Человек – Анатомия, Физиология, Гигиена 8 кл 1979 год Советские учебники

Скачать старый учебник

 Человек – Анатомия, Физиология, Гигиена 8 кл

Назначение: Учебник для 8 класса советской средней школы

© Москва «Просвещение» 1979

Авторство: Анна Моисеевна Цузмер, Оксана Леонтьевна Петришина

Формат: DjVu, Размер файла: 5.94 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Как пользоваться учебником 2 

Введение 3 

I. Общее знакомство с организмом человека 6 

1. Органы и системы органов 

2. Клетка и ее размножение 11 

3. Химический состав клетки и ее жизненные свойства 14 

4. Что такое ткань. Эпителиальные и соединительные ткани 17 

5. Мышечные и нервная ткани 18 

6. Рефлекс и рефлекторная дуга. Торможение 22 

См. оглавление полностью...

II. Опорно-двигательная система 27 

7. Значение опорно-двигательной системы Строение скелета 

8. Строение и рост костей 34 

9. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей 37 

10. Мышцы и их функции 40 

11. Работа мышц 45 

12. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц 48 

III. Кровь 53 

13. Внутренняя среда организма 

14. Плазма крови 54 

15. Эритроциты и лейкоциты 59 

16. Иммунитет 63 

IV. Кровообращение 69 

17. Движение крови и лимфы в организме 

18. Сердце 73 

19. Работа сердца 75 

20. Движение крови по сосудам 78 

21. Первая помощь при кровотечениях 84 

22. Гигиена сердечно-сосудистой системы 87 

V. Дыхание 92 

23. Органы дыхания 

24. Газообмен в легких и тканях 97 

25. Дыхательные движения 

26. Нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений 105 

27. Болезни, передающиеся через воздух. Реанимация 107 

VI. Пищеварение 112 

28. Питательные вещества и пищевые продукты 

29. Строение органов пищеварения 115 

30. Пищеварение в полости рта. Глотание 118 

31. Пищеварение в желудке 121 

32. Изменение питательных веществ в кишечнике 125 

33. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний 129 

VII. Обмен веществ 133 

34. Водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмен 

35. Ассимиляция и диссимиляция две стороны единого процесса обмена веществ 137 

36. Нормы питания 139 

37. Витамины 142 

VIII. Выделение 148 

38. Органы выделения 

39. Образование мочи 149 

IX. Кожа I52 

40. Значение и строение кожи 

41. Роль кожи в регуляции температуры организма 135 

42. Закаливание организма 158 

43. Гигиенические требования к одежде 161 

X. Нервная система 163 

44. Развитие нервной системы и ее значение 

45. Строение и функции спинного мозга 166 

46. Задний, средний и промежуточный мозг 171 

47. Вегетативная нервная система 173 

48. Большие полушария головного мозга 176 

XI. Органы чувств 182 

49. Значение органов чувств 

50. Орган зрения 183 

51. Функции органа зрения и его гигиена 185 

52. Орган слуха, его функции и гигиена 193 

53. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса 197 

XII. Высшая нервная деятельность 203 

54. Образование условных рефлексов 

55. Торможение условных рефлексов 208 

56. Высшая нервная деятельность человека 211 

57. Гигиена нервной системы 214 

58. Сон и его значение 219 

XIII. Железы внутренней секреции 223 

59. Гормоны. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Надпочечники 

60. Щитовидная железа и гипофиз 226 

XIV. Развитие человеческого организма 230 

61. Размножение в органическом мире 

62. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение 232 

63. Развитие зародыша человека 235 

64 Послезародышевое развитие человека 239 

Заключение 243 

Лабораторный практикум 245

Скачать бесплатный учебник  СССР - Человек – Анатомия, Физиология, Гигиена 8 кл 1979 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ 

      

      Изучая зоологию, вы убедились в том, что разнообразие современного животного мира — это результат длительного исторического развития живых организмов, происходившего на протяжении многих сотен миллионов лет. На определенном этапе этого процесса в длинной цепи организмов возникло новое звено — человек. У него сохранилось много общих черт с животными. Но человек резко отличается от животных. Общественный труд людей влияет на всю окружающую природу. Эта отличительная черта связана с высоким развитием головного мозга человека. Самыми сложными проявлениями деятельности этого органа являются сознание и отвлеченное мышление. Именно поэтому человечество смогло пройти в своем развитии длинный путь от собирания дикорастущих растений и охоты на диких животных до применения научных методов земледелия и животноводства, от устройства жилищ в пещерах до строительства современных городов, от грубо обработанных каменных орудий до сложнейшей техники наших дней, позволяющей людям использовать энергию атома и открывающей им путь в космос. 

      Развитие науки позволило проникнуть в ранее неведомые тайны природы, в том числе и в сокровенные процессы жизни растений, животных, человеческого организма. 

      Знания по ботанике и зоологии окажут вам большую помощь при усвоении курса анатомии, физиологии и гигиены человека. Какие же вопросы изучают эти науки? 

      Анатомия — наука, изучающая строение и форму организма и его органов. 

      физиология — наука, изучающая жизненные функции целостного организма, отдельных органов и их систем. 

      Гигиена — это наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха. 

      Эти три науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе их основы изучают вместе. 

      Каждый человек должен быть знаком со строением и функциями своего организма. Здоровье любого из нас в значительной степени зависит от сознательного соблюдения гигиенических правил. Понятно, какое большое значение для вас будет иметь знание научно обоснованных правил личной и общественной гигиены. Применяя на практике гигиенические правила, вы сумеете укрепить свой организм, закалить его, уберечь себя от различных заболеваний. Это поможет вам стать физически развитыми, здоровыми людьми, способными к любому труду. 

      Анатомия, физиология, гигиена и некоторые другие науки составляют основы современной медицины. Изучая строение и функции организма человека, эти науки в тесном содружестве делают все новые и новые успехи в предупреждении и лечении болезней. Огромных успехов достигла в наши дни хирургия. Нож хирурга проникает теперь даже в те органы, малейшее повреждение которых грозит человеку мгновенной смертью — в сердце, головной мозг. Десятки тысяч человеческих жизней отвоевывает хирургия у смерти, возвращая обреченных людей к труду, к творчеству. 

      Наша отечественная наука внесла большой вклад в развитие медицины. Так, выдающийся врач-анатом Н. И. Пирогов заложил основы многих областей современной хирургии. Советские ученые-медики А. В. и А. А. Вишневские, А. Н. Бакулев, Н. П. Амосов и другие сыграли важную роль в разработке методики операций на сердце. Наш физиолог В. Демихов разработал методику пересадки сердца от собаки собаке. В дальнейшем в ряде стран мира эта методика была использована уже на людях. 

      В течение многих столетий грозные эпидемии заразных болезней — чумы, холеры, черной оспы — беспрепятственно распространялись, опустошая села, города и даже целые страны. Теперь медицина находит действенные средства предупреждения эпидемий. В этом ей помогают такие науки, как микробиология и вирусология. Их достижения дали возможность обнаружить не видимых невооруженным глазом возбудителей многих инфекционных болезней. 

      Каким же образом науке удалось проникнуть в тайны строения и функций человеческого организма? 

      Пирогов Николай Иванович (13 ноября 1810 — 23 ноября 1881) — хирург и анатом, исследования которого положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, основоположник военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской Академии наук. 

      Пирогов впервые в истории хирургии применил эфир для наркоза в условиях войны; создал ряд новых методов операций, носящих его имя. 

      Труды Н. И. Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Например, «Топографическая анатомия» (1854) принесла ему мировую славу и до сих пор является настольной книгой врачей-хирургов. 

      Вскрытие трупов людей позволило анатомам подробно изучить строение человеческого тела и его органов. Сравнивая строение человека со строением позвоночных животных, ученые обнаружили большое сходство. Это дало возможность физиологам использовать животных для постановки опытов, выясняющих функции органов человека. 

      Некоторые физиологические наблюдения удается проводить и на организмах людей. Например, ученые обнаружили, что в некоторых органах животных и человека непрерывно возникают очень слабые электрические токи, названные биотоками. Они изменяются в зависимости от состояния органов: при относительном покое характер биотоков иной, чем во время деятельности. Биотоки улавливают и записывают при помощи специальной, очень чувствительной аппаратуры. Этот метод исследования не только помогает изучать функции некоторых органов человека, но и позволяет устанавливать отдельные его заболевания. Запись биотоков сердца — электрокардиограмма — нередко дает врачам возможность выявить болезнь этого органа. 

      Проникновение науки в сущность сложнейших жизненных процессов, совершающихся в человеческом организме, нанесло сокрушительный удар религиозным представлениям о человеке как «венце творения божия». Физиология человека дает убедительные доказательства несостоятельности утверждений, будто жизнь и ее проявления, а также сознание и мышление, присущие людям, зависят от частицы «духа божьего», которую «создатель» якобы вдохнул в человека. Таким образом, изучение физиологии служит одной из важных основ формирования подлинно научного мировоззрения. 

      

      I. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА 

      

      1. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ 

      

      Сходство человека с животными. Уже при наружном осмотре легко заметить сходство человека с наземными животными. У людей, как и у этих животных, тело расчленено на голову, туловище и две пары конечностей. Особенно велико сходство человека с млекопитающими животными. Развивающийся зародыш человека вынашивается внутри тела матери, младенцы вскармливаются материнским молоком. На коже человека нетрудно заметить короткие, редко расположенные волосы. Они напоминают волосяной покров млекопитающих. Это сходство проявляется и в наличии многочисленных сальных и потовых кожных желез. Указанные признаки, как и наличие ушных раковин, ногтей, соответствующих когтям или копытам животных, строение зубной системы, свидетельствуют о том, что человек принадлежит к классу млекопитающих. Еще больше убеждает в этом сравнение внутреннего строения человека и млекопитающих животных. 

      Сравните внутреннее строение кролика и человека, пользуясь рисунками. 

      Найдите мышечную перегородку — диафрагму (1), которая отделяет грудную полость от брюшной. 

      Рассмотрите находящиеся в грудной полости сердце (2), крупные кровеносные сосуды (3)7 дыхательную трубку — трахею (4), легкие (5) и пищевод (6), расположенный позади трахеи. Найдите в брюшной полости желудок (7), тонкую (8) и толстую (9) кишки, печень (10), поджелудочную железу (11), лежащую в петле тонкой кишки под желудком, и селезенку (12). В глубине брюшной полости рассмотрите продолжения кровеносных сосудов и две почки (13), имеющие форму бобов. От почек отходят тонкие трубочки — мочеточники (14), которые впадают в мочевой пузырь (15), расположенный в нижней части брюшной полости. 

      

      Системы органов. Сердце, кровеносные сосуды, легкие, почки — все это органы, т. е. части организма, выполняющие в нем различные функции. Каждый орган выполняет в нашем теле определенные функции. 

      Одни органы защищают тело от повреждений, другие обеспечивают его движения, в третьих изменяется пища и превращается в вещества, из которых строится организм, четвертые непрерывно доставляют кровь всем органам. 

      Группы органов, выполняющих совместно общие функции, образуют системы органов. В своей деятельности системы органов связаны между собой. Согласованные процессы, одновременно протекающие в них, обеспечивают жизнь всего организма. 

      Система покровных органов образована кожей, покрывающей тело снаружи, и влажными слизистыми оболочками, выстилающими изнутри, например, полость рта, носа, внутреннюю поверхность пищеварительного канала, дыхательных путей. Эти органы защищают наш организм от различных 

      внешних воздействий, высыхания, резких колебаний температуры, от проникновения вредных веществ и микробов. 

      Опорно-двигательную систему составляют скелет и мышцы. Костный скелет — это твердая основа нашего организма. К костям прикреплены скелетные мышцы (2). С их помощью совершаются различные движения, такие, как ходьба, бег, физическая работа. 

      Пищеварительная система (рис. Ш) начинается полостью рта (1). Оттуда пища поступает в глотку (2), затем л пищевод (3). Дальнейшее переваривание пищи происходит в желудке (4) и кишечнике (6). Переваривающаяся пища подвергается действию пищеварительных соков, которые вырабатываются в пищеварительных железах (5), например слюнных. В результате образуются вещества, необходимые для построения тела и для деятельности всех его органов. Эти вещества переносятся кровью от кишечника во все участки тела. 

      Кровеносная система (рис. в) снабжает все органы питательными веществами и кислородом, которые необходимы для обеспечения жизненных процессов в организме. Удаление из органов некоторых образующихся в них веществ, например углекислого газа С02, также осуществляется кровеносной системой. 

      Эти функции выполняет кровь, непрерывно омывающая все части нашего тела. Движение крови по кровеносным сосудам (2) происходит благодаря сокращениям мышечного органа — сердца (1).

      Система органов дыхания (рис. 6) обеспечивает насыщение крови кислородом и освобождение ее от углекислого газа. Воздух проникает сначала в носовую полость (1), затем в носоглотку (2), гортань (3), дыхательную трубку — трахею (4) и наконец в легкие (5). В легких кровь обменивается газами с атмосферным воздухом. 

      Основные органы выделения (рис. 6) — это почки (6). В этих органах кровь освобождается от некоторых растворенных в ней веществ, подлежащих удалению из организма. В почках образуется моча, которая через мочеточники (7) стекает в мочевой пузырь (8), откуда и удаляется наружу. 

      Нервная система играет огромную роль в осуществлении деятельности всех органов тела. Любое нарушение связи между нервной системой и каким-либо органом ведет к прекращению нормального его функционирования. 

      Велико значение нервной системы в согласовании деятельности всех органов тела. Наконец, благодаря нервной системе поддерживается постоянная связь между организмом и окружающим его внешним миром. Эта связь осуществляется через систему органов чувств. 

      Нервная система (рис. Я) образована головным (1) и спинным (2) мозгом, от которых отходят нервы (3), пронизывающие все участки тела. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему, а нервы относятся к периферической нервной системе. 

      Железы внутренней секреции (рис. Щ) — это органы, которые вырабатывают и выделяют в кровь особые вещества. Кровь разносит их по всему телу. Вещества, образуемые железами внутренней секреции, оказывают мощное воздействие на функции ра (личных органов. 

      Гак, одно и( веществ, выделяемых в кровь надпочечниками, усиление и учащение сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов, расширение зрачка глаза и ряд других изменений. 

      Среди желез внутренней секреции отметим, например, надпочечники (1), щитовидную железу (2), нижний мозговой придаток (3). 

      Система органов размножения обеспечивает воспроизведение организмами себе подобных — продолжение рода. К этой системе относятся мужские половые железы — семенники, женские половые железы — яичники, а также матка, внутри которой происходит развитие зародыша. 

      

      Орган, функции органов. Система органов. 

      1. В чем сходство млекопитающих животных с человеком? 2. Какие вы знаете системы органов? 3. К какой системе органов принадлежат кожа и слизистые оболочки? 4. Каково значение опорно-двигательной системы? 5. Какие органы образуют пищеварительную систему и каково ее значение? 

      6. Какие органы кровеносной системы вы знаете и каково ее значение? 7. Какими органами образована система органов дыхания? 8. Какое значение имеет дыхание? 9. Каково значение выделительной системы и какие органы ее образуют? 10. Какие функции в организме осуществляет нервная система и из каких органов она состоит? 11. Какую роль в организме играют железы внутренней секреции? 12. Каково значение системы органов размножения? 

      

      2. КЛЕТКА И ЕЕ РАЗМНОЖЕНИЕ 

      

      Строение клетки. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение. 

      До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, дающего увеличение до двух тысяч раз. Но после того как был сконструирован электронный микроскоп, позволяющий достигать увеличения до миллиона раз, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки. 

      Познакомьтесь по рисунку со строением клетки под электронным микроскопом.

 

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика