жилищное товарищество (стр. II); почта, телеграф, железная дорога, трамвай (стр. 11). Таблица для счисления до 100 (стр. 12). — Сложение и вычитание составных именованных чисел (стр. 13). Школьные покупки, измерение роста детей, быстрота движений (стр. 14). Задачи на время, время на железной дороге и телеграфе (стр. 15). — Повторение пройденного (стр. 16); скобки (стр. 17).

II.Умножение и деление до 100 (стр. 17). Табличное умножение до 100 (стр. 17); умножение на 10 (стр. 17), на 9 (стр. 18), на 2 и на 4 (стр. 19), умножение на 8 (стр. 19), на 3 и на 6 (стр. 20), на 5 (стр. 21), на 7 (стр. 21), перемена мест сомножителей (стр. 22). — Табличное деление до 100 (стр. 24): деление на 10 (стр. 24), задачи и примеры с буквою х, связь умножения с делением (стр. 24), деление на 5 (стр. 25), на 2 (стр. 26), на 4 (стр. 27); восьмые доли (стр. 28); деление на 8 (стр. 28); третьи доли (стр. 29); деление на 3 (стр. 30); шестые доли (стр. 31); деление на 6 (стр. 31); на 9 (стр. 32), на 7 (стр. 33); повторение табличного умножения и деления (стр. 34); пятые доли (стр. 35), десятые доли (стр. 36).— Умножение двузначного числа на однозначное (стр. 36). — Деление двузначного числа на однозначное (стр. 37)

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

— Умножение и деление двусоставных именованных чисел (стр. 38). — Умножение однозначного числа на двузначное (стр« 39). — Измерение и вычисление периметров и площадей прямоугольников и квадратов (стр. 40). — Деление двузначного числа-на двузначное (стр. 41).—Деление на однозначное число с остатком (стр. 43). — Деление на двузначное число с остатком (стр. 45).— Нахождение одной и нескольких равных долей числа (стр. 46). — Сравнение дробей с единицей (стр. 47). Раздробление и превращение дробей (стр. 47).

III.Все действия до 100 (стр. 48). Охрана здоровья (стр. 50); наблюдения над природою осенью (стр. 51); огород, сад, библиотека, изба-читальня, больница (стр. 52); сколько выходит муки из зерна,-из муки хлеба; что дает деревня городу и город деревне; из мира домашних животных (стр. 53); приготовление к зиме: одежда и обувь человека, сколько надо корму для животных (стр. 5-1); игра в снежки, катанье на коньках (стр. 55).

I.Счисление до 1 000 (стр. 56). Устно (стр. 56), на счетах и письменно (стр. 57). — Римское счисление до 100 (стр. 60). — Меры длины: миллиметр и др. (стр. 63).

II.Действия над полными сотнями (стр. 61).

III.Сложение и вычитание до 1 000 (стр. 63). Десятки и единицы (без перехода через сотню) (стр. 63); сотни и десятки (без перехода .через сотню) (стр. 65); сотни, десятки и единицы (без перехода через сотню) (стр. 66); десятки и единицы (с переходом через сотню) (стр. 67); сотни, десятки и единицы (с переходом через сотню) (стр. 69); сложение и вычитание любых чисел до 1000. Посев хлеба и молотьба, пища (стр. 71). Сложение составных именованных чисел (стр. 72). Вычитание составных именованных чисел (стр. 73). Сложение дробей с одинаковыми знаменателями (стр. 74). Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (стр. 75). Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (стр. 76). — Задачи на время (стр. 79).

IV.Умножение в пределе 1 000 (стр. 81). Умножение двузначного числа на однозначное и наоборот (стр. 81). Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное, и наоборот: из жизни домашних животных (стр. 83); умножение двузначного числа на двузначное (стр. 84). Раздробление (стр. 86). Умножение составных именованных чисел (стр. 87). Умножение дробей (стр. 88).

V.Вычисление периметров и площадей прямоугольников и квадратов (стр. 89). Вычисление площади прямоугольного треугольника (стр. 90).

