Skip to main content

Пособие по математике для 5-го года обучения в сельской школе (Воронец) 1926 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Пособие по математике для 5-го года обучения в сельской школе (Воронец) 1926 год

Назначение: Учебные пособия для школ I и II ступени

Это пособие предназначается для обучения младшей возрастной группы школ П ступ., преимущественно сельских; полагаю, что оно может быть применимым и в городских школах, где школьники могут приобрести конкретный материал экскурсионным путем.

Пособие составлено применительно к новым схемам ГУС и имеет целью использовать вопросы сельского хозяйства для математической обработки, посильной школьникам 5-го года обучения. Математические навыки, развиваемые и приобретаемые с помощью изложенных в этой книге упражнений, соответствуют в объемном отношении программе, напечатанной при схемах ГУС, и программе, принятой к руководству математическим кружком (по изучению сельского хозяйства) при Центральном доме работников просвещения в Москве. Распределение же всего математического материала проведено по двум принципам: во-первых, я стремился осуществить идею единой математики, а во-вторых, принял во внимание условия и качества работы в соответствии с временами года; поэтому я разделил книгу на з части для осенних, зимних и весенних занятий. Разумеется, преподаватель волен делать отдельные перестановки предлагаемого материала в зависимости от местных и других условий.

Книга предназначается для учащихся, так как в ней изложены необходимые наставления, пояснительные примеры и разного рода справочные сведения. Поэтому, книга может служить и для преподавания по Дальтонскому плану. Самодеятельность учащихся и лабораторность их работы является в этом пособии основным методом.

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА 1926 ★ ЛЕНИНГРАД

Авторство: Воронец А.М.

Формат: PDF Размер файла: 12.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Стр. Предисловие. 3

Часть I. ОСЕННИЙ ТРИМЕСТР.

1. Метрические меры. 5

2. Переводные таблицы и пользование ими 7

3. Вычисление процентных отношений 13

Работы, подготовительные к учету урожая.

4. Общие замечания 18

5. Обмер площади прямоугольного участка земли —

6. Обмер площади прямолинейного участка. земли 21

7. Длина окружности. 22

8. Площадь круга 25

9. Вычисление объема (кубатура) 27

10. Погреб. 28

11. Объем канавы. 29

12. Квадратная яма с наклонными боками. 30

13. Объем цилиндра. 31

14. Объем конуса —

15. Объем усеченного конуса 33

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

16. Объем посуды 34

17. Объем крупных предметов неправильной формы. —

18. Определение веса без взвешивания. 36

Часть II. ЗИМНИЙ ТРИМЕСТР.

Статистический и графический учет урожая. Сметы использования урожая. Вопросы мелиорации хозяйства. Подготовка к посевной кампании.

19. Учет населения и домашних животных 39

20. Учет огородной земли, пашни. и луга 40

21. Учет урожая домохозяина 41

22. Учет урожая в селе 42

23. Расчет сельскохозяйственного. налога —

24. Использование урожая. 43

Стр.

25. Месячный отчет по хозяйству. 47

26. Учет содержания детского дома. 48

27. Денежная отчетность по домоводству. —

Подготовка к вычерчиванию диаграмм, графиков и планов.

28. Чертежные инструменты, пользование ими 49

29. Вычерчивание перпендикулярных и параллельных прямых. 50

30. Копирование угла. Деление угла пополам 57

31. Деление отрезка на равные части 60

32. Прямая и обратная пропорциональность 62

Чтение и вычерчивание диаграмм и графиков.

33. Процентное распределение земли по угодьям 66

34. Годовой ход высоты снежного покрова 67

35. Наблюдения над ветрами. —

36. Число голов скота в РСФСР. 68

37. Круговые диаграммы. Выход молочных продуктов. 69

38. Процентный транспортир 70

39. Материалы для вычерчивания диаграмм 71

Графики.

40. График для перевода фунтов в килограммы и обратно 75

41. Ход температуры больного корью 76

42. Осадки в июне и урожай овса. 77

43. Интерполяция и экстраполяция по графику. 79

44. Годичный ход температуры в разных широтах сев. полушария 81

45. Материалы для вычерчивания графиков 82

Буквенные формулы. Переход к алгебре.

46. Учет навоза 88

47. Учет даваемого скотине корма. 89

48. Буквенные. обозначения, знаки действий 90

49. Алгебра выражение. Преобразование выражений 92

50. Показатель степени 94

51. Равенства,. тождества, неравенства 97

52. Сложение и вычитание одночленов 98

53. Употребление скобок при сложении и вычитании 101

54. Графическое изображение суммы и разности 105

55. Умножение одночленов. 106

56. Графическое изображение умножения одночленов. 108

57. Умножение многочлена на одночлен. 111

58. Умножение многочленов 112

59. Уравнение первой степени с одним неизвестным ИЗ

60. Составление уравнения из условий задачи 120

61. Расчет погрузки на подводу. 123

62. Расчет количества тепла, необходимого для произрастания растений 124

11*

Стр.

Часть Ш. ВЕСЕННИЙ ТРИМЕСТР.

63. Учет остатка сельскохозяйственных продуктов 126

64. Расчет семян, необходимых для огорода. —

65. Расчет выгоды перехода на многополье 128

66. Обмер площади по плану. 129

67. Деление участка земли на плане на равные части. 131

68. Съемка плана. 137

69. Условные знаки на плане. 143

70. Чтение и составление плана 144

71. Планы построек. 147

Экскурсии.

72. Общие замечания. 150

73. Экскурсия. по реке и около реки 151

74. Экскурсия на мельницу или у реки или у пруда 153

75. Экскурсия в лес 154

76. Экскурсия. к железной дороге 156

77. Экскурсия. в совхоз 159

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Пособие по математике для 5-го года обучения в сельской школе (Воронец) 1926 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Записать тару пассажирских вагонов. Измерить длину товарного вагона между краями буферов и внутреннюю его длину, измерить внешнюю и внутреннюю ширину товарного вагона и внутреннюю его высоту; вычислить впоследствии емкость товарного вагона.

Узнать, сколько ведер (перевести потом на литры) подает в минуту кран, из которого берут воду паровозы. Узнать, сколько сажен дров или сколько пудов угля или нефти грузят на тендер. Перевести эти числа в метрические меры. Если на станции встретятся платформы, груженые бревнами, досками, кирпичом, тюками с хлопком, сеном и т. п., то сосчитать, сколько погружено на одну платформу бревен, досок (каких, их размер?), кирпичей, тюков и т. д. Грузоподъемность товарного вагона или платформы равна 1000 пудов, или около 16,5 тонн.

Испросить разрешение на использование станционных весов для определения веса каждого из участников экскурсии.

2. На пути. Отойдя от станции, измерить ширину железнодорожного полотна (верхнего земляного слоя), расстояние между внутренними краями рельсов, между наружными краями рельсов, длину, верхнюю ширину и высоту рельсы. Измерить расстояние между двумя соседними телеграфными столбами. Сколько столбов устанавливается вдоль одного км пути? Определить с помощью высотомера высоту телеграфного столба. Измерить ширину полосы земли, принадлежащей железной дороге, и вычислить, сколько гектаров земли отчуждается для проведения одного километра жел.-дор. пути. Заметить вдоль пути верстовые столбы (может быть, теперь уже установлены километровые столбы? Справиться об этом на станции) и знаки между каждыми 100 саженями. На некоторых дорогах, например, на Октябрьской, имеются знаки между каждыми 50 саж. Сосчитать, сколько шпал уложено на одном пути на протяжении 100 саж., вычислить, сколько шпал нужно на 1 км пути. Отметить по часам время, употребленное на проход одной версты, употребленное на скорый бег между двумя телеграфными столбами; вычислить потом скорость пешей ходьбы в километрах в час, скорость бега в километрах в час.

Заметить знаки уклона пути, записать то, что указано на знаках. Обозначения наклона делаются числами на дощечках, прибиваемых к столбикам. К столбикам прибиваются 2 дощечки, из которых одна зачерненная, а другая — белая с надписью (черт. 102). Став лицом к белой дощечке, мы увидим, как идет путь вперед.

в гору или под уклон

и какой крутизны подъем или уклон. Если белая дощечка смотрит свободным концом вверх, то значит путь идет отсюда в гору, а если вниз — то под гору. Величина уклона характеризуется числовыми надписями на белой дощечке. Эти надписи имеют вид дроби, числитель которой указывает уклон в тысячных долях сажени на одну сажень пути, а знаменатель указывает, на сколько сажен пути простирается уклон.

Например, знак

0,003

270

надо понимать так, что

на каждую из

270 саж. пути уклон равен 0,003 саж., следовательно, на протяжении 270 саж. путь делает подъем на 0,003.270 = 0,81 саж. На некоторых дорогах такие знаки имеют в числителе целое число, показывающее тысячные доли сажени. Например, дробь-— о UU

обозначает, что на 300 саж. пути имеется уклон в 0,006.300=1,8 саж., О

знак отмечает горизонтальность пути на протяжении 400 саж.;

в таком случае и белая дощечка прибита горизонтально.

На станционных путях не должно быть никакого уклона, чтобы останавливающиеся вагоны могли стоять неподвижно.

ВС

Черт. 103.

В дороге, на равнинной местности, предельный уклон пути, по уставу железнодорожного строительства, равен 0,01. Это значит, что подъем не может быт*ь более сотой части длины пути. Например, подъем °‘О1/6оо равен 5 саж. на одну версту. Но такой подъем, может быть, не очень заметный для глаза, на самом деле настолько крут для рельсового пути, что приходится или сократить состав поезда или увеличить тягу, например, пустить поезд с двумя паровозами.

На чертеже 103 линия АВ изображает, в вертикальном разрезе, путь, идущий по отношению к горизонтальной линии А С

— ISO —

под уклоном 0,01. В самом деле ЛС= 10 ст — 100 mm, СВ= 1 тт. Этот уклон, являющийся предельным, не производит на глаз большого впечатления.

3. Наблюдения над проходящим мимо поездом. В ожидании прохода поезда двое наблюдателей становятся у телеграфных столбов, отдаленных друг от друга приблизительно на 100 саж. (или на 250 т), или у двух соседних знаков, отмечающих 100 саж. пути. Выбрать для наблюдения такой участок пути, где железнодорожное полотно не делает заметного уклона. Один из наблюдателей отмечает по часам число секунд, в течение которых поезд.прошел 100 саж., а другой дает платком сигнал, в какой момент поезд прошел мимо первого пункта. Хорошо, если такое наблюдение делают одновременно несколько пар наблюдателей, тогда надо взять среднее число секунд из полученных у отдельных наблюдателей. Вычислить потом часовую скорость поезда, т.-е. сколько километров в час может пройти поезд при наблюденной скорости его движения.

Сосчитать — это делает третий наблюдатель — число вагонов, платформ и цистерн в поезде, постараться заметить число груженых (с пломбою) и пустых вагонов, вычислить потом длину поезда и какую тяжесть передвигает паровоз.

4. Определение скорости распространения звука. Отойдя от станции на расстояние Р/г-2 километра так, чтобы станция была видна с нового места, и, поместившись около путевого знака, по которому можно вычислить расстояние от станции, наблюдать по секундной стрелке часов моменты, когда появилась паровая струя из свистка паровоза, и когда раздался звук свистка. Сосчитать, через сколько секунд после появления пара раздался звук. Разделив расстояние до станции на отмеченное число секунд, можно узнать, о какою скоростью распространяется звук, т.-е. сколько метров проходит звуковая волна в одну секунду при данной температуре воздуха. Надо иметь в виду, что скорость распространения звука зависит от температуры воздуха. Например, при температуре 0° скорость равна 332 т в секунду, а при температуре 16° скорость равна 340 т в секунду.

  • 77. Экскурсия в совхоз.

Взять с собою: 1) термометр; 2) компас; 3) мерную тесьму; 4) складной метр; 5) часы с секундною стрелкой; в) записную тетрадь и карандаш.

1. По прибытии на место ознакомиться в конторе с планом совхоза, ориентироваться по плану, откуда прибыли, где помещаетесь и как расположены постройки и угодья. Собрать сведения о распределении всей земли:

1. Под усадьбою . Ла

2. Огороды

3. Фруктовый сад

4. Питомник.

5. Пашня Ла

6. Луга, пастбища „

7. Лес.

8. Неудобная земля „

Потом, по возвращении домой, вычертить диаграмму процентного распределения земли по угодьям.

2. Ознакомиться с имеющимися на местной выставке диаграммами и графиками, перевести их на числовые данные, а потом вычертить дома такие же диаграммы и графики.

Ознакомиться с севооборотом, записать и потом вычертить схему. Собрать сведения о средней урожайности.

3. Осмотреть хозяйственные постройки и обмерить наиболее примечательные из них для составления потом их плана, разреза и для выяснения площади и объема. К таким постройкам можно отнести новейшие типы сеновалов, подвалов и др.

4. Осмотреть помещения для рабочих, особенно общежития. Измерить площадь, объем и вычислить потом числа т2 и т3, приходящиеся на одного рабочего. Измерить световую площадь общежития (площадь оконных стекол) и отношение этой площади к площади пола.

5. Обмерить в натуре имеющиеся запасы сена и соломы в кучах и стогах, зерна в закромах и мешках, корнеплодов в ямах и погребах; вычислить потом вес этих продуктов.

6. Ознакомиться с породами коров, лошадей, птиц и т. д. Собрать сведения относительно кормовых дач скоту и птице. Осмотреть молочную ферму, собрать сведения об удойности коров, о производстве молочных продуктов. Осмотреть в действии лактодензиметр, т.-е. прибор для определения удельного веса молока.

7. Ознакомиться с сельскохозяйственными машинами, собрать сведения о работоспособности машин, о числе обслуживающих машину во время работы лошадей и рабочих, сличить эти сведения с имеющимися в этой книге (см § 2, п. 13).

8. Осмотреть парники, измерить размеры каждой рамы. Нормальным размером парниковой рамы считается арш. в длину

1 ~

и 1-£ арш. в ширину. Сравнить температуру внутри закрытого парника с температурой воздуха в тени. Измерить высоты передней и задней стенок парника над землей и сделать потом чертеж парника в боковом разрезе, измерить на чертеже транспортиром угол наклона рамы парника к горизонтальной плоскости.

9. Осмотреть питомник. Сосчитать число насаждений разных пород растений на площади в 1 т2, измерить рост растений в связи с их возрастом.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор-учебника - Воронец А.М. , ★Все➙ Учебники 5 класс, Для учащихся средних классов, Математика - 5 класс

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика