Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Стенография (Вексман, Каждая, Порто) 1977 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Стенография (Вексман, Каждая, Порто) 1977

 

Назначение: Учебное пособие по факультативному курсу для IX—X классов

"Просвещение" Москва 1977

Авторство: Вексман P.A., Каждая Я.Е., Порто Т.С.

Формат: PDF Размер файла: 32.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Советы учащимся ...... 5

Глава I. Алфавит и слитные знаки 7

§ 1. Характеристика стенографического письма —

§ 2. Алфавит и соединения знаков. Гласные А — Я в середине слова. Цифры и числительные . 9

Группировка знаков алфавита по размеру н форме 10

Соединение знаков . . 12

Гласные А—Я в середине слова . ... 13

Цифры и числительные . . . 14

§ 3. Удвоенные согласные. Мягкий знак. Знаки препинания. Заглавные буквы * . .15

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....
§ 4. Гласные А —Я в начале слова . 17
§ 5. Слитные знаки первой группы .19
§ 6. Сокращенное обозначение слов . .... 21
Использование алфавитных и слитных знаков в качестве сокращений —
Сокращенная запись слова его началом 26
§ 7. Особые соединения знаков согласных. . . . 29
Использование особых соединений согласных в качестве сокращений . . 31
Глава II. Слитные знаки и гласные ... 33
§ 8. Гласные И — Ы в начале н середине слова —
Некоторые сокращения с гласными И — Ы . . . . .36
§ 9. Правило линейности 38
§ 10. И тз середине и в конце слова ". 39
$11, Гласные Е— Е— Э . .40
Сокращения с гласными Е — Э . . .44
§ 12. Сокращенная запись слов путем изменения позиции или размера знаков 47
Изменение позиции знаков —
Изменение размера знаков . . .49
§ 13. Слитные знаки первой группы, связанные с буквой Л ... 51
§ 14. Слитные знаки второй группы 54
§ 15. Использование слитных знаков второй группы 56
§ 16. Гласные О, У—10 в начале и середине слова 62
Сокращения с гласными О, У—Ю . . . . . . . .71
§ 17. Особые соединения с гласной О 73
Сокращения, включающие особые соединения с гласной О . 74
§ 18. Две гласные, стоящие рядом 76
§ 19. Сравнительный обзор гласных в середине слова .... 79
§ 20. Сокращенная запись местоимений 80
§ 21 Тренировочные таблицы (гаммы) 84
§ 22. Использование цифр и математических знаков для записи сокращений 88
Советы учащимся ............. 96
Г л а в a HL Окончания 97
§ 23. Окончания глаголов
§ 24. Окончания со слогом БА 103
§ 25. Окончания существительных 108
Сокращения со знаками окончаний существительные . 113
§ 26, Окончания прилагательных 117
Глава IV. Приставки 126
§ 27. Линейные знаки для приставок 127
Сокращения с использованием линейных приставок . . .129
§ 28. Подлинейньте знаки для приставок 132
Сокращения с использованием подлинейных приставок , . 134
§ 29. Пропуск второй приставки слова 138
Глава V. Корни 147
§ 30. Позиционные знаки для корней —
§ 31. Линейные знаки для корней .... 148
Сокращения с применением линейных корней 151
§ 32. Подлинейные знаки для корней . 154
Сокращения с применением подлинейных корней .... 156
Глава VI. Сокращенная запись отдельных слов 167
§ 33. Запись началом слова —
§ 34. Сокращенная запись слов началом — концом . . 169
§ 35. Запись концом слова 174
§ 36. Условные сокращения 176
§ 37. Сводные таблицы сокращений 182
Глава VII. Запись сложных слов 183
§ 38, Запись каждого корня
Пропуск соединительной гласной, приставки и суффикса
Слияние одинаковых или однородных знаков . . . ,192
Прием отрыва и перечеркивания при записи второго корня 194
§ 39. Гнезда сложных слов ',198
Гнезда сложных слов с общим первым корнем 199
Гнезда сложных слов с общим вторым корнем 203
Глава VIII. Фразеограммы . 211
§ 40. Простое соединение слов
§ 41. Запись фразеограмм началом каждого слова 214
Сокращенная запись первого слова (прилагательного)
Сокращенная запись второго слова (существительного).221
§ 42. Запись второго слова (существительного) конечным знаком или серединой слова 224
§ 43. Слияние одинаковых или однородных знаков во фразеограммах 229
§ 44. Фразеограммы с отрывом или перечеркиванием . ... 230
Фразеограммы с отрывом —
Фразеограммы с перечеркиванием 235
§ 45. Фразеограммы из разных частей речи 238
§ 46. Фразеограммы с пропуском слов 241
Пропуск повторяющихся слов —
Пропуск близких или противоположных по значению слов . 242
Пропуск промежуточных слов 245
§ 47. Идеограммы 250
Справочный словарь 252