VI.Призма и куб (стр. 90). Вычисление объема призм (стр. 90). Измерение и вычисление объема куба (стр. 91).

VII.Деление в пределе 1000 (стр. 91). Деление трехзначных чисел на однозначные (стр. 91). Из жизни животных и птиц, быстрота движений (стр. 93); деление трехзначных чисел на трехзначные (стр. 94); деление трех- заочных чисел на двузначные (стр. 94); деление трехзначных чисел на двузначные (частное — число однозначное) (стр. 96); деление трехзначных чисел на двузначные (частное — число двузначное) (стр. 97). — Деление именованных чисел (стр. 98). Превращение именованных чисел (стр. 99).

VIII.Все действия в пределе 10ОО (стр. 100); задачи на все действия: огород (стр. 102); из жизни перелетных птиц, домашние птицы (стр. 102); домашние животные, день леса (стр. 103).

IX.Начатки геометрии и землемерия (стр. 105). Приборы для проведения горизонтальных, вертикальных и перпендикулярных линий (стр. 105); параллельные линии, черта, ресмус (стр. 106); ватерпас, нивелирование (сгр. 107).

Меры длины (стр. 111).

Для учащих (стр. 112).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Математика для детей - второй год обучения (Волковский) 1927 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Задачи на все действия.

Огород.

1.Сколько дней (недель) проходит от начала посева до созревания картофеля, капусты, огурцов, моркови, свеклы на огороде? Найдите разницу.

2.Длина огорода 45 м, ширина 22 м', его занята дорожками, а остальное грядами под овощи. Сколько гряд в огороде, если длина гряды 21 м, а ширина 1 л£?

3.Чтобы огород давал хороший урожай, надо удобрять его навозом. На 1 кв. м можно класть 8 кг навоза. Сколько надо телег навоза по 320 кг на каждой, чтобы удобрить участок в 120 кв. м!

4.Также хорошо удобрять огород золой, особенно полезна зола для картофеля и свеклы. Надо приблизительно кг золы на 4 кв. м. Сколько потребуется золы для огорода, в котором 18 грядок картофеля длиною 20 м, а шириною у м каждая грядка, и 12 грядок свеклы таких же размеров, как и грядки картофеля?

5.В огороде было засеяно: картофелем 15 гряд, капустой 12, морковью 6. С каждой гряды собрано: картофеля 28 кг, капусты 24 кг, моркови в 3 раза меньше, чем картофеля и капусты вместе. Сколько собрано всего овощей?

6.Поставьте один ящик с прорастающими семенами в теплом месте, а другой — на окне. Узнайте разницу во времени прорастания в часах.

7.Поставьте один ящик с прорастающими семенами в темном месте (или чем-нибудь закройте), а другой — на свет. Найдите разницу в росте семян в миллиметрах.

Огород. — Из жизни перелетных птиц. Домашние птицы.

8.Вредителем огорода является капустная бабочка. Самка кладет в лето 3 раза по 70 яичек, из которых впоследствии выходят бабочки. 6 гусениц весят 1 г. Каждая гусеница до окукливания съедает капусты весом в 60 раз больше, чем весит сама гусеница. Сколько съедят капусты 100 гусениц?

9.Врагом капустной бабочки являются птицы. Синица съедает ежедневно 300 яичек и гусениц капустницы. Сколько капустниц уничтожит в 1 день семья синиц, состоящая из самки, самца и и 2 птенцов, если птенец съедает половину того, что съедает взрослая синица?

10.а) Жаворонки прилетели к нам в прошлом году 20 марта» а улетели 15 сентября. Сколько дней (недель) жаворонки были у нас? в теплых странах? Где были больше и на сколько больше? б) Составьте подобные задачи о грачах, скворцах, ласточках, кукушках, соловьях, диких утках и гусях.

11.Под курицу можно положить 17 яиц, под утку 13, под гу-сыню 5, под индюшку 15. Сколько надо яиц под 17 кур, 13 уток, 24 гусыни и 15 индюшек вместе?

12.На 10 куриных цыплят, при хорошем кормлении, по дости-жении трехмесячного возраста, в среднем, приблизительно выходит: 20 яиц, мяса и творогу по 1 кг, пшена, круп гречневых и ячневых по 4 кг, крошек белого хлеба ~ кг, овса и ячменя по 8 кг. Сколько надо каждого корма на 500 куриных цыплят?

13.На стадо в 20 голов рослых кур, каждая весом в среднем по 2 кг, надо в день поддерживающего корма (т.-е. когда курица не растет, не несет яиц и не откармливается): ячменных или пшеничных отрубей кг, овса кг, ячменя -j-кг, картофеля кг, мясной муки ~0 кг, клеверной муки -$ кг. Сколько надо всего корма для 1 000 рослых кур?

14.Куриное яйцо весит обыкновенно 60 г, — этого веса при-ходится на скорлупу, —• веса на белок и веса на желток. Сколько весит каждая часть яйца в 2-у десятках яиц?

Домашние животные. —День леса.

15.В начале мая в 1-й раз выгнали стадо в 1000 голов на пастбище: в стаде было 112 лошадей, овец в 6 раз больше, чем лошадей, коров в 7 раз меньше, чем овец, а остальные свиньи. Сколько было свиней в стаде?

16.В деревне было 960 голов скота; из них -у составляли овцы, -у лошади, -у коровы, козы, а остальные телята. Сколько было телят?

17.В одном селе было 720 человек. На каждые 10 человек приходилось 3*лошади, 4 коровы и 5 овец. Сколько было голов этого скота в селе? Какую часть всего скота составляли лошади? коровы?

18.На участке, длиною в 40 м и шириною в 25 м, детьми поса-жены деревья, по 3 дерева на 4 кв. м. -у всех деревьев — сосны, а остальные — ели. Сколько посажено елей?

19.Чтобы овраги не увеличивались, по склонам их сажают ■ деревья. В нашей местности длина одного оврага 85 м, а ширина 1 каждого склона 4-|- м. По обоим склонам насажены ивы, по 2 де- 1 рева на 5 кв. м. Сколько деревьев посажено по оврагу?1

20.Чтобы полотно железной дороги не заносило снегом, по 1 бокам его сажают деревья. Сколько деревьев посажено по обе .1 стороны полотна на протяжении км с каждой стороны, если •] одно дерево от другого посажено на расстоянии 1 ж? (250:

21.В нашей местности есть роща, имеющая форму квадрата со стороною, равной 28 м. В ней растет по 3 дерева на 8 кв. м. ■у всех деревьев вырублена. Сколько деревьев вырублено?

22.Из ивы делают обручи. Из каждого ствола выходит по 1 обручу, ценою по 5 коп. На сколько рублей получится обручей с участка в 540 кв. м, в котором на каждые 6 кв. м приходится по 2 ивы?

23.Из березы гонят деготь; из 5 кг бересты получается 1 кг дегтя. Крестьянин собрал 240 кг бересты. Сколько получил он за деготь, если продавал его по 12 коп. килограмм? 

IX. НАЧАТКИ ГЕОМЕТРИИ И ЗЕМЛЕМЕРИЯ.

Горизонтальные, вертикальные и перпендикулярные линии.

1.а) Прямо лежачая линия не по-русски называется горизонтальной линией. Прямо стоячая, или отвесная, линия не по-русски называется вертикальной линией, б) Покажите горизонтальные и вертикальные линии у стены, у окна, в) Какие линии у краев пола? у правой и левой стороны двери ? г) Покажите горизонтальные и вертикальные линии у призмы, у куба.

2.Придайте тетради такое положение, чтобы можно было показать горизон-тальные и вертикальные края (линии) ее.

3.а) Какое положение занимает на часах часовая стрелка в XII ч.? в I ч.? в П1 ч.? б) Посмотрите на часы и скажите, еще когда часовая стрелка бывает в горизонтальном, вертикальном и наклонном положении?

4.а) Начертите прямой угол. Покажите у него горизонтальную и I вертикальную линию. А обе эти стороны, наклоненные друг к другу под прямым углом, называются перпендикулярными друг к другу, б) Пока

жите перпендикулярные линии у стены, у окна, в) Как назвать пересекающиеся стороны прямоугольника? квадрата? Покажите перпендикулярные стороны у этих фигур, г) Покажите перпендикулярные линии (ребра) у призмы, у куба.

5.а) Когда бывает четверть 1-го часа, то в каком положении находятся между собою часовая и минутная стрелки? б) Посмотрите на часы и скажите, еще когда эти стрелки бывают перпендикулярны друг к другу?

6.Наугольники. Столярный наугольник состоит из 2 линеек, прикрепленных друг к другу под прямым углом, при этом одна линейка толще другой (рис. 2). Такого же устройства и слесарный наугольник, но только в нем две линейки одинаковой толщины (рис. 1).

7.Чтобы с помощью столярного наугольника провести прямую линию, перпендикулярную к краю доски, надо тонкую линейку АВ (а-в) положить на доску, а толстую линейку ДЕ (де-е) прижать к краю доски так, чтобы она могла только слегка двигаться по этому краю. Приложив наугольник к точке К (ка), от которой надо провести перпендикуляр, проводим ко краю тонкой линейки линию КМ (ка-эм). Эта линия и будет перпендикулярна к краю доски. Так же пользуются и слесарным наугольником.

Параллельные линии.— Чертежный треугольник.

1. Проведите на доске при помощи

линейки 2 прямые горизонтальные линии.

Смеряйте бумажкой или линейкой расстояние одной линии от другой в начале, в середине, в конце.На каком расстоянии

I I' находятся эти линии друг от друга? Такие

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. линии называются равноотстоящими, или , Параллельные линии. не по-русски сказать, параллельными.

2.Проведите в тетрадях 2 параллельные горизонтальные линии длиною 2 см, на расстоянии 1 см друг от друга (рис. 4).

3.а) Проведите на доске 2 параллельные вертикальные линии длиною 2 дм на расстоянии б см друг от друга б) Проведите в тетрадях 2 такие линии длиною 2 см, на расстоянии */, см друг от друга (рис. 5).

4.а) Проведите на доске 2 параллельные наклонные ливни длиною 1*/а дм на расстоянии 5 см друг от друга (рис. 6).

5.а) Укажите параллельные горизонтальные и параллельные вертикальные линии (края у тетради, у классной доски, у окон, у двери, у стен, у призмы, у куба, б) Укажите непараллельные линии у этих предметов, в) Косые линейки в разлинованной тетради — примеры каких линий? г) Какие параллельные улицы в вашем городе? д) Приведите еще примеры параллельных линий. (Полозья у саней, рельсы железнодорожного пути.)

6.Чертежный треугольник. Для черчения перпендикулярных и параллельных линий удобнее всего пользоваться треугольником и линейкой. Чертежный треугольник есть топкая

доска, сделанная из дерева или металла. Два края (ребра) его

АБ (а-бэ) и БВ (бэ-ве) образуют прямой угол. Все 3 края

различной длины, самая длинная сторона лежит против прямого

угла, самая короткая — нижняя.°"

7.Такой треугольник можно сделать самим из бумаги.Рис- 7.

Возьмите 2 листа писчей бумаги. Согните ее так, чтобы верхний край совпал с левым. Непокрытую часть бумаги отрежьте. Оставшуюся часть согните пополам. Какая получилась фигура ? Покажите прямой угол и перпендикулярные стороны у этого треугольника. Треугольник, в котором есть прямой угол, как называется? (Прямоугольным треугольником.)

8.Приложите чертежный треугольник к доске и скажите, перпендикулярны лп края доски и какие края.’’

9.Начертите прямую линию. Проведите к ней с помощью чертежного треугольника 1 (2) перпендикуляра.

Параллельные линии. — Черта. Рейсмус.

1.Как провести через точку А линию, параллельную прямой БВ? — Приложите треугольник одной стороной угла к линки БВ, к другой стороне прямого угла треугольника приложите линейку Г (ге) и, придерживая ее левой рукой, правой рукой двигайте треугольник вдоль линейки до точки А, через которую проведите линию ДЕ, параллельную Б В.

2.Черта. Для проведения прямых линий, параллельных к краю доски, плотники употребляют инструмент (прибор) черту. Он состоит из бруска АБ, на краю которого находится колодка В, в нее проведения линии, параллельной краю доски, прижимают к доске короткий конец Е бруска прибор.1, длинный конец К (ка) берут в руки; потом, немного прижав острие гвоздя М (эм) к доске, двигают весь прибор от одного края ОП (о-пе) до другого PC (эр-эс). Острие М прибора и начертит прямую АВ, параллельную краю доски ОР (о-эр).

3.Ресмус. Для проведения параллельных линий столяры употребляют прибор рейсмус. Он состоит из колодки, через отверстие которой проходят 2 брусочка (линейки) БВ и ГД с железными штифтиками на концах Е и Ж (же). Брусочки свободно передвигаются в колодке, и штифтики можно приближать и удалять от колодки. Если надо провести параллельную к краю доски (см. рис II), выдвигают один ь брусок из колодки так, чтобы расстояние его штифта от колодки было равно данному расстоянию. Закрепив в брусок в колодке клином К и прижав колодку к кромке доски ЯМ (эль-эм) той площадкой, которая обращена к штифту, двигают рейсмус вдоль кромки, немного прижимая штифт к доске. Штифт и начертит требуемую параллельную линию ОН (о-эн).

Ватерпас. Нивелирование.

1.Ватерпас есть прибор, который служит для проверки, действительно ли в горизонтальном положении находится доска, пол, брус и другие предметы. Ватерпас состоит из 3 брусьев, которые соединены так, что образуют равнобедренный треугольник, т.-е. такой треугольник, у которого 2 стороны равны. К верхнему концу треугольника в точке Б прикрепляется на шнурке отвес. Чтобы узнать, напр., на самом ли деле, прямо (горизонтально) настлан пол в комнате, или для стола насажена доска на ножки, надо ватерпас прикладывать по разным направлениям пола доски, и если гирька приходится над острием, тогда пол и доска стола будут в горизонтальном положении.

2.Для того, чтобы узнать, горизонтальна ли какая-либо поверхность, можно пользоваться блюдечком с цветными полосками по окружности. Блюдечко наполняется водою. Если вода в блюдечке со всех сторон находится на высоте одной и той же полоски, то поверхность, на которой поставлено блюдечко, горизонтальна.

3.Проверьте ватерпасом и блюдечком горизонтальность пола, крышки стола, скамейки, парты.

4.Нивелирование. Иногда надо узнать, насколько одно место (одна точка) на земле лежит выше или ниже другого. Эта работа называется нивелированием и производится при помощи ватерпаса. Упражнения. 1) Узнайте высоту берега (точка Б) над поверхностью воды (точка А). — В точке А вбивайте в землю вертикально (при помощи отвеса) кол до тех пор, пока доска, положенная одним концом на него, а другим на землю, не

придет в горизонтальное положение, что будет видно по ватерпасу, поставленному на доску. Измерьте высоту кола в точке А. Пусть высота кола 1-~- м. Затем вбейте кол в точке Д так, чтобы доска, положенная одним концом на него, а другим в точке Б, была в горизонтальном положении. Измерьте высоту второго кола. Пусть она будет 2 м. На какой высоте берег находится над поверхностью воды, или иначе: на сколько точка Б лежит выше точки А? (Сложите высоты кольев).

2) Найдите высоту железнодорожной насыпи, оврага.

Математика - 2 КЛАСС

БОЛЬШЕ НЕТ

 

МОЖНО НАЙТИ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТКАМ

👇

Автор - Волковский Д.Л., ★Все➙ Учебники 2 класс, Пособия для трудовой школы, Для учащихся младших классов, Математика - 2 класс, Математика - для младших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика