Самостоятельные работы учащихся по биологии растения (Розенштейн) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для учителей
Пособие предлагает варианты самостоятельных работ с использованием методических рисунков, схем, таблиц, а также натуральных объектов на уроках для проверки и закрепления знаний учащихся на уроках по биологии в VIVI I классах. К рекомендуемым работам учитель может подойти творчески: выбрать те из них, которые считает наиболее целесообразными и доступными в конкретных условиях школы, создать свои задания по типу тех, что представлены в пособии.
© "Просвещение" Москва 1988
Авторство: А.М. Розенштейн
Формат: PDF Размер файла: 7.35 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
VI класс
Общее знакомство с цветковыми растениями 5
Клеточное строение растительного организма , . . . . 12
Корень 20
Побег 30
Вегетативное размножение цветковых растений . . . . 57
Цветок и плод 59
Семя ,
Растения и окружающая среда . 77
VII класс
Введение . . 82
Отдел покрытосеменные растения 83
Сельскохозяйственные растения 112
Отделы растений . ... 118
Развитие растительного мира 135
Бактерии 137
Грибы. Лишайники . . . . 139
Скачать бесплатный учебник СССР - Самостоятельные работы учащихся по биологии растения (Розенштейн) 1988 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие представляет собой сборник заданий для учащихся, в котором содержатся самостоятельные работы, направленные па усвоение нового материала, и работы, проводимые с целью закрепления и проверки усвоения изученного материала.
Самостоятельные работы предусматривают широкое использование натуральных объектов — живых растений, гербария, материала, фиксированного в растворе поваренной соли или сахара, микропрепаратов и лабораторного оборудования — микроскопов, препаровальных и ручных луп, пинцетов и т. п.
Если лабораторное оборудование школы приобретают в магазинах, то натуральные объекты в основном заготавливают учащиеся под руководством учителя во время экскурсий, летних каникул или приносят со школьного учебно-опытного участка.
Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных работ. Наиболее целесообразно такое проведение этих работ, когда каждый учащийся (или два из них) имеет на руках, кроме натуральных объектов, текстовую карточку с заданием и немой рисунок (если этого требует задание). Текст задания может быть перепечатан на машинке, а рисунки перефотографированы или перерисованы.
Выполняя работу, учащиеся должны писать в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.
Однако к такого рода работам школьников следует готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения самостоятельных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а учитель спрашивает учащихся, как следует выполнять этот пункт.
Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, предлагает дополнительные вопросы.
В связи с тем что темп выполнения работ у учащихся разный, учителю следует подготовить дополнительные задания для тех учеников, которые выполняют эту работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы па которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.
После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы к заданиям, рассказывают о ходе их выполнения.
При выполнении самостоятельных работ по предлагаемым в данном пособии заданиям учитель, исходя из степени подготов-
ценности учащихся, может исключить те пункты заданий, которые он считает трудновыполнимыми.
Самостоятельные работы, направленные па усвоение нового материала и связанные с наблюдением впе урока, требуют длительных затрат времени (нескольких часов, суток, а иногда и недель). Эти работы в основном предполагают постановку опытов и наблюдений. Поэтому целесообразно проводить их не со всем классом, а с небольшой группой учащихся Часть таких работ можно предложить учащимся для выполнения дома (если работа пе связана с использованием специального лабораторного оборудования). Работа № 5 (с. 84) — типовая: аналогичные работы проводятся по всем изучаемым семействам растений.
Желательно, чтобы каждая такая работа завершалась демонстрацией опытов и небольшими сообщениями учащихся об организации, наблюдениях и результатах опытов. Уместно такие сообщения делать в классе, так как это, во-первых, значительно обогатит урок наглядностью, а во-вторых, заставит учеников относиться к заданиям более ответственно.
Самостоятельные работы, проводимые с целью закрепления и проверки полученных знаний, выполняются после изучения какого-либо вопроса или темы программы и могут быть предложены учащимся для выполнения на уроке или как домашнее задание. Вопросы и задания таких работ связаны с рассматриванием и сравнением натуральных объектов и их изображений па рисунках, составлением таблиц и схем, дают возможность устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь па ранее изученный материал.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, способствует повышению качества знаний.
Второе издание пособия значительно переработано и дополнено с учетом новой программы по биологии и опыта проведения самостоятельных работ учителями г. Москвы.
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО
С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Работа № 1 (лабораторная). Распознавание органов цветкового растения.
Оборудование: два экземпляра разных цветковых растений.
1. Рассмотрите одно из растений. Найдите на нем органы: корень, стебель, листья, цветки, плоды.
2. Рассмотрите другое растение, найдите у него эти же органы.
3. Сравните органы двух цветковых растений (размеры, форму, окраску). Что общего у этих двух растений? Чем они различаются?
Работа № 2 (лабораторная). Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Оборудование: плоды гороха, сурепки, подсолнечника, пшеницы, томата, сливы; препаровальный нож.
1. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Имеет ли плод гороха сочную мякоть? Сколько семян в плоде? Определите место прикрепления семени.
2. Рассмотрите внешнее строение плода сурепки. Вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? Определите место прикрепления семени. В чем сходство плодов гороха и сурепки? В чем их различие?
3. Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Вскройте его и рассмотрите внутреннее строение. Сколько семян в плоде? Легко ли отделить околоплодник от семени?
4. Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Можно ли отделить околоплодник от семени? В чем сход-
ство плодов подсолнечника и пшеницы? В чем их различие?
5. Рассмотрите внешнее строение плодов томата и сливы. Какова их форма и окраска?
6. Разрежьте препаровальным ножом плод томата вдоль и рассмотрите его внутреннее строение. Что находится под тонкой кожицей? Сколько семян внутри плода (много или одно)?
7. Разрежьте плод сливы и рассмотрите его внутреннее строение. В чем сходство внутреннего строения плода сливы и томата? В чем их различие?
Работа № 3. Оформление гербария «Органы растения».
Рис. 1.
Оборудование: засушенные цветковые растения, листы плотной белой бумаги размером 25 X X 35 см2, листы тонкой бумаги форматом 27 X Х35 см2, нитки, иголка, этикетка форматом 4Х Х8 см2, клей, кисточка.
1. Засушенное растение пришейте к листу плотной бумаги так, чтобы правый нижний угол оставался свободным. Следите за тем, чтобы растение не выступало за края листа плотной бумаги.
2. На этикетке напишите название растения, место и дату сбора, номер школы, класс и фамилию. Приклейте этикетку в правый нижний угол листа плотной бумаги, оставляя между краями этикетки и листа бумаги по 1 см.
3. На гербарном листе подпишите органы растения.