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Стенография (Вексман, Каждая, Порто) 1977 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....
ВВЕДЕНИЕ
Стенография зародилась в Древнем Египте, но наибольший расцвет она получила в Древней Греции и Риме. Автором древнеримской стенографии считается Тирон, раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона. По свидетельству историка Плутарха, Тирон обучил изобретенным им знакам нескольких молодых сенаторов, которые в 63 году до нашей эры записали обвинительную речь Катона Младшего против Катилины.
Знаки древнеримской стенографии, разработанной в I веке до нашей эры (Тироновы ноты).
Через 2000 лет, в 1937 году, стенографы разных стран, собравшиеся в Лондоне на конгресс, отметили юбилей этого события — первого в истории публичного применения стенографии.
Само слово «стенография» появилось в 1602 году. Англичанин Джон Уиллис назвал свой труд «Искусство скорописи, или Стенография». В переводе с греческого «стенография» означает «узкопись, теснопись». В Чехословакии и сейчас стенографию называют «теснописью».
На Руси искусство скорописи известно давно. В XV веке в древнем Новгороде скорописцы записывали высказывания на собраниях народного вече.
Первая разработанная система стенографии появилась в России в конце XVIII века. Это был перевод французской системы на русский язык, сделанный Францем Анри. В 1820 году вышла в свет одна из первых книг по русской стенографии — «Графодромня» М. А. Корфа, соученика А. С. Пушкина по лицею.
Великие русские писатели Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский пользовались услугами стенографов, признавая превосходство стенографии перед обычным письмом. Фундаментальные труды виднейших русских ученых Д. И. Менделеева («Основы химии») и
И. Е. Жуковского («Основы воздухоплавания») были составлены авторами по стенографическим записям прочитанных ими лекций.
Однако в царской России стенография применялась крайне редко, знание ее было недоступно широким массам. Считанное число стенографов имелось лишь в самых крупных центрах, таких, как Петербург, Москва, Киев, Харьков, Минск.
После Великой Октябрьской социалистической революции появилась огромная потребность в стенографах, преимущественно высшей квалификации ('Съездовских). Эту потребность не сразу удалось удовлетворить. Однако небольшой отряд советских стенографов сделал многое, чтобы запечатлеть историю Октября, подготовить новые кадры, внедрить стенографию в массы.
Работа советских стенографов была высоко оценена в выступлении М. И. Калинина на Первой Всесоюзной конференции стенографов в марте 1925 года: «...я пришел засвидетельствовать свои симпатии -работникам стенографии и указать на важность и значение этой отрасли науки. Я знаю, что работники стенографии — это наши самые близкие помощники...» Аналогичные отзывы были даны замечательными деятелями того времени: Е. М. Ярославским, А. В. Луначарским, Л. Б. Красиным, Н. А. Семашко, Г. В. Чичериным и др.
В дальнейшем стенография приобретает права гражданства в нашей стране в качестве рационализированного письма, облегчающего любой письменный труд. Даже на начальных стадиях обучения стенография в 3—4 раза ускоряет запись: если обычным письмом можно записать лишь 15—20 слов в минуту, то с помощью стенографии каждый грамотный человек после прохождения теории и небольшой тренировки достигает скорости 50—60 слов в минуту, а профессионалы-стенографы записывают ПО—120 слов в минуту.
Сейчас, когда наша страна уделяет огромное внимание научной организации труда (НОТ), значение стенографии как фактора, позволяющего экономить время и труд при выполнении любой письменной работы, еще более увеличивается.
Учащиеся школ, изучающие стенографию, уже в процессе обучения смогут использовать ее для конспектирования уроков, а в дальнейшем, обучаясь в техникуме или вузе, — при записи лекций. Она окажет им также неоценимые услуги в любой работе, связанной с умственным трудом.
Советские стенографы провели большую работу по упорядочению и развитию стенографического образования, созданию наиболее совершенной системы стенографии. Разнообразие стенографических систем в России, как в предреволюционные годы, так и в первые годы после Октябрьской революции вносило разнобой в преподавание, мешало плановой подготовке преподавателей стенографии, выпуску учебников.
Постановлением ВЦИК от 10 июня 1933 года в РСФСР была введена Государственная единая система стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н.И. Соколова. Как показывают прошедшие годы, введение единой системы вполне оправдало себя не только в РСФСР, но и за ее пределами: ГЕСС была приспособлена к украинскому, грузинскому, узбекскому, татарскому языкам, а также к польскому языку.
Специалисты стенографии продолжали совершенствовать систему, стремясь к тому, чтобы она соответствовала требованиям научно-технической революции и стала еще более доступной широким массам, в первую очередь школьникам и студентам.
В 1967—1968 годах был создан новый усовершенствованный вариант системы стенографии. В новый вариант внесен ряд улучшений в построение системы, упрощены многие правила, что в конечном итоге дает возможность сократить сроки прохождения теории на 2—3 месяца.
Настоящее, третье издание учебного пособия переработано применительно к новому варианту системы как в смысле начертаний отдельных букв и сокращений, так и в методике подачи материала. Так, например, слитные знаки показаны вместе с алфавитом, что облегчает их усвоение, большинство упражнений и текстов заменено, в словарь введен ряд новых сокращений и фразеограмм и т. п.
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ
Стенографией может овладеть каждый грамотный человек. При каких условиях процесс обучения будет протекать наиболее эффективно?
1. Прежде всего, надо запастись 2—3 шариковыми ручками или авторучками, гладкой бумагой (тетрадями или блокнотами вначале в две линейки, а позднее в одну). Чернила па бумаге не должны расплываться, перо не должно застревать. Иначе стенографировать и читать свои стенограммы будет трудно.
2. В начале обучения пишите медленно, медленнее, чем при обычном письме, все внимание сосредоточьте па точном выписывании знаков, их форме, размере, наклоне, положении на строке. Только так вы сможете развить правильным стенографический почерк, что предохранит вас от деформации знаков и облегчит чтение стенограмм. И в дальнейшем, когда уже овладеете стенографией, время от времени прибегайте к медленному точному письму.
3. Стенография — это практическая дисциплина. Чтобы овладеть ею, недостаточно знать правила теории и сокращения, нужно приобрести навыки быстрой записи, превышающей скорость обычного письма в 3—5 раз. Обучение стенографии можно сравнить с занятиями по музыке: даже в совершенстве зная но- TIJ, нельзя стать музыкантом; надо играть ежедневно, развивать беглость пальцев.
4. Многие упражнения в пособии даны и в стенограмме и в переводе. Не соблазняйтесь легкой возможностью просто списать стенограмму или прочитать ее перевод. Пытайтесь сами правильно застенографировать текст, точно расшифровать стенограмму, а потом только проверяйте себя по книге. Если ошибок много, повторяйте упражнение, пока не добьетесь хороших результатов. Чем больше будете писать и читать, тем скорее выработаете автоматизм письма и навыки быстрого чтения,
Полезно также каждое упражнение после проработки написать под диктовку 2—3 раза, привлекая на помощь родных, друзей. Вам надо развить у себя умение писать на слух.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙Факультативное, углубленное, усиленной сложности, Скоропись - Стенография, Автор - Порто Т.С., Автор - Вексман P.A., Автор - Каждая Я.Е., ★Все➙ Скоропись, скорочтение, быстрый счет, быстрое запоминание

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика