Skip to main content

Воспитание читательских интересов у школьников (Рубинштейн) 1950 - старые книги

Советская нехудожественная литература

Воспитание читательских интересов у школьников (Рубинштейн) 1950

Описание: В книге «Воспитание читательских интересов у школьников» освещаются вопросы психологии литературного чтения, формирования интереса к книге, влияния прочитанных произведений на мировоззрение детей и подростков.

В книге рассказывается и о том, как учителя, библиотечные работники и родители должны руководить чтением школьника в целях правильного воспитания юного читателя.

Книга возникла на основе исследования, проведённого по инициативе и при содействии Московского библиотечного института им. В. М. Молотова.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР Москва 1950

Авторство: Рубинштейн М.М.

Формат: DjVu Размер файла: 10 MB

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проблема 3

2. Наши источники . 5

3. Психология литературного чтения 8

4. Основные цели юного читателя. 25

5. Рождение читателя. 29

б. Выбор книги 38

7. Интерес в его основных психологических чертах 46

8. Эволюция интереса юных читателей 56

9. Интерес к сказке, животным и природе. 66

10. Интерес к фантастической литературе 86

И. Интерес к путешествиям и приключениям. 94

12. Интерес к истории и к героике войны НО

13. Социально-бытовой интерес у юных читателей 120

14. Интерес к научно-популярной книге. 128

15. Этические мотивы у юных читателей 136

16. О некоторых общих требованиях юных читателей к книге 158

17. Автор и книга у юных читателей. 168

18. Реакции юных читателей на стиль, композицию и внешность книги 184

19. О воспитании юного читателя 194

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно книгу времен СССР - Воспитание читательских интересов у школьников (Рубинштейн) 1950 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Сделал деревянный меч и латы, разил окружающее».

Значение оформления книги предстанет перед нами всей его существенности, если мы учтём, что дети и подростки — ярко выраженные реалисты; для них внешность книги — первый и весьма влиятельный психологический проводник; его с педагогической точки зрения надо использовать во всей полноте. Это в первую очередь требует от издательств пристального внимания к привлекательному оформлению книги, это даёт полезные указания и автору, и библиотекарю, подчёркивая, как важно само «одеяние» хорошего произведения.

19. О ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ

Изучение психологии юного читателя не может по самой своей сути превращаться в замкнутую теорию; оно необходимо ведёт в каждом своём положении к практике и соответствующим педагогическим выводам. Все обнаруженные здесь закономерности имеют двоякое значение: они констатируют, а в то же время указывают, слагаются в требования. Конечно, психология от этого ещё не становится педагогикой; она открывает перспективы для построения соответствующей мето дико-педагогической системы, для соответствующей практики. Это следующая очень важная задача вполне самостоятельного значения. Тем не менее мы в заключение попытаемся наметить некоторые практические перспективы воспитания юного читателя.

Приучить к чтению и дать нашим детям хорошую высокоидейную книгу — это значит дать в спутники жизни надёжного и очень хорошего товарища и друга. Нет нужды говорить о том, сколько юных людей книга подготовила к жизни, скольких она направила на путь истины, скольких уберегла от падения и ошибок, сколько получили от неё радость и утешение. Когда нам удаётся подвести юного человека к хорошей книге и приохотить его к чтению, это значит, что мы добились большого успеха с далеко идущими воспитательными следствиями.

Возлагая свои надежды на книгу, мы не должны ни на одном этапе нашей работы забывать о том, что книга может иногда приводить даже к полному преображению духовного облика человека (а таких фактов можно указать много) — к подлинному перелому, к переходу в новое качество. Это не должно обманывать нас на тот счёт, что подобному революционному акту предшествует обычно весьма существенный подготовительный процесс. Совершенно естественно, что педагогу необходимо заботливо создавать основу для духовного роста и развития юного читателя; полагаться здесь следует на длительное воздействие и не ждать от одной-двух книг радикальных перемен; чтение и книга постепенно накопляют у юных читателей соответствующие стремления, моральную и умственную энергию. Заметный результат может раскрыться лишь много времени спустя в виде резкого и как бы неожиданного скачка в развитии юного человека. Так, на наших глазах рос и развивался мальчик, который был в 12—14 лет очень неглуп, темпераментен, с правильными нравственными взглядами и чутьём, с очень отзывчивым сердцем; он упивался чтением; но всё это как-то оставалось теоретическим, разряжалось «впустую» — у него одновременно шли на практике моральные промахи за промахами, он в этой полосе своей жизни оставался, как про него шутя говорили, «рабом своих страстей». Но пришла пора, и у мальчика стали раскрываться плоды прежней читательской и воспитательной работы, он быстро и резко стал выравниваться и в своём поведении наводить порядок.

Воспитательное действие книги и чтения имеет ещё и другую сторону, которую также чрезвычайно важно учитывать; действие это сложно, комплексно, и часто очень трудно установить, какой своей стороной книга разбудит живой интерес у читателя, на что именно он по всем своим данным откликнется более действенно.

Вполне понятно, что воспитателю надо крепко держаться основного педагогического требования; ему необходимо опираться на собственные интересы юных читателей. Воспитатель обязан не только дождаться такого момента, когда у ребят загорится интерес, раскроются сопереживание и чувствование, без которых о влиянии чтения и книги говорить безнадёжно, но и создавать' эти интересы, направлять их. Если уже в обучении, в урочно-школьной работе, где каждый шаг учащихся контролируется так или иначе педагогом, требуется наличие интереса как двигателя умственного развития, то тем более насущно он необходим в том свободном отношении к книге, о котором мы говорим в данном случае. Только на почве возникшего, разгоревшегося интереса начинает развёртываться сложная душевная жизнь юного читателя. Из этой основы возникает тот действенный фактор, в котором воспитатель заинтересован особенно, — желание юного человека подражать положительным героям. Конечно, интерес не только начало, он вместе с тем является и следствием; нередко, взявшись за книгу без особого влечения, наш читатель постепенно заинтересовывается и может даже сильно увлечься книгой. Но педагогический принцип остаётся тей не менее в силе: надо опираться на подлинные живые интересы юных людей. Только на этой основе идёт постепенное углубление и разрастание того плодотворного взаимодействия, в какое при чтении должны вступить друг с другом ум, чувство и воля читателя. Интерес вот та почва, на которой вызревают взгляды и стремления юного человека, настоящие убеждения. Чтение всегда' должно' давать оптимистическую перспективу, должно раскрывать подлинные возможности предстоящей жизни юным людям. Белинский в своё время писал: «Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений».

Таким образом!, всё направляет наше внимание на То, каким должен быть материал чтения и как надо им пользоваться; важно дать юному человеку хорошую, высокоидейную книгу, но не менее существенно пробудить желание прочесть её, а главное, активизировать её влияние.

Поскольку речь идёт о литературе, надо всемерно добиваться, чтобы в руки юного читателя попадали действительно художественные произведения, правдивые, жизненные. Педагогическое значение художественности заключается в том, что она способствует выработке убеждения; убеждение вырастает на почве твёрдой, несомненной фактичности, ясной логики, глубоко жизненного, правдивого и яркого изображения жизнеутверждающей перспективности — всего того, что в образной форме всегда даётся в подлинно художественном произведении. Именно это заставляет предпочитать для ребят литературу высокого качества, которая уже завоевала общенародное признание. Естественно, что юные читатели должны

питаться не только классической, старой литературой; мы не раз подчёркивали, что они живут своей современностью, и мы кровно заинтересованы в том, чтобы не только не порывать и не ослаблять эти связи, но и всемерно культивировать их. Мы говорим не о времени возникновения того или иного литературного произведения, а о его направлении, духе. Так, в наше время, наряду с изучением классической литературы, основным руслом чтения должны явиться как с идейной и художественной, таю и с воспитательной точки зрения произведения социалистического реализма. Особенно ревнивым у педагогов должно быть требование идейности при выборе произведений для юных читателей. С безидейностью необходимо вести самую решительную борьбу, изгоняя её из сферы чтения у юных читателей во всех её видах. На этот путь зовут нас, в сущности, и сами наши дети, которые, как мы видели, не просто воспринимают образы, но и предъявляют к ним определённые моральные и нашим социальным укладом выдвинутые общественные требований. Произведения, созданные на основе метода социалистического реализма, тем более воспитательно действенны, что, как мы видели, это направление вполне гармонирует с жизненными интересами самой юности. Существенно также, что литературное воздействие здесь будет идти рука об руку с воздействием самой нашей советской действительности. При такой созвучности легче всего развернуть выполнение важнейшей воспитательной задачи — выработки передовых коммунистических идеалов у нашей молодёжи.

Воздействие книги на юного человека нельзя рассматривать как механический процесс передачи известной суммы идей, мыслей, знаний. В общении читателя с книгой мы обнаруживаем сложное, ^двоякое взаимодействие: с одной стороны, книга и чтение помогают юным людям ковать и определять свои идеалы, а с другой стороны, само читательское восприятие и переживание определяется теми идеалами и взглядами, которые юный читатель принёс с собой из действительности. Влияние книги не имело бы никакой цены, если бы оно не опиралось на формирующийся и непрестанно растущий, развивающийся жизненный опыт ребёнка, т. е. без проверки практикой. Вместе с тем взгляды, идеалы юного читателя, почерпнутые им из окружающей действительности, часто

ещё не осознанные при обращении к книге, начинают обогащаться, продумываться, получают подкрепление и обретают устойчивый, постоянный характер. Так вот может случиться, что юность придёт к книге, как тринадцатилетняя наша читательница, с горячей уверенностью: «хочу быть обязательно из ряда вон выходящим человеком; кем именно — ещё не решила», и только настойчивое размышление, проверка этих стремлений в опыте реально-жизненном и читательском поможет ей определить свой путь. По существу, юные читатели в подавляющем большинстве приходят к книге именно с такими туманными ожиданиями. Они ждут от жизни чего-то большего, стремятся к великим свершениям, но ещё не знают, в чём они будут заключаться, и вот книга становится одним из мощных средств для раскрытия жизненных перспектив, являясь для юного читателя поводом для размышления о жизни и своём в ней месте.

Часто юный человек с каждой новой увлёкшей его книгой начинает чувствовать себя новым человеком; сегодня он видит свою путеводную звезду в Павке Корчагине, завтра он горит стремлением следовать за Олегом Кошевым, Серёжкой Тюлениным, потом его увлекает образ какого-нибудь победителя недр, совершающего трудовые подвиги во славу своей Родины, и так далее, и было бы очень тяжёлой ошибкой, как это часто встречается в действительности, ставить в упрёк эту неустойчивость: это не что иное, как своеобразное и очень ценное примеривание. Конечно, есть натуры, которые очень рано и спокойно нашли себя; большинство же, и притом как раз больше всего люди с повышенными способностями, проходят через подобные искания; они длительно выбирают, прежде чем им раскроется их настоящий путь. Высказывание четырнадцатилетней (V кл.) Веры М. характерно для наших юных людей. Вера М. говорит о себе: «Думала о многом, кем! быть, и всё думаю, но не решила — хотелось бы быть всем». Советская действительность открывает советским юным людям такие грандиозные возможности разнообразного приложения своих творческих сил, что вполне становится понятным жадное желание «быть все м»’.

В отличие от школьного учебного чтения по заданиям, внешкольное должно сохранить свой основной характер свободного отношения к книге. Здесь необходимо реши- 198

тельно отказаться от всяких форм механического принуждения: они не только ничего не дают, но приносят вред. Для воспитательного воздействия открывается другой широкий и очень действенный путь, путь чуткого, осторожного руководства, совета, создания новых интересов. Сами юные люди часто ещё не знают в точности своих подлинных интересов и плывут по воле ветров. Как правило, они очень охотно идут за рекомендацией, если она в их глазах достаточно надёжна и оставляет им достаточный простор для удовлетворения своих индивидуальных стремлений. Для такой рекомендации, конечно, прежде всего нужно широкое и глубокое знание литературы, а также внимательное изучение юного читателя. Необходима также полная ясность в тех решающих идейных принципах, на основе которых будут производиться выбор и рекомендация соответствующих книг.

Коренной принцип в отборе литературы для юных людей, который мы здесь должны отметить, это идейная связь с современностью. Изучение психологии юных читателей убеждает нас в том, что их интересы стоят в самой живой связи с великими событиями современности, и переживаемая нами эпоха социального и экономического переустройства, борьба нашей страны за коммунизм находят у юности живейшие отклики. Советские дети интенсивно живут общей жизнью со всей страной. Они непосредственно откликаются на великие события, происходящие в их социалистическом отечестве. Высотные полёты в стратосферу, путешествие на северный полюс, льдина, дрейфующая с группой учёных в океане, — всё это владело умами юных людей в мирный период строительства. Позднее их захватила и победила героика Великой Отечественной войны, а в наши дни волнуют проблемы подготовки к переделке климата, наступления на засуху и многие другие грандиозные события окружающей действительности. Нельзя также забывать, что дети наши являются часто не только свидетелями, но и участниками, в меру своих сил и возраста, больших общественных дел и начинаний Советской страны. Попытка отгородить детей от современности на основании биологизаторских псевдонаучных теорий не только порочна, но и заведомо обречена на провал. Интерес юных людей к современности является тем критерием, с каким они обращаются и -в прошлое, с каким изучают все стороны жизни. В непонимании этого и заключалась ошибка тех, кто пытался, например, вести детей в чтении по биогенетическому закону — через все формы литературы в той последовательности, как они возникали в истории человечества. Дети страдают и опустошаются на этих путях. Большею же частью они неудержимо выходят сами, собственными силами на правильную дорогу.

Этот принцип связи детского чтения с современностью и своей эпохой непосредственно сочетается с другим важнейшим требованием возрастного соответствия. Это требование, казалось бы, является общепризнанным. Но нужно сказать, что и здесь мы допускаем ошибки, забывая, что возрастные интересы не отграничены точными пределами друг от друга, а чрезвычайно текучи и допускают всякого рода индивидуальные отклонения. Важно учитывать также, что юные люди, естественно, стремятся выйти из рамок своего возраста, что они целиком повёрнуты в своих интересах к будущему. В этом отношении является грубой ошибкой замыкать различные читательские возрасты в строгие границы определённых видов литературы, как, например, младших в сказку, средних в робинзонаду и так далее, чего требуют многие зарубежные психологи (Бюлер и др.). В основу теории буржуазных исследователей положены порочные идеалистические принципы изучения ребёнка. Эти теории должны быть беспощадно отвергнуты, иначе они приведут к отрыву от жизни, к потере влияния руководителей на юного читателя.

В своём, развитии юность готова идти вперёд на всех парусах. Мы, зрелые, пожилые люди, хорошо знаем, как с возрастом меняется оценка времени и темпа. Если нам кажется, что дни бегут быстро и «не оглянешься», как время успевает напудрить голову и ты становишься стариком, и мы как бы стремимся задержать время, то у детства и юности — обратная тенденция: для них годы идут долго, медленно, и они нетерпеливо стремятся подогнать время, чтобы стать взрослыми, т. е. полноценными деятелями. Это стремление может иметь свои крайности и привести к нарушению важного психолого-педагогического закона, требующего, чтобы на каждой ступени своего развития юность вызрела и взяла всё, что ей полагается по возрасту. В чтении необходимо знать строгую меру, не тормозя и не стесняя стремлений ребёнка, не слишком

И торопить, но помогать юному читателю полностью И всесторонне освоить новый материал. В области духовной культуры скороспелки оказываются большей частью непрочными и неполноценными. В частности, не следует детей торопить к серьёзной литературе, не следует ме* шаТь им наслаждаться в чтении шуткой, юмором, занимательностью и т. д. Это диктуется здравым отношением к возрастным потребностям; нередко они досадны с точки зрения взрослых, но имеют свой смысл, своё положительное значение в развитии детей. Нельзя забывать, что в чтении юность находит важную возможность дать выход, разряд известным своим потребностям. Юный человек по своей природе и в чтении является не только Потребителем, но и деятелем; он и познаёт жизнь с помощью книги и участвует в ней своим активным сопереживанием героям, своеобразным соавторством с писателем с помощью бурлящей фантазии и воображения, которые позволяют юному человеку не столько созерцать Изображаемую действительность, сколько чувственно^ эмоционально проникать в неё.

Недостаточно рекомендовать книги, надо ещё уметь организовать для чтения их досуг. Конечно, юные люди в большинстве своём рвутся к чтению и находят для Него время. Но в сё-таки нужно иметь в виду, что нередко школьные, семейные обязанности и читательские потребности приходят в Столкновение. Очень важно, чтобы по семьям* и частью по школам перестали смотреть на свободное чтение, как на своего рода роскошь, как на «пустую трату времени» («ты лучше бы взялся за учебник»). Надо юного читателя, где можно, оградить соответствующим разъяснением от помех и вредных попрёков. Надо оградить их досуг и дать возможность пополнять свои знания внешкольным чтением.

Совершенно ясно, что для правильного использования чтения нужно всячески стимулировать у юного читателя волю к углублению в книгу. Чтение не должно быть скольжением пр внешне «интересным» событиям. Надо приучать юного читателя искать и находить материал для размышления, оценки, чтобы у него являлось желание обсудить содержание прочитанного, желание прочесть или послушать критические замечания и т. д. Это отнюдь не ведёт к борьбе с занимательностью, которая весьма важна в воспитательном отношении. Нужно

только постепенно прививать юным людям понимание того, что занимательностью не исчерпывается значение книги. Библиотекарь, родители, воспитатель могут уже с детства стимулировать у юных людей навык обращаться к книге по всяким подходящим поводам. Гарин в «Детстве Тёмы» правильно отметил, что дети далеко не сразу осмысливают значение книги и чтения, как мощного источника осведомления во всех отношениях.

Проблема сближения юности с книгой на современном уровне культуры — это проблема необходимого жизненного, идейного вооружения юности. Помощь юным читателям со стороны руководителей может осуществляться по-разному. Плодотворным является соревнование; всем известно, сколько ребят идут в библиотеку вначале только потому, что туда пошли их товарищи и отставать они не хотят. Можно это товарищество и соревнование использовать и при обсуждении книг, при углублении в их содержание («кто лучше скажет», «кто лучше, правильнее понял»). Мне в роли чтеца, как указывалось выше, не раз приходилось с успехом использовать этот приём с младшими детьми обычно это давало хорошие результаты, повышалось внимание, мысль у малышей деятельно работала. Иногда я прибегал к методу прерванного рассказа: в самом волнующем месте я останавливался под тем или иным оправданным предлогом, и моим слушателям приходилось размышлять и спорить, чтобы предугадать дальнейшее; это резко повышало деятельность мысли, интерес к произведению. По нашей просьбе мальчик, хороший рассказчик, передал ребятам содержание повести Катаева «Сын полка»; но доведя свое повествование до самого интересного места, прервал, сославшись по уговору на то, что забыл, что идёт дальше; он выслушал много попрёков, но зато мальчики тут же кинулись в библиотеку добывать эту книгу. Полезным приёмом для возбуждения интереса к чтению является вовремя и кстати «подсунутая» книга. В нашем материале мы нашли записи ряда таких случаев, когда юный человек, несклонный к чтению, но в силу того, что его осторожно натолкнули на интересную книгу, загорался читательским жаром. Такую роль в ряде случаев сыграли, например, «Молодая гвардия» Фадеева, «Как закалялась сталь» Островского и другие книги. Можно было бы привести ряд фактов, когда удачные стимулы шли от инсценировок.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ Внеклассные - Дополнительные занятия, Автор - Рубинштейн М.М.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ, ЧТЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика